Слайд 1Княгинино
2019 г
Разработка проблем управления в Древнем Китае.
Презентация – по Истории
управленческой мысли
Студентки 1-го курса
Группы 19 МО
Специальность– Менеджмент
Летягиной Марины Сергеевной
Слайд 2Зарождение управленческих идей
Древнекитайская управленческая мысль рано выделилась из религиозно-мифологической литературы
и сконцентрировалась на изучении государственного строительства и проблем взаимоотношения личности
и общества.
Уже в ранних учениях, отраженных в книге «Шуцзин», древнейшие отрывки из которой берут начало в XIV—XI вв. до н. э., проводится стержневая идея о «тань-мин» — о праве Неба, которое контролирует всю Поднебесную, на отзыв мандата властелина и передачу его более достойному
Слайд 3Отцом древнекитайской управленческой мысли считают Чжоу Гуна (XI—X в. до
н. э.), разработавшего формулу смены династий. В соответствии с его
учением Небо предоставляет мандат властелина тому, кто воплощает в своем лице наибольшее количество «дэ» (честность, справедливость).
Слайд 4Искусство управления в концепциях древнекитайских мыслителей
Своего расцвета управленческая мысль Древнего
Китая достигла во второй половине первого тысячелетия до н. э.
В это время сформировались основные управленческие учения, не утратившие своего значения и поныне. Среди них: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм. Особенно велико значение политического наследия Конфуция (551—479 гг. до н. э.)
Слайд 5Даосизм
Важным направлением ранней китайской управленческой мысли является даосизм. Его основоположник
— Лао Цзы.
В отличие от традиционных теологических толкований «дао» как
проявления «небесной воли» Лао Цзы характеризует это понятие как независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественную закономерность.«Дао» определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к «дао» все равны.
Резкой критике Лао Цзы подвергает всякого рода насилие, войны, армию. «Где побывали войска, — замечает он, — там растут терновник и колючки.
Слайд 6Основные положения даосизма применительно к управлению включают следующее:
-даосизм есть философия
«недеяния», согласно которой именно бездействие, а не активность, приносит людям
счастье и спокойствие;
-всё сущее развивается, изменяется само собой. Всё сущее есть результат саморазвития;
-в то же время даосизм — это не отсутствие всякого действия как такового, а отсутствие действия, которое идет вразрез с принципом саморазвития.
Лао Цзы первым сформулировал принцип невмешательства государства в управление экономическими и социальными процессами, т. е. по существу он был первым либералом
Слайд 7Конфуцианство
Следующий автор, о котором пойдет речь, — это Конфуций (551—479
гг. до н. э.). Он основал свою школу — конфуцианство.
После его смерти его учение стало официальной политической доктриной Китая, а его имя было сакрализовано.
Основой социально-политического и этического учения Конфуция, изложенного в сборнике «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленном учениками Конфуция после его смерти, является принцип добродетели — «дэ».
Слайд 8По Конфуцию, управляющие верхи должны быть совершенными («цзюнь-цзы» — благородные)
и подчинены строгим нормам ритуала «ли» — чувству долга и
справедливости, стремлению к знаниям, верности, уважению к старшим, гуманному отношению к подчиненным. Благородный чиновник всегда следует идеалам справедливости и готов достойно встретить свою отставку. «Правящий с помощью добродетели подобен полярной звезде, которая занимает свое место в окружении созвездий».
Слайд 9Моизм
Распространены также управленческие идеи Мо Цзы (479—400 гг. до н.
э.), вышедшего из школы Конфуция, но делавшего акцент не только
на строгом исполнении законов, но и наказании за их неисполнение. Сборник его изречений, названный именем самого просветителя — «Мо Цзы», составлен в VI в. до н. э.
Слайд 10В этом сборнике отмечается важность договорной теории создания государства (добровольного
выбора первого правителя), строгой дисциплины и централизации государственной власти, идей
социального равенства. Мо Цзы осуждал аристократизм и ратовал за реформы в интересах народа. Он внес в китайскую политическую мысль идею эгалитаризма, связанную с отказом от роскоши.
