Разделы презентаций


Как анализировать стихи

Содержание

Сегодня мы:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Как анализировать стихи

Как анализировать стихи

Слайд 2Сегодня мы:

Сегодня мы:

Слайд 6Поклонников поэзии очень много, а вот любителей анализировать стихотворения мало.

Поклонников поэзии очень много, а вот любителей анализировать стихотворения мало.

Слайд 7Почему не любят анализировать стихи?
Многим кажется, что при анализе разрушается

магия стихов.

Неправда! При анализе мы не меняем стихотворение, а наоборот,

получаем возможность сильнее приблизиться к замыслу автора, открываем новые смыслы и загадки, которые не доступны при поверхностном чтении.

Мы можем увидеть,
как живёт родной язык, насколько он богат
и пластичен.

Почему не любят анализировать стихи?Многим кажется, что при анализе разрушается магия стихов.Неправда! При анализе мы не меняем

Слайд 8Ищем правильный подход
А ещё анализ стихов считают слишком сложным.

Конечно,

дело это не самое лёгкое, но очень увлекательное.

Главное, найти

к нему правильный подход.

Мы должны ответить на два вопроса:

Ищем правильный подходА ещё анализ стихов считают слишком сложным. Конечно, дело это не самое лёгкое, но очень

Слайд 9Ищем правильный подход
А ещё анализ стихов считают слишком сложным.

Конечно,

дело это не самое лёгкое, но очень увлекательное.

Главное найти

к нему правильный подход.

Мы должны ответить на два вопроса:

Подразумевает понимание темы, идеи и настроения стихотворения.

Ищем правильный подходА ещё анализ стихов считают слишком сложным. Конечно, дело это не самое лёгкое, но очень

Слайд 10Ищем правильный подход
А ещё анализ стихов считают слишком сложным.

Конечно,

дело это не самое лёгкое, но очень увлекательное.

Главное найти

к нему правильный подход.

Мы должны ответить на два вопроса:

Касается средств художественной выразительности.

Ищем правильный подходА ещё анализ стихов считают слишком сложным. Конечно, дело это не самое лёгкое, но очень

Слайд 11История создания и личность автора
А начнём мы с личности автора

и истории создания стихотворения.

Потому что любое произведение искусства не

появляется из ниоткуда и не может существовать само по себе.

Любое произведение искусства — это всегда отклик на определённые события или настроение автора, плод его размышлений на волнующие темы.

Так с чего же начать?

Почему?

История создания и личность автораА начнём мы с личности автора и истории создания стихотворения. Потому что любое

Слайд 12История создания и личность автора
Лучше не ограничиваться датой создания и

публикации.

Исторические события, отношение к ним автора, его настроение и

судьба в данный период времени гораздо важнее сухих дат.

Кому принадлежит данное стихотворение?

Когда стихотворение было написано?

Какое место
в творчестве автора занимает стихотворение?

История создания и личность автораЛучше не ограничиваться датой создания и публикации. Исторические события, отношение к ним автора,

Слайд 13Часто выбор названия не прост, автор может менять его несколько

раз.

Часто выбор названия не прост, автор может менять его несколько раз.

Слайд 16Тема, идея, настроение, жанр
Обязательно определяем жанр, идею и основную тему

стихотворения.


Раскроем настроение стихотворения, основные мотивы.
Какими художественными средствами это

выражается?
Тема, идея, настроение, жанрОбязательно определяем жанр, идею и основную тему стихотворения. Раскроем настроение стихотворения, основные мотивы. Какими

Слайд 17Лирический герой, персонажи и сюжет стихотворения
Не забываем о лирическом герое,

персонажах и сюжете стихотворения.
Какие события происходят в стихотворении, как развивается

сюжет?

Что из себя представляет лирический герой стихотворения?

Как он раскрывается?

Как меняется его настроение к концу стихотворения?

Лирический герой, персонажи и сюжет стихотворенияНе забываем о лирическом герое, персонажах и сюжете стихотворения.Какие события происходят в

Слайд 18Позиция автора
Попытаемся определить позицию автора и его эмоции.
Какое настроение

владеет автором?
Как оно меняется?
Как автор относится к происходящему

в стихотворении?
Позиция автораПопытаемся определить позицию автора и его эмоции. Какое настроение владеет автором? Как оно меняется? Как автор

Слайд 19Актуальность стихотворения
Как восприняли стихотворение критики и современники?
Как оно воспринимается

в наши дни?
Почему оно до сих пор актуально?
Не

забываем о собственных читательских впечатлениях.
Актуальность стихотворенияКак восприняли стихотворение критики и современники? Как оно воспринимается в наши дни? Почему оно до сих

Слайд 20Внешняя сторона произведения
Средства художественной выразительности
Без анализа внешней стороны произведения не

получится правильно проанализировать его смысл

Внешняя сторона произведенияСредства художественной выразительностиБез анализа внешней стороны произведения не получится правильно проанализировать его смысл

Слайд 21Композиция
Выделяем части, на которые можно разделить стихотворение.


Определяем тип композиции

(кольцевая, обратная, зеркальная и так далее).

