Слайд 1КОНСУЛЬТАЦИЯ
по оформлению и защите ДР
Защита дипломной
работы (ДР) является заключительным этапом Государственной итоговой аттестации, Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение».
Защита дипломной работы служит основанием для присуждения выпускникам квалификации «Юрист», «Специалист по документационному обеспечению управления, архивист».
ДР представляет собой законченную разработку по теме содержания одного или нескольких профессиональных модулей, должна способствовать продолжению формирования профессиональных и общих компетенций, и направлена на демонстрацию сформированности компетенций в рамках основных видов профессиональной деятельности.
Слайд 2Порядок выполнения ДР
Дипломная работа выполняется на
заключительном этапе обучения в виде дипломной работы. Она призвана продемонстрировать
степень овладения профессиональными компетенциями в рамках одного или нескольких профессиональных модулей, а также умение выпускника конструктивно решать практические задачи, грамотно излагать специальную информацию, докладывать и отстаивать свою точку зрения перед аудиторией.
Весь период подготовки и оформления ДР делится на определенные этапы:
1 Определение темы и получение задания на выполнение дипломной работы.
2 Составление календарного графика работы над ДР.
3 Составление и согласование рабочего плана.
4 Поиск и изучение источников литературы, выполнение исследований по теме.
5 Написание разделов дипломной работы.
6 Оформление дополнительных материалов по ДР.
7 Подготовка к защите ДР.
8 Защита ДР.
Слайд 3Структура ДР
Состав и структура ДР определяется
избранной темой исследования, но при этом она должна включать следующие
обязательные элементы:
1 Титульный лист.
2 Отзыв руководителя (не нумеруется, в количество страниц не учитывается, распечатывается с двух сторон одного листа).
3 Рецензия (не нумеруется, в количество страниц не учитывается, распечатывается с двух сторон одного листа).
4 Задание на выполнение дипломной работы (не нумеруется, в количество страниц не учитывается).
5 Календарный план (не нумеруется, в количество страниц не учитывается).
6 Содержание.
7 Введение.
8 Раздел 1 Теоретическая часть.
9 Раздел 2 Практическая часть.
10 Заключение.
11 Перечень сокращений и обозначений (при необходимости).
12 Список использованных источников и литературы.
13 Приложения (при необходимости).
Слайд 4Объем ДР
Объем ДР должен составлять 40-60
страниц, не считая приложений.
Превышение данного объема
свидетельствует о неумении студента работать с материалом, выделять наиболее значимые факты и делать четкие выводы из проведенного исследования.
При существенном превышении объема (более 10 страниц) работа может быть снята с защиты. Недостаточность объема работы является основанием для недопуска ДР к защите.
Рекомендуемый объем основных разделов в процентах от общего объема работы:
- введение – 3-5 стр. печатного текста, 5-7 % от общего объема текстового материала;
- основная часть – 35-55 стр. печатного текста (85-90 % от общего объема текстового материала), разделы примерно одинаковые по объему;
- заключение – 2-3 стр. печатного текста 4-6 % от общего объема текстового материала;
- список использованных источников – не менее 25 источников, в том числе не менее 15 источников учебной и научной литературы.
Слайд 6Бланк задания на выполнение ДР
Слайд 8Пример оформления СОДЕРЖАНИЯ
Слайд 9Оформление ВВЕДЕНИЯ
Во введении указываются:
- объект, предмет,
цель и задачи ДР,
- актуальность,
- методологическая и информационная база исследования,
-
теоретическая и (или) практическая значимость,
- методы исследования,
- обзор информационной базы исследования.
В основу написания введения должно быть положено задание на выполнение дипломной работы, выданное студенту руководителем.
Слайд 10Основная часть. Раздел 1
Основная часть ДР должна включать не менее
двух разделов (но, как правило, не более четырех), она может
быть представлена теоретическим и практическим разделами (каждый из которых обычно состоит из двух подразделов).
Первый раздел – теоретический, может содержать 2 подраздела. В разделе кратко рассматривается история вопроса и степень его изученности, анализируется современное состояние исследуемой проблемы; описывается процесс теоретических и (или) экспериментальных исследований, методов исследований, методов расчета, обоснование необходимости проведения экспериментальных работ, принципов действия разработанных объектов, их характеристики.
Содержание раздела должно соответствовать теме исследования. При поиске источников научной литературы по теме необходимо использовать все виды изданий. Поиск осуществлять через каталоги, картотеки и библиографические указатели библиотек, а так же поисковые системы сети Интернет.
