Слайд 1КОММУНИКАТИВНАЯ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
Кандидат психологических наук, доцент
Дикая Людмила Александровна
Слайд 2Понятия
«профессиональная компетентность», «психологическая компетентность», «коммуникативная компетентность»
и их соотношения
Профессиональная
компетентность – одна из основных характеристик личности, способствующих достижению высоких
профессиональных результатов и понимается как качественная характеристика в степени овладения специалистами своей профессиональной деятельности.
Психологическая компетентность представляет собой подсистему профессиональной компетентности, определяющую уровень успешности психической саморегуляции субъекта деятельности, психологического воздействия в соответствии с профессиональными целями, а также организации ситуации профессионального воздействия в целом.
Коммуникативная компетентность – рассматривается как вид психологической компетентности.
Слайд 3Коммуникативная компетентность: подходы и концепции
В отечественной психологии выделяют два подхода
в исследовании коммуникативной компетентности
ПОДХОДЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
ПРАКТИЧЕСКИЙ
Слайд 4ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ И АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ;
ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССОВ, УСЛОВИЙ И
ФАКТОРОВ;
РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ И МОДЕЛЕЙ;
ВЫДЕЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ.
ПРАКТИЧЕСКИЙ
- ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ;
- РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ;
- РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ;
- РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ
Слайд 5Типы коммуникативной компетентности (О. В. СоловьевА и Ю. В. АникеевА
(2012))
ПО КАЧЕСТВУ
ПРОДУКТИВНАЯ
РЕПРОДУКТИВНАЯ
ПЕРВИЧНАЯ ВТОРИЧНАЯ
Слайд 6ПО ШИРОТЕ
ОБЩАЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ПО СПЕЦИФИКЕ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
СЛУШАНИЯ
ВЫСКАЗЫВАНИЯ
Слайд 7научные подходы относительно структуры коммуникативной компетентности:
– акцент исследователей сделан на
когнитивной ее составляющей, т. е. на необходимых для построения общения
способностях и знаниях (В. П. Захаров, В. А. Лабунская, Е. В. Руденский, З. С. Смелкова, Н. Ю. Хрящева);
– акцент исследователей сделан на коммуникативных умениях (А. В. Захаров, А. В. Мудрик);
– в качестве структурных элементов коммуникативной компетентности выделены коммуникативные знания, способности и умения (Е. В. Сидоренко);
– в структуре коммуникативной компетентности выделены не только коммуникативные знания, умения и навыки, но и личностные особенности (Л. И. Берестова, Ю. Н. Емельянов, Ю. М. Жуков, А. А. Кидрон, Л. А. Петровская, Е. С. Семенов и др.).
Слайд 8КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ (Ю. Н. ЕМЕЛЬЯНОВ)
обучаемость как общая способность;
коммуникативные
знания, умения, навыки (свободное владение вербальными и невербальными средствами общения),
собственно невербальные средства;
организация индивидом межличностного пространства на своей территории согласно социальным нормам;
личностные переменные: Я-концепция; пластичная/ригидная установка; экстернальность/интернальность [Емельянов, 1995].
Слайд 9СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ (Н. Б. БУРТОВА)
Н. Б. Буртовой в структуре
коммуникативной компетентности выделены следующие уровни:
социально-психологический;
индивидуально-психологический;
психофизиологический.
Слайд 10Е. В. Руденский определяет коммуникативную компетентность как систему внутренних ресурсов
личности, необходимых для осуществления человеком эффективных коммуникативных действий в широком
диапазоне ситуаций межличностного взаимодействия. Эти ресурсы включают в себя когнитивные возможности человека по восприятию, оценке и интерпретации ситуаций, планирование человеком его коммуникативных действий в общении с людьми, правила регуляции коммуникативного поведения и средства его коррекции.
Слайд 11Составляющие коммуникативной компетентности (е. в. Руденский)
коммуникативно-диагностическая (диагностика социально-психологической ситуации);
коммуникативно-прогностическая
(предвидение результатов общения);
коммуникативно-программирующая (подготовка к коммуникации);
коммуникативно-организационная (средства привлечения внимания к
предмету коммуникации).
Слайд 12Группы коммуникативных умений (е. в. руденский)
Речевые умения, связанные с овладением
речевой деятельностью и речевыми средствами общения:
умение грамотно и ясно сформулировать
свою мысль;
достигать желаемой коммуникативной цели;
осуществлять основные речевые функции;
говорить выразительно;
достигать целостности высказывания;
высказываться логично и связно;
выражать в речевой деятельности собственную оценку прочитанного или услышанного.
