Слайд 2Керамика, понятие, исходные материалы.
Виды керамики, признаки идентификации.
3. Способы производства и
декорирование керамических товаров.
4. Классификация керамических товаров.
Слайд 3
1. Керамика - неорганические, неметаллические материалы, горные породы, подвергнутые обжигу
после формовки
Слайд 4 Состав керамических масс
Основное сырье
1. Пластичные материалы:
-
глины,
- каолин;
2. Плавни:
-
полевой шпат,
- пегматит,
- костяная зола;
3. Отощающие материалы:
- кварц,
- кварцевый песок и др.
Слайд 5 1. Пластичные материалы (глины, каолин) определяют способность керамической
массы формоваться.
1.1. Глины - продукты выветривания горных пород, состоящие из
каолинита и примесей: кварц, оксиды железа, известняк, органические вещества.
Свойства глинистых материалов:
Пластичность;
Связующая способность;
огнеупорность;
Слайд 6 По минералогическому составу глины бывают:
мономинеральные – беложгущиеся, состоят из
минералов каолинитовой группы;
полиминеральные – красножгущиеся, содержат минералы различных групп;
кирпичные глины
(железосодержащие и известковые глины); бентонитовые глины – вулканического
происхождения (туфы, пепел).
Слайд 7Пластичные материалы
1.2. Каолин – мономинеральная порода, состоящая преимущественно из
каолинита.
Свойства: кристаллическое строение, большая огнеупорность, меньшая пластичность.
Применяется для
изготовления фарфора.
Слайд 8 2. Плавни создают стекловидную фазу, снижают температуру спекания, водопоглощение,
количество пор, повышают просвечиваемость черепка, его плотность и прочность (полевой
шпат, пегматит, тальк)
.
3. Отощающие материалы снижают усадку черепка при сушке и обжиге, препятствуют растрескиванию и деформации (кварцевый песок, шамот)
Слайд 9Сырье для декорирования
Глазурь - тонкий стекловидный слой, наносимый на изделия
для повышения эстетических и гигиенических свойств.
Легкоплавкая (температура плавления 1080о
-1250о) и тугоплавкая (температура плавления 1400о);
Бесцветные и цветные;
Прозрачные и непрозрачные;
Блестящие и матовые (глухие).
Декоративные (потёчные, кракле, кружевные)
2. Краски керамические;
3. Препараты жидкого или порошкообразного золота и серебра (жидкое золото - раствор органического соединения золота в смеси скипидара и хлороформа, порошкообразное золото – смесь с нитратом висмута)
Слайд 104. Ангобы - матовые белые
или цветные массы из тугоплавких беложгущихся (архитектурно-строительная керамика) или легкоплавких (майолика, гончарные изделия) глин. Ангобы наносят по рисунку и получают объемный рисунок.
5. Люстры - соединения тяжелых
металлов, растворенные в
эфирах (пленка, переливающаяся перламутром).
Горшки, декорированные ангобами
Слайд 112. Виды керамики, признаки идентификации
Слайд 12Качественный и количественный состав основных видов керамики
Слайд 13Признаки идентификации видов керамики
Слайд 14
Тонкая керамика из отборных сортов глины
Каменная керамика – из глины,
окрашенной в массе, есть просвечиваемость, водопоглощение 3% и менее;
Полуфарфор или
«имитация фарфора» – легкая просвечиваемость в наиболее тонких частях, крупнозернистая структура черепка, тусклый и неостеклованный, пористый, прилипают к языку, стальной нож оставляет царапины
Стеатитовая керамика из измельченного в порошок стеатита, смешанного с глиной, полевым шпатом
Слайд 15Фарфор
Белого цвета, иногда с голубоватым оттенком (фарфор Гжели имеет
желтоватый оттенок). Черепок плотный (плотность 2,4-2,5 г/см3), спекшийся, скол стекловидный.
Просвечивает в слое толщиной до 2,5-3 мм. Имеет низкое водопоглощение, высокую механическую, термическую (до 1650С), химическую стойкость, прочность, при ударе издает продолжительный мелодичный звук.
Слайд 17 Виды фарфора:
Твердый фарфор (температура обжига 1380-1410о). Содержит 50% пластичных материалов
(глина, каолин), 25% кварцевого песка, 25% полевого шпата. Его
белизна составляет 60-65%,термостойкость не менее 165о.
Используется для изготовления бытовой столовой и чайно-кофейной посуды, изоляторов высоковольтных
линий электропередач, санитарно-технических и художественно-декоративных изделий.
Слайд 182. Низкотемпературный фарфор (температура обжига 1180о) состоит из глин (41-46%)
и плавней (45-52%). Имеет высокую механическую прочность. Применяется для изготовления
посуды для общественного питания.
Слайд 19Костяной фарфор
3. Мягкий фарфор (температура обжига 1250-1300о). В его составе
20-45% пластичных материалов (преимущественно каолина), 9-20% полевого шпата, 30-40% кварца,
меньше глинозема. Имеет большую просвечиваемость (до 4мм). Для тонкостенной чайной и кофейной посуды, художественно-декоративных изделий.
Разновидность мягкого фарфора- костяной фарфор, (до 60% костяной золы). Имеет высокую просвечиваемость (до 4 мм), часто желтоватый оттенок меньшие прочность и термостойкость. Вырабатывают подарочные чашки с блюдцами (кофейные, чайные) и художественные изделия.
Мягкий фарфор
Слайд 204. Бисквитный фарфор
Неглазурованный с матовой поверхностью. Применяется для изготовления скульптур,
барельефов, сувениров.
Слайд 215. Цветной фарфор получают введением в состав керамической массы красящих
пигментов (голубой, розовый, синий и др.)
Слайд 22Полуфарфор
Имеет белый или окрашенный полуспекшийся черепок, не просвечивает, издает низкий
звук при ударе. Его водопоглощение составляет 3-5%, прочность в 5
раз ниже, чем у фарфора. В составе полуфарфора 45-55% глинистых материалов, 23-28% кварца, 9-30% полевого шпата. Температура обжига 1230-1280о. Из него вырабатывают посуду, художественно-декоративные изделия (вазы, скульптуры, пепельницы, сувениры), бытовую сантехнику.
Слайд 23Майолика
Изделия на основе фаянсовых или гончарных масс, покрытые цветными глазурями.
Термостойкость до 130-150о, водопоглощение до 16%
Слайд 24Терракота из
кирпичной глины
Терракота (от итал. terra — земля, глина
и cotta — обожжённая) — керамические неглазурованные изделия из цветной
глины с пористым строением. Применяется в художественных, бытовых и строительных целях. Из терракоты изготавливается посуда, вазы, скульптура, игрушки, изразцы, облицовочные плитки и архитектурные детали.
Терракота изготовляется из особых сортов глины, которая после обжига приобретает характерную фактуру (от грубозернистой до тонкой, со сплошной или частичной полировкой) и цвет (от чёрного и красно-коричневого до светлого кремового), тусклые и землистый структуры).
Слайд 26Гончарные массы
Вырабатывают из глин с песком (до 20%) в качестве
отощающего материала. Имеют крупнозернистый (мелкозернистый) черепок различных оттенков красно-коричневого цвета.
Водопоглощение 16-18%.Применяются для изготовления гончарной посуды, кирпича, черепицы, строительных керамических труб, облицовочной плитки.
Слайд 28Шамот
Шамот (франц. chamotte) — огнеупорная глина или каолин, обожжённые до
потери пластичности, удаления химически связанной воды и той или иной
степени спекания.
Слайд 29Способы производства керамических изделий
Слайд 30Сушка и обжиг
Сушка повышает прочность полуфабриката и подготовляет его к
обжигу (влажность до 1-2%);
Обжиг формирует структуру черепка и свойства керамических
изделий. Обычно проводят двукратный обжиг.
Первый обжиг - утильный;
Второй - политой
Слайд 331. Шликер (сметанообразная жидкая масса) влажностью 34-36%;
2. Разъемные гипсовые
формы;
3.Ручной и автоматический способ;
4. 2 способа литья: сливной и наливной;
5.
Признаки литья: сложные формы и наличие объема (чайники, с ручками, крышками; художественно-декоративные изделия)
Слайд 34 Пластическое формование. Получают изделия,
имеющие форму тел вращения. Может
быть механическое
и ручное (на гончарном круге)
Слайд 351. Пластическая масса влажностью 22-24%, из которой получают заготовки в
виде пластов;
2. Для формования применяют автоматы и полуавтоматы, вращающиеся формы;
3.
Признаки пластического формования: изделия разных размеров, имеющие форму тел вращения; плоские и полые
Слайд 37Полусухое прессование. Получают кирпич, керамическую плитку
Слайд 38Декорирование керамических изделий
Для изделий из майолики и
гончарных масс: глазури
(цветные,
потечные, кракле и др.)
Слайд 39 полоски различной ширины: усик - до 1 мм, отводка
2-4 мм, лента - свыше 5 мм)
Слайд 40печать - одноцветный графический рисунок, наносимый на столовую фаянсовую посуду
Слайд 41мелкий штамп - мелкий графический или плоскостной рисунок краской или
золотом
трафарет - плоскостной рисунок, наносимый аэрографом через прорези трафарета
декалькомания (деколь)
– одно- или многоцветные рисунки, переносимые со специальной литографской бумаги. Краски лежат тонким слоем, плавный переход оттенков
Слайд 43шелкография – одноцветные или многоцветные рисунки, наносимые на изделия через
сетчатые трафареты. Краска ложится толстым слоем, мелкие элементы рисунков (штрихи,
точки) хорошо различимы
Слайд 44живопись – рисунки кистью или агатовым пером.
Краска ложится неравномерно,
заметны следы мазков кистью
Слайд 45крытье – нанесение краски на изделие:
- сплошное;
с прочисткой (незакрашенные
части поверхности, могут наноситься рисунки);
полукрытье (закрашена половина изделия
широкой полосой);
нисходящее и восходящее (с плавным усилением или ослаблением окраски сверху вниз).
Слайд 47Классификация товаров из керамики
По назначению: посуда столовая, чайная (кофейная), для
специй, кухонная, прочая, столовые принадлежности, художественно-декоративные;
По виду изделия: посуда столовая
(блюдо, масленка, тарелка, ваза для жидкой пищи, салатник, селедочница, миска, жульенница, менажница, пельменница и др.); посуда чайная (кофейная) (чашка, бокал, кружка, блюдце, сахарница, чайник, пиала, самовар, ваза для конфет, фруктов, варенья, мороженого, креманка, кофейник, розетка)
Слайд 48посуда для специй (горчичница, перечница, набор для специй, соусник, подливочник,
уксусник); столовые принадлежности (салфетница, ложка, лопатка); посуда кухонная (банка, горшок,
сухарница, икорница, судок и др.); прочая посуда (кувшин, графин, поднос, рюмка для яиц, доска для сыра, стакан, рюмка, стопка, штоф, бутылка);
художественно-декоративные изделия (ваза, статуэтка, панно)
Слайд 49конфектура- многоярусная ваза в форме конуса, состоящая из керамического или металлического
стержня, на котором закреплен ряд тарелок (блюд) одного или разных
диаметров, для конфет, печенья, фруктов и т.д., предназначенная для сервировки стола.
Менажница - плоское керамическое изделие различной формы с перегородками, образующими сегменты, секторы, предназначенное для подачи к столу различных закусок.
ваза для жидкой пищи (супница, крюшонница) - полое керамическое изделие различной формы с ручками или без ручек, с крышкой, для подачи к столу супа, бульона, компота, крюшона
Слайд 50Пояснения Том 3
Столовая посуда, такая как кофейные или чайные сервизы,
тарелки, супницы, салатницы, блюда и подносы, кофейники, чайники, сахарницы, пивные
кружки, чашки, соусницы
, вазы для фруктов, масленки, солонки, подставки для яиц и т.д.
Кухонная посуда, такая как сотейники, кастрюли, блюда для жарки или выпечки, миски, формочки, чайницы, хлебницы, половники, мерные сосуды, скалки
Прочие хозяйственные изделия – пепельницы, графины и спичечницы
Туалетные изделия - ведра, ночные горшки, подставки для зубных щеток, мыльницы, держатели для туалетной бумаги
Слайд 51По виду керамики: фарфор, фаянс, майолика и др.;
По способу изготовления:
литье в гипсовые формы, пластическое формование, полусухое прессование;
По способу декорирования:
декоративные глазури, украшения красками, золотом и серебром;
Конструкция, форма и размеры
Слайд 54Ассортимент товаров из Императорского фарфора