Разделы презентаций


Композиция

Содержание

Композиция (сочинение, составление, расположение лат.) объединение отдельных элементов произведения в единое художественное целое, в котором в конкретной зрительной форме наиболее ярко раскрывается содержание.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Композиция
Правила, приемы и средства

Композиция Правила, приемы и средства

Слайд 2 Композиция (сочинение, составление, расположение лат.) объединение отдельных элементов произведения в единое

художественное целое, в котором в конкретной зрительной форме наиболее ярко

раскрывается содержание.
Композиция (сочинение, составление, расположение лат.)  объединение отдельных элементов произведения в единое художественное целое, в котором

Слайд 3 Для общего представления о композиции в

изобразительном искусстве необходимо знать следующее

Композиции бывают станковые, декоративные, монументально-декоративные, монументально-скульптурные, театрально-декорационные, объемно-пространственные.
Существуют композиции предметов прикладного искусства и дизайна.
К станковым относятся композиции в графическом, скульптурном и живописном исполнении. Это портреты, пейзажи, картины сюжетного характера, гравюры, эстампы, литографии и скульптурные композиции.
К декоративным и декоративно-прикладным композициям относятся всевозможные эскизы росписей по ткани, стеклу, фарфору, дереву, керамике, резьбы по дереву и многое другое.
К монументально-декоративным - мозаика, сграффито, панно, витражи, скульптурные рельефы и др.
К театрально-декоративным - эскизы и панно к спектаклям и постановкам, эскизы декораций и костюмов. К объемно-пространственным - архитектурные объекты и сооружения, дизайн интерьера и экстерьера, а также архитектурно-скульптурные композиции. Композиции предметов прикладного искусства - дизайн стекла, металла, мебели, промышленный дизайн, моделирование одежды и др.

Для общего представления о композиции в изобразительном искусстве необходимо знать следующее

Слайд 4Понятие «композиция» в станковом изобразительном искусстве можно рассматривать в двух

планах.
В первом плане определение

композиции охватывает произведения искусства, выполненные с натуры, в которых художник изображает видимые объекты, как правило, не меняя положения одного предмета относительно другого. В этом смысле можно дать такое определение: композиция - это умение удачно найти точку и уровень зрения рисующего, наиболее целесообразно расположить все изображаемое в формате с учетом перспективного, светотеневого и цветового решений, с выделением главного так, чтобы были достигнуты цельность и выразительность работы, ясность восприятия замысла зрителем

Во втором плане Если же художник, рисуя с натуры предметы или фигуры людей, изображает их в порядке, не соответствующем натуре, или выполняет зарисовки по памяти, по воображению, то принято говорить о сочинении, «составлении» картины, т. е. о создании композиции в более широком смысле слова. Здесь композиция понимается как процесс сочинения художественного произведения с использованием своеобразного комплекса средств раскрытия содержания и замысла. Ей присущи объективно существующие закономерности и принципы. Продуманная композиция способствует целостному, жизненно правдивому решению замысла, полному образно-пластическому выражению содержания и формы; она является сосредоточием идейно-творческого начала в изобразительном искусстве и обладает свойством глубоко, внутренне убедительно показать явление в художественных образах.

Понятие «композиция» в станковом изобразительном искусстве можно рассматривать в двух планах.

Слайд 5Правила, приемы и средства композиции
композиционные правила: передачи движения (динамики),

покоя (статики), золотого сечения (одной трети).
приемы композиции : передача ритма,

симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.
Средства композиции : формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность.
Правила, приемы и средства композиции композиционные правила: передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).приемы композиции

Слайд 6Формат картины
Формат бывает вытянутым по

вертикали, прямоугольным, квадратным, вытянутым по горизонтали и др. и ее

размер.
Вытянутый вверх формат придает изображению ощущение стройности и возвышенности . Формат в виде прямоугольника, расположенного по горизонтали удобен для изображения эпического действия . Чрезмерное увеличение формата по вертикали превращает изображение в свиток ,
Чрезмерное увеличение формата по горизонтали диктует применение панорамной или фризовой композиции . При выборе формата следует учитывать, как расположены основные объекты композиции – по горизонтали или вертикали, как развивается действие сюжета – слева направо, в глубину картины или как-то иначе.