Слайд 11 Второй раздел – практический. Дается характеристика
объекта исследования, на материалах которого выполняется работа, и проводится глубокий
анализ изучаемой проблемы. Может быть дана характеристика предприятия – объекта ДР (адрес, форма собственности, организационная структура, описание деятельности предприятия, цели).
Далее приводятся результаты исследований и наблюдений, выполненных студентом. Статистически обработанные данные могут быть представлены в виде таблиц и рисунков (диаграмм, графиков, схем, фотографий и т.д.). В данном разделе результаты собственных исследований анализируются и комментируются, выявляются закономерности. Следует сформулировать и обосновать предложения выпускника по решению рассматриваемой проблемы.
В конце каждого раздела следует обобщить материал в соответствии с целями и задачами, сформулировать выводы и достигнутые результаты.
Основная часть. Раздел 2
Слайд 12Оформление ЗАКЛЮЧЕНИЯ
В заключении студент должен подвести
итоги изучения темы, проанализировать полноту выполнения задач и достижения цели
ДР, обоснованно изложить свои взгляды по главным вопросам, рассмотренным в работе, сделать выводы.
Выводы формулируются на основании поставленных задач и кратко отражают наиболее важные результаты работы. Выводы должны быть представлены в виде нумерованного списка, состоящего из 3 и более пунктов.
Могут быть указаны перспективы дальнейшей разработки темы. Заключение не должно содержать новых сведений, фактов, аргументов, выводы должны логически вытекать из текста работы.
Заключение должно отражать значимость работы, подтверждать ее актуальность в исследуемой области.
Слайд 13Общие требования к оформлению текстовой части ДР (ГОСТ 7.32-2017 СИБИД.
Отчет о НИР)
Текстовый редактор Microsoft Word.
Листы формата А4, печать с
одной стороны листа.
Ориентация текста книжная (альбомная – при необходимости в приложениях).
Поля: левое – 30 мм., верхнее, нижнее – 20 мм., правое – 15 мм., абзац – 1,25.
Интервал: 1,5 – в основном тексте, 1 – в сносках, рисунках, таблицах.
Шрифт Times New Roman 14 пн – в основном тексте, 12 пн – в сносках.
Плотность текста должна быть одинаковой.
Переносы в словах не допускаются (Главная – абзац – положение на странице – запретить автоматический перенос слов).
Запрет «висячих строк» (Главная – абзац – положение на странице – запрет висячих строк).
Слайд 14Общие требования к оформлению текстовой части ДР (ГОСТ 7.32-2017 СИБИД.
Отчет о НИР)
Страницы нумеруются арабскими цифрами по центру нижнего поля
листа без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц и является первой страницей, но при этом номер страницы на титульном листе не проставляется.
Выделение терминов и определений полужирным, курсивным, подчеркнутым начертанием допускается.
Между знаком № и цифрой, цифрой и знаком %, цифровым указанием года и обозначением «г.» обязательно ставится пробел.
Буква N в функции знака № не используется.
В тексте работы используется тип кавычек – «елочки».
При перечислении перед каждым элементом ставится дефис, элементы перечисления отделяются друг от друга точкой с запятой.
Строки содержания печатаются с абзацного отступа строчными буквами, начиная с прописной с выравниванием по левому краю. Обозначения подразделов приводят с отступом относительно абзацного отступа, равным двум знакам.
Слайд 15Выделение заголовков
и их размещение
Все заголовки в
ДР можно условно разделить на:
1) Заголовки
структурных частей работы (СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ);
2) Заголовки разделов и подразделов основной части работы (Раздел 1, Раздел 2).
Все структурные части и разделы начинаются с нового листа.
Наименования всех частей ДР оформляются полужирным начертанием.
Расстояние между заголовками раздела и подраздела – двойной межстрочный интервал, расстояние между заголовками (раздела или подраздела) и текстом – тройной межстрочный интервал.
Заголовки структурных частей ДР
Заголовки структурных частей (за исключением приложений) выравниваются по центру, не нумеруются, оформляются прописными буквами полужирным шрифтом без точки (если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой).
Слайд 16Выделение заголовков
и их размещение
Заголовки разделов и подразделов
Заголовки разделов и подразделов
выравниваются по ширине листа с абзацного отступа, оформляются строчными буквами
(с первой прописной). Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатают через 1 интервал.
Подразделы оформляются в продолжение друг друга, на той же странице, на которой закончился предыдущий. Не допускается начинать новый пункт внизу страницы, если после заголовка подраздела на странице остается 3-4 строки текста. В этом случае пункт необходимо начать с новой страницы.
Заголовки в содержании и в тексте должны быть сформулированы и пронумерованы идентично. Наименование разделов не должно повторять название темы, а наименование подразделов – наименования разделов.