КомпозицияВыделяем части, на которые можно разделить стихотворение. Определяем тип композиции (кольцевая, обратная, зеркальная и так далее).

Слайд 22Стихотворный размер

Стихотворный размер

Слайд 23Ударный первый слог:
Мне́ не спи́тся, не́т огня;
Всю́ду мра́к и со́н

докучный.
Двухсложные размеры
Tрёхсложные размеры
Хорей
Ударение падает на второй слог:
Моро́з и солнце, день

чуде́сный,
Ещё ты дремлешь, друг преле́стный.

Ямб

Ударный слог первый:
Ка́к хорошо ты, о мо́ре ночное, —
Зде́сь лучезарно, та́м сизо–темно...

Дактиль

Ударение падает на второй слог:
Моро́з–воево́да дозо́ром
Обхо́дит владе́нья свои́.

Амфибрахий

Ударный слог третий:
Пропаду́ от тоски я и лени,
Одино́кая жизнь не мила…

Анапест

Ударный первый слог:Мне́ не спи́тся, не́т огня;Всю́ду мра́к и со́н докучный.Двухсложные размерыTрёхсложные размерыХорейУдарение падает на второй слог:Моро́з

Слайд 24Определяем стихотворный размер
1–й способ
2–й способ
2, 4, 6, 8 — ямб
1,

3, 5, 7 — хорей
1, 4, 7, 10 — дактиль
2,

5, 8, 11 — амфибрахий
3, 6, 9, 12 — анапест
Определяем стихотворный размер1–й способ2–й способ2, 4, 6, 8 — ямб1, 3, 5, 7 — хорей1, 4, 7,

Слайд 25Стихотворный размер. Подводные камни
При определении размера важно не торопиться.

Часто

люди ошибаются, просчитав только первую строфу или первые две строчки.



Так делать нельзя!

Ритм стихотворения может сбиваться — и это тоже средство художественной выразительности.
Стихотворный размер. Подводные камниПри определении размера важно не торопиться. Часто люди ошибаются, просчитав только первую строфу или

Слайд 26Спондей и пиррихий
Шве́д, ру́сский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики,

скрежет.
Два ударных или два безударных слога подряд — это спондей

и пиррихий.
Спондей:

Два первых ударных слога подряд — как же определить размер?
Но дальше мы можем увидеть, что перед нами обычный хорей.
Не нужно попадаться на такие уловки.

Спондей и пиррихийШве́д, ру́сский — колет, рубит, режет.Бой барабанный, клики, скрежет.Два ударных или два безударных слога подряд

Слайд 27Спондей и пиррихий
Ослепи́тельная сне́жность,
Усыпи́тельная не́жность,
Безнадёжность, безмяте́жность —
И

бело, бело, бело.
Пример безударных слогов, которые идут подряд.
В первых

строках явно маловато ударений, чтобы определить размер!
А последняя строка указывает на хорей… или ямб?
Видно, что размер не трёхсложный.
В первых строках разделяем всё на два слога.
И видим, что перед нами действительно хорей.
Спондей и пиррихийОслепи́тельная сне́жность, Усыпи́тельная не́жность, Безнадёжность, безмяте́жность — И бело, бело, бело.Пример безударных слогов, которые идут

Слайд 28Мужская рифма:
Женская рифма:
Рифмы бывают мужскими и женскими.
И часто в

одном стихотворении встречаются разные виды рифм.
Перстами лёгкими как сон
Моих зениц

коснулся он…

Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.

Виды рифм

Мужская рифма:Женская рифма:Рифмы бывают мужскими и женскими. И часто в одном стихотворении встречаются разные виды рифм.Перстами лёгкими

Слайд 29Кольцевая (опоясывающая, или охватная) рифма:
Виды рифмовки
Смежная (парная) рифма:
Перекрёстная

рифма:
Он голосисто с вышины


Поёт, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны...

Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

А
В
В
А

А
А
В
В

А
В
А
В

Кольцевая (опоясывающая, или охватная) рифма: Виды рифмовки Смежная (парная) рифма:Перекрёстная рифма: Он голосисто с вышины

Слайд 30Белый стих
Верлибр
Поэты часто обращаются к нерифмованному, тоническому стиху.
Чаще всего

это белый стих или верлибр.
Я пришла к поэту в гости.
Ровно

полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.

Приключилась с ним странная хворь,
И сладчайшая на него нашла оторопь.
Всё стоит и смотрит ввысь,
И не видит ни звёзд, ни зорь
Зорким оком своим — отрок.

Белый стих и верлибр

В белом стихе нет рифмы, но есть чёткий ритм.

В верлибре размер не соблюдается, поэтому верлибр ещё называют свободным стихом.

Белый стихВерлибрПоэты часто обращаются к нерифмованному, тоническому стиху. Чаще всего это белый стих или верлибр.Я пришла к

Слайд 31Важность рифмы
С помощью рифм в стихах создаются смысловые акценты.


Байрон

называл рифму «могучим пароходом, заставляющим стихи плыть даже против течения

здравого смысла».

Почему мы уделяем столько внимания рифме?

Важность рифмыС помощью рифм в стихах создаются смысловые акценты. Байрон называл рифму «могучим пароходом, заставляющим стихи плыть

Слайд 32Звукопись создаётся при помощи аллитерации и ассонанса.

Звукопись создаётся при помощи аллитерации и ассонанса.

Слайд 33Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
Аллитерация и

ассонанс
повторение согласных.
Аллитерация —
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется

о[а]кне.

повторение гласных.

Ассонанс —

Полночной порою в болотной глушиЧуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.Аллитерация и ассонансповторение согласных. Аллитерация — Девичий стан, шелками

Слайд 34Лексические средства выразительности

Лексические средства выразительности

Слайд 35Эпитет и сравнение
яркое художественное определение.
Эпитет —
Французы двинулись, как

тучи.
уподобление одного явления или предмета другому.
Сравнение —
Эпитетом может

быть любая часть речи:
прилагательное (изумрудная зелень),
существительное (мороз–воевода),
наречие (жадно глядишь).
Эпитет и сравнениеяркое художественное определение. Эпитет — Французы двинулись, как тучи.уподобление одного явления или предмета другому. Сравнение

Слайд 36Метафора, метонимия, олицетворение
перенос признаков живого на неживое:
травы шепчут.
Олицетворение


При метафоре свойства одного явления или предмета переносятся на

другой:

В саду горит костёр рябины красной.

вид переноса, построенного на связи между явлениями и предметами:
выпил три чашки, ходит в золоте.

Метонимия —

Метафора, метонимия, олицетворениеперенос признаков живого на неживое: травы шепчут. Олицетворение — При метафоре свойства одного явления или

Слайд 37Гипербола и литота
художественное преувеличение:
реки крови.
Гипербола —
художественное преуменьшение:
кот

наплакал.
Литота —

Гипербола и литотахудожественное преувеличение: реки крови.Гипербола — художественное преуменьшение: кот наплакал.Литота —

Слайд 38Ирония и перифраз
это троп, при котором слово заменяется описательным оборотом.


Так, военного называют человеком в погонах, а врачей — людьми

в белом.

Перифраз (перифраза) —

К лексическим средствам выразительности относится также ирония, когда слово употребляется в противоположном значении.
Ироничным можно назвать выражение «любит как собака палку».

Ирония и перифразэто троп, при котором слово заменяется описательным оборотом. Так, военного называют человеком в погонах, а

Слайд 39Имеет значение и то, какую лексику выбирает поэт.

Имеет значение и то, какую лексику выбирает поэт.

Слайд 40Лексические особенности и поэтический синтаксис
Архаизмы, неологизмы, просторечия, диалектная лексика —

всё это создаёт определённое настроение, помогает выразить идею стихотворения.

Риторические обращения,

вопросы
и восклицания, перенос строки и т. д. — это синтаксические средства художественной выразительности.

Лексические особенности и поэтический синтаксисАрхаизмы, неологизмы, просторечия, диалектная лексика — всё это создаёт определённое настроение, помогает выразить

Слайд 41Бессоюзие и многосоюзие
пропуск союзов.
Швед, русский колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики,

скрежет.
Бессоюзие —
Обратный приём — многосоюзие.
И скучно, и грустно,


И некому руку подать...
Бессоюзие и многосоюзиепропуск союзов.Швед, русский колет, рубит, режет.Бой барабанный, клики, скрежет.Бессоюзие — Обратный приём — многосоюзие. И

Слайд 42Инверсия, антитеза, параллелизм
неправильный порядок слов.
Инверсия —
А когда при сопоставлении

поэт использует схожие по строению фразы, возникает синтаксический параллелизм:
Когда б

вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда…

противопоставление предметов и явлений.

Антитеза —

Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Инверсия, антитеза, параллелизмнеправильный порядок слов.Инверсия — А когда при сопоставлении поэт использует схожие по строению фразы, возникает

Слайд 43При анафоре смежные строфы начинаются похожими звукосочетаниями:
Ко мне приплывала зелёная

рыба,
Ко мне прилетала белая чайка.
Эпифора и анафора
При эпифоре схожие

звукосочетания завершают строки:

За годом год, за веком век…
Что ж негодует человек.

При анафоре смежные строфы начинаются похожими звукосочетаниями:Ко мне приплывала зелёная рыба, Ко мне прилетала белая чайка.Эпифора и

Слайд 44Пропуск слов, длина предложений, неполнота фразы — всё это определённым

образом работает на идею.

Пропуск слов, длина предложений, неполнота фразы — всё это определённым образом работает на идею.

Слайд 45Анализ содержания произведения

Анализ содержания произведения

Слайд 46Анализ средств художественной выразительности

Анализ средств художественной выразительности

Слайд 47«Во всяком замечательном стихе
истинного поэта содержится в два–три
раза

больше, чем сказано: остальное
должен дополнить читатель».
Альфред де Мюссе

«Во всяком замечательном стихе истинного поэта содержится в два–три раза больше, чем сказано: остальное должен дополнить читатель».Альфред

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика