Слайд 1муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский
сад «Светлячок»
«LEGO-конструирование
в ДОО, как первый шаг
в приобщении
дошкольника
к техническому
творчеству»
.
Зам. зав. по УВР – О.В.Писулина
Шексна – 2019г.
Слайд 2Лего –конструирование - вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании
с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов.
Слайд 3Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе
увлекательной творческой и
познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Слайд 4С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно
осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя
глазомер.
Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству.
Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения детей в этот вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников
Слайд 5Задачи по обучению детей дошкольного возраста Лего-конструированию
Младший дошкольный возраст (2–4
года)
учить различать и правильно называть детали Лего-конструктора «Дупло» (кирпичик,
клювик, мостик, основа машины, полукруг, овал и т. д.);
знакомить с элементарными умственными операциями анализа построек по таким параметрам как: форма, величина, цвет деталей, сравнение предметов;
создавать простейшую конструкцию по образцу и оговорённым условиям, например: забор для фермы, гараж для машинки;
пополнять словарь новыми словосочетаниями: длинная (короткая), широкая (узкая) и др.;
развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора.
Слайд 6Средний дошкольный возраст (4–5 лет):
формировать знания о симметрии, пропорциях,
понятии части и целого;
учить конструированию с использованием
Лего-карточек;
запоминать и свободно использовать в речи названия Лего-деталей.
Слайд 7Старшая и подготовительная группы:
стимулировать детское техническое творчество;
обучать моделированию
по чертежу и собственному замыслу;
формировать умение самостоятельно решать технические
задачи;
познакомить с основами компьютерного моделирования.
Слайд 8Особенности практического использования конструктора с учётом возраста детей:
С детьми 3–4
лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.
В
4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.
Слайд 9В 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды
Лего-конструкторов, от
крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения.
В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания
Слайд 10Базовые идеи Лего-технологии:
от простого к сложному;
учёт возрастных
и индивидуальных особенностей;
созидательность и результативность;
развитие творческих
способностей;
комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.
Слайд 11Формы реализации Лего-методики в детском саду
Плановые занятия (10–15 минут
в младшей группе, 20 минут в средней, 25–30 минут в
старшей и подготовительной).
Индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 40 минут):
Долгосрочные и краткосрочные проекты, участниками которых могут являться воспитатель, дети и родители.
Повседневное самостоятельное конструирование, строительная игра в свободное от плановых занятий время.
Фестивали, конкурсы, викторины.
Кружковая работа, которая проводится педагогами детского дошкольной организации.
Слайд 12Приёмы работы с детьми на занятиях по конструированию
Вступительная беседа, с
помощью которой
педагог привлекает внимание к теме занятия.
Проблемная ситуация, которая
заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в активную конструктивную деятельность.
Слайд 13Сюжетно-ролевая игра.
Как правило, Лего-конструирование переходит
в игровую
деятельность
Дидактическая игра.
Пример упражнений, направленных на усвоение сенсорных и пространственных понятий с помощью Лего-технологии:
«Найди деталь, как у меня»;
«Построй с закрытыми глазами»;
«Найди такую же постройку, как на карточке»;
«Разложи по цвету»;
«Собери фигурку по памяти» (из 4–6 деталей).
Слайд 14Задание по образцу, сопровождаемое показом и пояснениями педагога
Конструирование с использованием
технологических карт и инструкций
Творческое конструирование по замыслу или по нарисованной
модели
Слайд 15Способы обучения дошкольников конструированию:
по образцу;
по модели;
по условиям;
по карточкам-схемам;
по свободному замыслу;
тематическое конструирование.
Слайд 16Какие бывают занятия по
Лего-конструированию
Ознакомительное - педагог проводит теоретическое знакомство дошкольников с новыми Лего-деталями и приёмами конструирования в зависимости от комплектации набора (в младшей и средней группах - набор «Дупло», со старшего дошкольного возраста - набор «Дакта»)
Занятие по схеме - изучение основ моделирования по схематическому пошаговому алгоритму. Сначала ребята создают простейшие конструкции лодок, мостов, самолётов, машинок, человечков по образцу, а затем начинают изобретать собственные модели.
Слайд 17Занятие по памяти - помогает закрепить и усовершенствовать полученные базовые
умения и навыки, предоставляет возможность тренировать зрительную память.
Тематическое - конструирование
по определённой тематике, стимулирующее развитие творческого воображения. Примеры тем: «Многоэтажный дом», «Пожарная машина», «Мостик через речку» и т. д.
Занятие в рамках темы проекта - коллективная свободная творческая деятельность поискового характера. Каждый ребёнок участвует в планировании будущей постройки, отвечает за свой участок выполняемой работы (мостик, светофор, машинка и т. д.), имеет возможность высказывать своё мнение о содержании и целях данного проекта
Слайд 18Контрольное - позволяет педагогу после изучения сложной темы провести мониторинг
знаний и умений воспитанников и выявить детей, которые нуждаются в
индивидуальной помощи.
Конкурсное - соревнование, которое проводится в игровой форме. Дети по жребию или по желанию разбиваются на 3 команды, выбирают главного конструктора или архитектора и приступают к творчеству.
Комбинированное - решает несколько разноплановых учебных задач, например, «Мир сказок», «Раз, два, три или строим цифры», «Геометрическое домино», «Домашние животные», «Подводный мир».
Итоговое - обобщает результаты определённого учебного периода (полугодие, год), чаще всего проходит в виде презентации творческих работ.
Слайд 19Структура занятия по
лего- конструированию
Организационный этап - мотивирующее начало в игровой форме (до 5 минут).
Основной этап - (от 10 минут в младшей группе до 25 минут в подготовительной) — наиболее активная практическая часть занятия, которая включает следующие виды деятельности:
показ образца, пояснение педагогом пошаговой инструкции, разбор схемы-карточки;
самостоятельная работа детей по образцу, схеме или творческому замыслу, дошкольники могут работать индивидуально, в паре или в составе небольшой подгруппы;
физкультминутка, видеозарядка с Лего-человечками, подвижные игры, пальчиковая или дыхательная гимнастика, которые помогут расслабиться, а затем со свежими силами вернуться к увлекательному конструированию.
Слайд 20Заключительный, итоговый этап (до 5 минут) — рефлексия, уборка рабочих
мест, организация
выставки детских работ. Анализ проводится с учётом таких критериев:
аккуратность, симметричность, целостность и привлекательный внешний вид конструкции;
технические умения и навыки;
степень самостоятельности проделанной работы;
целеустремлённость, дисциплинированность, трудолюбие, чувство товарищества и эмоциональной отзывчивости.
Слайд 21Развитие математических способностей
Использование конструктора
лего- конструктора
в образовательных областях
Слайд 22 Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в
играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом того
или иного литературного произведения.
Слайд 23Игра «Лабиринт»-
развивает умение ориентироваться на заданной плоскости, координацию движений, глазомер,
реакцию.
Слайд 24Составление целого изображения из частей
Слайд 25Игра
«Крестики- нолики»
Развитие логического мышления, воображения
Слайд 26«Попади в цель»
Меткость, координация
Слайд 27Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО - элементов достаточно эффективно
при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте,
коррекции звукопроизношения.
Слайд 28Лего — это не просто забавная игрушка, это прекрасный инструмент,
способствующий обогащению внутреннего мира ребёнка, раскрытию его личностных особенностей, проявлению
творческого потенциала и реализации возможностей. Разнообразные занятия с применением Лего-технологии предоставляют реальный шанс каждому ребёнку развить логическое и пространственное мышление, воображение, самостоятельность и навыки взаимодействия со сверстниками, а педагогам увлечь ребят техническим творчеством.