Слайд 1Коллективный проект
Какую роль играет соль?
3 В класс
МОБУ СОШ
№ 10
Г. Благовещенска.
Научный руководитель:
Мубаракшина О.О.
Слайд 2Содержание
Актуальность
Гипотеза
Цель
Объект исследования
Предмет исследования
Задачи
Методы исследования
Практическое значение
Основная часть
Выводы
Судьба поваренной
соли
Соль и здоровье
Соль – пищевой продукт
Сколько соли на Земле
Что еще
умеет соль
Соль в устном народном творчестве
Наша лаборатория
Творческая мастерская
Слайд 3Актуальность:
Актуальность нашей работы заключается в том, чтобы
находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для
наблюдения и изучения, что не требует больших усилий и затрат. Мы стали искать необычное рядом. И остановили свой выбор на поваренной соли. Почему соль? На занятии кружка мы узнали, что соль раньше ценилась дороже золота. Но, совершив экскурсию в магазин, мы узнали, что цена соли невелика. Пачка соли найдётся в каждом доме, ее ставят на стол бесплатно в каждом кафе и столовой. Путем простых математических вычислений выяснилось, что соль – это самая дешевая приправа.
Слайд 4Отсюда возникла гипотеза.
Гипотеза: если раньше соль ценилась дороже золота, а
теперь стоит очень дешево, то без соли можно обойтись.
Цель работы:
изучить свойства соли, выяснить – действительно ли соль необходима.
Объект исследования: поваренная соль.
Предмет исследования: возможности соли.
Слайд 5Задачи исследования:
изучить исторические сведения о соли;
рассмотреть области применения поваренной соли;
исследовать
свойства соли опытным путем;
научиться применять соль на практике;
получить навыки исследовательской
работы в группе;
поделиться полученными знаниями с другими.
Методы исследования: наблюдение, сбор информации, анализ литературы, интервью, опыты, творческая мастерская.
Практическое значение: опыты,исследования, которые мы провели и весь собранный материал, могут использоваться на уроках, во внеклассных мероприятиях, на занятиях кружка.
Слайд 6Какую роль играет соль, мы задались вопросом.
Материал решили изучить, чтоб
не остаться с носом.
Изучив различные информационные источники мы подготовили 24
индивидуальных сообщения.
Слайд 7Что мы узнали.
Поваренная соль(хлорид натрия, употребляются также названия
«хлористый натрий», «столовая соль», каменная соль». «пищевая соль» или просто
соль) – пищевой продукт.
Соль едят все!
Уходя из таежного приюта, охотники всегда оставляют спички и соль для случайных гостей.
Национальные традиции, увековеченные в обрядах, пословицах и понятиях говорят о почитании соли.
И в то же время мы слышим, что соль – это белый яд. Так где же истина?
Слайд 8История соли.
Древнегреческий поэт Гомер называл соль «божественной».
Соль была
важным предметом торговли.
Почти каждая территория мира была охвачена войной
из-за этого продукта.
Из-за нее образовывались и разрушались государства.
Из-за очень высоких налогов на соль происходили народные восстания, например, соляной бунт в Москве в 1648 году.
Слайд 9
М. В. Ломоносов писал, что в его время в Абиссинии
можно было купить раба за 4 небольших куска соли.
В древнем
Риме войско оплачивалось солью. Ученые считают, что, возможно, с этим связано происхождение французского слова «салер»(жалованье) и итальянского слова «сольди»(монета), а также русского слова «солдат».
В некоторых странах соль служила деньгами.
На Руси соль считалась символом достатка.
Отношение к ней было
очень бережное.
Уважаемых гостей встречали
«хлебом-солью».
Слайд 10А что же сейчас? Разве соль изменилась?
Нужна ли соль живому
организму?
С этим вопросом мы обратились к школьному врачу Порубенко Любовь
Алекс андровне.
И вот что узнали.
Без обычной соли большинство животных испытывают солевое голодание.
Для человека соль необходима, т.к. она регулирует водный баланс в организме, придает бодрость и силу, без соли невозможно
переваривание пищи.
Возмещать потерю соли необходимо, т.к. организм сам ее не вырабатывает.
Избыток соли вреден, так что соль хороша в меру!
Суточная потребность - от 3 до 5 г.
Соль – лекарство.
Слайд 11 После беседы со школьным врачом мы пришли
к выводу, что ценность соли для живых организмов не уменьшилась.
А советы врача по поводу лечения солью решено было оформить в виде буклета для родителей.
Слайд 12Соль – пищевой продукт.
Следующим нашим шагом был визит к заведующей
школьной столовой Рыковой Надежде Евгеньевне.
Полученные знания.
Соль – основная
приправа.
Без соли редко обходятся какие-либо блюда, в том числе и сладкие.
Соль обладает чудесным свойством – убивать бактерии, вызывающие гниение веществ.
На этом свойстве соли основано производство мясных, рыбных и овощных консервов.
Солить надо правильно.
Мы снова получили подтверждение о ценности соли
Слайд 13Почему же соль такая дешевая? Сколько ее на Земле?
Сейчас известно,
что запасы соли на Земле огромны.
Процесс ее добычи полностью механизирован.
Это и выпаривание из морей и озер, и подземная добыча.
