Слайд 1Как начинался бихевиоризм
менее чем через 40 лет после
того, как Вильгельм Вундт формально основал психологию, наука пережила момент
коренного пересмотра своих основ.
Психологи больше не превозносили возможности интроспекции,
сомневались в существовании психических элементов и не соглашались с тем, что психология должна оставаться чистой наукой.
Психологи-функционалисты переписывали правила. Перестройка изнутри, а не мощная атака извне. Переход от структурализма к функционализму в самый момент своего осуществления не был очевиден.
В психологии в США во втором десятилетии XX века: развивался функционализм, но структурализм все еще удерживал свои сильные, хотя уже не исключительные позиции.
.
Слайд 2
В 1903 Уотсон получил степень доктора философии в Чикагском университете
- - центре функциональной психологии.
Требования:
1.Заниматься только наблюдаемым поведением, которое можно
объективно описать в терминах «стимул-реакция».
2. Позднее будут отвергнуты все концепции и термины, касающиеся процесса мышления. Такие слова, как «образ», «разум», «сознание», которые традиционно использовались еще со времен ранней философии, - для науки о поведении потеряли всякий смысл.
Сознание – «это не более чем научное допущение, столь же недоступное для опытной проверки, как старое понятие "души"».
Методы интроспекции неуместны
Слайд 3
Основные идеи движения бихевиоризма не были порождены Уотсоном - они
развивались в психологии и биологии в течение многих лет.
1) философские
традиции объективизма и механицизма;
2) зоопсихология
3) функциональная психология.
Объективность восходит к Декарту, Конту == позитивизм
Появление науки о поведении неизбежно.
Слайд 4Жак Леб (1859-1924) - зоопсихолог
1900 год - У. С. Смолл
изобрел лабиринт
К 1910 году было образовано уже около 8 лабораторий,
занятых исследованиями в области сравнительной психологии
1911 журнал «Поведение животных», позднее - «Сравнительная психология».
1909 получили известность работы Павлова
Слайд 5Эдвард Ли Торндайк (1874-1949)
разработал объективную, механистическую теорию научения, в которой
основное влияние уделялось внешнему поведению.
психология должна изучать поведение, а
не психические элементы или опыт сознания.
интерпретировал научение не в субъективных терминах, а в терминах конкретных связей между раздражением и реакцией - хотя допускал ссылки на сознание и психические процессы.
Работы Торндайка Павлова явились примером одновременного независимого открытия.
закон эффекта в 1898 году
закон подкрепления в 1902 году
Слайд 6Торндайк создал экспериментальный подход - коннекционизм.
проанализировать сознание человека = искать
связи между
(а) ситуациями, элементами ситуаций и составляющими ситуаций
(б)
реакциями, готовностью реагировать, стимулами, торможением и направленностью реакций.
«Если все это подробно учесть, говоря о том, что человек будет думать и делать, что будет раздражать или радовать его в любой воображаемой ситуации, то мне кажется, что ничто не останется в стороне... Научение - это связь, соединение. Разум - это система связи человека»
Слайд 7Ассоцианизм…… Но!
вместо рассуждений об ассоциации или связи между идеями
Торндайк ввел понятие связи между ситуациями и реакциями.
включил в
свою психологическую теорию более объективную основу, но продолжал рассматривать психические, субъективные процессы.
При этом, рассматривая поведение подопытных животных, он говорил об «удовлетворении», «неудовольствии» и «дискомфорте»
Слайд 8Проблемный ящик
количественные измерения научения
Метод проб и ошибок (случайного успеха)
Законы
научения
закона эффекта: «Любое действие, вызывающее в данной ситуации удовлетворение, ассоциируется
с данной ситуацией, так что, когда она возникает вновь, появление этого действия становится более вероятным, чем прежде. Напротив, любое действие, вызывающее дискомфорт, отделяется от данной ситуации, так что, когда он возникает вновь, появление этого действия становится менее вероятным»
закон упражнения или закон приучения и отучения (тренировки) - в каждой конкретной ситуации любая реакция начинает ассоциироваться с этой ситуацией. Чем чаще реакция проявляется в той или иной ситуации, тем теснее становится ассоциативная связь. И напротив, если реакция в течение длительного времени не практикуется, то ассоциативная связь ослабевает.
Слайд 9провел исследование закона эффекта в которой в качестве испытуемых привлекались
люди.
поощрение реакции действительно приводит к ее укреплению, но наказание
не дает очевидного негативного результата для проведения параллели.
Торндайк пересмотрел закон эффекта, чтобы сделать больший акцент на поощрении, нежели на наказании.
Слайд 10Иван Петрович
Павлов (1849-1936)
1.функция сердечных нервов,
2.первичные органы пищеварения. Нобелевская
премия 1904 г.
3 изучение условных рефлексов.
Слайд 11
«Поначалу в наших физических экспериментах... мы сознательно стремились объяснить наши
результаты, воображая себе субъективное состояние животного. Но из этого не
вышло ничего, кроме стерильно-чистого противоречия и выражения личных взглядов, которые невозможно было проверить. А потому нам не оставалось ничего другого, как только проводить наши исследования на чисто объективной основе»
Слайд 12исследовали поощрение, затухание рефлекса, спонтанное восстановление, обобщение, установление различий, обусловленность
высшего порядка.
с Павловым работали более 200 человек, его экспериментальная
программа продолжалась длительное время и потребовала участия большего количества людей, чем какая-либо иная программа со времен Вундта
ул. Академика Павлова, 12
Слайд 13высшая нервная деятельность может изучаться в терминах физиологии, на подопытных
животных и без привлечения такого понятия, как сознание.
работы Павлова
оказали влияние на уклон научной психологии в сторону большей объективности в предмете изучения и методах, усилил тенденцию к функциональности и практичности.
Павлов продолжил традиции механицизма и атомизма, в которых с самого начала формировалась новая психология.
«живой организм ведет себя как машина - несомненно сложная, но столь же покорная и послушная, как любая другая машина»
Условные методы Павлова предоставили психологической науке базовый элемент поведения, конкретную рабочую единицу..
Слайд 14Владимир Михайлович
Бехтерев (1857-1927)
условные рефлексы в моторике, распространил
условные принципы Павлова на мускулы.
Основным открытием Бехтерева стали сочетательные
рефлексы, выявленные в результате исследования моторных реакций.
Можно было объяснить это явление в терминах психических процессов, но Бехтерев считал реакции рефлекторными.
полагал, что поведение высшего уровня можно объяснить, рассматривая его как сочетание или накопление моторных рефлексов нижнего уровня.
Процессы мышления зависят от внутренних действий речевой мускулатуры. эта идея позднее была подхвачена Уотсоном.
боролся за применение абсолютно объективного подхода; искоренял использование психической терминологии или концепции.
«Объективная психология», 1907 г.
Слайд 15постепенное движение психологии в сторону возрастающей объективности в выборе предмета
изучения, в методологии.
в начале XX века зоопсихология стала совершенно
объективной наукой как по предмету исследования, так и по применяемым методам. «Выделения желез», «рефлекторные реакции», «действия», «поведение»
Зоопсихология - модель для разработки учения о поведении – бихевиоризма
Уотсон разработал основы науки о поведении, положения которой в равной степени справедливы и для людей, и для животных.
Слайд 16Влияние функциональной психологии на бихевиоризм
главный акцент на поведение и объективность,
несогласие с понятием интроспекции. Прикладные психологи не находили применения для
концепции сознания и интроспекции.
функциональные психологи уже оторвались от психологии сознательного опыта Вундта и Титченера.
интеллектуальный климат Соединенных Штатов благоволил к идее объективной психологии. Общая тенденция развития американской психологии была направлена в сторону бихевиоризма.
Макс Мейер опубликовал книгу «Фундаментальные законы человеческого поведения» Вильям Мак-Дугалл написал книгу «Психология: изучение поведения»,Найт Данлоп, предложил вообще вычеркнуть понятие интроспекции из психологии. Энджелл (1910) говорил, что термин «сознание» в конце концов исчезнет из психологии, как уже исчез термин «душа», предположил, что будет гораздо полезнее забыть о сознании и вместо этого объективно описывать поведение людей и животных.
Величие Уотсона состоит не в том, что он первым предложил новую идею, но в том, что он услышал к чему призывает время.
Слайд 18Джон Б. Уотсон (1878-1958)
«Психология глазами бихевиориста» журнал «Психологическое обозрение» за
1913
1. Об определении и задачах психологии.
2. О критике структурализма
и функционализма.
3. О роли «наследственных и поведенческих факторов» в адаптации организма к окружающей среде.
4. О том, что область прикладной психологии является истинно научной, поскольку она занята поиском общих законов, которые могут быть использованы для контроля за поведением.
5. О важности обеспечения единообразности экспериментальных процедур при исследованиях как людей, так и животных.
Слайд 19Психология представляет собой объективную экспериментальную отрасль естественных наук.
Задача -
прогнозирование поведения и управление поведением.
Поведение человека, при всей его сложности
и высоком уровне развития, составляет только часть общей схемы исследований в бихевиоризме.
Слайд 20Методы бихевиоризма
Уотсон боролся за то, чтобы психолог всегда ограничивался исключительно
данными естественных наук, то есть тем, что является наблюдаемой величиной
в бихевиористских лабораториях допускались лишь строго объективные методы исследований.
наблюдение с использованием или без использования приборов; методы тестирования; методы дословной записи и методы условных рефлексов.
Проведение исследований сложного человеческого поведения в лабораторных условиях. Продолжил атомистическую и механистическую традицию. «Он собирался изучать человеческое поведение точно так же, как физики изучают Вселенную, - путем разбиения его 414 отдельные компоненты, атомы или элементы.»
Для Вундта и Титченера испытуемые были одновременно и наблюдателями, и наблюдаемыми. Это означает, что люди сами проводили наблюдения за переживаниями своего сознания. Таким образом, их роль была намного важнее, чем роль самого экспериментатора.
В бихевиоризме испытуемым отводится гораздо более скромная роль. Они больше ничего не наблюдают, напротив, за ними постоянно наблюдает экспериментатор. Участники эксперимента при этом стали называться испытуемыми, или субъектами, а не наблюдателями
Слайд 21Предмет изучения бихевиоризма
основные элементы поведения: мышечные движения или секреция желез.
Психология, как наука о поведении, должна иметь дело только с
теми актами, которые можно объективно описать, не прибегая к менталистическим концепциям и терминологии.
бихевиоризм имеет дело со всем организмом в целом, со всеми его связями с окружающей средой. Путем анализа совокупностей пар «стимул-реакция» и разложения их на элементарные составляющие можно разработать определенные законы поведения.
Бихевиоризм Уотсона представляет собой попытку построить науку, свободную от менталистических понятий и субъективных методов, науку объективную, как физика.
Слайд 22Популярность и привлекательность бихевиоризма
Слайд 23Критика бихевиоризма Уотсона
Вильям Мак-Дугалл (1871-1938), английский психолог, инстинктивная теория поведения,
социальная психология .
Если психологи не будут использовать интроспекцию, то каким
образом они смогут определить смысл реакции субъекта или точность слов? Каким образом, не прибегая к самонаблюдению, можно выяснить что-либо о мечтах и фантазиях? Как понять и оценить эстетические переживания?
Подверг критике допущение Уотсона о том, что человеческое поведение является всецело детерминированным, что все наши действия являются прямыми результатами прошлого опыта и могут быть полностью прогнозированы, если только известны события прошлой жизни.
Подверг критике метод дословного описания, подчеркнул непоследовательность метода.
Диспут Уотсона и Мак-Дугалла произошел через одиннадцать лет после того, как Уотсон формально основал бихевиоризм как научную школу.
Слайд 24Вклад бихевиоризма Уотсона в развитие психологии
Плодотворная научная деятельность Уотсона продолжалась
менее 20 лет, но он оказал глубокое влияние на весь
ход развития психологии на многие годы вперед.
Считалось, что ученые, если только предоставить им достаточно времени, смогут найти решения любых проблем, ответить на любые вопросы.
Уотсон сделал психологию более объективной по своим методам и терминологии. позднее его исходные формулировки более не применялись..
В свое время бихевиоризм Уотсона успешно одолел все старые течения в психологии, объективные методы стали неотъемлемой частью американской психологии.
сам Уотсон получил широкое признание как основатель научной школы.