Слайд 1Компетентностный подход в образовании
Выполнил: Бардецкий Н.А., гр. ТЭ-ЭБ-21
Слайд 2Компетентностный подход: основная сущность
Тема компетентностного подхода в образовании является принципиально
важной, поскольку концентрирует в себе идеи зарождающейся новой образовательной парадигмы,
приходящей на смену «знаниевой»
А.В. Хуторской
Слайд 3 Компетентностный подход в первую очередь - это совокупность общих принципов
определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и
оценки образовательных результатов.
Компетентностный подход
Развивающее обучение
Проблемное обучение
Поэтапное формирование компетенций
Программированное обучение
Контекстное обучение
Метод CasseStuddy обучения
Деятельностное обучение
Дистанционное обучение
Модульное обучение
Проектное обучение
Игровое обучение
Активное обучение
*В каждом из данных типов обучения обязан присутствовать компетентностный подход со стороны педагога.
Слайд 41) Решение проблем, т.е. способность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели,
планировать результат своей деятельности, разработав алгоритм его достижений
2) Работу с
информацией, т.е. умения осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из любых источников на любых носителях, что позволяет самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения конкретных жизненных задач
3) Коммуникации, т.е., готовность получать в диалоге необходимую информацию, работать в команде, выполняя разные социальные роли, представлять и отстаивать свою точку зрения как в диалоге, так и в публичном выступлении.
Компетентностный подход в образовании включает в себя:
Слайд 5Сравнение компетентностного подхода со знаниевым
Цель
Компетентностный
Формирование разностроннего опыта деятельности
Компетентность
Интегративность
Нестандартная учебная
ситуация, более универсальная
Знаниевый
Наращивание объема знаний
Знания, умения, навыки
Предметная ориентация
Типичная учебная ситуация
Результат
Направленность
Особенность
Слайд 6В России переход на компетентностно-ориентированное образование был нормативно закреплен в
2001 г. в правительственной Программе модернизации российского образования до 2010
года и подтвержден в решении Коллегии Минобрнауки РФ "О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации" в 2005 г. В рамках Болонского процесса наша страна взяла на себя обязательства присоединения в том числе по компетентностному формату представления результатов профессионального образования. Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности».
Слайд 7
-научить получать знания (учить учиться);
-научить работать и зарабатывать (учение для
труда);
-научить
жить (учение для бытия);
-научить жить вместе (учение для совместной
жизни).
Данный подход
к определению ключевых
компетенций соответствует пониманию
фундаментальных целей образования,
сформулированных в документах ЮНЕСКО:
Слайд 8Суть образовательного процесса в
условиях компетентностного подхода -
создание ситуаций и поддержка
действий,
которые могут привести к формированию
той или иной компетенции.
Компетентностный подход предполагает
не
усвоение учеником отдельных друг от друга знаний
и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с
этим меняется, точнее, по иному определяется
система методов обучения. В основе отбора и
конструирования методов обучения лежит структура
соответствующих компетенций и функции, которые
они выполняют в образовании.
Слайд 9Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков,
способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и
процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых
понятия: «компетенция» и «компетентность».
Слайд 10А.В. Хуторской выделяет группы ключевых компетенций (при этом отмечается: «…перечень ключевых
компетенций дан в самом общем виде и нуждается в детализации
как по возрастным ступеням обучении, так и по учебным предметам и образовательным областям».
Ценностно-смысловые компетенции. Компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависят индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Слайд 11Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой
культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы
семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Учебно-познавательные компетенции. Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами решения учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача
Слайд 12Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными
людьми (событиями); навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными
ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, заявление, заполнить анкету, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и в соответствии со своими возможностями, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Слайд 13 Подводя итог, можно отметить, что как содержательная, так
и процессуальная составляющие компетентностного подхода нацелены на достижение нового, целостного
образовательного результата, который изначально предполагается как вариативно-личностный и отражает итог усвоения содержания образования и развития личности, овладевшей значимым для нее содержанием, одновременно.
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить
А. Дистервег