Слайд 1Компетентностный подход в образовании
Выполнила: студент группы ТЭ-ЭИБ-21
Маринина Маргарита
Слайд 2Содержание:
Понятия «компетенция» и компетентность
Этапы формирования компетентностного подхода по И.А. Зимней
Сущность
компетентностного подхода
Проблемы компетентностного подхода
Отечественные теоретические разработчики компетентностного подхода
Слайд 3Понятия «компетенция» и «компетентность»
В общеязыковом отношении словарь С.И. Ожегова
трактует так:
Компетенция:
1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен;
2) круг
чьих-нибудь полномочий, прав.
Компетентный:
1) знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области;
2) обладающий компетенцией
Слайд 4Понятия «компетенция» и «компетентность»
Словарь «Профессиональное образование» дает следующее определение:
Компетентность:
1)
мера соответствий знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса
реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем;
2) область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом.
Компетенция:
1) круг полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа;
2) круг вопросов, в которых данное должностное лицо обладает познаниями, опытом.
Слайд 5Понятия «компетенция» и «компетентность»
«Компетенция», введенный в психологию именно Н.
Хомским, «прижился» и используется в нашей науке с иным значением:
языковую компетенцию, как правило, раскрывают как потенциальную способность получать, перерабатывать и воспроизводить информацию, содержащую смысл, то есть осуществлять речевую деятельность.
Слайд 6Понятия «компетенция» и «компетентность»
В педагогическом отношении: в 60-х годах
«компетенции учащихся» сводились к простым практическим навыкам, которые формировались в
результате «автоматизации знаний» в традициях бихевиоризма. Такой подход подвергся резкой критике, суть которой заключалась в том, что компетенции в виде практических знаний были недостаточны для развития творчества и индивидуальности учащихся. Поэтому в начале 1970-х годов было предложено различать два понятия: компетентность и компетенция (competency and competence). Компетентность стала рассматриваться как личностная категория, а компетенции превратились в единицы учебной программы и составили «анатомию» компетентности
Слайд 7Этапы формирования компетентностного подхода по И.А. Зимней
Первый этап (1960-1970 гг.)
характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения
понятий компетентность / компетенция.
Слайд 8Этапы формирования компетентностного подхода по И.А. Зимней
Второй этап (1970-1990 гг.)
характеризуется использованием категорий компетентность / компетенция в теории и практике
обучения в основном родному языку, а также в сфере управления и менеджмента. Зарубежные и отечественные исследователи для разных видов деятельности выделяют различные компетентности / компетенции. Так, Дж. Равен выделил 37 компетентностей, востребованных в современном обществе.
Слайд 9Этапы формирования компетентностного подхода по И.А. Зимней
Третий этап (1990-2001 гг)
- утверждение компетентностного подхода - характеризуется активным использованием категории компетентность
/ компетенции в образовании. В материалах ЮНЕСКО приводится круг компетенций, которые рассматриваются как желаемый результат образования. В 1996 г. Совет Европы вводит понятие «ключевые компетенции», которые должны способствовать сохранению демократического общества, мультилингвизма, соответствовать новым требованиям рынка труда и экономическим преобразованиям.
Слайд 10Сущность компетентностного подхода
В компетентностном подходе отражен такой вид содержания образования,
который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а включает целостный опыт
решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций, социальных ролей, проявление компетенций. Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний» предполагает освоение учащимися умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.
Нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определенными компетенциями и быть готовым в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством огромных хранилищах информации.
Слайд 11Сущность компетентностного подхода
А.В. Хуторской отмечает, что введение понятия «компетенция» в
практику обучения позволит решить типичную для российской школы проблему, когда
учащиеся, овладев набором теоретических знаний, испытывают значительные трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций. Образовательная компетенция предполагает не усвоение учащимися отдельных знаний и умений, а овладение ими комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления определена соответствующая совокупность образовательных компонентов. Особенность педагогических целей по развитию компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий преподавателя, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого, т.е. его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта
Слайд 12Проблемы компетентностного подхода
Во-первых, формулировка ключевых компетенций и, тем более, их
систем представляет наибольший разброс мнений.
Во-вторых, компетентностный подход имеет много общего
с множеством более традиционных подходов (например, культурологическим)
В-третьих, не определены основы для разработки стандартов и реализации компетентност-ного подхода.
В-пятых, до сих пор не существует целостного представления о том, набор каких компетенций составляет в своей совокупности профессиональную компетентность того или иного специалиста. Данный вопрос еще подлежит теоретико-методологическому и эмпирическому изучению.
Слайд 13Отечественные теоретические разработчики компетентностного подхода
А.В. Хуторский
В.В. Сериков
Б.Д. Эльконин
И.А. Зимняя
Слайд 14«Мы отказались не от знания как культурного предмета, а от
определенной формы знаний (знаний «на всякий случай», то есть сведений)»
(Б.Д. Эльконин)