Разделы презентаций


Кафедра финансового менеджмента в государственном секторе Курс Государственные

Содержание

План лекцииБюджетный кодекс РФ Бюджетное законодательствоБюджеты бюджетной системы РФБюджетные правоотношения и полномочияБюджетный процесс

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Кафедра финансового менеджмента в государственном секторе
Курс «Государственные и муниципальные финансы»
Лекция

4
Бюджетное устройство
Российской Федерации

Кафедра финансового менеджмента в государственном сектореКурс «Государственные и муниципальные финансы»Лекция 4Бюджетное устройство Российской Федерации

Слайд 2План лекции
Бюджетный кодекс РФ
Бюджетное законодательство
Бюджеты бюджетной системы РФ
Бюджетные правоотношения

и полномочия
Бюджетный процесс

План лекцииБюджетный кодекс РФ Бюджетное законодательствоБюджеты бюджетной системы РФБюджетные правоотношения и полномочияБюджетный процесс

Слайд 3


Часть 1. Бюджетный кодекс Российской Федерации

Часть 1. Бюджетный кодекс Российской Федерации

Слайд 4Бюджетный кодекс РФ
Федеральный закон от 31.07.1998 №145-ФЗ
1991-1999 гг.
Не существовало

единого кодифицированного акта
«Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса

в РСФСР»
«О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу»
«О государственном внутреннем долге Российской Федерации»
«Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления»
«О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям»

Федеральный закон от 29.07.1998 № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»
Бюджетный кодекс РФФедеральный закон от 31.07.1998 №145-ФЗ 1991-1999 гг.Не существовало единого кодифицированного акта 	«Об основах бюджетного устройства

Слайд 5Развитие Бюджетного кодекса
Разрабатывался в 1996-1998 гг., принят 31 июля

в 1998 года, вступил в силу с 1 января 2000

года;
В 2004 году приняты комплексные поправки по вопросам межбюджетных отношений (разграничению расходных обязательств и доходных источников, ликвидации «необеспеченных мандатов», формализации трансфертов);
В 2007 году приняты комплексные поправки по вопросам организации бюджетного процесса (в том числе переходу к трехлетнему бюджету), использования нефтегазовых доходов, управления государственным долгом;
В 2010 году приняты поправки по правовому статусу казенных учреждений
____________________________________________________________________
В 2011 году планируются поправки по программному бюджету
В 2011 году планируются поправки по государственному (муниципальному) финансовому контролю)
Развитие Бюджетного кодекса Разрабатывался в 1996-1998 гг., принят 31 июля в 1998 года, вступил в силу с

Слайд 6Структура Бюджетного кодекса
Преамбула
БК РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ,

организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных

правоотношений, определяет основные бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, порядок исполнения судебных актов по обращению взысканий на средства бюджетов бюджетной системы РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ
5 частей (фактически – 4)
10 разделов (в т.ч. один – «двойной»)
34 главы (4 из них признаны утратившими силу)
Более 360 статей (в т.ч «двойных»)

Структура Бюджетного кодексаПреамбулаБК РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое

Слайд 7Часть 1 «Общие положения»
Глава 1 Бюджетное законодательство РФ

Глава 2 Бюджетные

полномочия РФ, субъектов РФ и муниципальных образований

Часть 1 «Общие положения»Глава 1 Бюджетное законодательство РФГлава 2 Бюджетные полномочия РФ, субъектов РФ и муниципальных образований

Слайд 8Часть 2 «Бюджетная система РФ»
Раздел I Бюджетное устройство РФ
Раздел II

Доходы бюджетов
Раздел III Расходы бюджетов
Раздел IV Сбалансированность бюджетов

Часть 2 «Бюджетная система РФ»Раздел I Бюджетное устройство РФРаздел II Доходы бюджетовРаздел III Расходы бюджетовРаздел IV Сбалансированность

Слайд 9Часть 3 «Бюджетный процесс в РФ»
Раздел V Участники бюджетного процесса
Раздел

VI Составление проектов бюджетов
Раздел VII Рассмотрение и утверждение бюджетов
Раздел VIII