Разделы имеют порядковые номера в пределах всей ДР и обозначаются арабскими цифрами без точки. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится, например: «2.3» (третий подраздел второго раздела).
Слайд 17Оформление и нумерация иллюстративного материала
Графический материал,
как правило, оформляется в виде таблиц, графиков, чертежей, диаграмм, схем,
рисунков, формул, иллюстраций. Иллюстрации любого вида называются рисунками.
Рисунки и таблицы размещают после первого упоминания о них по тексту и таким образом, чтобы их можно было читать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке. На элементы, расположенные в основной части ДР, делается обязательная ссылка.
Все иллюстрации, таблицы и формулы должны быть пронумерованы в пределах раздела арабскими цифрами. Номер должен состоять из номера раздела и порядкового номера элемента, разделенных точкой, например: «Рисунок 1.2» (второй рисунок первого раздела).
Наименования элементов полужирным шрифтом или курсивом не выделяются. Перед элементом вместе с его номером и названием и после него следует оставить пустую строку, чтобы отделить изображение от текста.
Слайд 18Оформление и нумерация рисунков
Названия рисунков размещаются
под ними, рядом с номером через тире, с выравниванием по
центру страницы без абзацного отступа, без кавычек, переносов в словах, точка в конце заголовка не ставится. Все обозначения на иллюстрациях необходимо пояснять надписями (подрисуночный текст).
Рисунок 1.2 – Поступление налоговых доходов в федеральный бюджет
Слайд 19Оформление и нумерация таблиц
Заголовок таблицы должен
отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует размещать
над таблицей слева без абзацного отступа с растягиванием по ширине, через тире от номера, знак № и точка в конце заголовка не ставится. Сама таблица выравнивается по центру. Размер шрифта – 14 пн (допускается 12 пн), межстрочный интервал 1.
Заголовки граф и строк таблицы должны начинаться с прописных букв, а подзаголовки со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком. Если подзаголовки таблицы грамматически не подчинены стоящему над ними заголовку верхнего яруса и являются самостоятельными, то они также пишутся с прописной буквы. В конце заголовков граф и строк точки не ставят.
Заголовки строк выравниваются по левому краю. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы с выравниванием по центру. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф. Следует избегать столбца «№ п/п», который в большинстве случаев не нужен. Его используют только тогда, когда в тексте есть ссылки на эту нумерацию.
Слайд 20Оформление и нумерация таблиц
В графах таблицы
не допускается оставлять пустые ячейки. Если соответствующие данные отсутствуют, в
графе проставляется тире или пишется слово «нет». Цифры в столбцах следует проставлять таким образом, чтобы разряды чисел по всему столбцу были расположены один под другим (выравнивание по правому краю).
Слайд 21Оформление ссылок
Библиографическая ссылка – это совокупность
библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте работы
документе, необходимом для его характеристики, идентификации или поиска.
Студент обязан делать ссылки на используемые им литературные источники и нормативный правовой материал – ДР без ссылок к защите не допускается, т.к. квалифицируется как плагиат (цитирование текста из чужих произведений без ссылки).
Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение, перед точкой и перед текстом пояснения.
Например: Продвижение – любая форма сообщений для информации, убеждения, напоминания о товарах, услугах, общественной деятельности, идеях и т.д.1
________________
1Алексеева, Е.В., Бурова, Е.М. Маркетинг. Учебник. – М.: Профобриздат, 2016. – С. 203.
Слайд 22Оформление ссылок
Ссылки в тексте оформляются в
виде сносок и располагаются с абзацного отступа в нижнем поле
документа. Знак сноски выполняется в виде цифры. Для оформления подстрочных ссылок используется меню «Ссылки – вставить сноску» текстового редактора Microsoft Word. Сноска печатается через 1 интервал, шрифтом Times New Roman 12 пн.
Отсылки к нормативным правовым актам, локальным актам организации обязательно должны содержать номер статьи, на которую ссылается автор, или номер страницы источника, где находится цитируемый текст.
Слайд 23Требования к оформлению цитат
– текст цитаты заключается в кавычки и
приводится с сохранением особенностей авторского написания;
– цитирование не должно искажать
мысль автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием (в любом месте цитаты);
- при цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник;
- при непрямом цитировании (при пересказе, при изложении мыслей других авторов своими словами), которое дает значительную экономию текста, следует быть предельно точным в изложении мыслей автора и корректным при оценке излагаемого, давать соответствующие ссылки на источник;
- цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как и то и другое снижает уровень работы.
Слайд 24Общие требования к изложению и стилю текста
Синтаксис научного текста отличается обилием сложных предложений. Однако следует избегать
слишком длинных, запутанных и громоздких сложных предложений.