Слайд 132. Социально-психологические умения, связанные с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания,
взаимоотношения, взаимопроявлений и взаимовлияний:
умение психологически верно и в соответствии с
ситуацией вступать в общение;
поддерживать общение, психологически стимулировать активность собеседников;
психологически точно определить момент завершения общения;
максимально использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации для реализации своей стратегической линии;
прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение;
прогнозировать реакции партнеров на собственные акты коммуникативных действий.
Слайд 143. Психологические умения, связанные с овладением процессами самомобилизации, саморегуляции:
умение преодолевать
психологические барьеры в общении, снимать напряжение;
эмоционально настраиваться на ситуацию общения,
выбирать адекватные ситуации общения формы невербального поведения (жесты, позы и т. п.);
мобилизоваться на достижение коммуникативной цели, распределять свои усилия в общении.
4. Умение использовать в общении нормы речевого этикета в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией:
реализовывать ситуативные нормы обращения и привлечения внимания;
организовывать знакомство с партнерами;
использовать ситуативные нормы приветствия;
высказывать предложения, пожелания, упреки и т. д.
Слайд 155. Умение использовать невербальные средства общения:
паралингвистические (интонация, пауза, темп, громкость,
тональность, мелодика);
экстралингвистические (смех, шум, аплодисменты и т. д.);
кинетические (жест, мимика);
проксемические
(позы, движения, дистанция общения).
6. Умение общаться в различных организационно-коммуникативных формах политической деятельности, т. е. конструктивно использовать
организационно-коммуникативные формы установления отношений;
организационно-коммуникативные формы планирования совместной деятельности;
оппозиционные организационно-коммуникативные формы;
коммуникативные формы дискуссии и полемики.
Слайд 167. Умение взаимодействовать:
на уровне диалога – с личностью или группой;
на
уровне полилога – с массой или группой;
на уровне межгруппового диалога
и т. д.
Слайд 17И. Б. Пономарев и В. П. Трубочкин выделили три блока
компонентов коммуникативной компетентности
БЛОКИ:
1. Коммуникативные личностные качества.
2. Владение техникой общения
– навыки и умения осуществления отдельных коммуникативных действий.
3. Владение методикой и тактикой общения, умение строить общение в целостных ситуациях деятельности.
Слайд 18ПОДХОДЫ К ТРАКТОВКЕ ПОНЯТИЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
– способность личности вступать в
социальные контакты, регулировать повторяющиеся ситуации взаимодействия, а также достигать в
межличностных отношениях преследуемых коммуникативных целей [Зимняя, 2006];
– межличностный опыт, базой формирования которого являются процессы социализации и индивидуализации [Равен, 2002];
– способность к коммуникации; способность целесообразно взаимодействовать с другими на своем уровне обученности, воспитанности, развития, на основе гуманистических личностных качеств и с учетом коммуникативных возможностей собеседника [Емельянов, 1995];
– качества, способствующие успешности протекания процесса общения (качества отождествляются с коммуникативными способностями человека) [Петровская, 1998];
– системы коммуникативных действий, основанные на знаниях об общении и позволяющие свободно ориентироваться и действовать в когнитивном пространстве [Знаменская, 2003].
Слайд 19СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ (И. Н. ЗОТОВА)
Коммуникативные знания
Коммуникативные умения
Коммуникативные способности
Слайд 20Коммуникативная компетентность психолога и ее структура
направленность коммуникации;
целенаправленность;
общительность;
скорость вступления
в контакт, гибкость поведения;
продуктивность коммуникативного процесса;
опыт (знания, умения,
навыки, привычки);
психические процессы;
психические свойства;
характер;
рефлексивность, систему отношений личности;
коммуникативные навыки и умения;
мотивационно-потребностную сферу;
эмоционально-волевые характеристики;
социальные способности;
социально- психологические свойства личности;
сформировавшиеся способы взаимодействия;
выполнение социокультурных норм.
КОММУНИКАТИНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
Слайд 21Коммуникативная компетентность психолога предполагает наличие следующих умений:
излагать партнеру содержание
информации на доступном ему языке;
предоставлять информацию с позитивных, конструктивных
позиций;
придерживаться в коммуникации общепринятых в человеческом обществе норм, ценностей, принципов, идеалов;
быть внимательным, проявлять уважение к партнеру по общению, воздерживаться от агрессивных проявлений; доказательно, убедительно отстаивать свою точку зрения на предмет обсуждения;
концентрироваться на содержании информации обсуждаемой темы, не затрагивая личностные качества собеседника;
контролировать время коммуникации, оставлять партнеру психологическое пространство (паузы) для реагирования на получаемую информацию.
Слайд 22Общение и коммуникативная компетентность
Типы отношения
ТИПЫ ОТНОШЕНИЯ
ОБЪЕКТНЫЙ
СУБЪЕКТНЫЙ
Слайд 23Особенности общения в психологических пространствах существования человека (по МуравьеВОЙ, 2005)
Слайд 25Структура коммуникативного процесса
Коммуникация разворачивается в коммуникативной ситуации
СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНОЙ СИТУАЦИИ (ПО
[ГУЛЕВИЧ 2007])
Слайд 26Цели участников коммуникации
Передача и получение информации. В соответствии с существующими
нормами речевой коммуникации для эффективного достижения этой цели сообщение должно
[Казарино- ва, Погольша, 2000]:
– содержать лишь необходимую для передачи информацию. Передача ненужной, избыточной информации способствует введению собеседника в заблуждение, что, в свою очередь, приводит к недооценке им значимости основной информации;
– быть правдивым;
– быть релевантным теме коммуникации;
– быть понятным.
Слайд 272. Социализация: расширение поведенческого репертуара участников коммуникации, формирование, развитие и
изменение у них поведенческих и перцептивных умений и навыков, установок.
3. Воздействие на когнитивную активность участников коммуникации. Так, например, передаваемое сообщение может вызвать вдохновение для творчества, создания новых идей, а может и мешать коммуникатору или реципиенту размышлять; может помочь ему сконцентрироваться на чем-то и направить на этот объект свое внимание, а может ухудшать запоминание и т. п.
Слайд 284. Воздействие на эмоциональную сферу участников общения: передаваемое сообщение может
как улучшать, так и ухудшать эмоциональное состояние собеседников, усиливать и
ослаблять самоконтроль и регуляцию участниками собственного эмоционального состояния.
5. Побуждение собеседника к действию, организация деятельности. Например, Н. Д. Твороговой (2002) показана взаимосвязь коммуникативных навыков студентов с их экзаменационной оценкой. У студентов с неразвитыми коммуникативными навыками экзаменационные оценки ниже, и наоборот.
Слайд 296. «Общение ради самого процесса общения», от которого люди получают
удовольствие (например, влюбленные).
7. Выражение отношения к собеседнику (например, эмоциональная
поддержка).
8. Влияние на самооценку и определение статуса реципиента: сообщение может понижать или повышать самооценку реципиента, а также подчеркивать его высокий или низкий статус
Слайд 309. Самораскрытие участника общения, самопрезентация как стремление создать определенное впечатление
о себе, выражение им своих переживаний. По мнению О. А.
Гулевич (2007), участники общения различаются по значимости этих целей для них. Например, Э. Шостром разделяет людей на «манипуляторов» и «актуализаторов». Для манипуляторов основной целью является самопрезентация, а для актуализаторов – самораскрытие.
10. Поддержание общающимися своего статуса и самооценки. Например, студенты с хорошими коммуникативными навыками гораздо чаще, чем студенты с плохими коммуникативными навыками, имеют высокий социометрический статус в группе [Творогова, 2002].
Слайд 31Правила коммуникации
Процесс коммуникации, включающий в себя кодирование, передачу и декодировании
сообщения, осуществляется в коммуникативном поле. Оно состоит из норм, скриптов,
стилей коммуникации, когнитивной нагрузки на общающихся, а также временных и пространственных ограничений.
Нормы коммуникации представляют собой определенные правила, соблюдение которых ожидается большинством людей.
Скрипт коммуникации – это распространенное представ- ление о типичной последовательности действий в определен- ной коммуникативной ситуации.
Стиль коммуникации представляет собой совокупность норм, определяющих форму сообщений.
Слайд 32Классификация стилей коммуникации (н. м. лебедева)
Согласно данной классификации по стилям
выделяют:
ПРЯМУЮ И НЕПРЯМУЮ КОММУНИКАЦИЮ
ИНСТРУМЕНТАЛЬНУЮ И ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ КОММУНИКАЦИЮ
ВЫЧУРНУЮ И СЖАТУЮ КОММУНИКАЦИЮ
СОЦИАЛЬНО
И ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННУЮ КОММУНИКАЦИЮ
Слайд 33Коммуникативные барьеры
К элементам коммуникативной ситуации относят коммуникативные барьеры – помехи,
которые препятствуют адекватной передаче сообщения от коммуникатора к реципиенту. О.
А. Гулевич (2007) выделяет пять типов барьеров:
Технические барьеры связаны с воздействиями внешней среды (например, шум).
Фонетические барьеры связаны с особенностями вер- бального и невербального поведения коммуникатора (напри- мер, плохая дикция или невыразительная мимика).
Психологические барьеры представляют собой психологические особенности участников общения, которые препятствуют передаче сообщения. Они включают в себя:
– свойства личности (например, неуверенность, застенчивость);
– социальные установки и ценности, порождающие нежелание или неумение общаться (например, эгоцентризм);
– негативные эмоциональные состояния, особенно возбуждение или страх перед человеком или общением (например, страх выступления перед аудиторией);
– неадекватное восприятие партнера по общению.
Слайд 344. Семантические барьеры, связанные с используемыми при коммуникации абстрактными или
многозначными понятиями.
5. Социальные барьеры, связанные с принадлежностью участников общения к
определенным социальным группам (возрастным, половым, профессиональным, этническим, религиозным, досуговым и т. д.), порождают использование стереотипов
Слайд 35Обратная связь в общении
Важным элементом коммуникативной ситуации является обратная связь,
которая представляет собой вербальные и невербальные сообщения, намеренно или ненамеренно
посылаемые реципиентом в ответ на сообщения коммуникатора. Принято выделять оценочную и безоценочную обратную связь.
Безоценочная обратная связь не содержит отношения реципиента к коммуникатору или его сообщению.
В ходе оценочной обратной связи реципиент дает оценку коммуникатору или его высказыванию
Слайд 36Понятие и классификации видов психологического тренинга
Термин тренинг (от англ. train,
training) имеет ряд значений: обучение, воспитание, подготовка, тренировка, дрессировка
Психологический тренинг
отличается от других методов интерактивного обучения рядом особенностей. Во-первых, психологический тренинг дружелюбен ко всем психологическим техникам и средствам, опыту педагогических вмешательств и может аккумулировать из них все позитивное. Во-вторых, тренинг занял специфическое положение среди методов обучения, воспитания, коррекции, развития, став в равной мере применимым в работе с представителями разных профессиональных, возрастных, половых и других групп [Макшанов, 1997].
Слайд 37Функции психологического тренинга (с. И. макшанов)
Диагностическая;
Преобразующая;
Корректирующая;
Профилактическая;
Адаптационная.
Слайд 38Цель и задачи тренинга
Основной целью тренинга является повышение социально-психологической и
коммуникативной компетентности, развитие личности человека. Эту цель конкретизируют в следующих
задачах [Психогимнастика в тренинге, 1999]:
Приобретение знаний в области психологии личности, группы, общения.
Формирование умений и навыков эффективного общения.
Коррекция, формирование и развитие установок, опре- деляющих успешное взаимодействие с людьми.
Развитие способности к адекватному восприятию себя, других людей и их взаимоотношений.
Коррекция и развитие системы отношений личности.
Слайд 40Обратная связь как основной психологический механизм тренинга
Обратная связь подразделяется на
непосредственную, или прямую (непосредственно между участниками тренинга) и опосредованную техническими
устройствами (например, через просмотр видеозаписи собственного поведения). Л. А. Петровская предлагает следующую дифференциацию непосредственной, или прямой (межличностной) обратной связи [Петровская, 1998].
Намеренная/ненамеренная (сознательно передаваемая и непроизвольная).
2. Вербальная/невербальная (в соответствии со средствами передачи).
Слайд 42Основополагающими принципами для формирования среды тренинга выступают:
Принцип системной детерминации.
Принцип реалистичности.
Принцип избыточности.
Слайд 43принципы, характеризующие поведение и деятельность участников группы
1. Принцип активности.
2.
Принцип исследовательской и творческой позиции.
3. Принцип объективации поведения.
4.
Принцип субъект-субъектного общения.
5. Принцип «искренности».
6. Принцип «здесь и теперь».
Слайд 44Этические принципы тренинга
Принцип конфиденциальности
Принцип соответствия заявленных целей тренинга его содержанию
Принцип
ненанесения ущерба («не навреди»)
Слайд 45Организационные принципы тренинга
Принцип физической закрытости
Принцип комплектования группы тренинга
Принцип пространственно-временной организации
тренинга
Слайд 46Процессы психологического тренинга
СТАДИЯ ЗНАКОМСТВА
СТАДИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВНУТРИГРУППОВЫХ РОЛЕЙ
СТАДИЯ УСТОЙЧИВОЙ РАБОТЫ ГРУППЫ
СТАДИЯ ЗАВЕРШЕНИЯ РАБОТЫ ГРУППЫ
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
ПРОЦЕССЫ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ
ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Слайд 47Методы тренинга развития коммуникативной компетентности
Групповая дискуссия в психологическом тренинге –
это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить)
мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения [Вачков, 2001].
Групповая дискуссия представлена на тренинге в трех основных формах:
Изложение тренером информационного блока с последующим обсуждением его для усвоения учебного материала на теоретическом уровне. Доминирование тренера при этом нежелательно, но неизбежно.
Обсуждение видеозаписи ролевой игры, упражнений. Здесь роль тренера сводится к минимуму; он лишь координирует действия и прерывает непродуктивные линии обсуждения, незаметно избирательно подкрепляя отдельные высказывания участников тренинга.
Подведение итогов в конце темы, сеанса, блока, дня, цикла. Тренер ведет дискуссию, высказывая свое мнение лишь при прямой необходимости.
Слайд 48Ситуационно-ролевая игра – это основной метод тренинга, который воспроизводит трудные
ситуации профессионального общения. В случае видеотренинга ситуационно-ролевая игра проводится с
видеозаписью. Обычно ролевые игры в тренинге короткие по продолжительности (3–5 минут), что позволяет лучше использовать преимущества обратной видео- связи. Ролевая игра может быть прервана тренером, если уже в самом начале содержит достаточно материала для последующего анализа.
Слайд 49Упражнения с видеозаписью применяются для проработки отдельных элементов техники общения,
а также для стимулирования процессов групповой динамики (например, упражнение «Испорченный
телефон» для проработки способов передачи информации).
Психогимнастика представляет собой активные физические или умственные действия, выполняемые по инструкции тренера. Как правило, психогимнастика проводится вместе со всей группой, включая и тренера. Она применяется в целях развития процессов групповой динамики и управления эмоциональным состоянием группы.
Слайд 50Методы психологической разгрузки призваны поддерживать на высоком уровне работоспособность участников
тренинга в течение дня. Они включают в себя специальные аудиовизуальные
программы, составленные тренером в соответствии с эстетическими вкусами участников группы. Для психологической разгрузки с успехом могут быть использованы программы релаксации, составленные независимо от тренинга. Разовая психологическая разгрузка не должна превышать 5 минут.
Слайд 51Демонстрация моделей требуемого общения осуществляется ведущим в виде специальной иллюстрации
к информационному блоку. В этом качестве могут быть использованы специальные
видеозаписи. В то же время поведение ведущего на тренинге является объектом сознательного и неосознанного подражания. Поэтому предъявляются высокие требования к культуре и технике общения ведущего или тренера.
Самообучение участников после тренинга необходимо для закрепления усвоенного и проекции его на реальные условия профессионального общения.
Слайд 52Этапы процесса обучения в тренинге
Этап создания работоспособности
Этап ориентации
Этап изменений
Завершающий этап
.
.
Слайд 53Содержание программы тренинга коммуникативной компетентности для клинических психологов
Цель проведения тренинга
коммуникативной компетентности для клинических психологов – развитие их коммуникативной компетентности
– конкретизируется в следующих задачах:
осознание специалистами-психологами наиболее свойственных им тактик и стратегий поведения в обыденной и профессиональной жизни, развитие умений распознавать их по используемым речевым формам, определять их эффективность;
развитие коммуникативных умений и навыков с субъектами профессиональной деятельности;
распознавание тактик и стратегий поведения партнера по общению с определением их эффективности для каждой из сторон в контакте;
Слайд 54овладение технологиями профессиональной коммуникации, оптимизация взаимоотношений с другими людьми;
расширение
поведенческого репертуара, диапазона тактик и стратегий поведения в сфере профессионального
общения;
исследование и осознание способов общения в профессиональной сфере – в системах «клинический психолог – врач», «клинический психолог – клинический психолог», «клинический психолог – руководитель», «клинический психолог – клиент», «клинический психолог – семья»;
развитие умений самостоятельной работы: способности к постоянному самосовершенствованию и развитию собственных коммуникативных навыков; готовности к развитию основных коммуникативных качеств, способствующих эффективности профессиональной деятельности клинического психолога.
