Слайд 1Как сделать наш «открытый доступ» активнее, или Библиотечный мерчандайзинг
1. Понятие
«доступа» к
библиотечным ресурсам
2. Размещение стеллажей
3. Расстановка
фонда
4. Движение фонда
5. Ориентирование в книжном фонде
Ксенофонтова Т.В., зав.
организационно-методическим отделом НГОДБ
Библиотеку делают желание, помноженное на любовь к профессии
Предпосылки для организации свободного доступа
Библиотека – социально-культурный институт, созданный и
реально функционирующий для пользователей (свободный доступ – это право самостоятельного выбора)
Условия для максимально широкого выбора информации:
объединение фондов абонемента и читального зала
использование виртуального пространства
Предпосылки для
организации свободного доступа
Библиотека – не только место,
где выдают книги. Библиотека – место межличностной коммуникации, общения с книгой и друг с другом
Но при этом (!):
Свободный доступ – средство уединения, разговора с самим собой
Вывод:
свободный доступ – это одновременно развивающая и развивающаяся культурно-информационная
система, которая:
является инструментом диалога: с книгой, с библиотекарем, с друзьями;
предоставляет пользователю свободу выбора всего богатства ресурсов, услуг и возможностей библиотеки;
предоставляет человеку выбор приемлемых для него сценариев поведения через умелую организацию комфортной библиотечной среды, дизайн и фитодизайн, игру объемами,, цветом, светом, наличие релаксационных зон и т.д.
Слайд 6«Звездочка»
фото библиотек России
Слайд 7
Пензенская ОБДЮ
«Салонная» композиция
Одна из детских библиотек России
Слайд 8Модельная детская библиотека им. Ю. Гагарина г. Дзержинск Нижегородской области
«Салонная»
композиция
Слайд 9 Круговая композиция
Детская библиотека им. В. Даля (Московский район
г. Н. Новгород)
Библиотека Австралии
Слайд 10ДБ им. Маршака
г. Кирово-Чепецк Кировской области
Круговая композиция
Центральная библиотека Московского района г. Н. Новгород
Зигзагообразная композиция
Слайд 13 Угловая расстановка
БСЧ Автозаводского района
г. Н. Новгород
Модельная детская
библиотека г.о.г. Выкса
Нижегородской области
Слайд 14 Размещение вдоль стен
Детская библиотека
Уренского района Нижегородской
области
Модельная детская библиотека
им. Ю. Гагарина г. Дзержинск
Нижегородской области
Слайд 15 Расстановка фонда.
основные
требования:
быть понятной
максимальный комфорт при поиске информации
свобода просмотра и выбора
идентичность способов раскрытия ресурсов
рациональное использование полезной площади
создание условий для хранения и защиты фонда
неизменность расстановки, но при этом - определенная мобильность
Слайд 16 Содержательные признаки
расстановки фонда
систематическая (ББК)
тематическая
жанровая (читательские интересы)
Слайд 17 3 «уровня» книжного фонда
I уровень
– литература моментального спроса
(новая, «модная», популярная литература)
II уровень – литература
активного спроса
(стабильная часть фонда, проверенная временем «классическая» детская литература)
III уровень – литература редкого спроса
(универсальная, разнообразная по темам, жанрам, именам)
1 уровень + 2 уровень =
жанрово-тематическая расстановка
НГОДБ имени Т.А. Мавриной
Слайд 20 Пензенская областная библиотека
для детей и юношества
Слайд 21 Детская библиотека им. М.М.
Пришвина
Ленинского района г. Н. Новгорода
Слайд 22Детские библиотеки Нижегородской области
Н.В. Гоголя
ЦБС Красногвардейского района
г. Санкт-Петербург
Слайд 24 Сельская библиотека
Навашинского района
ЦГБ им. Пушкина г. Киров
Слайд 25 Сельская библиотека Пензенской области
Слайд 26Пензенская ОБДЮ
Зарубежная библиотека
расстановки фонда
Расстановка по уровню читательского развития
Расстановка по гендерным характеристикам
Социально-профессиональные характеристики
Целевая
расстановка
Расстановка по типам изданий
Слайд 28Расстановка фонда по уровню читательского развития
комплекс мероприятий, проводимых в зале открытого доступа для посетителей и
направленных на эффективное представление и продвижение определенного товара, марки.
Слайд 30Всех людей психологи делят на 3 группы:
Те, кто четко знают,
за чем они пришли.
Те, кто примерно представляют, что хотят взять.
Возможно, определили жанр или автора.
Те, кто совершенно не представляют, на чем остановят выбор. Они сделают свой выбор под влиянием импульса
Согласно исследованиям маркетологов,
процент покупок, совершенных под
влиянием импульса, составляет
60-70%!
Слайд 31 «Шпаргалка» от психологов:
Раскрывайте все информационные ресурсы
Привлекайте внимание!
Адресность и
дифферинцированность во всем!
«Зацепите» читателя всеми доступными средствами!
Воздействуйте на все органы
чувств!
Облегчите читателю поиск!
Используйте технологию «горячий стеллаж» и «книжные развалы»
Важно: все должно быть подписано. В идеале все
должно быть и увидено, и услышано, и потрогано.
Слайд 32 Размещение фонда
(советы
мерчандайзеров)
Траектория движения посетителей должна быть как можно проще и логичнее
Удобное
и выгодное расположение
Привычное и логичное расположение
Максимальная заметность
Быть около лидера, а лидеру быть лучше всех
Показать товар лицом
Здравый смысл во всем!
Слайд 34Цветовые решения в дизайне библиотек
Слайд 35
Цветовые решения в дизайне библиотек
Слайд 36«Красна изба углами»
Поближе поставишь – поближе возьмешь
Не мешает подмешать
«Затравка» на
отраслевую литературу
Динамика (в торговле): мониторинг интереса
покупателей и передвижение товара в
соответствии с популярностью товаров или
какими-то объективными причинами
Динамика фонда
(советы мерчандайзеров)
Условия комфортного
ориентирования в фонде
Наличие
в библиотеке информационных стендов
Наличие путеводителя по библиотеке (общей
схемы, указателей на стеллажах и книжных полках)
Наглядность представления новых книг
Раскрытие фонда через выставки и темат. полки
Удобство расположения кафедры библиотекаря
Чем можно занять себя «в очереди»
Есть ли у библиотекаря имя
Как организовано освещение
Удобно ли пользоваться каталогами и картотеками
Слайд 38Путеводитель по библиотеке
Ильиногорская ПБ Володарского района
Нижегородской области
Слайд 39Путеводитель по библиотеке
ЦБС Пушкинского района г. Санкт-Петербург
Слайд 40 Путеводитель по библиотеке
ДБ Уренского района
Нижегородской области
Слайд 41 Путеводитель по библиотеке
Национальная детская
библиотека
Республики Коми
Слайд 42 ЦДБ г. Мурманска
Путеводитель по фонду
абонемента
ЦДБ г. Мурманска
Слайд 44 Библиотека им. Чернышевского г.
Омск
Слайд 45 Детская библиотека «Читайка» г. Омск
Слайд 46 Библиотеки России
Оформление торцов стеллажей
Слайд 47 Разделители-маркеры
в отраслевом фонде
Библиотека им. Н.В. Гоголя г. Санкт-Петербург
Слайд 48 Разделители-маркеры
в отраслевом фонде
ЦДБ им. Л.Г. Волкова г.о.
Перевозский
Нижегородской области
Слайд 49На десерт
Я - читатель библиотеки и моё ВНИМАНИЕ сосредоточено на
ФАСАДЕ, ВИТРИНАХ (ОКНАХ), ВЫВЕСКАХ библиотеки.
Мой ИНТЕРЕС вызывают АТМОСФЕРА в библиотеке,
ЗОНИРОВАНИЕ мест для книг и отдыха с книгой, а также ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА.
У меня есть ЖЕЛАНИЕ узнать больше о библиотеке (НАВИГАЦИЯ), получить необходимую мне ИНФОРМАЦИЮ и оценить ВЫКЛАДКУ ТОВАРА (РАССТАНОВКУ ФОНДА).
В библиотеке я получаю УДОВОЛЬСТВИЕ от предоставленных УСЛУГ, мои ЭМОЦИИ - только положительные, СЕРВИСЫ библиотеки меня полностью устраивают.
Вот такая МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОГО ПРОСТРАНСТВА библиотеки для читателя.
ЧИТАТЕЛЬ ВИДИТ и ЧУВСТВУЕТ БИБЛИОТЕКУ.
В ваших библиотеках всё устроено именно так? Нет? Или не совсем так?
Слайд 50При подготовке были использованы следующие материалы:
Библиотечный фонд для детей :
[учебное пособие] / Ю. Н. Столяров [и др.]. – Москва
: Школьная библиотека, 2005. – 247 с.
Библиотечные фонды : [учебник] / под ред. Ю. Н. Столярова и Е. П. Арефьевой. – Москва : Книга, 1979. – 295, [1] с.
Громова, О. Расстановка фонда как педагогическая система // О. Громова. - Библиотека в школе. – 2008. - № 24.
Захарова, И. Оформляем открытый доступ / И. Захарова // Библиотека. – 2001. – №3. – С. 39-41.
Коротеева, Р. «Звездочка» на абонементе : [открытый доступ к библ. фонду] / Р. Коротеева, Г. Винтовкина // Библиотека. — 2001. — № 3. — С. 54-55.
Матлина, С. Социально-психологические и технологические основы организации фондов в школьной библиотеке / Слава Матлина // Библиотека в школе. – 2005. – 1-15 сент. (№ 17). – С. 36-40 ; 16-30 сент. (№18) – С. 36-40. (https://textarchive.ru/c-1771650.html)
Столяров, Ю. Н. Библиотечные фонды : учебник. – Москва : Книжная палата, 1991 – С. 121-136.
Терешин, В. И. Библиотечный фонд : [учебное пособие] / В. И. Терешин. – Москва : Издательство МГУКИ : Профиздат, 2000. – 174, [1] с.
https://yandex.ru/images/search?text=расстановка%20книжного%20фонда%20в%20детской%20библиотеке&stype=image&lr=47&parent-reqid=1586260676733075-566310175098900319000154-production-app-host-man-web-yp-79&source=wiz
На портале собрана коллекция фотографий, представляющих все аспекты расстановки книжного фонда в библиотеках.
Шостак, Н. В.Особенности расстановки фонда в публичной библиотеке / В. Н. Шостак // http://selskajabiblioteka.blogspot.ru/2015/08/blog-post_20.html?spref=fb
Слайд 51Спасибо за внимание
нгодб.рф
ngodb@list.ru
(8-831) 437-98-04
Консультацию можно посмотреть в свободном доступе на
сайте НГОДБ:
https://нгодб.рф/?p=13742