Соли так много, что ею можно покрыть нашу планету слоем в 130 метров.
Так выглядит озеро Баскунчак в Астраханской области. Его соляных запасов хватит нашей стране на 400 лет.
Слайд 14 Чем больше мы узнавали о соли, тем
больше крепло убеждение, что соль – «волшебница». Сколько всего она
умеет! Специалисты подсчитали, что соль имеет более 14 тысяч применений. Она используется для производства химических продуктов, лекарств, удобрений, для борьбы с гололедом, для изготовления мыла, стекла, тканей, бумаги и еще многого другого.
Ее добавляют в корм животным.
В домашнем хозяйстве тоже много способов применения соли. Кое-какие мы отразили в нашем буклете.
Мы снова убедились,
что старая русская пословица
«Без соли не проживешь»
справедлива
и в наши дни!
Слайд 15
Свое уважение к соли народ выразил
в устном народном творчестве.
Пословицы.
Лучше соль да близко, чем золото, да
далеко.
С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
Речь без пословицы, что еда без соли.
Недосол на столе, пересол на спине.
Без соли и стол кривой.
Фразеологизмы.
Съесть вместе пуд соли – хорошо узнать друг друга.
Уйти несолоно хлебавши – уйти ни с чем.
Соль чего-либо – самое главное, лучшая часть.
Голая соль – пересоленная пища.
Хлеб-соль водить – дружить.
Соляной столб – растеряться, замереть.
Сыпать соль на рану – усливать переживания.
Слайд 16Наша лаборатория.
Опыт 1. Месторождение соли.
В тарелку
налили соленую воду и поставили на солнце. Вода испарилась. Остались кристаллы соли.
Вывод: соль растворяется в воде, вода испаряется, и так получаются месторождения соли. Именно так люди выпаривали соль из воды.
Слайд 17Опыт 2. Учим картофель плавать.
В контейнер
налили простую воду и опустили туда картофель. Он опустился на
дно. Затем добавили в воду соль. Картофель всплыл на поверхность.
Вывод: плотность соленой воды больше, чем у пресной. Теперь понятно, почему так легко плавать в море.
Слайд 18Опыт 3. Соль и кипение воды.
Взяли 2
сосуда с водой, в один добавили соль. Поставили на огонь.
Сосуд, в который добавили соль, закипел быстрее.
Вывод: соль увеличивает температуру кипения. (проводился в домашних условиях)
Опыт 4. Грязный стакан.
Мы загрязнили стакан, насыпали на тряпочку соли и почистили его. Стакан стал чистым.
Вывод: соль может быть чистящим средством.
Слайд 19Опыт 5. Соль и мороз.
Мы налили в
2 формочки воды и поставили в морозилку. Через 8 часов
обнаружили, что пресная вода стала льдом, а соленая стала холодной, но не замерзла. Через 2 дня проверили: соленая вода стала похожа на жидкую кашу, т.е. немного замерзла.
Вывод: на этом свойстве соли основано посыпание солью дорог и тротуаров при гололеде.(опыт проводился в домашних условиях)
Слайд 20Опыт 6. Сохранение продуктов.
Мы взяли
огурцы и помыли. Приготовили рассол в домашних условиях и принесли
в класс. 3 огурца залили рассолом. Один огурец отложили. Проверили через день: огурец без рассола стал мягким. Огурцы в рассоле остались без изменений. Проверили через 2 дня: огурец без рассола сморщился, стал непригоден в пищу. Огурцы в рассоле сохранились.
Вывод: соль прекрасный консервант.
Слайд 21Творческая мастерская
Рисунки солью.
Слайд 23
Иней на веточке.
Снежинки, которые не тают.
Слайд 24Баночка с солью для украшения интерьера.
Слайд 25 Подтвердилась ли наша гипотеза о значении соли
в наши дни? Нет!
И в наши дни
соль остается ценным веществом! Она единственный продукт, который нечем заменить!
Какую бы область знаний мы не брали, везде находили соль!
Слайд 26Выводы:
Убедились, что соль – ценное вещество.
Узнали о необходимости разумного использования
соли.
Узнали много интересного о соли.
Учились самостоятельно добывать информацию.
Познакомились с нетрадиционными
техниками прикладного творчества.
Получили навык работы в группе.
Составили буклет в подарок родителям и жюри.
Выпустили журнал о соли.
Слайд 28Источники информации:
Детская энциклопедия: Я познаю мир./под ред. Хинн О. М.:АСТ,1996.
Хананова
И. Соленое тесто. М., «АСТ – ПРЕСС», 2009.
stranamasterov.ru
Э. Смит. Познавательные
опыты в школе и дома.
http://www.maam.ru/obrazovanie/opyty-i-eksperimenty
http://easyen.ru/load/nachalnykh/proekt/284-6-2
http://ec-dejavu.net/s/Sol.html
htthttp://alhimik.ru/fun/fun35.html
p://www.myshared.ru/theme/soli-prezentatsiya/
http://www.yourlifestyle.ru/polza/561-vred-i-polza-soli.html
http://o-soli.ru/
http://informvest.ru/12-sol-istoriya-soli.html
http://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project/9602.html
http://frazbook.ru/stranica-frazika/
http://www.yandex.ru/ - картинки
http://pedsovet.su/ - шаблон презентации