Слайд 1Клиника интеллектуальных нарушений при искаженном психическом развитии (вариант синдрома раннего
детского аутизма).
Выполнила: студентка 3 курса группы В
Никифорова А.В.
Слайд 2Синдром раннего детского аутизма был описан американским детским психиатром Л.
Каннером в 1943 г.
Независимо от него близкий вариант синдрома описан
в 1944 г. австрийским исследователем Х. Аспергер под названием "аутистическая психопатия". Ученик Фрейда Б. Беттельхейм имел в своей практике множество случаев успешного преодоления аутизма.
Слайд 3Ранний детский аутизм — сравнительно редкая форма патологии, распространенность его
составляет 2 на 10000 детей школьного возраста. (В 3-6 случаях
на 10000 детей, у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек).
Слайд 4Основные проявления синдрома:
* выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в
контакте с окружающими
* эмоциональная холодность или безразличие к близким ("аффективная
блокада", по Л.Каннеру)
*страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке
*болезненная приверженность к рутинному порядку
*однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям
* расстройства речи, характер которых существенно отличается при разных вариантах синдрома.
Слайд 5
Уже у грудных детей наблюдается отсутствие свойственного здоровым детям "комплекса
оживления" при контакте с матерью или воспитательницей, у них не
появляется улыбка при виде родителей, иногда отмечается отсутствие ориентировочной реакции на внешние раздражители, что может приниматься за дефект органов чувств.
Наиболее отчетливо синдром раннего детского аутизма проявляется от 2 до 5 лет, хотя отдельные признаки его отмечаются и в более раннем возрасте.
Слайд 6У детей первых 3 лет жизни неспецифическими проявлениями синдрома, связанными
с соматовегетативной и инстинктивной недостаточностью, являются нарушения сна в виде
сокращенной продолжительности и уменьшенной глубины его, прерывистости, затрудненного засыпания, стойкие расстройства аппетита с его снижением и особой избирательностью, отсутствие чувства голода, общее беспокойство и беспричинный плач.
Слайд 7В ряде случаев у детей с ранним аутизмом при отсутствии
выраженного недоразвития мышления и речи возможны вторичные состояния интеллектуальной недостаточности,
выявляемые обычно с началом школьного обучения. В их основе лежит не столько недоразвитие познавательной деятельности, сколько свойственные этим детям особенности личности, речи, моторики, в частности недостаточная потребность в контакте с окружающими, слабость побуждений, эмоциональная невыразительность, низкая речевая активность, незрелость общей и тонкой моторики, а также нарушение целенаправленности и недостаточность активного внимания.
Слайд 8Психометрическое исследование детей с синдромом раннего аутизма выявило легкую интеллектуальную
недостаточность у 15-20% из них. В среднем общий интеллектуальный показатель
у детей с данной патологией ниже, чем у здоровых, но выше, чем у умственно отсталых. Средний уровень невербальных показателей у них заметно ниже, чем у здоровых, а в 1/3 случаев соответствует таковому у олигофренов. Особенно низки показатели выделения последовательности событий, пространственных отношений, способности к переключению вниманию, синтеза на предметном уровне. Показатели вербально-интеллектуальных функций неравномерны. Кроме того, интеллектуальные способности зависят от клинической формы раннего детского аутизма, его этиологии и патогенеза.
Слайд 9Динамика и прогноз интеллектуальных нарушений при раннем детском аутизме зависят
от характера и динамики заболевания, в рамках которого он проявляется.
Прогностически менее благоприятны формы аутизма, которые являются возрастным этапом шизофренического процесса. Более благоприятны варианты, рассматриваемые в рамках формирующихся шизоидных психопатий с удовлетворительной социальной адаптацией и аустических органических психопатий.
Слайд 10Коррекционная работа с аутичными детьми - особый раздел коррекционной педагогики
и психологии. Но поскольку синдром раннего детского аутизма был выделен
как специфическое нарушение сравнительно недавно, можно говорить о том, что проблема аутизма исследована еще недостаточно. В Институте коррекционной педагогики Российской академии образования есть научная лаборатория, много лет занимающаяся проблемами помощи детям с нарушениями общения, под руководством доктора психологических наук О.С. Никольской. Специалисты лаборатории разработали классификацию детского аутизма и предложили методы коррекционной работы по воспитанию и обучению аутичных детей