Слайд 56Этапы акта общения (психологический контакт)
Общение – это участие одного человека
в регуляции состояния или деятельности другого человека.
Акт общения –
это ограниченный во времени отрезок в процессе общения, который начинается с установления психологического контакта и заканчивается выходом из психологического контакта.
Слайд 57Этапы акта общения
НАСТРОЙКА НА СОБЕСЕДНИКА
УСТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА
ОБМЕН РЕЧЕВЫМИ СООБЩЕНИЯМИ
ВЫХОД ИЗ
КОНТАКТА
Слайд 58Вербальные признаки психологического контакта:
отчетливое приветствие;
обращение к человеку по
имени;
общий смысл содержания речевых сообщений.
Слайд 59Невербальные признаки психологического контакта:
Проксемика:
угол поворота тела к собеседнику от
45 до 90 градусов;
угол наклона тела меньше прямого;
оптимальная индивидуализированная
дистанция с учетом общих закономерностей:
интимная – 0–45 см;
личная – 45–60–120 см;
социальная – 120–210–360 см;
публичная – 360– 750 см и более;
одинаковое соотношение уровней глаз в вертикальной плоскости.
Поза:
– открытая (нескрещенность конечностей, развернутость корпуса и головы, раскрытость ладоней, расслабленность мышц, контакт глаз);
– асимметричная.
Слайд 60Мимика:
– улыбка;
– живое, естественное выражение лица.
Взгляд:
–
продолжительность контакта глаз 3–5 с;
– частота контакта – не реже
1 раза в минуту;
– частота моргания – раз в 3–5 с.
Такесика – движения собеседников в пространстве:
– не резкие, небольшой амплитуды;
– неритмические, ритуализированные прикосновения.
Паралингвистические признаки психологического контакта:
– отчетливость речи;
– доброжелательная интонация;
– средняя громкость голоса;
– низкая высота тона;
– умеренный темп речи.
Слайд 61Обратная связь в общении. Характеристики эффективной обратной связи
Обратная связь –
это наша реакция (вербальная или невербальная) на поведение партнера. Это
не информация о том, что представляет сбой тот или иной человек, а в большей степени сведения о нас самих в связи с этим человеком, которые информируют о том, что нам приятно и что неприятно.
Слайд 62Характеристики эффективной обратной связи:
Описательный характер – безоценочность.
Неотсроченность.
Конкретность.
Конструктивность (релевантность).
Позитивная направленность.
Слайд 63Правила подачи обратной связи:
Говорить о поведении партнера, а не о
его личности.
2. Говорить о своих наблюдениях, а не о
собственных умозаключениях.
3. Давать больше описаний и меньше оценок.
4. Описывать поведение другого, пользуясь категориями типа «в большей или в меньшей степени…», а не категориями типа «ты всегда…» или «ты никогда…».
5. Говорить о том, что происходит сейчас или что было в недавнем прошлом, не упоминая далекого прошлого.
Слайд 646. Стараться давать меньше советов, а больше высказывать соображения, как
бы делясь мыслями и информацией с партнером («возможно…», «может быть…»
).
7. Выделять в обратной связи то, что может помочь другому и что он мог бы при желании изменить.
8. Не давать обратную связь другому слишком большими порциями – иначе партнер все не осмыслит.
9. Выбирать подходящее время, место и ситуацию для подачи обратной связи партнеру.
10. Подача обратной связи требует сосредоточенности, смелости, уважения к себе и к другим.
Слайд 65Правила приема обратной связи:
1. Внимательно выслушать обратную связь до конца,
не поддаваясь соблазну выработать в ходе слушания контраргументы.
2. Для снижения
эмоционального напряжения и вовлеченности пересказать то, что услышано от другого.
3. Не забывать, что партнер при подаче обратной связи представляет только самого себя, а не все человечество в целом.
4. Из полученной обратной связи не должно автоматически вытекать намерение изменять свое поведение.
5. Во время приема обратной связи оказывать помощь партнеру в его трудной и рискованной задаче.
Слайд 66Активное слушание: техники и условия их применения
Активное слушание (эмпатическое слушание)
– техника общения, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли
собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.
Слайд 67ДЕЙСТВИЯ СЛУШАЮЩЕГО:
Игнорирование;
Выспрашивание (открытые, закрытые, альтернативные вопросы);
Безмолвное слушание;
Уточнение;
Пересказ услышанного;
Описание эмоционального состояния
говорящего;
Дальнейшее развитие мыслей собеседника;
Подведение промежуточных итогов.