Исполнение бюджетов
Раздел VIII-прим Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности
Раздел IX Государственный и муниципальный финансовый контроль
Часть 3 «Бюджетный процесс в РФ»Раздел V Участники бюджетного процессаРаздел VI Составление проектов бюджетовРаздел VII Рассмотрение и

Слайд 10Часть 4 «Ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ»
Глава 28 Общие

требования

Часть 5 «Заключительные положения»

Статья 307 Введение в действие настоящего

Кодекса
Часть 4 «Ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ»Глава 28 Общие требованияЧасть 5 «Заключительные положения» Статья 307 Введение

Слайд 11Новая редакция Бюджетного кодекса РФ


Бюджетный кодекс
Российской Федерации

1 января


2012/2013 года
Цели:
оптимизация структуры Бюджетного кодекса
упрощение работы с

ним
сокращение отсылочных и перекрестных норм
устранение правовых пробелов в отдельных вопросах

С 1998 года принято более 50 федеральных законов, вносящих изменения в БК

(в ред. Федеральных законов от 05.08.2000 N 116-ФЗ, от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 10.07.2002 N 86-ФЗ, от 24.07.2002 N 104-ФЗ, от 24.07.2002 N 110-ФЗ, от 07.07.2003 N 117-ФЗ, …

Новая редакция Бюджетного кодекса РФБюджетный кодекс Российской Федерации 1 января 2012/2013 годаЦели:  оптимизация структуры Бюджетного кодекса

Слайд 12


Часть 2. Бюджетное законодательство

Часть 2. Бюджетное законодательство

Слайд 13Бюджетное право
Считается частью финансового права (другие отрасли/сферы права – конституционное,

гражданское, уголовное, административное, трудовое...)
Фактические относится к предметам совместного ведения РФ

и субъектов РФ
Базовая схема: общие требования (рамочное регулирование) + нормы прямого действия для РФ
Законы субъектов РФ и правовые акты представительных органов муниципальных образований должны соответствовать Бюджетному кодексу
Бюджетное правоСчитается частью финансового права (другие отрасли/сферы права – конституционное, гражданское, уголовное, административное, трудовое...)Фактические относится к предметам

Слайд 14Федеральные законы
Бюджетный кодекс РФ

Федеральные законы о федеральном бюджете и о

бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ

Иные ФЗ, регулирующие бюджетные правоотношения (фактически

их нет)



Федеральные законыБюджетный кодекс РФ		Федеральные законы о федеральном бюджете и о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ		Иные ФЗ, регулирующие

Слайд 15Законы субъектов РФ

Законы субъектов РФ об основах бюджетного устройства и

бюджетного процесса
Законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ и

о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов
Иные законы субъектов РФ, регулирующие бюджетные правоотношения (фактически нет)


Законы субъектов РФ				Законы субъектов РФ об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса 		Законы субъектов РФ о бюджетах

Слайд 16Муниципальные правовые акты
Муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований:
об

основах бюджетного процесса
о местных бюджетах
иные муниципальные правовые акты представительных органов

муниципальных образований, регулирующие бюджетные правоотношения (фактически нет)

Муниципальные правовые акты		Муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований: 		об основах бюджетного процесса		о местных бюджетах		иные муниципальные правовые

Слайд 171. Субсидиарность (максимальная близость органов власти к потребителям соответствующих бюджетных услуг)
2. Территориальное

соответствие (максимальное совпадение территориальной юрисдикции органа власти и зоны потребления

соответствующих бюджетных услуг)
3. Внешние эффекты (чем выше заинтересованность общества в целом в реализации соответствующих функций, тем, при прочих равных условиях, за более высоким уровнем власти должно закрепляться их нормативное правовое регулирование и финансовое обеспечение)
4. Эффект территориальной дифференциации (чем выше территориальные различия в производстве и потреблении бюджетных услуг, тем, при прочих равных условиях, на более низких уровнях бюджетной системы они должны предоставляться)
5. Эффект масштаба (концентрация бюджетных расходов, при прочих равных условиях, способствует экономии бюджетных средств)

Критерии разграничения
расходных полномочий

1.	Субсидиарность (максимальная близость органов власти к потребителям соответствующих бюджетных услуг)2.	Территориальное соответствие (максимальное совпадение территориальной юрисдикции органа власти

Слайд 18ПРАВОВАЯ ФОРМА БЮДЖЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральный бюджет, бюджеты ГВФ
Бюджеты субъектов

РФ, бюджеты ТВФ
Местные бюджеты
Федеральный закон РФ
Закон субъекта РФ
Муниципальные правовые акты

представительных органов муниципальных образований

Бюджетное законодательство РФ

ПРАВОВАЯ ФОРМА БЮДЖЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФедеральный бюджет, бюджеты ГВФБюджеты субъектов РФ, бюджеты ТВФМестные бюджетыФедеральный закон РФЗакон субъекта

Слайд 19


Часть 3. Бюджеты бюджетной системы РФ

Часть 3. Бюджеты бюджетной системы РФ

Слайд 20Федеральный бюджет
Бюджеты
государственных
внебюджетных фондов
(ГВФ) РФ
Бюджеты субъектов РФ
Бюджеты
территориальных ГВФ
Местные

бюджеты
единственная допустимая форма образования и расходования денежных средств

для исполнения расходных обязательств РФ, расходных обязательств субъекта РФ, расходных обязательств муниципальных образований
Федеральный бюджетБюджеты государственныхвнебюджетных фондов(ГВФ) РФ Бюджеты субъектов РФБюджеты территориальных ГВФМестные бюджеты  единственная допустимая форма образования и

Слайд 21Унитарное государство
(Т.Гоббс)
Модели территориальной организации государства
Конфедерация
(Ш.Монтескье)

Федерация
(А.де Токвиль)
Центр
регионы
население
Центр
Регио-ны
население

Унитарное государство(Т.Гоббс)Модели территориальной организации государстваКонфедерация(Ш.Монтескье)Федерация(А.де Токвиль)ЦентррегионынаселениеЦентрРегио-нынаселение

Слайд 22Классический анализ
Теорема децентрализации (Oates) : если децентрализация оказания общественных

услуг не увеличивает их стоимость, то децентрализованное оказание услуг как

минимум не менее эффективно, чем централизованное

Гипотеза Tiebout (1956): чем выше децентрализация и мобильность населения - тем выше эффективность общественных услуг
Классический анализ Теорема децентрализации (Oates) : если децентрализация оказания общественных услуг не увеличивает их стоимость, то децентрализованное

Слайд 23Преимущества централизованного и децентрализованного предоставления общественных благ

Преимущества централизованного и децентрализованного предоставления общественных благ

Слайд 24Разграничение расходных обязательств публично-правовых образований

Разграничение расходных  обязательств публично-правовых образований

Слайд 25 Автономия в расходах


«Не допускается включение в федеральные законы

положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета

субъекта РФ, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами госвласти субъекта РФ»
Пункт 4 ст. 26-3 184-ФЗ
«Федеральные законы, законы субъектов РФ не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов»
Пункт 2 ст.18 131-ФЗ
«Расходные обязательства субъектов РФ, муниципальных образований (по вопросам, отнесенным к их ведению), устанавливаются органами госвласти субъектов РФ, органами местного самоуправления самостоятельно»
Пункт 2 ст.85 и ст.86 БК
Автономия в расходах	 	 		«Не допускается включение в федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок

Слайд 26Консолидированный бюджет РФ (ст. 13 – 15 БК РФ)
Консолидированный

бюджет РФ
Федеральный бюджет
Консолидированные бюджеты субъектов РФ
Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты)
Консолидированные

бюджеты муниципальных районов

Бюджеты городских округов

Бюджеты районов

Бюджеты поселений

Консолидированный бюджет РФ  (ст. 13 – 15 БК РФ)Консолидированный бюджет РФФедеральный бюджетКонсолидированные бюджеты субъектов РФБюджеты субъектов

Слайд 27«Бюджет расширенного Правительства»


«Бюджет расширенного Правительства» (аналитическая категория) =
консолидированный бюджет

РФ +
бюджеты государственных внебюджетных фондов

(без «двойного счета» межбюджетных траснфертов)

«Бюджет расширенного Правительства»				«Бюджет расширенного Правительства» (аналитическая категория) = 		консолидированный бюджет РФ + 		бюджеты государственных внебюджетных фондов		(без «двойного

Слайд 28Состав бюджетов государственных внебюджетных фондов
1. В состав бюджетов государственных

внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ и бюджеты

территориальных государственных внебюджетных фондов.
2. Бюджетами государственных внебюджетных фондов РФ являются:
1) бюджет Пенсионного фонда РФ;
2) бюджет Фонда социального страхования РФ;
3) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
3. Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Состав бюджетов государственных внебюджетных фондов 1. В состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов

Слайд 29


Часть 4. Бюджетные правоотношения и полномочия

Часть 4. Бюджетные правоотношения и полномочия

Слайд 30К бюджетным правоотношениям относятся отношения:
возникающие в процессе формирования доходов и

осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных

фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга

возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением

связанные с определением правового статуса участников бюджетного процесса и их ответственности за нарушение бюджетного законодательства

К бюджетным правоотношениям относятся отношения:возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ и

Слайд 31Субъекты бюджетных правоотношений


Публично-правовые образования ( = межбюджетные отношения)


Участники бюджетного процесса

– в каждом публично-правовом образовании



Субъекты бюджетных правоотношенийПублично-правовые образования ( = межбюджетные отношения)		Участники бюджетного процесса – в каждом публично-правовом образовании

Слайд 32Участники бюджетного процесса (ст. 152 БК РФ)


Президент Российской Федерации;
высшее должностное

лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
законодательные (представительные) органы государственной

власти и представительные органы местного самоуправления (ст. 153 БК РФ);
исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) (ст. 154 БК РФ);
Центральный банк Российской Федерации (ст. 155 БК РФ);
органы государственного (муниципального) финансового контроля (ст. 157 БК РФ);

Участники бюджетного процесса (ст. 152 БК РФ)Президент Российской Федерации;высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;законодательные

Слайд 33Участники бюджетного процесса (ст. 152 БК РФ)



органы управления государственными внебюджетными

фондами;

главные распорядители (распорядители) бюджетных средств (ст. 158 БК РФ);

главные администраторы

(администраторы) доходов бюджета (ст. 160.1 БК РФ);

главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета (ст. 160.2 БК РФ);

получатели бюджетных средств (ст. 161 и 162 БК РФ) – ТОЛЬКО КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ!

ПЕРЕЧЕНЬ ИСЧЕРПЫВАЮЩИЙ

Участники бюджетного процесса (ст. 152 БК РФ)органы управления государственными внебюджетными фондами;главные распорядители (распорядители) бюджетных средств (ст. 158

Слайд 34Участники бюджетного процесса в системе исполнительных органов власти
Исполнительные органы власти

высшие»

(правительства, администрации)

«финансовые» (минфины, финорганы, казначейство)

ведомственные:
главные распорядители бюджетных средств (ГРБС)
главные

администраторы доходов (ГАД)
главные администраторы источников финансирования дефицита

Получатели бюджетных средств (ПБС) – только казенные учреждения!

Участники бюджетного процесса в системе исполнительных органов власти	Исполнительные органы власти			высшие» (правительства, администрации)		«финансовые» (минфины, финорганы, казначейство)				ведомственные: 			главные распорядители

Слайд 35ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА
ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА, НЕ ОТНОСЯЩИЕСЯ К СЕКТОРУ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
НЕ ЯВЛЯЮТСЯ


УЧАСТНИКАМИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА И
СУБЪЕКТАМИ БЮДЖЕТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦАЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА, НЕ ОТНОСЯЩИЕСЯ К СЕКТОРУ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯНЕ ЯВЛЯЮТСЯ УЧАСТНИКАМИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА И СУБЪЕКТАМИ БЮДЖЕТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Слайд 36Разграничение полномочий в бюджетном праве

Разграничение полномочий в бюджетном праве

Слайд 37


Часть 5. Бюджетный процесс

Часть 5. Бюджетный процесс

Слайд 38БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС (ст. 6 БК РФ)



регламентируемая законодательством РФ
деятельность участников

бюджетного процесса по:

составлению проектов бюджетов;
рассмотрению проектов бюджетов;
утверждению проектов бюджетов;
исполнению бюджетов;
контролю

за исполнением бюджетов;
осуществлению бюджетного учета;
составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС (ст. 6 БК РФ)регламентируемая законодательством РФ деятельность участников бюджетного процесса по:составлению проектов бюджетов;рассмотрению проектов бюджетов;утверждению

Слайд 39Категории обязательств
Расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году, становятся

бюджетными обязательствами.

На их исполнение предусматриваются бюджетные ассигнования (как правило,

детальные)

Лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) – право на принятие и (или) исполнение получателем бюджетным средств (орган власти, казенное учреждение) бюджетных обязательств (могут быть более детальные чем ассигнования)

В процессе исполнения соответствующего бюджета бюджетные обязательства приобретают форму денежных обязательств, а затем кассовых расходов.
Категории обязательств		Расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году, становятся бюджетными обязательствами. 		На их исполнение предусматриваются бюджетные

Слайд 40Стадии бюджетного процесса
Бюджетное
планирование:


Бюджетное
прогнозирование



Составление
проекта бюджета

Рассмотрение и
утверждение
проекта бюджета
Исполнение
бюджета
по
доходам
и


расходам
Бюджетный
контроль,
учет
и
отчетность

Стадии бюджетного процессаБюджетное планирование:БюджетноепрогнозированиеСоставление проекта бюджетаРассмотрение иутверждениепроекта бюджетаИсполнение бюджетаподоходам и расходамБюджетныйконтроль, учетиотчетность

Слайд 41Организация
исполнения
Аудит

Исполнение
Прогнозы
Межбюджетн.
отношения
Заемная
емкость и долг
Стратегия
Отчетность
Правила и процедуры
Статус и полномочия
Стимулы

и ограничения

Бюджетное планирование

Учет
Упрощенная модель бюджетного цикла-1

Организация исполненияАудитИсполнениеПрогнозыМежбюджетн.отношенияЗаемнаяемкость и долгСтратегияОтчетностьПравила и процедуры Статус и полномочия Стимулы и ограниченияБюджетное  планированиеУчетУпрощенная модель бюджетного цикла-1

Слайд 42Аудит эффективности,
Внутренний аудит
Результаты,
подотчетность
Управление по непосредственным результатам (программам),
делегирование

полномочий в ГРБС
Расширение полномочий и повышение ответственности ГРБС
Скользящая трехлетка,
Результативность





Метод начислений,
управленческий

учет

Организация
исполнения

Аудит

Исполнение

Прогнозы

Межбюджетн.
отношения

Заемная
емкость и долг

Стратегия

Отчетность

Правила и процедуры
Статус и полномочия
Стимулы и ограничения


Бюджетное планирование

Учет

Упрощенная модель бюджетного цикла-2

Аудит эффективности, Внутренний аудитРезультаты, подотчетностьУправление по непосредственным  результатам (программам), делегирование полномочий в ГРБСРасширение полномочий  и

Слайд 43Аудит эффективности,
Внутренний аудит
Результаты,
подотчетность
Управление по непосредственным результатам (программам),
делегирование

полномочий в ГРБС
Расширение полномочий и повышение ответственности ГРБС
Скользящая трехлетка,
БДО/БПО,
Результативность





Метод начислений,
управленческий

учет

Организация
исполнения

Аудит

Исполнение

Прогнозы

Межбюджетн.
отношения

Заемная
емкость и долг

Стратегия

Отчетность

Правила и процедуры
Статус и полномочия
Стимулы и ограничения


Бюджетное планирование

Учет

Упрощенная модель бюджетного цикла-3

Финансовый менеджмент

Аудит эффективности, Внутренний аудитРезультаты, подотчетностьУправление по непосредственным  результатам (программам), делегирование полномочий в ГРБСРасширение полномочий  и

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика