Слайд 1КОМПЬЮТЕРНЫЕ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА
ЛЕКЦИЯ №5
Слайд 21. Компьютер как средство управления информацией
Персональный компьютер - универсальное обучающее
средство, которое может быть с успехом использовано на самых различных
по содержанию и организации учебных и внеучебных занятиях.
Если компьютер используется только как средство учебной деятельности, то его функции мало чем отличаются от тех, которые он выполняет в рамках других видов деятельности. Возможности применения значительны: от справочной системы до средства моделирования некоторых ситуаций.
Выполнение функции обучения - наиболее существенная характеристика применения компьютера в обучении.
Слайд 3Задачи применения компьютера в обучении:
1) обеспечение обратной связи в процессе
обучения;
2) обеспечение индивидуализации учебного процесса;
3) повышение наглядности учебного процесса;
4) поиск
информации из самых широких источников;
5) моделирование изучаемых процессов или явлений;
6) организация коллективной и групповой работы.
Слайд 4По целям и задачам обучающие компьютерные программы делятся на:
Иллюстрирующие;
Консультирующие;
Программы-тренажеры;
Программы обучающего
контроля;
Операционные среды.
Таким образом, компьютер в учебном процессе выполняет несколько функций:
служит средством общения, создания проблемных ситуаций, партнером, инструментом, источником информации, контролирует действия ученика и предоставляет ему новые познавательные возможности.
Слайд 51.2. Способы использования компьютера в качестве средства обучения
В педагогическом процессе
выбор способа использования компьютера стоит в прямой зависимости от дидактической
задачи.
Основные аспекты, которыми надо руководствоваться при анализе обучающей компьютерной программы и ее применении:
Психологический
Педагогический
Методический
Организационный
Как повлияет данная программа на мотивацию учения, на отношение к предмету, повысит или снизит интерес к нему, не возникнет ли у учащихся неверие в свои силы из-за трудных, непонятно сформулированных или нетрадиционных требований, предъявляемых машиной
Насколько программа отвечает общей направленности школьного курса и способствует выработке у учащихся правильных представлений об окружающем мире
Способствует ли программа лучшему усвоению материала, оправдан ли выбор предлагаемых ученику заданий, правильно ли методически подается материал
Рационально ли спланированы уроки с применением компьютера и новых информационных технологий, достаточно ли ученикам предоставляется машинного времени для выполнения самостоятельных работ
Слайд 6Компьютеры в обучении следует использовать только тогда, когда они обеспечивают
получение знаний, которые невозможно или достаточно сложно получить при бескомпьютерных
технологиях. Но очень важно обучение строить таким образом, чтобы ученик понимал, что задачу решает он, а не машина, что только он несет ответственность за последствия принятого решения. Школьники теряют интерес к работе, если в конце урока уничтожаются плоды их труда, поэтому необходимо использовать выполненную ими работу на уроках при создании программных продуктов или разработке методических материалов.
Слайд 7Из всех видов ТСО, применяемых до настоящего времени, только компьютер
решает такие проблемы, как:
Адаптивность учебного материала (в зависимости от индивидуальных
особенностей учащихся);
Многотерминальность (одновременная работа группы пользователей);
Интерактивность (взаимодействие ТСО и учащегося, имитирующее в известной степени естественное общение);
Подконтрольность индивидуальной работы учащихся во внеаудиторное время.
Слайд 8Специфика компьютера как нового вида ТСО
1. Значительный объем памяти современных
компьютеров, что позволяет хранить и оперативно использовать большие массивы учебной
информации.
2. Высокое быстродействие компьютера, что позволяет значительно повысить реактивность данного вида ТСО. В среднем скорость реакции ЭВМ на запрос или ответ учащегося составляет 1-3 секунды.
3. Способность анализировать ответы и запросы учащихся.
4. Диалоговый режим связи учебного материала (компьютерной программы) с обучаемым, который ведется, имитируя некоторые функции преподавателя.
Слайд 95. Наличие обратной связи, т. е. возможность осуществления коррекции самим
обучаемым с опорой на консультирующую информацию. Консультирующая информация выбирается из
памяти компьютера либо самим учащимся, либо на основе автоматической диагностики ошибок, допускаемых учащимся в ходе работы.
6. Адаптивность. Компьютеризованный урок проходит с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Проработка одного и того же материала может осуществляться: с различной степенью глубины и полноты, в индивидуальном темпе, в индивидуальной последовательности.
7. Возможность в автоматическом режиме проводить многофакторный сбор и анализ статистической информации о работе класса, получаемой в процессе компьютеризованного занятия, без нарушения естественности протекания урока.
Слайд 10При этом компьютер способен фиксировать достаточно большое количество параметров:
время, затраченное
учащимися на работу со всей программой, группой заданий или с
каким-либо конкретным заданием или упражнением;
количество верных/неверных ответов и их систематизация;
количество обращений к справочной информации, а также характер наиболее часто запрашиваемой помощи теми или иными группами обучаемых;
количество попыток при выполнении заданий.
Эти данные помогают учащемуся внести коррективы в свою учебную деятельность, а преподавателю - выработать индивидуальный подход как к отдельному обучаемому, так и к группе в целом.
Слайд 111.3. Классификация видов применения компьютера
Компьютер в сфере образования выступает
в разных функциях:
как предмет изучения;
как средство в учебно-воспитательном процессе;
как компонент
системы педагогического управления;
как компонент управления образовательными учреждениями;
как средство научно-педагогической деятельности.
Слайд 12А.П.Ершов предложил следующую классификацию видов применения компьютера.
1. Учебное - использование
компьютера как средства обучения на материале конкретного учебного предмета с
применением педагогических программных средств специального назначения.
2. Орудийное - компьютерная поддержка универсальных видов деятельности: письма, рисования, вычислений, поиска информации, коммуникации и др. Для компьютерной поддержки этих видов деятельности разработаны специальные программные средства: текстовые, графические и музыкальные редакторы, электронные таблицы, базы данных и др.
3. Профессиональное и профориентационное - применение компьютеров для углубленного изучения информатики и профессиональной ориентации в разного рода профессиях. Профориентационное применение компьютеров в учебном процессе предполагает использование программных средств для решения прикладных задач из соответствующей предметной области.
Слайд 134. Дефектологическое - компьютерная поддержка обучения детей с дефектами и
недостатками развития. Для эффективного дефектологического использования компьютера необходима разработка целого
ряда специальных аппаратных и программных средств, а также соответствующего программного обеспечения.
5. Досуговое - все виды использования компьютера, связанные с личными интересами. Досуговое использование компьютеров охватывает разнообразные виды внеклассной и внешкольной работы учащихся: проведение самостоятельной исследовательской работы, ведение личного архива, компьютерные игры и т. п.
6. Учительское - применение компьютера в деятельности учителя, включая организацию, поддержку и контроль учебного процесса, а также различные виды учебно-методической и организационно-методической деятельности.
Слайд 147. Организационное - использование компьютера для управления школой и другими
учебными заведениями, для обеспечения работы учреждений управления народным образованием разного
уровня.
8. Педвузовское - все виды применения информационных технологий в педагогических институтах, ориентированные на подготовку учителя, способного работать с ними в образовательных учреждениях.
9. Использование компьютера для проведения психолого-педагогических исследований, разного рода тестирований и обработки их результатов, практическое использование компьютерных методик профотбора, выявление аномалий развития и т. д.
Слайд 15Компьютер может применяться тогда, когда учебно-познавательная деятельность формализована, т.е. расчленена
на отдельные интеллектуально-познавательные операции и не требует эмоционально-чувственных переживаний. Эмоциональные
компоненты, содержащиеся в изучаемом материале, компьютер передавать не в состоянии.
Весьма сложно программировать материал, усвоение которого происходит в процессе дискуссии, поскольку всякие субъективные доводы и аргументы компьютер оценивает как неправильные. И едва ли не главной трудностью является то, что при компьютерном обучении должны быть разработаны детальные программы по каждому предмету, по каждой теме и в каждом классе.
Использование компьютерного обучения имеет свои ограничения и трудности
Слайд 162. Мультимедийная аппаратура
2.1. Мультимедиа компьютеры
Мультимедиа компьютеры - компьютеры с совокупностью
программных и аппаратных средств, позволяющие воспроизводить звуковую (музыка, речь и
др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные фильмы и др.).
Современный компьютер в сочетании с мультимедийной проекционной аппаратурой в принципе может заменить практически почти все традиционные ТСО, но это не всегда оправдано с психолого-педагогической и методической точки зрения и из соображений высокой стоимости подобного оборудования.
Слайд 17Мультимедиа-компьютер должен иметь:
дисковод для CD, DVD-дисков;
звуковую карту, позволяющую воспроизводить звуковые
записи, а также синтезировать музыку, записанную в формате MIDI (электронный
аналог нот);
видеосистему, позволяющую работать как минимум в видеорежиме с разрешением 640 х 480 точек с 65 536 цветами на экране;
программный, или аппаратный, МРЕG - 1 декодер, позволяющий просматривать видеодиски в стандарте СD-Video с разрешением 352 х 240 точек и 32 768 цветами с частотой 30 кадров в/с без пропусков кадров.
Слайд 182.2. Мультимедийные проекторы
Проекция (от лат. projecto - выбрасываю вперед) –
оптическое изображение объекта увеличенного размера на рассеивающей поверхности, служащей экраном.
Проекционные
аппараты - оптические устройства, образующие на экране увеличенные изображения различных объектов.
Мультимедиа-проекторы можно подключить к источнику видеосигнала или к компьютеру вместо монитора. Они являются универсальными, так как, в отличие от аппаратов, снабженных только видеовходами, имеют еще и компьютерные разъемы. Некоторые модели имеют дополнительную возможность записывать дидактический материал на встроенную карту памяти, т.е. могут работать автономно, а кроме того имеют звуковой канал (стерео- или моно-) со встроенными громкоговорителями.
Слайд 19Весьма важным параметром видеопроектора является обеспечиваемый им световой поток. От
его величины, в частности, зависит возможность использования аппарата в незатемненном
помещении.
Долгое время этот параметр измеряли в люменах, используя при этом метод проекции маленького белого окна на черный фон. Поскольку размеры такого окна у разных производителей имеют оригинальное исполнение, было трудно добиться усредненного показателя. Поэтому была введена единица, характеризующая среднюю величину светового потока - ANSI-Lm. Световой поток измеряют на контрольном экране с диагональю 40 дюймов при минимальном фокусном расстоянии вариообъектива проектора (измерения выполняются в 9 точках экрана и затем усредняются).
Слайд 20Для работы в незатемненных помещениях лучше использовать видеопроекторы со световым
потоком не менее 400 ANSI-Lm. Конкретно его величину можно оценить,
имея в виду, что деление светового потока (в ANSI-Lm) на 300 дает приблизительно площадь экрана в квадратных метрах, яркость которого близка к яркости современного телевизора с большим экраном.
Следующий важный показатель– это разрешение отображаемого изображения, определяемое количеством пикселов в строке и количеством горизонтальных строк. В настоящее время максимально возможное разрешение достигает 1800x1440 пикселов.
Как и в мониторе компьютера, видеопроектор обеспечивает достаточно высокую частоту кадровой развертки (примерно 50-100 Гц) и строчной развертки (примерно 15-100 кГц).
Практически все типы видеопроекторов обеспечивают коррекцию трапецеидальных искажений, причиной которых является неперпендикулярность оси проекции и плоскости экрана.
Слайд 212.3. Вспомогательные технические средства
ЖК-панели. Можно получить прекрасное качество изображения наглядной
информации с экрана компьютера, подключенной видеокамеры или видеомагнитофона. Многие модели
имеют функции «увеличение», «указка», «занавес», которые позволяют разнообразить демонстрацию. Панель снабжается небольшими громкоговорителями. ЖК-панели хороши для использования в стационарных условиях компьютерных классов или конференц-зала.
Плазменные панели. Плазменные панели обеспечивают чрезвычайно высокое качество изображения с высокой яркостью и контрастностью. Такая панель очень удобна в обращении, имеет широкий угол обзора, поддерживает все популярные видеоформаты, может быть прикреплена к стене или потолку или размещена на подставке.
Спектр применения плазменных панелей очень широк - это деловые презентации, учебные и информационно-справочные табло, домашнее видео. Панели занимают мало места, могут быть расположены в любом помещении.
Слайд 22Электронные доски
Это доска с интерактивными возможностями и возможностью передачи данных
на расстояние. Все, что пишется на этой доске, автоматически появляется
в приложении Windows или на компьютере Macintosh. Рисунки и данные, записанные на доске, можно сохранить и использовать в различных приложениях, распечатать и раздать слушателям, переслать заочным участникам семинара по факсу или электронной почте. В основе такой доски лежит технология лазерного сканирования, позволяющая отслеживать цвет, положение и движение маркера и передавать их на монитор компьютера без задержки.