Специальные языковые средства:
отстраненность от изложения личности автора: нам представляется, известно, проведем эксперимент;
последовательность изложения: вначале; прежде всего; затем; во-первых (во-вторых и т. д.); впоследствии; после;
противопоставление отдельных тезисов изложения: однако; в то же время, между тем, тогда как; тем не менее;
наличие причинно-следственных отношений: следовательно; поэтому; потому что; благодаря; сообразуясь с; вследствие;
переход изложения от одной мысли к другой: прежде чем; обратимся к; рассмотрим, как; остановимся на; подчеркнем следующее;
итог, выводы по изложению: итак; таким образом; значит; в заключение отметим; на основе сказанного; следовательно;
ссылка на конкретный предмет, явление, факт: данный; этот; эти; такая; названные; упомянутые; указанные.
Слайд 25Общие стилистические «запреты»
В содержании письменной работы,
как правило, не допускается применять:
обороты разговорной речи, произвольные словообразования, в
том числе профессионализмы;
различные научные термины, близкие по своему значению для обозначения одного и того же понятия;
применять произвольные словообразования;
иностранные слова и термины – при наличии русскоязычных аналогов;
сокращения обозначений единиц физических величин – при их употреблении без цифр (кроме единиц физических величин в головках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы).
Слайд 26Оформление списка использованных источников
Объем списка использованных
источников и литературы – не менее 25 источников. Он включает
все источники, на которые есть хотя бы одна ссылка в тексте. И, наоборот, на все источники, представленные в списке литературы, обязательно должны быть ссылки в тексте.
Порядок указания источников следующий:
- нормативные правовые акты;
- литература (учебники, монографии, брошюры и т.п.);
- диссертации;
- статьи из периодических изданий;
- электронные ресурсы.
Внутри каждого подраздела списка источники (кроме нормативных правовых актов) располагаются в алфавитном порядке. Все источники должны быть пронумерованы арабскими цифрами без точки (сквозная нумерация по всему списку литературы) и оформляются с абзацного отступа.
Слайд 27Оформление приложений
Приложения используются только в том
случае, если они дополняют содержание основных проблем исследования и носят
справочный или рекомендательный характер.
В тексте работы на все приложения должны быть сделаны ссылки, например. Приложения располагаются в порядке ссылок на них в тексте.
Приложения имеют свою автономную сквозную нумерацию посредством заглавных букв русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. Каждое приложение начинается с новой страницы с указанием сверху по центру слова «ПРИЛОЖЕНИЕ», его буквенного номера, тематического заголовка (ниже отдельной строкой с абзацного отступа, с форматированием по ширине страницы). Приложения имеют общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц, но не включаются в объем текстового материала исследования. Все приложения должны быть перечислены в содержании с указанием их номеров и заголовков.
Места расположения в копиях документов данных, составляющих коммерческую или иную тайну, персональные данные, вымарываются.
Слайд 28Общие положения по защите ДР
После оформления
в полном объеме титульный лист ДР подписывается: студентом, руководителем ДР,
нормоконтролером, рецензентом.
Не менее чем за 7 дней до защиты выпускник должен передать на отделение файл с полнотекстовой электронной версией ДР для проверки на объем заимствований. Доля оригинального текста дипломной работы для юридических специальностей должна быть не менее 40 %, для социально-экономических специальностей – не менее 50 %. Данные об объеме заимствований вносятся в лист нормоконтроля.
Студент может быть не допущен к защите дипломной работы в следующих случаях:
- наличие академических задолженностей;
- нарушение сроков выполнения дипломной работы;
- низкое качество ДР, несоответствие теме, целям, задачам, плану работы;
- выявление компилятивного характера работы;
- превышение максимально допустимого процента заимствований;
- отрицательный отзыв на ДР руководителя или рецензента.
Слайд 29Нормоконтроль, отзыв руководителя
и рецензирование ДР
1) Оформленная
ДР предоставляется руководителю для отзыва. Студент вправе ознакомиться с отзывом
до защиты.
2) Для проверки на количество заимствований и текущего нормоконтроля готовая работа после согласования с руководителем предоставляется в электронном варианте на e-mail: timofeevatp@list.ru (в теме письма ОБЯЗАТЕЛЬНО написать вид работы, номер группы, фамилию студента, например: «ДР 389/390/395/395Д Васильченко»).
Нормоконтролер проверяет наличие всех необходимых для работы структурных элементов, соответствие оформления ДР требованиям по выполнению и оформлению. Все недостатки и замечания по ДР, выявленные в ходе осуществления нормоконтроля, студент обязан устранить в установленный срок. На итоговый нормоконтроль предоставляется распечатанный вариант работы.
