Слайд 1
Конфликтология в социальной работе
доцент каф.ИСР ТУСУР
М.Ю. Ким
Слайд 2
Конфликтология (от греч. – konfliktus - «столкновение», «спор»,«разногласие») –
наука
о закономерностях возникновения, развития конфликтов, а также принципах, способах и
приемах их конструктивного регулирования.
Слайд 3Конфликтология учит:
- Управлять конфликтами
- Разрешать конфликты
- Распознавать
природу конфликтов, их причины и мотивы
- Определять формы конфликтов
и выбор путей их разрешения
Слайд 4Понятие конфликта
Здравомыслов Л.Г.: «Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия
людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия»
Гришина Н.В.,
Дружинин В.В. рассматривают конфликт как «естественное условие взаимодействия людей, в основе которого лежат противоречия, существенные различия между интересами и ценностями субъектов социальных связей»
Васильева В.И.: «Конфликт есть предельный случай обострения противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различными социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей»
Слайд 5
Под конфликтом понимается наиболее острый способ
разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии
субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
Слайд 6Конфликт – это распространенная черта социальных систем, а потому должен
рассматриваться как естественный фрагмент человеческой жизни. Мы должны перестать воспринимать
его как патологию или аномалию.
Конфликт – это нормально
Слайд 7
Изменение отношения к конфликтам
в сторону признания их нормальности и возможности регуляции
Слайд 8Признаки конфликта
Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов
и суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения
конфликта.
Конфликт – это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т.п.).
Слайд 9классификация конфликтов
По масштабу – общими, локальными
По стадиям развития —
зарождающимися, зрелыми или угасающими.
По степени осмысленности — слепыми или рациональными.
Слайд 10По формам протекания — мирными или немирными.
По продолжительности — кратковременными
и затяжными
По отношению к отдельному субъекту конфликты – внутренними
и внешними.
Слайд 11С точки зрения организационных уровней – горизонтальными и вертикальными.
По сфере
возникновения деловые и личностные
По распределению потерь и выигрышей симметричные и
асимметричные
Слайд 12Исходя из степени внешнего проявления – скрытным (латентным) или открытым.
По последствиям конструктивными и деструктивными.
Слайд 13Этапы и фазы конфликта.
Первый этап – Возникновение и развитие конфликтной
ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия
и является предпосылкой конфликта.
Слайд 14Второй этап – Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из
участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта.
Слайд 15Третий этап – Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается
в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную
ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику».
Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.
Слайд 16Четвертый этап – Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники
конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе
с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.
Слайд 17Пятый этап - завершение конфликта по любым причинам (разрешение, перемирие,
тупик).
Слайд 18Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами
Начальная фаза
Фаза подъема
Пик
конфликта
Фаза спада
Слайд 19Завершение конфликта
Завершение конфликта – это окончание конфликта по любым основаниям.
Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, угасание, устранение, перерастание в
другой конфликт.
Слайд 20Разрешение конфликта
Это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия
и решения проблемы, которая привела к столкновению.
Слайд 21Урегулирование конфликта
отличается от решения тем, что в устранении противоречий между
оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с
согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия.
Слайд 22Угасание конфликта
это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта:
разногласий и напряженных отношений.
Конфликт переходит с явной формы в скрытую.
Слайд 23Угасание конфликта обычно происходит в результате:
истощение ресурсов обеих сторон, необходимых
для борьбы;
потери мотива к борьбе, снижение важности объекта конфликта;
переориентации мотивации
оппонентов (новые проблемы, более серьезные, чем борьба в конфликте).
Слайд 24Устранение конфликта
Воздействие на конфликт, в результате которого ликвидируются структурные элементы
конфликта.
существуют ситуации, требующие быстрых и решительных воздействий на конфликт
(угроза насилия, гибели людей).
Слайд 25
Устранение конфликта возможно следующими способами:
изъятием из конфликта одного из оппонентов
(переход в другой отдел, филиалы; увольнения с работы);
исключением взаимодействия оппонентов
на длительное время (отправление в командировки одного или обоих т.п.);
Слайд 26устранением объекта конфликта (мать отнимает у детей игрушку, из-за которой
возникла ссора);
устранением дефицита объекта конфликта (у третьей стороны есть возможность
обеспечить каждую из сторон-конфликта объектом, владение которым она стремилась).
Слайд 27Перерастание в другой конфликт происходит, когда в отношениях сторон возникают
новые, более серьезные противоречия и происходит смена объекта конфликта.
Слайд 28Результат конфликта
Результат конфликта рассматривается как результат борьбы с точки зрения
состояния сторон и их отношение к объекту конфликта.
Слайд 29Результатами конфликта могут быть:
устранение одной или обеих сторон;
прекращение конфликта с
возможностью его возобновления;
победа одной из сторон (завладение объектом конфликта);
Слайд 30деление объекта конфликта (симметричный или асимметричный);
согласие с правилами совместного использования
объекта;
Слайд 31равнозначная компенсация одной из сторон за обладание объектом другой стороной;
отказ
обеих сторон от посягательств на данный объект;
Слайд 32
Стратегии преодоления конфликта
Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию
поведения оппонента во время решения конфликта.
Слайд 33Выделяют пять основных стратегий:
соперничество,
компромисс,
сотрудничество,
уход,
приспособление.
Слайд 34Соперничество
Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения.
Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предлагаемого решения; выгодности результата
для всей группы или организации; отсутствие времени на договоренность с оппонентом.
Слайд 35Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, в случае дефицита
времени и высокой вероятности опасных последствий.
Слайд 36Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками.
Он характеризуется
отказом от части требований, которые ранее выдвигались, готовностью признать претензии
другой стороны частично обоснованными, готовностью простить.
Слайд 37Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник
имеют равные возможности; наличия взаимоисключающих интересов; удовлетворения временным решением; угрозы
потерять все.
Слайд 38
Приспособление или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от
борьбы и сдача своих позиций.
Слайд 39Принять такую стратегию оппонента вынуждают различные мотивы: осознание своей неправоты,
необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, отсутствие шансов на иной
результат и др.
Слайд 40Уход
Уход от решения проблемы или избегание, является попыткой выйти из
конфликта при минимальных потерях.
Оппонент переходит к ней после неудачных
попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий.
Слайд 41Уход может быть вполне конструктивной реакцией на длительный конфликт.
Избежание,
применяется при отсутствии сил и времени для устранения противоречий, нежелании
решать проблему вообще и др.
Слайд 42Общая логика предупреждения социального конфликта включает следующие взаимосвязанные моменты:
как можно
более ранние распознание и выявление противоречий, провоцирующих социальный конфликт;
сбор полной,
объективной, всесторонней оперативной информации о сути, источниках и причинах конфликта;
структурно-динамический анализ и диагностику развертывающегося противоборства;
конфликтологический анализ совокупности имеющихся в резерве ресурсов, технологических методов, приемов, средств, и определение возможностей в целях смягчения, ослабления, пресечения или локализации противостояния;
прогнозирование развития конфликтной ситуации в целях определения возможных вариантов и ситуаций будущего противостояния;
определение правил конфликтного взаимодействия.