Слайд 1Концепция "Москва – Третий Рим" как основа геополитического курса России
Слайд 2Символический союз
“Союз Змееборца и Премудрости (из примера древнехристианского образа защиты)стал
на Руси символом государственности и геополитического сознания. Премудрость – София
(женское начало) хранит веру, традиции, национальные особенности и устои. Змееборец – Георгий (мужское начало) - это образ духовного воина, воина Христова, который призван защищать Софию и удерживать порядок на земле”. (Василенко И.А. Политическая глобалистика. М.,2000).
Слайд 3Монголо-татарское иго
“Татарщиной, беспринципностью, отвратительным соединением низкопоклонства перед сильным и подавлением
всего слабого отмечен, - увы, рост Москвы и московского сознания
с самого начала <…> Но XIV век прошел под знаменем не только “татарщины”, но и преподобного Сергия Радонежского и всей той северной русской Фиваиды, связанной с ним”. (Прот. Александ Шмеман. Исторический путь Православия. М.,1993.)
Слайд 4“Фантом Европы”
Немецкий философ и писатель Герман Кайзерлинг в своей работе
“Фантом Европы” пишет: “Русские – это великий народ не потому,
что они славяне, но из-за силы, влитой в них монгольской кровью <…> В результате такого смешения возникло великолепное сочетание тонкой духовности и властной силы, которое делает русский народ столь великим”.
Слайд 5Православие как основа
А.Н. Сахаров отмечает: “ с начала XIVв. и
складывается та новая геополитика, та новая линия в защите интересов
и Москвы, и России, которая будет доминировать в течение веков Российской империи”. (А.Н. Сахаров. Русь на путях к “Третьему Риму”. Тула, 2010).
То, что во время золотоордынского периода Запад, вместо христианкой помощи, предпринимал попытки пользоваться уязвимым положением Руси и сломать её православный духовный стержень, привело к историческому недоверию и враждебности к католическому миру, а духовным основанием русской геополитики окончательно стало православие.
Слайд 6Александр Невский
Г.В. Вернадский пишет: “Два подвига Александра Невского – подвиг
брани на Западе и подвиг смирения на Востоке – имели
одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа”. (Г.В. Вернадский. Опыт истории Евразии. Звенья русской культуры. М.,2005.)
Слайд 7Новая геополитика
На смену сбалансированной между Западом и Востоком геополитике Руси
времён Владимира пришла геополитика постордынской Евразии. Это новое – масштабное,
имперское – геополитическое мышление было вложено в концепцию “Москва – Третий Рим”. В ней сочетался фактор противопоставления Западу и фактор обретения самостоятельности после нескольких веков иноплеменного ига.
Слайд 8Влияние на общество
Объявление Москвы “Третьим Римом” освободило русское общество от
апокалиптического страха. Кроме того, современник Филофея, Д.Н. Траханиот, в своем
послании архиепископу Геннадию напомнил, что для православного человека ожидание конца света есть не что иное, как суеверие, что в Св. Писании сказано о невозможности знать сроки второго пришествия (“О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец”, Евангелие от Марка, 13:32).