Слайд 1
Коммуникативная деятельность
лекция на тему
Конфликт в системе
«врач -
пациент»
Профессор Амиров А.Ф.
Слайд 2Рассмотрим две стороны конфликта в медицинской практике
Слайд 3 Сторона первая: пациент как участник конфликта
Слайд 4 Сторона первая: пациент как участник конфликта
боится
-страх тяжелой болезни
или смерти
-страх потерять работу
-страх инвалидизации или физической ущербности
-боязнь ограничений лечебным режимом или диетой
-страх перед вероятными болезненными или эмоционально некомфортными лечебными или диагностическими манипуляциями
-опасения по поводу непредвиденных и возможно немалых расходов, связанных с лечением
Слайд 5Сторона первая: пациент как участник конфликта
не доверяет врачу
-общественное мнение (стереотипы)
-недостаток
знаний о болезни (о своем здоровье)
-неудовлетворенность действиями, манерами, поведением врача
-опасается
зависимости (в силу складывающихся обстоятельств).
Слайд 6Сторона первая: пациент как участник конфликта
испытывает физический дискомфорт
(болевые ощущения,
одышка, длительное ожидание приема в некомфортных условиях, например, стоя в
душном коридоре)
испытывает душевный дискомфорт
(тревога, страх, фрустрация)
Всё это, так или иначе, искажает восприятие ситуации, ухудшает процессы торможения, повышает беспокойство и агрессивность.
Слайд 7Сторона первая: пациент как участник конфликта
находится под влиянием эндогенных
факторов
-пациенты с заболеваниями дыхательной системы, хроническими анемиями, сосудистыми патологиями испытывают
хроническую гипоксию головного мозга. Это ведет к ухудшению интеллектуальных фунций и не исключает неадекватность реакций на происходящее, особенно во время обострений. Также причиной повышенной раздражительности может являться обычная гипогликемия, нередкая в случаях, когда пациент пришел натощак сдавать анализы или обследоваться. Эндокринный статус также влияет на настроение и самочувствие.
Слайд 8Сторона первая: пациент как участник конфликта
проявляет свои личностные особенности
-есть люди,
которые целенаправленно приходят в поликлинику или больницу, чтобы устроить скандал
-есть больные, находящие удовольствие в написании различного рода жалоб
-есть пожилые или одинокие люди, испытывающие дефицит общения
-есть желающие «разбогатеть» путем получения компенсаций через суд
Слайд 9 Сторона вторая: врач как участник конфликта
Слайд 10 Сторона вторая: врач как участник конфликта
провоцирует пациента мелочами
опоздание на
работу, расстегнутый или несвежий халат, приглашение в кабинет в
грубой форме, разговор по телефону во время приема — каждая, казалось бы, мелочь может послужить если не причиной, то поводом излить весь накопившийся негатив
Слайд 11 Сторона вторая: врач как участник конфликта
недостаточно общается с пациентом
-недостаточность
информирования пациентов — это серьезная проблема, особенно если вспомнить, что
получение в доступной форме полной объективной информации о состоянии своего здоровья и информированное согласие на лечение — законодательно установленное право пациента
Слайд 12 Сторона вторая: врач как участник конфликта
затягивает очередь или уделяет
мало времени
-из-за нехватки времени врач порой вынужден либо затягивать прием,
уменьшая количество принимаемых пациентов и заставляя их ждать, либо подходить к осмотру упрощенно и формально, создавая у пациентов совершенно справедливое ощущение, что к ним «плохое отношение», их «плохо лечат»
Слайд 13 Сторона вторая: врач как участник конфликта
назначает неудобные обследования и
непростое лечение
-какой врач не хотел бы спокойно принять пациента
в хорошо оборудованном кабинете, быстро назначить и получить результаты современных анализов и дополнительных исследований, избавить пациента от необходимости проходить болезненные и неприятные процедуры, назначить оптимальное лечение без всяких ограничений и увидеть выздоровление как результат своей работы? Но не всегда это возможно!
Слайд 14 Сторона вторая: врач как участник конфликта
проявляет свои личностные особенности
-затруднения
в процессе лечения совершенно естественно включают у врача механизмы
психологической защиты, вплоть до ответной агрессии, направленной на пациента. Редкий доктор не находится под влиянием длительных переработок, ночных дежурств и прочих эмоциональных перегрузок. Всё это также истощает психику и постепенно формирует синдром профессионального выгорания
Слайд 15столкновение сторон ведет к инциденту
Инцидент – присутствие столкновения.
Недовольство
Разногласие
Противодействие
Слайд 16и конфликту
то есть резкому обострению противоречий (конфликтная
ситуация) и противодействию двух или более участников (субъектов) в процессе
решения проблемы, имеющей деловую или личную значимость для каждой из сторон
Слайд 17Модели поведения врача в конфликте
.
Конструктивная (контролировать эмоции, уважать
личность больного, соблюдать этику общения).
Деструктивная (эмоциональность, негативная оценка больного, нарушение
этики общения).
Конформистская (пассивность, непоследовательность).
Слайд 18КАК ВЕСТИ СЕБЯ С КОНФЛИКТНЫМ ПАЦИЕНТОМ?
необходимо помнить, что у
больного имеются скрытые нужды и проблемы, которые его беспокоят
следует взять
под контроль ситуацию: дать выход эмоциям этого человека чтобы вывести его из аффективного состояния
не принимать на свой счет слова и поведение больного
Слайд 19КАК ДОЛЖЕН ВЕСТИ СЕБЯ ВРАЧ С КОНФЛИКТНЫМ ПАЦИЕНТОМ?
Контролировать свои эмоции.
Осознавать
значимость разрешения конфликта не только для себя.
Придерживаться многоальтернативного подхода (учитывать
ситуацию).
Ориентироваться на положительное, лучшее в человеке.
Попробовать поставить себя на место больного (индентификация).
Не обвинять и не приписывать только больному ответственность за возникшую ситуацию
Стараться сохранять контакт.
Слайд 20ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ во врачебной деятельности
Отношения между врачом и
пациентом являются основной любого вида врачебной деятельности.
Целью контактов между пациентом и медицинским работником является оказываемая последним медицинская помощь.
Интерес в таком взаимодействии существует не только со стороны пациента. Медицинский работник в не меньшей степени должен быть заинтересован в оказании помощи больному, так как эта деятельность является его профессией, выбор которой обусловлен его собственными мотивами и интересами. За ее результаты врач несет ответственность.
Слайд 21ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ
Для результативного и бесконфликтного взаимодействия пациента с
медицинским работником необходима коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать
необходимые контакты с людьми, которая может рассматриваться как система внутренних ресурсов (мотивов и знаний), необходимых для построения эффективного общения в определенном разрезе ситуаций межличностного взаимодействия.
Главная проблема в том, что некомпетентность в общении хотя бы одной стороны способна сорвать диагностический и лечебный процесс.
Слайд 22ВИДЫ ОБЩЕНИЯ в КД:
«КОНТАКТ МАСОК» - формальное общение. Используются
привычные маски вежливости, учтивости, скромности, участливости и др. В рамках
диагностического и лечебного взаимодействия он проявляется в случаях незначительной заинтересованности врача или пациента в результатах взаимодействия (например, при проведении обязательного профилактического осмотра, где пациент чувствует себя не самостоятельным, а врач - не имеющим необходимых данных для проведения объективного всестороннего обследования и вынесения обоснованного заключения).
ПРИМИТИВНОЕ - оценивание другого по степени «нужности». Если нужен, то активно вступает в контакт, если мешает - отталкивают. Подобный вид общения может встречаться в рамках манипулятивного общения врача и пациента в случаях когда при обращении к врачу ставится цель получить какие-либо привилегии - например, больничный лист, справка формальное экспертивное заключение и др.. Интерес к участнику контакта пропадает сразу вслед за получением желаемого результата.
Слайд 23виды общения:
ФОРМАЛЬНО - РОЛЕВОЕ - регламентирует содержание и средства
общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной
роли. Подобный выбор вида общения со стороны врача может быть обусловлен профессиональной перегрузкой.
ДЕЛОВОЕ - предполагает нацеленность на интересы дела, а не на возможные личностные разногласия. При общении врача с пациентом такой вид взаимодействия становится неравным. Врач, рассматривая проблемы больного с точки зрения собственных знаний, автономно принимает решения без согласования с заинтересованным лицом.
ДУХОВНОЕ - подразумевает возможность затронуть в беседе любую проблему, поделиться интимным вопросом.
Слайд 24виды общения:
МАНИПУЛЯТИВНОЕ - обращено на извлечение выгоды с использованием
специальных приемов. Существует манипулятивный прием называемый «ипохондризацией пациента», суть которого
заключается в представлении заключения врача о состоянии здоровья пациента в свете явного преувеличения тяжести обнаруженных нарушений. Целью такой манипуляции могут быть желание медицинского работника избежать ответственности в случае неожиданного ухудшения здоровья больного, а также намек на необходимость проведения дополнительных и действий медицинского работником для получения вознаграждения. более квалифицированных
В настоящее время многие специалисты настаивают на необходимости исключить из лексикона и, соответственно, процесса общения такое понятие, как «больной», заменив понятием «пациент», в виду того, что термин «больной» имеет определенную психологическую нагрузку. Обращаться к заболевшим людям: «Как ваши дела, больной?» недопустимо. Обращение к пациенту по имени является для него психологически комфортным.
Слайд 25 Тактические действия врача
ОБЩЕНИЕ С ПАЦИЕНТОМ -
важнейший элемент процесса лечения - является составной частью профессионализма
врача
При попадании в больничную среду изменяется жизненный стереотип человека:
Пациента часто охватывают чувства тоски, одиночества, страха, обусловленные не только самой болезнью, но и оторванностью от дома, семьи, коллег, от всего того, что до сих пор было привычным.
Если в стационаре (поликлинике) чисто, уютно и аккуратно, опрятно выглядит медработник, то это уже располагает пациента, настраивая на позитивный лад и оказывая тем самым благоприятное терапевтическое воздействие.
действия врача
Коммуникативная компетентность помогает также диагностировать заболевание и оказывает благоприятное
действие на установление психологического контакта между медработником и пациентом.
Важно знать! В терапевтических отделениях находятся пациенты с заболеваниями различных органов и систем: с заболеваниями сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, почек и др. Часто их заболевания имеют характер хронических и требуют длительного лечения, соответственно, они продолжительное время находится в стационаре, что влияет и на процесс взаимоотношений медицинского работника и больного.
Изоляция от семьи и привычной жизнедеятельности, беспокойство за состояние своего здоровья вызывают у пациента различные психогенные реакции.
Слайд 27 Тактические действия врача
Вследствие психогений может ухудшаться течение основного соматического
заболевания, что в свою очередь усложняет психическое состояние больных. Следует
отметить, что в терапевтических отделениях находятся больные с жалобами на расстройства внутренних органов, часто даже не подозревая, что это соматические нарушения психогенного характера.
Жалобы различного рода, возникающие этические проблемы указывают на отсутствие необходимых психологических знаний и практически соответствующего общения медицинских работников с пациентами.
Тактические действия врача
Для
возникновения доверия к медицинскому работнику важно первое впечатление пациента от встречи с ним. Мимика врача, его жестикуляция, тон голоса, выражение лица, манера разговора, а также его внешний вид: одежда, выражение лица, манера держать себя - отражают важные стороны профессионального имиджа врача.
Важно поддерживать стремление больного рассказать о себе.
Врач может заслуживать доверие больного в том случае, если он гармоничен, спокоен, уверен, но не надменен, его манера поведения настойчивая и решительная, сопровождающаяся человеческим участием и деликатностью. Только после установления контакта с больным можно переходить к оценке результатов анализов и других вспомогательных методов обследования. Необходимо дать понять пациенту, что медицинских работников, к которым он обратился за помощью, интересует не только вопросы диагностики, но и обратившийся к ним человек
Слайд 29
Тактические действия
врача
Объектом врачебной деятельности, независимо от медицинской специальности - является
субъект, личность. Отсюда вытекает требование: в деятельности врача при любых условиях должен учитываться человеческий фактор.
Необходимо дать понять пациенту, что врача интересует не только вопросы диагностики и лечения, но и обратившийся к ним человек
Это предполагает необходимость учета врачом психологических особенностей больного и собственных личностных качеств.
Слайд 30К основным чертам личности врача, важным для КД относят:
МОРАЛЬНЫЕ
– (доброжелательность, оптимизм, решительность, скромность, принципиальность, ответственность, чувство собственного достоинства,
сострадательность, забота, нежность, честность);
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ (аккуратность, опрятность);
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ – (логичность, наблюдательность, стремление понять партнера по общению).
Слайд 31 Не всё зависит от лекарств, которые нам назначает врач
и выдаёт медсестра, от лечебных процедур также назначаются врачом. Это
ещё не всё, что необходимо для полного выздоровления. Самое главное это правильный настрой, который зависит от психического и от эмоционального состояния пациента. На состояние пациента огромное влияние оказывает отношение к нему медработника. И если пациент доволен, например, беседой с врачом, который его внимательно выслушал, в спокойной обстановке и дал ему соответствующие советы, то это уже первый шаг к выздоровлению.
Важно отметить, что различного рода жалобы, возникающие этические проблемы свидетельствуют об отсутствии необходимых психологических знаний, а также практики соответствующего общения с пациентами со стороны медработников.
Особенности личности медицинского работника
Слайд 32 Несовпадение точек зрения медработника и пациента могут быть обусловлены их
различными социальными ролями, а также и другими факторами:
-Врач
склонен искать, прежде всего, объективные признаки заболевания. Он старается ограничить анамнез для дальнейшего определения предпосылок для дальнейшего соматического исследования и т.д.
-Для пациента в центре внимания и интересов всегда стоит его субъективное, личное переживание болезни.
В связи с этим, врач должен рассматривать эти субъективные ощущения как реальные факторы. Он должен даже постараться прочувствовать или уловить переживания больного, понять и оценить их, отыскать причины тревог и переживаний, поддерживать их положительные стороны, также использовать их для более эффективного содействия больному при его обследовании и лечении.
Различия точек зрения врача и больного
Слайд 33 Предпосылкой возникновения положительных психологических отношений и доверия между медработниками
и больными является квалификация, опыт и искусство врача.
Уравновешенная личность
врача является для пациента комплексом гармонических внешних стимулов, влияние которых повышает эффективность процесса лечения, выздоровления и реабилитации.
Личностные недостатки и привычки врача могут привести пациента к мысли, что врач с такими качествами не будет добросовестным и надежным при исполнении своих непосредственных служебных обязанностей
КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ПРОЦЕССА ЛЕЧЕНИЯ
Слайд 34 Сбор анамнеза -искусство. Это управляемый разговор, предназначенный для сбора
анамнестических данных, причем управлять разговором следует незаметно.
Больной, с которым
проводится беседа, не должен этого чувствовать. В процессе сбора анамнеза у него должно создаваться впечатление непринуждённой беседы. При этом врачу необходимо оценить серьёзность жалоб, манеру их предъявления, отделить главное от второстепенного, убедиться в достоверности показаний, не обижая больного недоверием, помочь вспомнить, не внушая. Всё это требует большого такта, в особенности, когда речь идёт о выяснении душевного состояния, психических травм, играющих большую роль в развитии болезни.
Во время расспроса больного нужно всегда учитывать его возраст, культурный уровень, степень интеллектуального развития, профессию и другие обстоятельства. Следует избегать пустых, ничего не значащих слов.
Общение с пациентом при сборе анамнеза
Слайд 35И. Харди описывает 6 типов сестер по характеристике их деятельности.
Сестра-рутинер.
Наиболее характерной чертой ее является механическое выполнение своих обязанностей. Порученные
задачи такие сестры выполняют с необыкновенной тщательностью, скрупулезностью, проявляя ловкость и умение. Выполняется все, что нужно для ухода за больным, но самого - то ухода и нет, ибо работает автоматически, безразлично, не переживая с больными, не сочувствуя им. Такая сестра способна разбудить спящего больного только ради того, чтобы дать ему предписанное врачом снотворное.
Сестра, играющая заученную роль. Такие сёстры в процессе работы стремятся разыгрывать какую-нибудь роль, стремясь к осуществлению определённого идеала. Они могут играть роль альтруиста, благодетеля т.д. проявляя «артистические» способности. Поведение их искусственное.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВРАЧА С СЕСТРИНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ
ТИПЫ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР И
ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА:
Слайд 36Тип «нервной» сестры. Это эмоционально лабильные личности, склонные к невротическим
реакциям. Они часто бывают раздражительными, вспыльчивыми, грубыми. Такую сестру часто
можно видеть хмурую, с обидой на лице. Они нередко отказываются выполнять различные задания якобы потому, что не могут поднимать тяжести, у них болят ноги и т. д. Таким сёстрам сложно взаимодействовать с врачом.
Тип сестры с мужеподобной, сильной личностью. Таких людей издали можно узнать по походке. Они отличаются настойчивостью, решительностью нетерпимостью к малейшим беспорядкам, всегда знают, что надо делать. Нередко они недостаточно гибки, грубы и даже агрессивны с больными. С врачами взаимодействие успешное. В благоприятных случаях такие сёстры становятся хорошими организаторами.
Типы медицинских сестёр и
их характеристика:
Слайд 37Сестра материнского типа. Такие сёстры выполняют свою работу с проявлением
максимальной заботливости и сочувствия к больным. Работа у них неотъемлемое
условие жизни. Они всё могут и успевают повсюду. Забота для больных - жизненное призвание. Часто заботой о других, любовью к людям проникнута и их личная жизнь.
Сестра-специалист. Это сёстры, которые благодаря какому-то особому свойству личности или интересу получают специальную подготовку. Они посвящают свою жизнь выполнению сложных задач, например, в различных лабораториях. Они фанатично преданы своей узкой деятельности.
Типы медицинских сестёр и
их характеристика:
Выводы
Как обычная жизнь, так
профессиональная (лечебная) деятельность врача осуществляются через общение.
В лечебной деятельности, как мы отметили, различают несколько видов общения между врачом и больным.
Но, какой бы стратегию общения не выбрал врач – он должен обладать коммуникативной компетентностью, чтобы заслужить доверие пациента к себе и обеспечить психологический контакт.
Без доверия невозможны нормальные взаимоотношения между врачом и больным.
Слайд 39
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ
профессор Амиров Артур Фердсович