Слайд 1Классический период Античности
V в. - IV в. до н. э.
Слайд 2Общая характеристика периода:
Особенности классического периода:
1) Формирование законченных философских систем –
Платона, Аристотеля.
2) Перенос интереса с проблем устройства мироздания на проблемы
познания общества и человека.
Представители:
Софисты – Протагор, Продик, Горгий и др.;
Сократ, Платон и Аристотель
Слайд 3Софизмы и парадоксы
Лекарство, помогающее больному, это добро, а чем больше
добра, тем лучше. То есть лекарств можно принимать как можно
больше. –
Чем больше самоубийц, тем меньше самоубийц.
Все критяне лгуны – сказал один из жителей острова Крит. Сказал ли он истину или ложь?
Если две половины равны, то и две целые части тоже являются одинаковыми. В соответствии с этим – если полупустое и полуполное одинаково, значит, пустое равно полному.
Слайд 4Софизмы в логике
Petitio principii введение заключения, которое требуется доказать, в скрытом
виде в доказательство в качестве одной из посылок. Если мы,
например, желая доказать безнравственность материализма, будем красноречиво настаивать на его деморализующем влиянии, не заботясь дать отчёт, почему именно материализм — безнравственная теория, то наши рассуждения будут заключать в себе petitio principii.
Ignoratio elenchi заключается в том, что начав доказывать некоторый тезис, постепенно в ходе доказательства переходят к доказательству другого положения, сходного с тезисом.
A dicto secundum ad dictum simpliciter подменяет утверждение, сказанное с оговоркой, на утверждение, не сопровождаемое этой оговоркой.
Non sequitur представляет отсутствие внутренней логической связи в ходе рассуждения: всякое беспорядочное следование мыслей представляет частный случай этой ошибки.
Слайд 5Софисты
Самыми известными представителями направления софистики в Древней Греции были Протагор
Абдерский, Горгий из Леонтин, Гиппий из Элиды, Продик Кеосский, Антифонт,
Критий Афинский.
Платон утверждал, что софистам «нет дела до истины, важна только убедительность».
Софисты знали, что важнее всего не то, что говорить, а то, как; умелый ритор легко докажет, что «черное» это «белое» и наоборот. Тех же, кто будет пытаться установить неправильность этого, можно запутать риторическими приемами и уловками.
Истина у софистов субъективна, мир непознаваем (агностицизм).
Слайд 7Сократ о жизни и философии
«Я знаю, что ничего не знаю»
Сократ
любил ходить по рынку, разглядывая диковинные товары, и часто приговаривал:
«Надо же, сколько же есть вещей, без которых можно обойтись!».
Вы обязательно должны жениться. Если женитесь удачно, будете счастливы. Если неудачно, тоже неплохо – станете философами!
Лучше подвергаться несправедливости, чем самим совершать её.
Когда слово не бьет, то и палка не поможет.
Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает.
Есть только одно благо - знание и только одно зло - невежество.
Слайд 8Из диалога "ЕВТИФРОН"
С о к р а т: Поясни, как
же ты все-таки понимаешь благочестивое и благочестие? Уж не есть
ли это некое умение приносить жертвы и возносить молитвы?
Е в т и ф р о н: Вот именно.
С о к р а т: Но ведь приносить жертвы – это значит одарять богов, а возносить мольбы – значит у них что-то просить?
Е в т и ф р о н: Конечно же, Сократ.
С о к р а т: Итак, согласно твоему слову получается, что благочестие – это наука о том, как просить и одаривать богов.
Е .: Ты отлично понял, Сократ, то, что я сказал.
С о к р а т: Но скажи мне, в чем состоит эта служба богам? Ты говоришь, что следует просить их и одаривать?
Е.: Да, вот именно.
С о к р а т: Так не будет ли правильным просить их о том, в чем мы нуждаемся?
Е.: Конечно, о чем же еще?
Слайд 9С о к р а т: А правильно ли будет
одаривать их взамен тем, в чем у них от нас
есть нужда?
Е.: Ты говоришь правду, Сократ.
С о к р а т: Итак, Евтифрон, благочестие – это некое искусство торговли между людьми и богами.
Е.: Что ж, пусть это будет искусство торговли, если тебе так нравится.
С о к р а т: Молви же, какую пользу извлекают боги из получаемых от нас даров? Что дают нам они, это любому ясно, ибо нет у нас ни единого блага, которое исходило бы не от них. Но какая им польза от того, что они получают от нас? Или уж мы так наживаемся за их счет при этом обмене, что получаем от них все блага, они же от нас – ничего?
Е.: Но неужели ты думаешь, Сократ, что боги извлекают какую-то пользу из того, что получают от нас?
С о к р а т: Но тогда что же это такое, Евтифрон, – наши дары богам?
Слайд 10Майевтика – метод Сократа
Сократ считал, что истина скрыта в душе
каждого человека, а сам он истине не учит. Нужно только
помочь истине явиться на свет – с этим связан его т.н. «повивальный метод» рождения истины – как повитуха помогает ребенку родиться, так умелый собеседник в процессе помогает приблизиться к истине в процессе диалога.
Излюбленный метод Сократа начинался с задавания внешне простого вопроса (например, что такое справедливость?). Сократ прикидывался простаком, и собеседник, думая, что разговор не займёт много времени, давал простой ответ. Сократ тут же задавал уточняющие вопросы, которые быстро запутывали собеседника, приводя его к противоречиям в собственных же словах.
Слайд 11Философия Платона. Миф «О пещере»
Слайд 12Идеи Платона
Истинное бытие по Платону – умопостигаемые идеи, или «эйдосы»,
такие, как геометрические или математические истины. Идеи объективны, независимы от
пространства и времени, вечны, постигаются только разумом. Поэтому Платон является основателем объективного идеализма.
Связь истинного мира идей и материального мира происходит через душу, которая бывает в мире идей, а также выдающиеся личности могут черпать вдохновение прямо из мира идей.
Материальное познание – тёмное. Для истинного познания нужно выйти из пещеры, однако это дано лишь немногим.
Слайд 14Аристотель (384 – 322 до н.э.)
У мира есть перводвигатель-демиург, целевая причина
всего;
Материя состоит из четырех начал – земля, огонь, вода и
воздух;
Душа: растительная, животная и человеческая;
Философия («метафизика») - наука о сущем, изучает не природу, а то, что существует сверх неё;
Первичны вещи, а уже из них мы получаем представления о формах, или о понятиях. Сущность и вещь не существуют друг без друга;
Сущность может быть выражена в понятии, и Аристотель стремился познать сущность вещей через их родовые понятия. Аристотель создал учение о силлогизме (классическая логика);
Логика помогает понять самую главную категорию – сущность. Наука же помогает узнать остальные категории - качества, количества, отношения, места, времени.
Аристотель выделял шесть форм государства. Три из них он считал правильными: монархию, аристократию и политию; ещё три — неправильными: тиранию, олигархию и демократию.
Слайд 15Логические ошибки в силлогизмах
Подмена тезиса (ignoratio elenchi" букв неведение довода) возникает
в результате потери "нити" сообщения. В подобных ситуациях говорящий незаметно
для себя (а иногда - и для окружающих) отказывается от выдвинутого изначально тезиса и переходит к какому-либо другому.
· Модель:
Тезис 1: Учителям надо повышать зарплату
Демонстрация (с подменой тезиса):
(но) Учителя часто работают недобросовестно
Тем, кто работает недобросовестно, надо снижать зарплату
(следовательно?)
Тезис 2: Учителям надо снижать зарплату
Слайд 16Смешение причины и следствия- логическая ошибка, описываемая латинской формулой post hoc,
ergo propter hoc, что переводится как "после этого значит по
причине этого". Эта ошибка представляет собой типичное заблуждение в ходе демонстрации, при котором событие, происшедшее после другого события, рассматривается как событие, происшедшее по причине этого события. Иначе говоря, движение событий друг за другом трактуется в качестве причин и следствий.
· Пример:
Заканчивая среднюю школу, тинэйджеры выходят в мир уже хорошо подготовленными ловкачами от коммерции. Мир нечестной торговли встречает их с распростертыми объятиями.
(Легко читается "смешение причины и следствия": тинэйджеры становятся ловкачами, не "потому что" этому учат в средней школе, а "после того как" заканчивают среднюю школу. К этому времени опыт ловкачества, приобретенный за пределами школы, становится достаточным для дальнейших действий в "мире нечестной торговли". Однако, строя высказывание так, как оно приводится выше, автор ухитряется косвенным образом возложить ответственность за состояние коммерции на среднюю школу.)
Слайд 17Школа киников
Антисфен (435 – 370 гг. до н. э.),Диоген (400 –
325 гг. до н. э.).
С греческого «киникос» – собачий; киники
часто говорили, что идеален собачий образ жизни, т.к. собака ни к чему не привязана, ни о чём не беспокоится и живёт сегодняшним моментом.
Проповедовали аскетизм – поведение, основанное на предельно возможной воздержанности.
Презрение к нормам морали, отвергали многобожие и культ, как созданные людьми. Душа и тело смертны.
Удовлетворять естественные потребности и этим наслаждаться.
Слайд 19Мысли и жизнь Диогена Синопского
На встрече с Александром Македонским, знаменитым
полководцем, Диоген попросил лишь, чтобы он не заслонял ему солнце.
Свобода и независимость от мнений, авторитетов, материальных благ были важны для философа.
Философ Аристипп как-то упрекнул Диогена в бедности, сказав: «Если бы ты прославлял царя, тебе не пришлось бы питаться чечевицей!», на что Диоген возразил: «Если бы ты научился питаться чечевицей, то тебе не пришлось бы прославлять царя!».
Любовь - дело тех, кому нечего делать.
" Я - гражданин мира.”
Обращайся с вельможами, как с огнём; не стой ни очень близко, ни слишком далеко от них.
Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.