Слайд 1Композиция
Правила, приемы и средства
Слайд 2 Композиция
(сочинение, составление,
расположение лат.)
объединение отдельных элементов произведения в единое
художественное целое, в котором в конкретной зрительной форме наиболее ярко
раскрывается содержание.
Слайд 3 Для общего представления о композиции в
изобразительном искусстве необходимо знать следующее
Композиции бывают станковые, декоративные, монументально-декоративные, монументально-скульптурные, театрально-декорационные, объемно-пространственные.
Существуют композиции предметов прикладного искусства и дизайна.
К станковым относятся композиции в графическом, скульптурном и живописном исполнении. Это портреты, пейзажи, картины сюжетного характера, гравюры, эстампы, литографии и скульптурные композиции.
К декоративным и декоративно-прикладным композициям относятся всевозможные эскизы росписей по ткани, стеклу, фарфору, дереву, керамике, резьбы по дереву и многое другое.
К монументально-декоративным - мозаика, сграффито, панно, витражи, скульптурные рельефы и др.
К театрально-декоративным - эскизы и панно к спектаклям и постановкам, эскизы декораций и костюмов. К объемно-пространственным - архитектурные объекты и сооружения, дизайн интерьера и экстерьера, а также архитектурно-скульптурные композиции. Композиции предметов прикладного искусства - дизайн стекла, металла, мебели, промышленный дизайн, моделирование одежды и др.
Слайд 4Понятие «композиция» в станковом изобразительном искусстве можно рассматривать в двух
планах.
В первом плане определение
композиции охватывает произведения искусства, выполненные с натуры, в которых художник изображает видимые объекты, как правило, не меняя положения одного предмета относительно другого. В этом смысле можно дать такое определение:
композиция - это умение удачно найти точку и уровень зрения рисующего, наиболее целесообразно расположить все изображаемое в формате с учетом перспективного, светотеневого и цветового решений, с выделением главного так, чтобы были достигнуты цельность и выразительность работы, ясность восприятия замысла зрителем
Во втором плане Если же художник, рисуя с натуры предметы или фигуры людей, изображает их в порядке, не соответствующем натуре, или выполняет зарисовки по памяти, по воображению, то принято говорить о сочинении, «составлении» картины, т. е. о создании композиции в более широком смысле слова. Здесь композиция понимается как процесс сочинения художественного произведения с использованием своеобразного комплекса средств раскрытия содержания и замысла. Ей присущи объективно существующие закономерности и принципы. Продуманная композиция способствует целостному, жизненно правдивому решению замысла, полному образно-пластическому выражению содержания и формы; она является сосредоточием идейно-творческого начала в изобразительном искусстве и обладает свойством глубоко, внутренне убедительно показать явление в художественных образах.
Слайд 5Правила, приемы и средства композиции
композиционные правила: передачи движения (динамики),
покоя (статики), золотого сечения (одной трети).
приемы композиции : передача ритма,
симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.
Средства композиции : формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность.
Слайд 6Формат картины
Формат бывает вытянутым по
вертикали, прямоугольным, квадратным, вытянутым по горизонтали и др. и ее
размер.
Вытянутый вверх формат придает изображению ощущение стройности и возвышенности . Формат в виде прямоугольника, расположенного по горизонтали удобен для изображения эпического действия . Чрезмерное увеличение формата по вертикали превращает изображение в свиток ,
Чрезмерное увеличение формата по горизонтали диктует применение панорамной или фризовой композиции . При выборе формата следует учитывать, как расположены основные объекты композиции – по горизонтали или вертикали, как развивается действие сюжета – слева направо, в глубину картины или как-то иначе.
Слайд 9Выразительные композиционные схемы
Слайд 12Замкнутая, закрытая композиция
Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая,
закрытая, статичная композиция. Основные направления линий стягиваются к центру. Построение
ее по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает необходимое решение.
Слайд 13 Открытая композиция
Если вам
необходимо нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор, то не следует
его перегораживать с боков, ограничивать какими-либо деревьями или зданиями, а лучше сделать уходящим за пределы рамы. Это тип открытой композиции. Основные направления линий из центра
Слайд 14Движение в композиции
Динамичная композиция - композиция,
при которой создается
впечатление движения
и внутренней динамики.
Слайд 18Передача движения (динамика)
Правило передачи движения:
– если на картине используются одна или
несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным.
– эффект движения
можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом (ил. 44);
– для передачи движения следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией.
Слайд 19СТАТИКА В КОМПОЗИЦИИ
Статичная композиция (статика в композиции) -
создает впечатление неподвижности.
Слайд 20Передача покоя (статика)
Правило передачи покоя:
– если на картине отсутствуют диагональные направления;
– если
перед движущимся объектом нет свободного пространства ;
– если объекты изображены в
спокойных (статичных) позах, нет кульминации действии;
– если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается статичной.
Слайд 21Контраст
Контраст как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное
произведение. Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» говорил о
необходимости использовать контрасты величин (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с тонким), фактур, материалов, объема, плоскости и др.
Тональный и цветовой контрасты используются в процессе создания произведений графики и живописи любого жанра.
Слайд 22Правило золотого сечения
(одной трети)
: Наиболее важный элемент изображения располагается в
соответствии с пропорцией золотого сечения, то есть примерно на расстоянии
1/3 от целого.
Слайд 24Передача ритма
Ритм – это чередование
каких-либо элементов в определенной последовательности.
В
живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и зачастую придавая содержанию определенную эмоциональность. Почему же ритм передает движение? Это связано с особенностью нашего зрения. Взгляд, переходя от одного изобразительного элемента к другому, ему подобному, сам как бы участвует в движении. Например, когда мы смотрим на волны, переводя взгляд от одной волны к другой, создается иллюзия их движения.
Слайд 25РИТМ В КОМПОЗИЦИИ
Ритм в изобразительном искусстве может создаваться повторением
цвета, объектов, пятен света и тени.
Ритм в изображении появляется
тогда, когда в нем присутствует несколько повторяющихся в определенном порядке элементов.
Слайд 26Нарушение ритма всегда воспринимается как акцент.
Акцент в композиции можно изобразить:
Изменив
форму объекта
Изменив цвет объекта
Изменив размер объекта
Слайд 27Передача симметрии и асимметрии в композиции
Слайд 28СИММЕТРИЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Когда изображение слева подобно изображению справа и как
бы разделено по вертикали, горизонтали или какой-либо другой оси ,
называется
симметрией , а композиция - симметричной
Слайд 29АСИММЕТРИЯ
Асимметрия - неравномерное размещение элементов при сохранении общего равновесия. В
асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости
от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины неуровновешены.
Слайд 30Передача равновесия в композиции
В симметричной композиции все ее части уравновешены,
асимметричная композиция может быть уравновешенной и неуравновешенной. Большое светлое пятно
можно уравновесить маленьким темным. Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим. Вариантов множество: уравновешиваются части по массе, тону и цвету. Равновесие может касаться как самих фигур, так и пространств между ними. С помощью специальных упражнений возможно развить у себя чувство равновесия композиции, научиться уравновешивать большие и малые величины, светлое и темное, разнообразные силуэты и цветовые пятна
Слайд 31Здесь полезно будет вспомнить свой опыт нахождения равновесия на качелях.
Каждый без труда сообразит, что одного подростка можно уравновесить, если
посадить на другой конец качелей двух малышей. А малыш может кататься даже со взрослым, который сядет не на край качелей, а ближе к центру. Такой же эксперимент можно проделать с весами. Подобные сравнения помогают уравновесить разные части картины по размеру, тону и цвету для достижения гармонии, то есть найти равновесие в композиции
Слайд 32 Рассмотрим рисунки на этой странице, с
помощью каких средств достигается равновесие в композиции
Слайд 33Выделение сюжетно-композиционного центра
что будет
главным в картине и как выделить это главное, то есть
сюжетно-композиционный центр, который часто также называют «смысловым центром» или «зрительным центром» картины.
