Разделы презентаций


Коммуникативная деятельность лекция на тему Конфликт в системе врач - пациент

Содержание

Рассмотрим две стороны конфликта в медицинской практике

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Коммуникативная деятельность лекция на тему Конфликт в системе «врач -

пациент»


Профессор Амиров А.Ф.

Коммуникативная деятельность  лекция на тему   Конфликт в системе  «врач - пациент»Профессор

Слайд 2Рассмотрим две стороны конфликта в медицинской практике

Рассмотрим две стороны конфликта в медицинской практике

Слайд 3 Сторона первая: пациент как участник конфликта

Сторона первая: пациент как участник конфликта

Слайд 4 Сторона первая: пациент как участник конфликта
боится
-страх тяжелой болезни

или смерти
-страх потерять работу
-страх инвалидизации или физической ущербности

-боязнь ограничений лечебным режимом или диетой
-страх перед вероятными болезненными или эмоционально некомфортными лечебными или диагностическими манипуляциями
-опасения по поводу непредвиденных и возможно немалых расходов, связанных с лечением
Сторона первая: пациент как участник конфликтабоится -страх тяжелой болезни или смерти -страх потерять работу -страх инвалидизации

Слайд 5Сторона первая: пациент как участник конфликта
не доверяет врачу
-общественное мнение (стереотипы)
-недостаток

знаний о болезни (о своем здоровье)
-неудовлетворенность действиями, манерами, поведением врача
-опасается

зависимости (в силу складывающихся обстоятельств).
Сторона первая: пациент как участник конфликта				не доверяет врачу-общественное мнение (стереотипы)-недостаток знаний о болезни (о своем здоровье)-неудовлетворенность действиями,

Слайд 6Сторона первая: пациент как участник конфликта
испытывает физический дискомфорт
(болевые ощущения,

одышка, длительное ожидание приема в некомфортных условиях, например, стоя в

душном коридоре)
испытывает душевный дискомфорт
(тревога, страх, фрустрация)
Всё это, так или иначе, искажает восприятие ситуации, ухудшает процессы торможения, повышает беспокойство и агрессивность.
Сторона первая: пациент как участник конфликта		испытывает физический дискомфорт 	(болевые ощущения, одышка, длительное ожидание приема в некомфортных условиях,

Слайд 7Сторона первая: пациент как участник конфликта
находится под влиянием эндогенных

факторов
-пациенты с заболеваниями дыхательной системы, хроническими анемиями, сосудистыми патологиями испытывают

хроническую гипоксию головного мозга. Это ведет к ухудшению интеллектуальных фунций и не исключает неадекватность реакций на происходящее, особенно во время обострений. Также причиной повышенной раздражительности может являться обычная гипогликемия, нередкая в случаях, когда пациент пришел натощак сдавать анализы или обследоваться. Эндокринный статус также влияет на настроение и самочувствие.
Сторона первая: пациент как участник конфликта	 	находится под влиянием эндогенных 					факторов	-пациенты с заболеваниями дыхательной системы, хроническими анемиями,

Слайд 8Сторона первая: пациент как участник конфликта
проявляет свои личностные особенности
-есть люди,

которые целенаправленно приходят в поликлинику или больницу, чтобы устроить скандал

-есть больные, находящие удовольствие в написании различного рода жалоб
-есть пожилые или одинокие люди, испытывающие дефицит общения
-есть желающие «разбогатеть» путем получения компенсаций через суд
Сторона первая: пациент как участник конфликтапроявляет свои личностные	особенности 	-есть люди, которые целенаправленно приходят в поликлинику или больницу,

Слайд 9 Сторона вторая: врач как участник конфликта

Сторона вторая: врач как участник конфликта

Слайд 10 Сторона вторая: врач как участник конфликта
провоцирует пациента мелочами
опоздание на

работу, расстегнутый или несвежий халат, приглашение в кабинет в

грубой форме, разговор по телефону во время приема — каждая, казалось бы, мелочь может послужить если не причиной, то поводом излить весь накопившийся негатив
Сторона вторая: врач как участник конфликта		провоцирует пациента мелочами	опоздание на работу, расстегнутый или несвежий халат,  приглашение

Слайд 11 Сторона вторая: врач как участник конфликта
недостаточно общается с пациентом
-недостаточность

информирования пациентов — это серьезная проблема, особенно если вспомнить, что

получение в доступной форме полной объективной информации о состоянии своего здоровья и информированное согласие на лечение — законодательно установленное право пациента

Сторона вторая: врач как участник конфликта	недостаточно общается с пациентом	-недостаточность информирования пациентов — это серьезная проблема, особенно

Слайд 12 Сторона вторая: врач как участник конфликта
затягивает очередь или уделяет

мало времени

-из-за нехватки времени врач порой вынужден либо затягивать прием,

уменьшая количество принимаемых пациентов и заставляя их ждать, либо подходить к осмотру упрощенно и формально, создавая у пациентов совершенно справедливое ощущение, что к ним «плохое отношение», их «плохо лечат»
Сторона вторая: врач как участник конфликтазатягивает очередь или уделяет мало времени		-из-за нехватки времени врач порой вынужден

Слайд 13 Сторона вторая: врач как участник конфликта
назначает неудобные обследования и

непростое лечение
-какой врач не хотел бы спокойно принять пациента

в хорошо оборудованном кабинете, быстро назначить и получить результаты современных анализов и дополнительных исследований, избавить пациента от необходимости проходить болезненные и неприятные процедуры, назначить оптимальное лечение без всяких ограничений и увидеть выздоровление как результат своей работы? Но не всегда это возможно!
Сторона вторая: врач как участник конфликтаназначает неудобные обследования и непростое лечение 	-какой врач не хотел бы

Слайд 14 Сторона вторая: врач как участник конфликта
проявляет свои личностные особенности
-затруднения

в процессе лечения совершенно естественно включают у врача механизмы

психологической защиты, вплоть до ответной агрессии, направленной на пациента. Редкий доктор не находится под влиянием длительных переработок, ночных дежурств и прочих эмоциональных перегрузок. Всё это также истощает психику и постепенно формирует синдром профессионального выгорания
Сторона вторая: врач как участник конфликта	проявляет свои личностные особенности	-затруднения в процессе лечения совершенно естественно включают у

Слайд 15столкновение сторон ведет к инциденту

Инцидент – присутствие столкновения.

Недовольство
Разногласие
Противодействие



столкновение сторон ведет к инциденту Инцидент – присутствие столкновения. НедовольствоРазногласиеПротиводействие

Слайд 16и конфликту

то есть резкому обострению противоречий (конфликтная

ситуация) и противодействию двух или более участников (субъектов) в процессе

решения проблемы, имеющей деловую или личную значимость для каждой из сторон

и конфликту   то есть резкому обострению противоречий (конфликтная ситуация) и противодействию двух или более участников

Слайд 17Модели поведения врача в конфликте
.
Конструктивная (контролировать эмоции, уважать

личность больного, соблюдать этику общения).
Деструктивная (эмоциональность, негативная оценка больного, нарушение

этики общения).
Конформистская (пассивность, непоследовательность).
Модели поведения врача в конфликте  .Конструктивная (контролировать эмоции, уважать личность больного, соблюдать этику общения).Деструктивная (эмоциональность, негативная

Слайд 18КАК ВЕСТИ СЕБЯ С КОНФЛИКТНЫМ ПАЦИЕНТОМ?
необходимо помнить, что у

больного имеются скрытые нужды и проблемы, которые его беспокоят
следует взять

под контроль ситуацию: дать выход эмоциям этого человека чтобы вывести его из аффективного состояния
не принимать на свой счет слова и поведение больного
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С КОНФЛИКТНЫМ ПАЦИЕНТОМ? необходимо помнить, что у больного имеются скрытые нужды и проблемы, которые

Слайд 19КАК ДОЛЖЕН ВЕСТИ СЕБЯ ВРАЧ С КОНФЛИКТНЫМ ПАЦИЕНТОМ?

Контролировать свои эмоции.
Осознавать

значимость разрешения конфликта не только для себя.
Придерживаться многоальтернативного подхода (учитывать

ситуацию).
Ориентироваться на положительное, лучшее в человеке.
Попробовать поставить себя на место больного (индентификация).
Не обвинять и не приписывать только больному ответственность за возникшую ситуацию
Стараться сохранять контакт.
КАК ДОЛЖЕН ВЕСТИ СЕБЯ ВРАЧ С КОНФЛИКТНЫМ ПАЦИЕНТОМ?Контролировать свои эмоции.Осознавать значимость разрешения конфликта не только для себя.Придерживаться

Слайд 20ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ во врачебной деятельности

Отношения между врачом и

пациентом являются основной любого вида врачебной деятельности.

Целью контактов между пациентом и медицинским работником является оказываемая последним медицинская помощь.
Интерес в таком взаимодействии существует не только со стороны пациента. Медицинский работник в не меньшей степени должен быть заинтересован в оказании помощи больному, так как эта деятельность является его профессией, выбор которой обусловлен его собственными мотивами и интересами. За ее результаты врач несет ответственность.
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ во врачебной деятельности  Отношения между врачом и пациентом являются основной любого вида врачебной деятельности.

Слайд 21ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ
Для результативного и бесконфликтного взаимодействия пациента с

медицинским работником необходима коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать

необходимые контакты с людьми, которая может рассматриваться как система внутренних ресурсов (мотивов и знаний), необходимых для построения эффективного общения в определенном разрезе ситуаций межличностного взаимодействия.
Главная проблема в том, что некомпетентность в общении хотя бы одной стороны способна сорвать диагностический и лечебный процесс.
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ  Для результативного и бесконфликтного взаимодействия пациента с медицинским работником необходима коммуникативная компетентность - способность

Слайд 22ВИДЫ ОБЩЕНИЯ в КД:
«КОНТАКТ МАСОК» - формальное общение. Используются

привычные маски вежливости, учтивости, скромности, участливости и др. В рамках

диагностического и лечебного взаимодействия он проявляется в случаях незначительной заинтересованности врача или пациента в результатах взаимодействия (например, при проведении обязательного профилактического осмотра, где пациент чувствует себя не самостоятельным, а врач - не имеющим необходимых данных для проведения объективного всестороннего обследования и вынесения обоснованного заключения).
ПРИМИТИВНОЕ - оценивание другого по степени «нужности». Если нужен, то активно вступает в контакт, если мешает - отталкивают. Подобный вид общения может встречаться в рамках манипулятивного общения врача и пациента в случаях когда при обращении к врачу ставится цель получить какие-либо привилегии - например, больничный лист, справка формальное экспертивное заключение и др.. Интерес к участнику контакта пропадает сразу вслед за получением желаемого результата.
ВИДЫ ОБЩЕНИЯ в КД: «КОНТАКТ МАСОК» - формальное общение. Используются привычные маски вежливости, учтивости, скромности, участливости и

Слайд 23виды общения:
ФОРМАЛЬНО - РОЛЕВОЕ - регламентирует содержание и средства

общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной

роли. Подобный выбор вида общения со стороны врача может быть обусловлен профессиональной перегрузкой.
ДЕЛОВОЕ - предполагает нацеленность на интересы дела, а не на возможные личностные разногласия. При общении врача с пациентом такой вид взаимодействия становится неравным. Врач, рассматривая проблемы больного с точки зрения собственных знаний, автономно принимает решения без согласования с заинтересованным лицом.
ДУХОВНОЕ - подразумевает возможность затронуть в беседе любую проблему, поделиться интимным вопросом.
виды общения: ФОРМАЛЬНО - РОЛЕВОЕ - регламентирует содержание и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся

Слайд 24виды общения:
МАНИПУЛЯТИВНОЕ - обращено на извлечение выгоды с использованием

специальных приемов. Существует манипулятивный прием называемый «ипохондризацией пациента», суть которого

заключается в представлении заключения врача о состоянии здоровья пациента в свете явного преувеличения тяжести обнаруженных нарушений. Целью такой манипуляции могут быть желание медицинского работника избежать ответственности в случае неожиданного ухудшения здоровья больного, а также намек на необходимость проведения дополнительных и действий медицинского работником для получения вознаграждения. более квалифицированных
В настоящее время многие специалисты настаивают на необходимости исключить из лексикона и, соответственно, процесса общения такое понятие, как «больной», заменив понятием «пациент», в виду того, что термин «больной» имеет определенную психологическую нагрузку. Обращаться к заболевшим людям: «Как ваши дела, больной?» недопустимо. Обращение к пациенту по имени является для него психологически комфортным.

виды общения: МАНИПУЛЯТИВНОЕ - обращено на извлечение выгоды с использованием специальных приемов. Существует манипулятивный прием называемый «ипохондризацией

Слайд 25 Тактические действия врача

ОБЩЕНИЕ С ПАЦИЕНТОМ -

важнейший элемент процесса лечения - является составной частью профессионализма

врача

При попадании в больничную среду изменяется жизненный стереотип человека:
Пациента часто охватывают чувства тоски, одиночества, страха, обусловленные не только самой болезнью, но и оторванностью от дома, семьи, коллег, от всего того, что до сих пор было привычным.
Если в стационаре (поликлинике) чисто, уютно и аккуратно, опрятно выглядит медработник, то это уже располагает пациента, настраивая на позитивный лад и оказывая тем самым благоприятное терапевтическое воздействие.

Тактические действия врача	ОБЩЕНИЕ С ПАЦИЕНТОМ - важнейший элемент процесса лечения - является

Слайд 26 Тактические

действия врача


Коммуникативная компетентность помогает также диагностировать заболевание и оказывает благоприятное

действие на установление психологического контакта между медработником и пациентом.
Важно знать! В терапевтических отделениях находятся пациенты с заболеваниями различных органов и систем: с заболеваниями сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, почек и др. Часто их заболевания имеют характер хронических и требуют длительного лечения, соответственно, они продолжительное время находится в стационаре, что влияет и на процесс взаимоотношений медицинского работника и больного.
Изоляция от семьи и привычной жизнедеятельности, беспокойство за состояние своего здоровья вызывают у пациента различные психогенные реакции.
Тактические действия врачаКоммуникативная компетентность помогает также диагностировать заболевание

Слайд 27 Тактические действия врача

Вследствие психогений может ухудшаться течение основного соматического

заболевания, что в свою очередь усложняет психическое состояние больных. Следует

отметить, что в терапевтических отделениях находятся больные с жалобами на расстройства внутренних органов, часто даже не подозревая, что это соматические нарушения психогенного характера.
Жалобы различного рода, возникающие этические проблемы указывают на отсутствие необходимых психологических знаний и практически соответствующего общения медицинских работников с пациентами.

Тактические действия врача 		Вследствие психогений может ухудшаться течение основного соматического заболевания, что в свою очередь усложняет психическое

Слайд 28

Тактические действия врача
Для

возникновения доверия к медицинскому работнику важно первое впечатление пациента от встречи с ним. Мимика врача, его жестикуляция, тон голоса, выражение лица, манера разговора, а также его внешний вид: одежда, выражение лица, манера держать себя - отражают важные стороны профессионального имиджа врача.
Важно поддерживать стремление больного рассказать о себе.
Врач может заслуживать доверие больного в том случае, если он гармоничен, спокоен, уверен, но не надменен, его манера поведения настойчивая и решительная, сопровождающаяся человеческим участием и деликатностью. Только после установления контакта с больным можно переходить к оценке результатов анализов и других вспомогательных методов обследования. Необходимо дать понять пациенту, что медицинских работников, к которым он обратился за помощью, интересует не только вопросы диагностики, но и обратившийся к ним человек


Слайд 29
Тактические действия

врача
Объектом врачебной деятельности, независимо от медицинской специальности - является

субъект, личность. Отсюда вытекает требование: в деятельности врача при любых условиях должен учитываться человеческий фактор.
Необходимо дать понять пациенту, что врача интересует не только вопросы диагностики и лечения, но и обратившийся к ним человек
Это предполагает необходимость учета врачом психологических особенностей больного и собственных личностных качеств.

Тактические действия врача	 	Объектом врачебной деятельности, независимо от медицинской специальности

Слайд 30К основным чертам личности врача, важным для КД относят:
МОРАЛЬНЫЕ

– (доброжелательность, оптимизм, решительность, скромность, принципиальность, ответственность, чувство собственного достоинства,

сострадательность, забота, нежность, честность);
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ (аккуратность, опрятность);
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ – (логичность, наблюдательность, стремление понять партнера по общению).
К основным чертам личности врача, важным для КД относят: МОРАЛЬНЫЕ – (доброжелательность, оптимизм, решительность, скромность, принципиальность, ответственность,

Слайд 31 Не всё зависит от лекарств, которые нам назначает врач

и выдаёт медсестра, от лечебных процедур также назначаются врачом. Это

ещё не всё, что необходимо для полного выздоровления. Самое главное это правильный настрой, который зависит от психического и от эмоционального состояния пациента. На состояние пациента огромное влияние оказывает отношение к нему медработника. И если пациент доволен, например, беседой с врачом, который его внимательно выслушал, в спокойной обстановке и дал ему соответствующие советы, то это уже первый шаг к выздоровлению.
Важно отметить, что различного рода жалобы, возникающие этические проблемы свидетельствуют об отсутствии необходимых психологических знаний, а также практики соответствующего общения с пациентами со стороны медработников.

Особенности личности медицинского работника

Не всё зависит от лекарств, которые нам назначает врач и выдаёт медсестра, от лечебных процедур также

Слайд 32 Несовпадение точек зрения медработника и пациента могут быть обусловлены их

различными социальными ролями, а также и другими факторами:

-Врач

склонен искать, прежде всего, объективные признаки заболевания. Он старается ограничить анамнез для дальнейшего определения предпосылок для дальнейшего соматического исследования и т.д.
-Для пациента в центре внимания и интересов всегда стоит его субъективное, личное переживание болезни.

В связи с этим, врач должен рассматривать эти субъективные ощущения как реальные факторы. Он должен даже постараться прочувствовать или уловить переживания больного, понять и оценить их, отыскать причины тревог и переживаний, поддерживать их положительные стороны, также использовать их для более эффективного содействия больному при его обследовании и лечении.

Различия точек зрения врача и больного

Несовпадение точек зрения медработника и пациента могут быть обусловлены их различными социальными ролями, а также и другими

Слайд 33 Предпосылкой возникновения положительных психологических отношений и доверия между медработниками

и больными является квалификация, опыт и искусство врача.
Уравновешенная личность

врача является для пациента комплексом гармонических внешних стимулов, влияние которых повышает эффективность процесса лечения, выздоровления и реабилитации.
Личностные недостатки и привычки врача могут привести пациента к мысли, что врач с такими качествами не будет добросовестным и надежным при исполнении своих непосредственных служебных обязанностей

КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ПРОЦЕССА ЛЕЧЕНИЯ

Предпосылкой возникновения положительных психологических отношений и доверия между медработниками и больными является квалификация, опыт и искусство

Слайд 34 Сбор анамнеза -искусство. Это управляемый разговор, предназначенный для сбора

анамнестических данных, причем управлять разговором следует незаметно.
Больной, с которым

проводится беседа, не должен этого чувствовать. В процессе сбора анамнеза у него должно создаваться впечатление непринуждённой беседы. При этом врачу необходимо оценить серьёзность жалоб, манеру их предъявления, отделить главное от второстепенного, убедиться в достоверности показаний, не обижая больного недоверием, помочь вспомнить, не внушая. Всё это требует большого такта, в особенности, когда речь идёт о выяснении душевного состояния, психических травм, играющих большую роль в развитии болезни.
Во время расспроса больного нужно всегда учитывать его возраст, культурный уровень, степень интеллектуального развития, профессию и другие обстоятельства. Следует избегать пустых, ничего не значащих слов.

Общение с пациентом при сборе анамнеза

Сбор анамнеза -искусство.  Это управляемый разговор, предназначенный для сбора анамнестических данных, причем управлять разговором следует незаметно.

Слайд 35И. Харди описывает 6 типов сестер по характеристике их деятельности.
Сестра-рутинер.

Наиболее характерной чертой ее является механическое выполнение своих обязанностей. Порученные

задачи такие сестры выполняют с необыкновенной тщательностью, скрупулезностью, проявляя ловкость и умение. Выполняется все, что нужно для ухода за больным, но самого - то ухода и нет, ибо работает автоматически, безразлично, не переживая с больными, не сочувствуя им. Такая сестра способна разбудить спящего больного только ради того, чтобы дать ему предписанное врачом снотворное.
Сестра, играющая заученную роль. Такие сёстры в процессе работы стремятся разыгрывать какую-нибудь роль, стремясь к осуществлению определённого идеала. Они могут играть роль альтруиста, благодетеля т.д. проявляя «артистические» способности. Поведение их искусственное.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВРАЧА С СЕСТРИНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ ТИПЫ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР И
ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА:

И. Харди описывает 6 типов сестер по характеристике их деятельности.Сестра-рутинер. Наиболее характерной чертой ее является механическое выполнение

Слайд 36Тип «нервной» сестры. Это эмоционально лабильные личности, склонные к невротическим

реакциям. Они часто бывают раздражительными, вспыльчивыми, грубыми. Такую сестру часто

можно видеть хмурую, с обидой на лице. Они нередко отказываются выполнять различные задания якобы потому, что не могут поднимать тяжести, у них болят ноги и т. д. Таким сёстрам сложно взаимодействовать с врачом.
Тип сестры с мужеподобной, сильной личностью. Таких людей издали можно узнать по походке. Они отличаются настойчивостью, решительностью нетерпимостью к малейшим беспорядкам, всегда знают, что надо делать. Нередко они недостаточно гибки, грубы и даже агрессивны с больными. С врачами взаимодействие успешное. В благоприятных случаях такие сёстры становятся хорошими организаторами.

Типы медицинских сестёр и
их характеристика:

Тип «нервной» сестры. Это эмоционально лабильные личности, склонные к невротическим реакциям. Они часто бывают раздражительными, вспыльчивыми, грубыми.

Слайд 37Сестра материнского типа. Такие сёстры выполняют свою работу с проявлением

максимальной заботливости и сочувствия к больным. Работа у них неотъемлемое

условие жизни. Они всё могут и успевают повсюду. Забота для больных - жизненное призвание. Часто заботой о других, любовью к людям проникнута и их личная жизнь.
Сестра-специалист. Это сёстры, которые благодаря какому-то особому свойству личности или интересу получают специальную подготовку. Они посвящают свою жизнь выполнению сложных задач, например, в различных лабораториях. Они фанатично преданы своей узкой деятельности.

Типы медицинских сестёр и
их характеристика:

Сестра материнского типа. Такие сёстры выполняют свою работу с проявлением максимальной заботливости и сочувствия к больным. Работа

Слайд 38

Выводы

Как обычная жизнь, так

профессиональная (лечебная) деятельность врача осуществляются через общение.
В лечебной деятельности, как мы отметили, различают несколько видов общения между врачом и больным.
Но, какой бы стратегию общения не выбрал врач – он должен обладать коммуникативной компетентностью, чтобы заслужить доверие пациента к себе и обеспечить психологический контакт.
Без доверия невозможны нормальные взаимоотношения между врачом и больным.
Выводы     	Как

Слайд 39 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ профессор Амиров Артур Фердсович

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ 		 профессор Амиров Артур Фердсович

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика