Слайд 1Компетенции журналиста: классика и инновации
Профессор Е.Л. Вартанова
Слайд 2Что делают журналисты?
«Gatekeeping»: СМИ как привратники
Формирование «повестки дня»
«Спираль молчания»
Журналистика
как ядро демократии:
предоставление обществу точной и нужной информации
анализ действительности в
критической перспективе
мониторинг общественной жизни
Слайд 3Работа журналиста
В редакции / ньюзруме
Дома
На задании
-
-
-
Еще?
Слайд 4Что такое компетенции?
КОМПЕТЕ́НЦИЯ, компетенции, (лат. competentia)
Словарь Ушакова
1. Круг вопросов, явлений,
в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.
2. Круг
полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений
Словарь Ожегова
1. Круг вопросов, в к-рых кто-н. хорошо осведомлён.
2. Круг чьих-н. полномочий, прав.
Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»
1. Круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу.
2. Знания, опыт в той или иной области
Слайд 5Какие бывают компетенции
Универсальные
Общенаучные
Инструментальные
Системные
Профессиональные
Базовые общепрофессиональные
Базовые практические по видам деятельности
Слайд 6Для чего они нужны?
Все компетенции надо применять в практической работе
Слайд 7Как учить журналиста?
В школах практической журналистики: западный подход
В университетах по
академическим программам: советский подход
В высшей школе (ВУЗах) по программам, синтезирующим
теорию и практику
Слайд 8Тартусcкая Декларация
Принята на ежегодной ассамблее Европейской ассоциации преподавателей журналистики 10
июня 2006 г. в г.Тарту, Эстония
Члены Европейской ассоциации преподавателей журналистики
обучают и готовят своих студентов (участников программ), опираясь на то, что журналисты должны служить обществу:
разъясняя его политические, экономические и социо-культурные условия
способствуя и усиливая развитие демократии на всех уровнях
способствуя и усиливая персональную и институциональную ответственность
развивая возможности выбора для граждан в социальных и персональных контекстах.
В то же время обучаемым студентам следует понимать, что журналисты обязаны:
чувствовать ответственность за свободу слова
уважать целостность индивидов
быть критичным к источникам информации и беспристрастным в своих материалах
придерживаться общепринятых этических стандартов.
Слайд 9«Тартусские компетенции»
Понимать социальную роль журналистики и происходящие в ней изменения.
Находить
подходящие темы и аспекты, учитывая общественные и производственные цели определенных
медиа-каналов и СМИ.
Организовывать и планировать журналистскую работу.
Добывать информацию быстро, используя традиционные техники сбора фактов и методы исследования.
Выявлять главную информацию.
Структурировать информацию в журналистской манере.
Излагать информацию, используя соответствующий язык и эффективную журналистскую форму.
Оценивать результаты журналистской работы и нести за нее ответственность.
Быть готовым к сотрудничеству в команде или в редакционном коллективе.
Работать в профессиональных медиа организациях или в качестве фрилансера.
Слайд 10Общенаучные компетенции (1)
обладание знаниями о предмете и объектах изучения,
методах исследования, современных концепциях, достижениях и ограничениях естественных наук: физики,
химии, биологии, наук о земле и человеке, экологии; владение основами методологии научного познания различных уровней организации материи, пространства и времени; умение, используя междисциплинарные системные связи наук, самостоятельно выделять и решать основные мировоззренческие и методологические естественнонаучные и социальные проблемы с целью планирования устойчивого развития;
способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении социальных и профессиональных задач;
владение основами исторических знаний, понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества ;
Слайд 11Общенаучные компетенции (2)
владение методологией научных исследований в профессиональной области;
знание основных
этапов развития цивилизации; представление о различных культурах и религиях, о
процессе формирования культурных традиций, ценностей и норм, методах эффективной межкультурной коммуникации; способность использовать полученные знания для развития своего общекультурного потенциала и решения задач профессиональной деятельности;
понимание основных принципов функционирования современного общества и его социальных институтов, сущности социальных процессов; знание основных источников и методов получения социологической информации; умение использовать социологические знания в профессиональной деятельности;
знание характеристик различных политических систем и функций политических институтов; ориентация в важнейших политических процессах, происходящих в мире и стране, умение применять политологические знания в профессиональной деятельности;
владение основами знаний в области психологии личности, межличностного и межгруппового общения; умение базироваться на этих знаниях в коллективной и индивидуальной профессиональной деятельности;
Слайд 12Инструментальные компетенции (1)
владение нормами русского литературного языка и функциональными
стилями речи; способность демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную
культуру, духовно-нравственные убеждения; умение ставить и решать коммуникативные задачи во всех сферах общения, управлять процессами информационного обмена в различных коммуникативных средах;
владение иностранным языком в устной и письменной форме для осуществления коммуникации в учебной, научной, профессиональной и социально-культурной сферах общения; владение терминологией специальности на иностранном языке; умение готовить публикации, проводить презентации, вести дискуссии и защищать представленную работу на иностранном языке;
владение навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, использования ресурсов Интернет; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;
Слайд 13Инструментальные компетенции (2)
способность использовать современную вычислительную технику и специализированное программное
обеспечение в научно-исследовательской работе;
владение основными юридическими понятиями, навыками понимания юридического
текста; умение использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности; способность использовать правовые знания для защиты своих гражданских интересов и прав;
способность использовать полученные экономические знания в контексте своей социальной и профессиональной деятельности;
владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;
Слайд 14Системные компетенции
способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез;
способность
к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к
постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения;
способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности.
Слайд 15Базовые общепрофессиональные компетенции (1)
знание основных зарубежных и российских концепций массовой
коммуникации, понимание природы и функций СМИ как важнейшего социального института;
понимание
сущности журналистской профессии, ее роли в жизни социума, ответственности СМИ и журналистов перед обществом;
знание базовых принципов формирования медиасистемы и специфики различных видов СМИ, особенностей национальных моделей СМИ;
знание базовых понятий теории литературы, истории русской и зарубежной литературы как основы общекультурного багажа журналиста;
знание этапов и закономерностей развития российской и зарубежной журналистики, лучших ее образцов; способность использовать исторический опыт в практике;
владение основами знаний в различных сферах жизни общества и ориентация в актуальных проблемах, которые являются объектом освещения в СМИ; способность основываться на этих знаниях при подготовке журналистских материалов;
Слайд 16Базовые общепрофессиональные компетенции (2)
осведомленность в современных тенденциях развития медиаотрасли; знание
мировых и отечественных актуальных практик;
понимание сущности журналистской деятельности как многоаспектной:
индивидуальной и коллективной, текстовой и внетекстовой; связанной с подготовкой собственных публикаций и работой с другими участниками производственного процесса;
понимание природы современных медиатекстов, принципов их создания и редактирования, в том числе для разных медийных платформ, умение применять эти знания в практической работе;
понимание особенностей журналистского текста, его содержательной и структурно-композиционной специфики, знание различных жанров и стилей;
свободное владение лексическими, грамматическими и стилистическими нормами современного русского языка, понимание особенностей языка СМИ и умение применить эти знания при создании журналистских текстов;
владение иностранным языком для осуществления личностной и профессиональной коммуникации
Слайд 17Базовые общепрофессиональные компетенции (3)
понимание роли аудитории в потреблении и производстве
массовой информации; понимание природы общественного мнения и смысла общественного участия
в СМИ;
владение юридическими нормами, регулирующими функционирование СМИ и деятельность журналистов;
знание профессиональных этических норм журналистики, основных российских и международных документов по профессиональной этике журналиста;
ориентация в психологических и социально-психологических аспектах функционирования СМИ и деятельности журналиста;
знание особенностей работы журналиста в условиях медиаконвергенции; владение современными технологиями, применяемыми разными медийными каналами;
представление об экономических регуляторах деятельности СМИ; знание основ медиаменеджмента и маркетинга;
знакомство с основами связей с общественностью и рекламной деятельности, умение пользоваться этими знаниями в редакционной работе;
Слайд 18Базовые практические компетенции по видам деятельности (1)
авторская деятельность – умение
находить актуальные темы, проблемы; владение методами сбора информации, её проверки
и анализа; способность в рамках отведенного бюджета времени готовить материалы для масс-медиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем, с возможностью их размещения на различных мультимедийных платформах;
редакторская деятельность – умение анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов;
проектно-аналитическая деятельность — способность участвовать в разработке, анализе и коррекции концепции СМИ, умение разрабатывать локальный авторский медиапроект;
Слайд 19Базовые практические компетенции по видам деятельности (2)
организационно-управленческая деятельность – способность
участвовать в соответствии с должностными обязанностями в подготовке медиапроекта, планировать
и координировать редакционную работу, продвигать медиапродукт на информационный рынок, работать в команде, сотрудничать с техническими службами;
социально-организаторская деятельность – владение навыками сотрудничества с представителями различных сегментов общества; умение работать с авторами и редакционной почтой, организовывать интерактивное общение с аудиторией, используя социальные сети и другие современные медийные средства, обеспечивать общественный резонанс публикаций, принимать участие в проведении на базе СМИ социально значимых акций;
производственно-технологическая деятельность – способность участвовать в производственном процессе выхода печатного издания, теле-, радио- программы, мультимедийного материала в соответствии с современными технологическими требованиями;
научно-исследовательская деятельность – умение проводить актуальные медиаисследования на основе знания их видов и типов, принципов разработки методологии, методов сбора и анализа информации.
Слайд 20Инновационная компетенция 1: «Участие»
понимать роль и значение журналистики в
современном обществе
способствовать развитию диалога
знать, как привлечь аудиторию к производству контента
иметь
желание взаимодействовать со своей аудиторией
Слайд 21Инновационная компетенция 2: «Открытость, транспарентность»
понимать, как ваша информация может повлияет
на общество
готовность воспринимать критику
брать ответственность за свои решения
быть надёжным работником
Слайд 22Инновационная компетенция 3: «Навигация»
уметь определить релевантную тему для определенной аудитории
находить
темы, достойные освещения
уметь отбирать проверенную информацию
уметь объяснять, интерпретировать выбранную информацию
Слайд 23Инновационная компетенция 4: «Повествование»
уметь сделать материал информационно сбалансированным
уметь использовать различные
способы изложения
быть способным работать над улучшением содержания и формы
обладать хорошей
лингвистической подготовкой
Слайд 24Инновационная компетенция 5: “Кроссмедиа”
знать возможности канала информации
выстраивать текст в соответствии
с техниками новых медиа
представлять контент во всех комбинациях слов, звуков
и картинок
уметь работать с технологической инфраструктурой
Слайд 25Инновационная компетенция 6: «Предпринимательство»
приспосабливаться к непредвиденным обстоятельствам
уметь работать в рамках
бюджета
демонстрировать отдачу работе и инициативу
иметь представление об условиях на медиарынке
Слайд 26Чему вас должен учить факультет
Русский язык
Излагаем новость
Иностранный/английский язык
Коммуницируем с миром
Кругозор
а
что вообще нужно знать журиналисту?
Работа с источниками
Видим «за деревьями лес»
Умение
анализировать информацию
Предыстория (background)
Понимаем = читаем визуальную информацию
Соблюдение дедлайна
Успеваем к сроку / сенсация = scoop
Передача материала в редакцию
Понимание эффектов СМИ
Этика: человеческая? Профессиональная?
Не навредим, но кому?
Слайд 27Задание
Какие компетенции, на ваш взгляд, являются самыми важными в работе
журналиста?
Попробуйте определить, какие компетенции вам будет труднее всего сформировать в
ходе учебы?