Слайд 1Кафедра педагогики и управления учебными заведениями
«Развитие мышления обучающихся в системе
практической подготовки»
Исполнитель: Ильиных Антонина Александровна
44.04.01 «Педагогическое образование,
«Высшее образование»
Руководитель ВКР: к. пед. н., доцент
Головань Татьяна Михайловна
Ялта , 2018
Слайд 2Степень изученности
При формировании профессионального мышления перед обучающимсями необходимо ставить
такие задачи, которые побуждают их к поискам новых, собственных путей
их решения (Л.В.Загрекова, С.Н.Зайцева, А.М.Матюшкин, О.И.Медведева, С.Д.Неверкович, П.И.Пидкасистый, Г.В.Рогова, А.Ф.Эсаулов).
В настоящее время эта проблема из ряда отвлеченных перешла в категорию доступных для естественнонаучного анализа, получила научную предметность (А.А. Баталов, Л.П. Буева, Б.С. Гершунский, З.Й. Калмыкова, Д. Кирнос, А.Н. Лук, А.К. Маркова).
Творческая деятельность обучающихся, как показано в работах многих российских и зарубежных ученых, процесс управляемый (М.А. Вислогузова, A.M. Дорошкевич, Л.В. Жарова, Т.С. Лопатина, А.Н. Новоминский, В.В. Петухов, И.П. Раченко, В.А. Сластенин).
Слайд 3Категориальный аппарат исследования
Объект исследования – профессиональная подготовка обучающихся в образовательной
организации высшего образования.
Предмет исследования – процесс формирования профессионального мышления обучающихся
в практической подготовке, на примере учителей английского языка в системе высшего педагогического образования.
Цель исследования – теоретически обосновать и разработать комплекс условий развития профессионального мышления обучающихся в системе практической подготовки, на примере будущих педагогов английского языка, и проверить его эффективность н практике.
Слайд 4Задачи исследования:
1. Выявить сущность, содержание, структуру и критерии профессионального мышления
обучающихся.
2. Определить и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования
профессионального мышления обучающихся, на примере будущих педагогов английского языка.
3. Экспериментально проверить эффективность предложенных условий на практике.
4. Проанализировать результаты исследования, разработать практические рекомендации по совершенствованию процесса формирования профессионального мышления обучающихся в системе практической подготовки высшего педагогического образования.
Слайд 5Место профессионального мышления в структуре личности
Слайд 6Под профессиональным мышлением обучающихся (на примере будущих педагогов иностранного языка)
мы понимаем специфическую умственную деятельность, в ходе которой происходит обобщенное
отражение в его психике содержания, задач процесса профессиональной деятельности, а также творческое моделирование обучения и развития школьников на основе применения предметных, психологических и педагогических знаний в их единстве.
Слайд 7Структура профессионального мышления
Слайд 8Логическая основа структуры профессионального мышления
Слайд 9Функционирование профессионального мышления обучающегося в практической подготовке
Слайд 10Система практической подготовки обучающихся в вузе
Слайд 11Система формирования профессионального мышления включает несколько составляющих.
Первая составляющая системы направлена
преимущественно на развитие мотивационного компонента профессионального мышления (цели, интересы, установки).
Этот компонент реализуется через постановку соответствующей цели учебно-познавательной деятельности обучающихся и организацию их познавательных действий, формирующих стремление обладать данным профессиональным качеством.
Слайд 12Вторая составляющая ориентирована в основном на развитие логико-содержательного компонента профессионального
мышления. Она связана с усвоением содержания и логической структуры системы
педагогических знаний через проблемно-исследовательскую деятельность и формированием на этой основе определенной системы профессиональных интеллектуальных умений.
Третья составляющая нацелена на развитие психологического и дидактического аспектов профессионального мышления
Слайд 13Модель комплексного формирования профессионального мышления обучающихся средствами практической подготовки
Слайд 14Конструирование работы по формированию профессионального мышления будущего учителя в системе
практической подготовки следует осуществлять на основе определенных условий:
1. Учет преподавателями
специальной системы работы по формированию профессионального мышления будущего учителя (мотивационной, содержательной и процессуальной сторон профессионального мышления) при планировании и проведении учебных занятий по всем циклам дисциплин профессиональной подготовки.
2. Максимально возможное вовлечение обучающихся в интеллектуальные виды профессиональной деятельности в условиях учебного процесса.
Слайд 153. Усиление проблемно-исследовательского характера мышления обучающихся при овладении ими профессиональными знаниями
и умениями.
4. Применение методов и приемов учебной работы, при помощи которых
достигается приближение обучающихся к решению профессиональных задач в условиях реальной педагогической деятельности.
5. Рациональное сочетание аудиторной учебной работы обучающихся с их самостоятельной работой по развитию профессионального мышления.
Слайд 16Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии сущности,
содержания и структуры творческого профессионального мышления; определении этапов формирования профессионального
мышления в процессе практической подготовки обучающихся (учителей английского языка); обосновании комплекса условий на основе применения специальных средств и методов, обеспечивающих формирование творческого мышления у будущих учителей английского языка, что позволит более эффективно развивать педагогическое мастерство.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в нем результаты обеспечат повышение творческого потенциала обучающихся; усиление стремления личности к саморазвитию и самосовершенствованию; создание предпосылок для становления и развития целостной личности учителя.
Слайд 17Апробация результатов исследования.
- «Формировнние профессионального мышления будущих педагогов в
процессе практики» получила 1 место в номинации «Исследовательская работа» в
VI Всероссийского педагогического конкурса «Вектор развития» (г. Москва, 18.02. 2018 г.);
- проект по теме «Формирование профессионального мышления будущих педагогов английского языка в практической подготовке» получил 3 место в Международном педагогическом конкурсе «Секреты педагогического мастерства» (г. Москва, 17.05.2018 г.).
Материалы исследования опубликованы в статьях
- Жукова, А. А. Условия формирования профессионального мышления бущих педагогов английского языка в практической подготовке / А. А. Жукова // Педагогическая теория и практика: актуальные идеи и успешный опыт в условиях модернизации российского образования / под ред. А. Ф. Лаптев. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: //apr-el.ru/ sbornik (Дата обращения: 15.05.2018 г.).
- Жукова, А. А. Формирование профессионального мышления будущих педагогов английского языка в поцессе практики / А. А. Жукова // Инновационные методы и традиционные подходы в деятельности педагога/ под ред. И.С. Авдеева. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: //evrazio.ru/ sbornik (Дата обращения: 5.06.2018 г.).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!