Слайд 1Классицизм
Вторая половина 18 века
Слайд 2Классицизм во Франции –
вторая половина 18 в.
Время правления Людовика
15:
«Государство – это я!»
Крупнейшие архитекторы:
Д.Сервадони
Ж.Габриэль
Ж.Суффло
Слайд 3Джованни Сервандони (1695-1766)
Начало эпохе неоклассицизма положил новый проект фасада церкви
Сен-Сюльпис в Париже, предложенный архитектором Джованни Никколо Сервандони (1695—1766).
В
этом проекте впервые в XVIII веке появляются строгие колоннады и арки. К античности, классической древности вскоре обратились и другие архитекторы.
Вот что писал о фасаде церкви Сен-Сюльпис Жак Франсуа Блондель, выдающийся архитектор, теоретик и педагог той эпохи: «Он полон античной красоты, он утвердил греческий стиль, в то время как в Париже тех лет появлялись одни лишь химеры».
Слайд 5Очень давно, по крайней мере, начиная с IX-го столетия, на
настоящем месте церкви Сен-Сюльпис, существовала местная приходская церковь, находившаяся под
управлением соседнего Аббатства Сен-Жермен де Пре (Saint-Germain-des-Pres). Церковь представляла собой прелестное готическое здание.
Из сохранившихся старинных гравюр до нас дошел лишь ее силуэт.
В период с XIII-го до XV-го века церковь ремонтировалась и восстанавливалась, но в XVII-м веке ее площадей стало явно недостаточно.
Слайд 7Эглиз де Сен-Сюльпис
Церковь Святого Сюльпиция
Eglise de Saint-Sulpice
На участке между
Люксембургским садом и бульваром Сен-Жермен в Париже высится асимметричное здание
церкви Сен-Сюльпис.
Строительство ее в дошедшем до нас виде было начато в середине 17 века и продолжалось в течение почти 134 лет.
Основная часть здания сооружена в первой половине 18 века,
фасад был завершен
в 1745 г. архитектором Джованни Сервандони.
Слайд 8церковь Сен-Сюльпис в Париже
Первый, второй и заключительный проекты Сервандони (Servandoni).
Прогресс
проектов показывает увеличивающийся акцент на структурную ясность и целостность
Слайд 11проект был изменен много раз или событиями, или людьми. Большой
центральный фронтон был разрушен молнией. Архитектор Удо де Маклорен изменил
проект вершин башен. Этот проект не был принят и в 1780 году Джин Чалгрин представил новое предложение. Но успели изменить только Северную башню. В результате происшедшей Революции, все работы по строительству были остановлены.
В течение Революции, церковь стала Храмом Победы, а также залом для празднеств и банкетов. Церковь была возвращена культу в 1800, но часть его богатой первоначальной мебели была потеряна в результате революционного ограбления.
Планировка и размеры церкви напоминают средневековый собор, церковь имеет классические дорические колонны и коринфские пилястры, любимые греками. Под церковью Сен-Сюльпис простираются многочисленные склепы - перегороженные пространства, представляющие на самом деле подземное кладбище.
Остатки старой церкви, стены хора и неф были расчищены на 4 метра от земли и впоследствии служили опорой платформе, на которой было построено новое здание. Таким образом, одно здание стоит на другом.
Слайд 12Уникальное, почти мифическое явление, могут наблюдать посетители, приходящие в церковь
во время зимнего солнцестояния.
Подобный лазеру луч солнечного света через маленькое
отверстие в южном окне трансепта освещает обелиск в северном конце церкви. Явление длится только несколько секунд, но всегда повторяется в течение уже многих лет.
Слайд 13Жак Франсуа Блондель, выдающийся архитектор, теоретик и педагог писал о
фасаде церкви Сен-Сюльпис:
«Он полон античной красоты, он утвердил
греческий стиль. В то время как в Париже тех лет появлялись одни лишь химеры».
Слайд 14Габриэль, Анж Жак
фр. Ange-Jacques Gabriel; 1698, Париж — 4 янв1782) — французский архитектор,
имевший чин Первого королевского архитектора
Слайд 15Малый Трианон в парке Версаля – дом для королевской семьи
(1762-1768)
Слайд 19Огромная площадь служит как бы распределительным пространством на берегу Сены
между примыкающим к Лувру садом Тюильри и широкими бульварами Елисейских
полей. Ранее существовавшие сухие рвы служили границей прямоугольной площади (размеры 245 х 140 м). «Графическая» разбивка площади при помощи сухих рвов, балюстрад, скульптурных групп несет на себе печать плоскостной разбивки Версальского парка. В противоположность замкнутым площадям Парижа XVII в. (Вандомская площадь и др.), площадь Согласия - образец открытой площади, ограниченной лишь с одной стороны двумя построенными Габриэлем симметричными корпусами, образовавшими поперечную ось, проходящую через площадь, и образованную ими улицу Ройяль. Ось закреплена на площади двумя фонтанами, а на пересечении основных осей был поставлен памятник королю Людовику XV, а позднее высокий обелиск). Елисейские поля, сад Тюильри, пространство Сены и ее набережные являются как бы продолжением этого огромного по своему охвату архитектурного ансамбля в перпендикулярном к поперечной оси направлении.
площадь Согласия в Париже
(Place de la Concorde)
Слайд 20Жак Жермен Суффло
(Jacques-Germain Soufflot)
(1713 - 1780)
Слайд 21Суффло
Ж.-Ж.Суффло изучал архитектуру в Риме. После возвращения на родину построил
госпиталь в Лионе. Затем в 1750 году вновь уехал в Италию.
Вернувшись во Францию, начал строительство своего наиболее известного проекта — здания Пантеона (тогда — церковь Святой Женевьевы) в Париже, строительство происходило между 1757 и 1790 годами. Большой интерес представляет строение купола в этом великолепном сооружении. Суффло перестроил также ризницу и сокровищницу собора Нотр-Дам.
Опубликованная в 1841 году работа Суффло о готической архитектуре реабилитировала это направление зодчества — сначала во Франции, а затем и в других странах Европы. В 1829 году прах Ж.-Ж.Суффло был перезахоронен в Пантеоне.
Слайд 22Идея перестройки средневековой церкви Св. Женевьевы в Париже возникла
еще
в конце XVII в. Позднее король Людовик XV дал обет
перестроить старую
церковь, а в 1755 г. ее главным архитектором был назначен
Жак Жермен Суфло (1713—80)
Слайд 23Церковь Св. Женевьевы (Пантеон) в Париже . 1757—90
Слайд 24Первоначальный проект был создан Суфло в 1757 г. Будущая постройка
напоминала античный храм, а ее портик походил на портик древнеримского
Пантеона. В плане церковь представляла греческий (равноконечный) крест. Предполагалось, что купол будет венчать статуя св. Женевьевы. (Впоследствии Суфло убрал всю скульптуру с наружной стороны церкви.) Здание строилось огромное — сто десять метров в длину, восемьдесят четыре метра в ширину и восемьдесят три метра в высоту.
Слайд 26Портик восходит своими формами к римскому Пантеону, барабан с куполом
(пролёт 21,5 метра) напоминает композицию Темпьетто.
Главный фасад завершает собой
перспективу короткой прямой улицы и служит одним из наиболее заметных архитектурных ориентиров Парижа.
Слайд 35ПЕРСЬЕ, ШАРЛЬ (Percier, Charles) (1764–1838) и ФОНТЕН, ПЬЕР (Fontaine, Pierre)
(1762–1853), французские архитекторы и дизайнеры, работавшие вместе и вошедшие в
число основоположников
стиля ампир.
Их произведения (триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, 1806; многочисленные проекты мебели, внутреннего убранства, оформления празднеств) отличаются торжественностью образов, воскрешающих древнеримские мотивы, стремлением к синтезу архитектуры и декоративных искусств (приводящим порой к некоторой сухости и измельчённости форм самого зодчества).
Слайд 36триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, 1806
Слайд 40Э. Булле
В конце XVIII в. во Франции были предприняты утопические
попытки создать новую архитектуру, основанную на стремлении к геометризации и
функциональности форм, — так называемую «говорящую архитектуру». Одним из архитекторов этого направления был Этьен Луи Булле (1728—99). Карьера Булле как практикующего архитектора была скорее неудачной: он исполнил всего лишь ряд интерьеров и построил несколько особняков в Париже. В 80- гг. Булле целиком посвятил себя «бумажной архитектуре», создав более ста проектов. Свои здания он называл «архитектурными телами». Булле использовал самые простые, геометрически правильные формы: сферу, конус, куб. Все они должны были освещаться таинственным светом и отбрасывать сильные тени. Излюбленным жанром архитектора были погребальные сооружения, самое знаменитое из которых — Кенотаф Ньютона. Кенотаф (ложная, пустая могила) имеет форму сферы, что напоминает, с одной стороны, о земном шаре, с другой — о яблоке, упавшем ученому на голову, благодаря чему он и открыл закон всемирного тяготения. Кенотаф Ньютона не был построен, как и прочие проекты Булле, которые были абсолютно непрактичными; в XVIII в. его бесконечные гигантские колоннады просто невозможно было возвести. Крохотные человеческие фигурки, изображенные на рисунках Булле, лишь подчеркивают грандиозность замыслов архитектора, предназначенных «для вечности».
Слайд 41Кенотаф Ньютона в Париже. Арх. Э.Л. Булле . 1784
Слайд 43Клод-Никола Леду (1736-1806) -
французский архитектор, который разработал эклектичный и утопический
стиль в архитектуре, основанный на зарождавшихся в то время социалистических
идеалах. Учителями Леду были Ж. Ф. Блондель и Л. Ф. Труар.
Слайд 45Проект домика сторожа, арх. К.Н.Леду
Слайд 46Приведем несколько теоретических высказываний Леду — этого замечательного предшественника современной
архитектуры:
«Красота определяется соотношением масс и деталей или орнаментов, которые
не отвлекают глаз на ненужные элементы».
«Все, что не необходимо, утомляет глаз, вредит мысли и ничего не добавляет к общему».
«Круг и квадрат — вот буквы алфавита, применяемые авторами в качестве основы лучших произведений... Все в природе есть круг».
«Форма куба — это символ незыблемости. На кубах должны восседать боги и герои».
Слайд 51Ампир
поздняя фаза классицизма
Триумфальная арка на пл.Звезды
(1806-1836), арх. Ж.Шальгрен
Вандомская колонна
(1806 г.) ,
арх. Ж.Лепер
- Арка Карузель (1806), арх.Ш.Персье, П.Фонтэн
Слайд 52триумфальная арка
на площади Звезды
в Париже,
1806-1836
Слайд 54Церковь Мадлен (Париж)
Парижская церковь Мадлен (фр. l'église de la Madeleine) —
это церковь Святой Марии Магдалины; находится в 8-м округе французской
столицы, на одноимённой площади
Тип церкви — греко-римский храм; образцом послужил Мезон Карре в Ниме:
в длину — 108 м;
в ширину — 43 м;
по периметру стоят 52 коринфских колонны, полностью окружающие здание;
высота каждой колонны 19,5 м.
Освещается храм через свод, — в отличие от других храмов церковь не имеет ни трансепта, ни боковых окон.
1806-1842 гг., проект был пересмотрен архитектором П.Виньоном
Слайд 62Классицизм перерождается в чистый академизм
Не реагирует на появление новых функциональных
задач и новой техники 19 в.