3) Готовый вариант ДР оформляется в специальную обложку, сшивается через 3 прокола, бланк рецензии вкладывается в файл незаполненным, к заднему форзацу приклеивается конверт с CD, в конце работы комиссии секретарь ГЭК оформляет заверительный лист.
4) ДР подлежит обязательному рецензированию. Студент вправе ознакомиться с рецензией до защиты. После рецензирования исправления в работе не допускаются.
Слайд 30Подготовка доклада для защиты
Письменный текст выступления
готовится студентом под контролем руководителя. Объем текста доклада определяется содержанием
документа (количеством сведений, их научной ценностью и/или практическим значением), а также доступностью и языком работы. Рекомендуемый средний объем текста 4-6 страниц.
Структурно выступление формируется на основе введения, плана и заключения ДР. В нем студент последовательно излагает:
1. Наименование и актуальность работы.
2. Цели, задачи, объект, материалы и методы проведенного исследования.
3. Формулировку исследуемой проблемы.
4. Полученные результаты и их интерпретация, сущность самостоятельных выводов и предложений.
5. Рекомендации по совершенствованию деятельности предприятия или в исследованной области.
Слайд 31Подготовка презентации для защиты
1 Презентация создается в программе Microsoft Office
Power Point 2003-2010. Рекомендуемое количество слайдов 10-13. На них выносят
основные графики, схемы, таблицы, фотографии и т.д. в соответствии с докладом.
2 Каждый слайд должен иметь заголовок, привлекающий внимание. Количество слов в слайде не должно превышать 40 (необходимо использовать короткие слова и предложения, минимизировать количество предлогов, наречий, прилагательных). Элементы слайда должны быть выполнены четко, крупно. Размер шрифта для заголовков – не менее 24 пн, для информации – не менее 18 пн. Плотность заполнения слайда должна составлять не менее 70 % от всего пространства слайда (кроме первого).
3 При формулировке текста слайдов необходимо соблюдать следующие принципы: лаконичность, ясность, уместность, сдержанность, наглядность, запоминаемость, убедительность формулировок, отсутствие второстепенной информации.
4 Слайды обязательно должны быть пронумерованы автоматически в нижнем правом углу.
Слайд 32Подготовка презентации для защиты
5 Презентация выполняется в едином стиле, использование
элементов анимации не рекомендуется.
6 Цветовая гамма слайдов подбирается так, чтобы
на нем хорошо был виден текст. Для фона предпочтительны холодные светлые тона (лучше пастельные). На одном слайде рекомендуется использовать не более двух цветов: один для заголовка, один для текста.
7 На 1 слайде указывается наименование колледжа, Ф.И.О выпускника, его фотография (по желанию), номер группы, специальность.
8 На 2 слайде указывается тема дипломной работы, руководитель, нормоконтролер и рецензент дипломной работы, их должности.
9 На 3-4 слайде отражаются цель, задачи, объект и предмет дипломной работы.
Слайд 33Подготовка презентации для защиты
10 На 5 и последующих слайдах, отражается
содержание основной части дипломной работы: результаты проведенного анализа исследуемой области,
научное обоснование основных параметров и характеристик, трактовка полученных результатов в виде таблиц, графиков, диаграмм и схем, которые размещаются на отдельных слайдах.
11 Слайды, посвященные практической части дипломной работы, можно проиллюстрировать фотографиями с места производственной практики (преддипломной).
12 Один-два последних слайда должны содержать заключение (выводы) по итогам выполнения дипломной работы.
При создании презентации необходимо стремиться к максимальной визуализации представляемого материала, воплощению текста методом инфографики. Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и четко преподносить сложную информацию.
Слайд 34Пример инфографического представления информации
Слайд 35Пример инфографического представления информации
Слайд 36Защита дипломной работы
С целью осуществления контроля
качества ДР и подготовки студентов к официальной защите проводится предварительная
защита ДР. Цели:
- подготовка студентов к процедуре защиты;
- оценка степени готовности ДР;
- рекомендации по устранению недостатков работы (при их наличии);
- рекомендация о допуске ДР к официальной защите.
Процедура защиты дипломной работы:
- объявление темы работы и представление секретарем ГЭК студента;
- оглашение отзыва руководителя и рецензии;
- доклад студента с использованием презентации не более 10 минут;
- ответы докладчика на вопросы членов ГЭК и присутствующих, проведение дискуссии по содержанию работы;
- ответы студента на замечания, сделанные в отзыве и рецензии.
Общая продолжительность защиты ДР не должна превышать 30 минут.