Мо Цзы полагал, что осуществление преобразований предполагает не только использование обычаев, но и установление новых правил в форме законов, что не всегда одобрял Конфуций. Именно со времен Мо Цзы право стало ассоциироваться в Китае не только с ритуалом «ли», но и с наказанием «син» и законом «фа».
Он явился предшественником легизма, важного течения китайской политической мысли, соперничавшего с конфуцианством.
Слайд 11Легизм
Основателем легизма считается Шан Ян (390—338 гг. до н. э.),
правитель области Шан. Он констатирует, что народ распустился, стремится к
удовольствиям, забывает свое основное занятие — земледелие, доходы казны падают. Общие призывы уже не помогают, речи в стиле Конфуция — тоже.
Вот почему следует установить единообразие в мыслях и действиях: укрепить чиновничий и карательный аппарат, ввести жесткие нормы, определяющие все сферы жизни, обязательные для всех и гарантированные наказанием «фа», а не ритуалом «ли», и навести порядок.
Латинизированное название школы («фа» —порядок) — «легизм». В трудах «легистов» государство рассматривалось как самодовлеющий институт, смысл и цель существования общества, восточная деспотия.
Слайд 12Основные управленческие идеи легизма:
1.Невозможность возврата к старине.
2.Принцип этатизма: интересы государства
превыше всего.
3.Основное назначение государства — противостоять злому началу в природе
человека. Человек — это источник социального зла.
4.Понятие идеального государства включает в себя: сильнуюверховную власть; вооруженную до зубов армию; централизованность государства; ограничение произвола чиновников и местных правителей; единый порядок и законы.
5.Роль законов. Законы должны быть едиными и равными для всех. Люди должны быть равны перед законом. Закон — это наказание. Главный метод государственного управления — метод наказаний и поощрений. Наград должно быть мало, а наказаний много. Уголовный закон в государстве должен быть очень жестоким — широкое применение смертной казни, причем мучительной.
Слайд 136.Осуждение милосердия и гуманизма.
7.Отношение между властью и народом рассматривалось как
противоборство враждующих сторон.
8.Поощрение земледелия, и вообще — трудолюбия и бережливости,
осуждение праздности и второстепенных занятий — таких, как искусство и торговля.
9.В образцовом государстве власть правителя опирается на силу, высшая цель деятельности государя — создание могущественной державы, способной объединить Китай путем захватнических войн.
Слайд 14Заключение
Вклад древнекитайской цивилизации в появление и развитие управленческой мысли заключается
в следующем.
Уже в эпоху глубокой древности (додинастический период) в Китае
складывались основы государственного управления. Согласно мифологии, эти практические знания были получены от Неба («Мандат Неба»). В более или менее полной мере они нашли воплощение в практике управления Западным Чжоу.
Сформировавшаяся модель управления государством Западное Чжоу являла собой образец единовластного управления монарха с помощью большого чиновничьего аппарата, который представлял собой как бы две части. Одна часть исполняла функции распорядителя. Это были местные правители и чиновники, ответственные за порученные им территориальные формирования, то есть администраторы, которые могли принимать управленческие решения во исполнение указов императора. Другая часть — чиновники-функционеры, которые были призваны выполнять обязанности, возлагаемые на них чиновниками-распорядителями.
Слайд 15Структура управления состояла из нескольких уровней, на каждом из которых,
начиная с императора, находилось так называемое управляющее звено, включавшее распорядителя
и функционеров. Сюда же можно отнести императорских контролеров, которые следили за ходом процессов управления (доведение до сведения людей указов императоров и их исполнителей, сбор налогов, осущестработах и др.). Кроме того, в данной модели были выделены виды управления (управление войсками, ритуалами, внешними связями, в семье и школе).
Используя в управлении государством инструменты распорядительного, регламентирующего и нормирующего воздействия, монархия Древнего Китая стремилась построить механизм рыночных, товарно-денежных отношений, что проявилось в поисках всеобщего ценового эквивалента, развитии торговых отношений с кочевыми племенами и западными странами.