Слайд 23Электронные доски характеризуются:
высококачественной фарфоровой поверхностью на металлической основе;
возможностью сохранять и
репродуцировать данные;
полноцветным изображением и принтерным интерфейсом;
цветными копиями, полученными посредством компьютерного
принтера;
интерактивностью и другими приложениями;
возможностью фронтальной проекции;
легкостью использования.
Слайд 24Существуют программы, превращающие электронную доску в интерактивную доску. Дотрагиваясь маркером
до поверхности доски, можно изменить или подчеркнуть данные, набросать рисунок,
т. е. легко проделать все, что необходимо для обычной работы на компьютере.
Лазерная указка точно направляет луч в нужную точку (в зависимости от модели от 50 до 500 м) в затемненном помещении. Можно выбрать постоянное или мигающее свечение точки. Подходит к работе с любой экранной проекцией.
Слайд 253. Мультимедийная учебная презентация
Мультимедийное обеспечение (ММО) лекций не только дает
возможность разнообразить иллюстрации, но и позволяет студентам представить и понять
сложный теоретический материал.
Лектор должен написать сценарий лекции, который состоит из последовательного чередования текста и конструктов. Способов иллюстрации лекционного материала много (мульти) и они несут информацию, служат посредником (медиа) между лектором и студентом. Типы конструктов могут быть самыми разнообразными: динамические схемы, модели, диаграммы, формулы, рисунки, анимация, фильмы и т.д. Лучше всего воспринимаются и запоминаются динамические схемы и формулы, но при этом должен присутствовать элемент последовательности в подаче материала.
Слайд 26Необходима серьезная подготовка лектора: разработка собственного наглядного материала, поиск примеров,
раскрывающих мысль, подбор иллюстрации в литературе, адаптированных к лекции, т.е.
дать подробное указание смысловой, психологической нагрузки, цветового и оттеночного решения.
Мультимедийная лекция не должна быть калейдоскопом красивых ярких картинок - они становятся предметом обсуждения и порой вызывают неожиданную реакцию со стороны студентов. Демонстрация на экране должна органично вплетаться в текст лекции, составлять с ней единое целое, служить логическим подтверждением мысли лектора.
Слайд 27Мультимедийная лекция не подменяет лектора, чтение ее требует четкой последовательности
изложения, «привязывает» к определенному расположению слайдов. Лекция тогда удалась, когда
ее составляющие: лектор, демонстрация на экране (медиа) побуждают студента к ориентировочно-исследовательскому поведению, и служат одному - пониманию теоретического материала. Для достижения этой цели необходимо каждую лекцию рецензировать, поэтому на лекции должны присутствовать коллеги, чтобы затем обсудить удачные и неудачные моменты.
Слайд 28При создании мультимедийной лекции нужно учитывать, что все приемы, используемые
в ММО для восприятия и запоминания основаны на физиологических и
психологических особенностях организма, свойствах коры больших полушарий: концентрации и иррадиации.
Смена картинок, цвет должны служить концентрации внимания. Продолжительность показа слайда определяется временем объяснения его содержания. Затем слайд нужно убрать, чтобы не отвлекал внимание, погасив проектор в случае большого промежутка между демонстрациями или показать пустой черный слайд при небольшом промежутке времени.
Слайд 29Широкая палитра цветов на одном слайде рассеивает внимание. Ключевые моменты
одинакового содержания на протяжении всего курса лекций необходимо подчеркнуть одной
системой обозначения: цветом или формой и т.п. Это способствует лучшему запоминанию, сокращает время на анализ информации, поиск логической связи с предыдущим материалом.
Большое значение имеет также время подачи текста: на слайде он должен появляться не синхронно с речью преподавателя, а позже. Одновременное слуховое и зрительное восприятие текста не эффективно.
Слайд 30При написании фамилий ученых, новых терминов, формул, текст должен идти
синхронно с голосом лектора, т.к. заменяет доску и мел. Однако,
при формулировке законов, основных моментов лекции, выводов, целесообразным сначала текст продиктовать, а затем показать на экране для контроля студентами конспекта лекции. Развернутые динамические схемы подаются за счет последовательного включения её элементов, позволяют закончить лекцию, обобщив весь материал, а студентам проследить логическую связь, преемственность между её отдельными вопросами.