Конечно, в сюжете не все одинаково важно, и второстепенные части подчиняются главному. Центр композиции включает сюжетную завязку, основное действие и главных действующих лиц. Композиционный центр должен, в первую очередь, привлекать внимание. Центр выделяется освещенностью, цветом, укрупнением изображения, контрастами и другими средствами.
Слайд 34 Рассмотрим картину Веласкеса «Менины» и ее
схему (ил. 58-59). Один композиционный центр картины – юная инфанта.
К ней с двух сторон склонились фрейлины – менины. В геометрическом центре полотна находятся два пятна одинаковой формы и одинакового размера, но контрастирующие между собой. Они противоположны, как день и ночь. Оба они – один белый, другой черный – выходы во внешний мир. Это – другой композиционный центр картины.
Один выход – самая настоящая дверь во внешний мир, солнцем нам даруемый свет. Другой – это зеркало, в котором отражается королевская чета. Этот выход можно воспринимать как выход в другой свет – светское общество. Контраст светлого и темного начал в картине можно воспринимать как спор между владыкой и художником или, может быть, противопоставление искусства – суете, духовной независимости – раболепию.
Разумеется, светлое начало представлено на картине в полный рост – фигурой художника, он весь растворился в творчестве. Это – автопортрет Веласкеса. Но за его спиной в глазах короля, в темной фигуре гофмаршала в проеме двери ощущаются давящие мрачные силы.
Слайд 35 Группа лиц, изображенная
художником, достаточно многочисленна, чтобы зритель, обладающий воображением, получил любое количество
пар, связанных сходством или контрастом: художник и король, придворные и элита, красота и уродство, дитя и родители, люди и животные.
На одной картине может быть использовано сразу несколько способов выделения главного. Например, применяя прием «изоляции» – изображая главное в отрыве от остальных предметов, выделяя его размером и цветом,- можно добиться построения оригинальной композиции.
Важно, чтобы все приемы выделения сюжетно-композиционного центра применялись бы не формально, а для раскрытия наилучшим образом замысла художника и содержания произведения.
Слайд 36Пространство картины
В качестве примера композиционного построения картины рассмотрим полотно Веласкеса
«Сдача Бреды» (ил. 14-19). Это – одна из наиболее ясно
читаемых композиций, благодаря четкому распределению масс, чередованию темных и светлых пятен. Сюжетно-композиционный центр совпадает с центром холста. Две фигуры, расположенные в центре, нарисованы на фоне дали. Голова человека, подающего ключи от крепости, подчеркивается большим белым воротником, выразительно передан силуэт правой руки с ключом. Его полусогнутая поза говорит о необходимости сдаться на милость победителя.
Фигура человека, принимающего ключи, написана на светлом фоне пейзажа. Его лицо выглядит светлым пятном на темном фоне, оно обрамлено темными волосами и светлым воротником. Везде контрасты и противопоставления. Шарф, диагонально перевязывающий костюм, и силуэт лошади справа позволяют подчеркнуть одну из диагоналей картины.
Другую диагональ полотна образуют знамя, положение рук центральных фигур и оружие в левом углу картины.
Слайд 37Плановость в композиции
Композиционное пространство состоит из нескольких планов
с перспективой дали.
Интересных находок в композиции много. Можно
дальше разбирать каждый элемент и убедиться в том, что художник руководствовался в передаче характеров принципом цельности в разнообразии.
Слайд 38Целостность
– ни одна часть композиции не может
быть изъята или заменена без ущерба для целого;
– части не могут меняться местами без ущерба для целого;
– ни один новый элемент не может быть присоединен к композиции без ущерба для целого
И действительно, если попробовать в картинах П. Брейгеля Старшего «Охотники на снегу» что-либо изменить, например размер холста, соотношение темных и светлых пятен, количество фигур, высоту линии горизонта и т. п., целостность композиции сразу разрушается, равновесие частей утрачивается.
Не случайно в качестве примеров предложено рассмотреть такие разные по живописной манере произведения. Отсутствие возможности внести изменения в законченную картину подтверждает силу действия законов и правил композиции