Формат картины     Формат бывает вытянутым по вертикали, прямоугольным, квадратным, вытянутым по горизонтали и

Слайд 7Формат

Формат

Слайд 8Формат

Формат

Слайд 9Выразительные композиционные схемы

Выразительные композиционные схемы

Слайд 12Замкнутая, закрытая композиция
Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая,

закрытая, статичная композиция. Основные направления линий стягиваются к центру. Построение

ее по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает необходимое решение.

Замкнутая, закрытая композицияДля передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, закрытая, статичная композиция. Основные направления линий стягиваются

Слайд 13 Открытая композиция
Если вам

необходимо нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор, то не следует

его перегораживать с боков, ограничивать какими-либо деревьями или зданиями, а лучше сделать уходящим за пределы рамы. Это тип открытой композиции. Основные направления линий из центра
Открытая композиция     Если вам необходимо нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор,

Слайд 14Движение в композиции
Динамичная композиция - композиция,
при которой создается

впечатление движения
и внутренней динамики.

Движение в композиции  Динамичная композиция - композиция,при которой создается впечатление движенияи внутренней динамики.

Слайд 18Передача движения (динамика)
Правило передачи движения:
– если на картине используются одна или

несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным.
– эффект движения

можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом (ил. 44);
– для передачи движения следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией.

Передача движения (динамика)Правило передачи движения:– если на картине используются одна или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться

Слайд 19СТАТИКА В КОМПОЗИЦИИ
Статичная композиция (статика в композиции) -

создает впечатление неподвижности.

СТАТИКА В КОМПОЗИЦИИ  Статичная композиция (статика в композиции) - создает впечатление неподвижности.

Слайд 20Передача покоя (статика)
Правило передачи покоя:
– если на картине отсутствуют диагональные направления;
– если

перед движущимся объектом нет свободного пространства ;
– если объекты изображены в

спокойных (статичных) позах, нет кульминации действии;
– если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается статичной.

Передача покоя (статика)Правило передачи покоя:– если на картине отсутствуют диагональные направления;– если перед движущимся объектом нет свободного пространства ;– если

Слайд 21Контраст
Контраст как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное

произведение. Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» говорил о

необходимости использовать контрасты величин (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с тонким), фактур, материалов, объема, плоскости и др.
Тональный и цветовой контрасты используются в процессе создания произведений графики и живописи любого жанра.
Контраст Контраст как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное произведение. Леонардо да Винчи в «Трактате о

Слайд 22Правило золотого сечения (одной трети)
: Наиболее важный элемент изображения располагается в

соответствии с пропорцией золотого сечения, то есть примерно на расстоянии

1/3 от целого.
Правило золотого сечения (одной трети): Наиболее важный элемент изображения располагается в соответствии с пропорцией золотого сечения, то

Слайд 24Передача ритма
Ритм – это чередование

каких-либо элементов в определенной последовательности.
В

живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и зачастую придавая содержанию определенную эмоциональность. Почему же ритм передает движение? Это связано с особенностью нашего зрения. Взгляд, переходя от одного изобразительного элемента к другому, ему подобному, сам как бы участвует в движении. Например, когда мы смотрим на волны, переводя взгляд от одной волны к другой, создается иллюзия их движения.


Передача ритма     Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.

Слайд 25РИТМ В КОМПОЗИЦИИ
Ритм в изобразительном искусстве может создаваться повторением

цвета, объектов, пятен света и тени.
Ритм в изображении появляется

тогда, когда в нем присутствует несколько повторяющихся в определенном порядке элементов.
РИТМ В КОМПОЗИЦИИ Ритм в изобразительном искусстве может создаваться повторением цвета, объектов, пятен света и тени. Ритм

Слайд 26Нарушение ритма всегда воспринимается как акцент.
Акцент в композиции можно изобразить:
Изменив

форму объекта
Изменив цвет объекта
Изменив размер объекта

Нарушение ритма всегда воспринимается как акцент. Акцент в композиции можно изобразить:Изменив форму объектаИзменив цвет объектаИзменив размер объекта

Слайд 27Передача симметрии и асимметрии в композиции

Передача симметрии и асимметрии в композиции

Слайд 28СИММЕТРИЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Когда изображение слева подобно изображению справа и как

бы разделено по вертикали, горизонтали или какой-либо другой оси ,
называется

симметрией , а композиция - симметричной
СИММЕТРИЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ Когда изображение слева подобно изображению справа и как бы разделено по вертикали, горизонтали или какой-либо

Слайд 29АСИММЕТРИЯ
Асимметрия - неравномерное размещение элементов при сохранении общего равновесия. В

асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости

от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины неуровновешены.
АСИММЕТРИЯАсимметрия - неравномерное размещение элементов при сохранении общего равновесия. В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым

Слайд 30Передача равновесия в композиции
 
В симметричной композиции все ее части уравновешены,

асимметричная композиция может быть уравновешенной и неуравновешенной. Большое светлое пятно

можно уравновесить маленьким темным. Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим. Вариантов множество: уравновешиваются части по массе, тону и цвету. Равновесие может касаться как самих фигур, так и пространств между ними. С помощью специальных упражнений возможно развить у себя чувство равновесия композиции, научиться уравновешивать большие и малые величины, светлое и темное, разнообразные силуэты и цветовые пятна
Передача равновесия в композиции  В симметричной композиции все ее части уравновешены, асимметричная композиция может быть уравновешенной и

Слайд 31Здесь полезно будет вспомнить свой опыт нахождения равновесия на качелях.

Каждый без труда сообразит, что одного подростка можно уравновесить, если

посадить на другой конец качелей двух малышей. А малыш может кататься даже со взрослым, который сядет не на край качелей, а ближе к центру. Такой же эксперимент можно проделать с весами. Подобные сравнения помогают уравновесить разные части картины по размеру, тону и цвету для достижения гармонии, то есть найти равновесие в композиции
Здесь полезно будет вспомнить свой опыт нахождения равновесия на качелях. Каждый без труда сообразит, что одного подростка

Слайд 32 Рассмотрим рисунки на этой странице, с

помощью каких средств достигается равновесие в композиции

Рассмотрим рисунки на этой странице, с помощью каких средств достигается равновесие в композиции

Слайд 33Выделение сюжетно-композиционного центра
что будет

главным в картине и как выделить это главное, то есть

сюжетно-композиционный центр, который часто также называют «смысловым центром» или «зрительным центром» картины.
Конечно, в сюжете не все одинаково важно, и второстепенные части подчиняются главному. Центр композиции включает сюжетную завязку, основное действие и главных действующих лиц. Композиционный центр должен, в первую очередь, привлекать внимание. Центр выделяется освещенностью, цветом, укрупнением изображения, контрастами и другими средствами.

Выделение сюжетно-композиционного центра       что будет главным в картине и как выделить

Слайд 34 Рассмотрим картину Веласкеса «Менины» и ее

схему (ил. 58-59). Один композиционный центр картины – юная инфанта.

К ней с двух сторон склонились фрейлины – менины. В геометрическом центре полотна находятся два пятна одинаковой формы и одинакового размера, но контрастирующие между собой. Они противоположны, как день и ночь. Оба они – один белый, другой черный – выходы во внешний мир. Это – другой композиционный центр картины.
Один выход – самая настоящая дверь во внешний мир, солнцем нам даруемый свет. Другой – это зеркало, в котором отражается королевская чета. Этот выход можно воспринимать как выход в другой свет – светское общество. Контраст светлого и темного начал в картине можно воспринимать как спор между владыкой и художником или, может быть, противопоставление искусства – суете, духовной независимости – раболепию.
Разумеется, светлое начало представлено на картине в полный рост – фигурой художника, он весь растворился в творчестве. Это – автопортрет Веласкеса. Но за его спиной в глазах короля, в темной фигуре гофмаршала в проеме двери ощущаются давящие мрачные силы.

Рассмотрим картину Веласкеса «Менины» и ее схему (ил. 58-59). Один композиционный центр картины

Слайд 35 Группа лиц, изображенная

художником, достаточно многочисленна, чтобы зритель, обладающий воображением, получил любое количество

пар, связанных сходством или контрастом: художник и король, придворные и элита, красота и уродство, дитя и родители, люди и животные.
На одной картине может быть использовано сразу несколько способов выделения главного. Например, применяя прием «изоляции» – изображая главное в отрыве от остальных предметов, выделяя его размером и цветом,- можно добиться построения оригинальной композиции.
Важно, чтобы все приемы выделения сюжетно-композиционного центра применялись бы не формально, а для раскрытия наилучшим образом замысла художника и содержания произведения.

Группа лиц, изображенная художником, достаточно многочисленна, чтобы зритель, обладающий воображением,

Слайд 36Пространство картины
В качестве примера композиционного построения картины рассмотрим полотно Веласкеса

«Сдача Бреды» (ил. 14-19). Это – одна из наиболее ясно

читаемых композиций, благодаря четкому распределению масс, чередованию темных и светлых пятен. Сюжетно-композиционный центр совпадает с центром холста. Две фигуры, расположенные в центре, нарисованы на фоне дали. Голова человека, подающего ключи от крепости, подчеркивается большим белым воротником, выразительно передан силуэт правой руки с ключом. Его полусогнутая поза говорит о необходимости сдаться на милость победителя.
Фигура человека, принимающего ключи, написана на светлом фоне пейзажа. Его лицо выглядит светлым пятном на темном фоне, оно обрамлено темными волосами и светлым воротником. Везде контрасты и противопоставления. Шарф, диагонально перевязывающий костюм, и силуэт лошади справа позволяют подчеркнуть одну из диагоналей картины.
Другую диагональ полотна образуют знамя, положение рук центральных фигур и оружие в левом углу картины.

Пространство картиныВ качестве примера композиционного построения картины рассмотрим полотно Веласкеса «Сдача Бреды» (ил. 14-19). Это – одна

Слайд 37Плановость в композиции
Композиционное пространство состоит из нескольких планов

с перспективой дали.
Интересных находок в композиции много. Можно

дальше разбирать каждый элемент и убедиться в том, что художник руководствовался в передаче характеров принципом цельности в разнообразии.

Плановость в композиции  Композиционное пространство состоит из нескольких планов с перспективой дали.  Интересных находок в

Слайд 38Целостность
– ни одна часть композиции не может

быть изъята или заменена без ущерба для целого;

– части не могут меняться местами без ущерба для целого;
– ни один новый элемент не может быть присоединен к композиции без ущерба для целого
И действительно, если попробовать в картинах П. Брейгеля Старшего «Охотники на снегу» что-либо изменить, например размер холста, соотношение темных и светлых пятен, количество фигур, высоту линии горизонта и т. п., целостность композиции сразу разрушается, равновесие частей утрачивается.
Не случайно в качестве примеров предложено рассмотреть такие разные по живописной манере произведения. Отсутствие возможности внести изменения в законченную картину подтверждает силу действия законов и правил композиции


Целостность    – ни одна часть композиции не может быть изъята или заменена без ущерба для

Слайд 39Цвет в композиции

Цвет в композиции

Слайд 40Светотень

Светотень

Слайд 41Декоративность

Декоративность

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика