Слайд 1Картотека музыкальных
терминов
Подготовила:
Самойлова Е.А.
Воспитатель 1 квалификационной категории
ГБОУ д/с № 1541 г. Москвы
Москва 2009
Слайд 2Картотека - совокупность определенного количества карточек – носителей информации, объединенных,
систематизированных и размещенных в определенном порядке, напр. по алфавиту, темам,
срокам.
Теория музыкального воспитания ребенка рассматривается как система научных знаний и понятий о закономерностях управления музыкальным развитием ребенка, воспитания нравственно- эстетических чувств в процессе приобщения его к музыке.
В содержание теории музыкального воспитания входят этика, эстетика и музыковедение.
Слайд 3 Эстетика – методологическая основа теории эстетического воспитания ( и,
следовательно, музыкального). Эстетический способ отражения мира всегда связан с познавательной
и практической деятельностью человека. В процессе трудового освоения действительности развивается творчество человека, действующего по «законам красоты». В процессе труда зародилось искусство.
Эстетика изучает особенности и способы субъективного отражения прекрасного в окружающей действительности. Особенности этого отражения носят конкретно-чувственный характер и составляют специфику эстетического сознания.
Этика – наука об основах морали в целом и путях обогащения нравственных чувств в процессе освоения музыкального опыта.
Слайд 4Ведущие положения эстетики – методологической основы теории эстетического (и музыкального,
в том числе) воспитания – позволяют выработать стройную классификацию музыкальных
дисциплин, охватывающую все разделы теории музыкального воспитания.
Эстетическое сознание - часть общественного сознания, одна из его форм, элемент структуры. Если подойти к нему в историческом плане, то можно сказать, что эстетическое сознание наряду с религиозным и нравственным относится к самой начальной стадии общественного сознания и, следовательно, представляет собой одну из самых его старых форм, непосредственно порожденных материальными условиями жизни.
Слайд 5Виды эстетического сознания – эстетическое восприятие, эстетическое чувство, эстетическое суждение,
эстетический вкус.
Эстетическое восприятие характеризуется целостностью. Воспринимаются не только
отдельные звуки, краски, сколько весь колорит, вся гармония звуков. В восприятии всегда сказываются интересы, отношения, весь предварительный художественный и жизненный опыт человека. Особую роль играют слух и зрение.
Эстетическое чувство – более сложный вид осознания прекрасного в жизни. Оно характеризуется способностью и подготовленностью человека испытывать наслаждение от соприкосновения с прекрасным.
Слайд 6 Эстетическое суждение – оценка прекрасных явлений в искусстве, природе,
обществе. Отсюда особая близость нравственного и эстетического. Прекрасными не могут
быть безнравственные поступки. Эстетическая оценка приобретает большую обоснованность при последующем, повторном восприятии.
Эстетический вкус – включает эмоциональное отношение и суждение. Вкус складывается исторически в общественной практике человека. Чем ближе человек подходит к верному отражению в своей оценке, тем выше его эстетический вкус.
Слайд 7Музыковедение – наука о характерных признаках музыкального языка, музыкальной речи.
Музыкознание – одна из основ теории музыкального воспитания, наука, раскрывающая
закономерности и особенности музыки как особой формы художественного освоения мира в ее историческом становлении и развитии. Музыкознание - наука о музыке, одна из областей искусствознания. Оно имеет два основных направления: историческое и теоретическое.
Слайд 8Теоретическое М. исследует: вопрос о способах отражения действительности в музыке,
основные закономерности музыки, установившиеся в процессе её исторического развития (в
этом смысле оно сближается с эстетикой); композиционные средства и приёмы, имеющие как общее значение для всего музыкального искусства, так и частное, в пределах какого-либо одного исторического периода.
Историческое М. имеет целью воссоздание целостной картины развития музыкальной культуры в тесной взаимосвязи различных её сторон и в зависимости от изменения условий жизни общества.
Слайд 9
Музыкальное воспитание – это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия
музыкального искусства – формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к
музыке.
Музыкальное образование – система подготовки профессионалов в области музыкального искусства.
Слайд 10 Музыкальное развитие – это результат формирования ребенка в процессе
активной музыкальной деятельности.
Музыкальный образ – это понятие
отличается от понятия образа в его психологическом значении. Музыкальный образ произведения – это комплекс выразительных средств, воздействующих на слушателя своим конкретным звучанием.
Музыкальное исполнительство – это теоретическое направление музыкознания, посвященное разработке как общих проблем, так и частных, связанных с различными видами исполнительства: фортепианного, скрипичного, вокального, хорового. Каждый из этих видов имеет свои традиции, методы.