Слайд 1АО ИППК РО
кафедра педагогики и психологии
Проектирование программы внеурочной деятельности
Слайд 2План:
Типы программ внеурочной деятельности
Структура и компоненты программы
Слайд 3Программа внеурочной деятельности – это…
Инструмент удовлетворения образовательных запросов, возникающих в
рамках реализации ФГОС ОО.
Элемент для конструирования плана внеурочной деятельности школы.
Документ,
определяющий содержание и формы, результаты внеурочной деятельности обучающихся под руководством педагогов.
Слайд 4ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
игровая;
познавательная;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность
(досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
техническое творчество
трудовая (производственная)
деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность
Слайд 5Типы образовательных программ внеурочной деятельности:
Комплексные ОП – реализующие разные направления
внеурочной деятельности и предполагающие достижение воспитательных результатов 3х уровней
Тематические образовательные
программы –предполагающие получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использующие возможности различных видов внеурочной деятельности.
Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности .
Индивидуальные образовательные программы для учащихся
(Степанов П.В.)
Слайд 6Цель ВД – обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся.
Цель программы:
стимулирование и
развитие потенциала личности, включение ее в систему социальных коммуникаций через,
общественно-полезную деятельность, досуг;
формирование у воспитанника определённого отношения к миру и к самому себе.
Слайд 7Структура и компоненты ПВД
Актуальность ПВД
Цель. Задачи
Ожидаемый результат.
Содержание
воспитания (УТП, тематические разделы, блоки).
Механизмы реализации ПВД
Условия реализации ПВД
Механизмы
оценивания результатов программы
Литература
Приложение
Слайд 8Анализ социально-педагогической ситуации
Актуальная проблема
Определяется на основе
анализа результатов воспитания за
минувший период;
запроса родителей;
запроса общества, государства.
Примерный перечень проблем в детских
коллективах:
воспитание нравственных качеств и этического сознания;
культура поведения в обычных и экстремальных ситуациях;
укрепление здоровья;
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
воспитание гражданственности и патриотизма;
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду (в.т.ч. знакомство с профессиями);
воспитание ценностного отношения к прекрасному
Слайд 91. Какие актуальные проблемы призвана решить создаваемая программа?
2. Программа будет
реализована на базе следующего типа образовательного учреждения …
3. В чем
заключается особый воспитательный потенциал вашего образовательного учреждения, детского и педагогического коллективов, окружающей социоприродной среды, который помогает реализовать вашу программу воспитания?
4. Перечень разделов (блоков) программы с кратким описанием их целесообразности.
Слайд 105. Программа рассчитана на временной отрезок …, колич. часов
6. Программа
предполагает участие детей следующих возрастных групп …
7. Программа будет реализована
на базе следующих типов детских коллективов … (школу, класс, параллель, разновозрастное объединение)
Слайд 11
Пояснительная записка
(часть)
Настоящая программа внеурочной деятельности является программой воспитания экологической культуры
младших школьников. Она рассчитана на 4 года, предполагает участие всех
учащихся 1—4-х классов общеобразовательной школы, реализуется на базе общеобразовательной школы и эколого-туристического центра во внеурочное время.
Актуальность программы обусловлена обострением глобальных экологических проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара, все возрастающим вниманием общества к вопросам экологического воспитания подрастающего поколения.
Слайд 122. Цель. Задачи.
Цель прогнозирует предполагаемые изменения (результат).
ясность
достижимость (рассчитаны
на конкретный временной период реализации программы)
диагностируемость (диагностично поставленная цель отражает
конкретный результат развития и саморазвития личности).
Задачи:
1.конкретность результата;
2. реальность;
3.ориентированность на максимально позитивный результат.
Слайд 13Варианты целей по программе экологической направленности
познакомить с экологическими проблемами региона;
воспитание
бережного отношения к природе;
воспитание экологической грамотности;
воспитание экологической культуры.
Слайд 14Походы к формулированию задач
Компоненты духовно-нравственного воспитания
Когнитивный (знания);
Мотивационно-ценностный (отношения);
Эмоционально-волевой
Поведенческий (деятельность)
(Т.И.Петракова)
Задачи:
Обучающие;
Развивающие;
Воспитательные
Слайд 153.Ожидаемый результат.
Ступени коллективного и личностного роста
Воспитательный результат – духовно-нравственное
приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде
деятельности.
В основе определения результатов лежит динамика личностного роста – развитие тех или иных качеств личности, на формирование которых направлена программа.
Результаты внеурочной деятельности:
1 уровень результатов – приобретение школьниками социальных знаний,норм понимания социальной реальности и повседневной жизни;
2 уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества;
3 уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Слайд 164. Содержание воспитания
(тематические блоки)
Слайд 17Содержание воспитания
(тематические блоки)
-название Северная кладовая
-задачи блока
Слайд 19Содержание программ внеурочной деятельности
Слайд 205. Механизмы реализации программы
Формы и методы реализации содержания
воспитания, которые обеспечили бы интенсивное формирование всех форм социокультурного опыта
Актуальные
формы:
проект, интерактивные формы
Слайд 216.Условия реализации программы
1. Нормативно-правовое обеспечение ОП
2. Учебно-методическое обеспечение ОП
3. Материально-техническое
обеспечение
4. Кадровое обеспечение программы
Слайд 227. Механизмы оценивания результатов реализации программы
критерии
показатели
методики оценки
результатов
Слайд 23ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
5
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
4
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬ
ТАТЫ
1
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2
УТП
3
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
6
Слайд 24Этапы разработки программы
Этап выявления интересов и образовательных запросов обучающихся
Оценка ресурсов
ОУ с позиции готовности реализовать образовательных запросов через внеурочную деятельность
Определение
задания на разработку программы
Разработка программы
Презентация программы, корректировка и утверждение программы внутри ОУ
Реализация программы и оценка ее результативности
Слайд 25 Литература
Григорьев Д.В., Степанов
П.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010
Духовно-нравственное
развитие и воспитание младших школьников/ Под ред. Данилюка А.Я. – М.: Просвещение, 2011
Молодцова Т.В. Педагогу о программе воспитания. - АО ИППК РО, 2008
Педагогическое проектирование.- АО ИППК РО, 2008
Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы. – М., 2006