Разделы презентаций


КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ

Содержание

это строго определенная последовательность приемов, операций, которые применяются в каком-либо деле, и гарантируют достижение результата; Технология -

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ
Шемберг Е.Н.
ст. преподаватель КК ИПК
кафедра педагогики и психологии

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯШемберг Е.Н.ст. преподаватель КК ИПКкафедра педагогики и психологии

Слайд 2 это строго определенная последовательность приемов, операций, которые применяются

в каком-либо деле, и гарантируют достижение результата;

Технология -

это строго определенная последовательность приемов, операций, которые применяются в каком-либо деле, и гарантируют достижение результата;

Слайд 3это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем

и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности

и межличностных отношений (Ассоциация служащих и менеджеров США);
Цель консультирования — помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера".
Главная цель консультирования — помочь клиенту понять, что именно он сам и есть тот человек, который должен решать, действовать, изменяться, актуализировать свои способности.

Консультирование

это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака,

Слайд 4Процесс взаимодействия клиента и консультанта, направленный на выяснение сущности психологической

проблемы клиента и на определение наиболее эффективных способов ее решения.
Эффективность

процесса консультирования зависит от умения консультанта выделить и истолковать проблему клиента, его умения привлечь клиента к обсуждению вариантов решения его проблемы (что определяется владением различными техниками общения), оказанием помощи клиенту в обучении новым способам решения проблемы.
Эффективность консультирования напрямую связана с умением консультанта исполнять свою профессиональную роль, строить в ее рамках свое поведение.

Консультирование

Процесс взаимодействия клиента и консультанта, направленный на выяснение сущности психологической проблемы клиента и на определение наиболее эффективных

Слайд 5консультирование ориентировано на клинически здоровую личность; это люди, имеющие в

повседневной жизни психологические трудности и проблемы, а также люди, чувствующие

себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности;
консультирование сориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения; эта ориентация основана на вере, что "человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков (Jordan с соавт.; цит. по: Myers с соавт., 1968);
консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов;
консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь (до 15 встреч);
консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды;
консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.

специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии:

консультирование ориентировано на клинически здоровую личность; это люди, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, а

Слайд 6 В философии Де определяется как специфика жизни людей, как

человеческий способ жизни, заключающийся в целенаправленном и осознанном преобразовании природной

и социальной действительности , собственного самосознания. За счёт Де человек создаёт человеческий мир, творит общественные отношения и самого себя, создаёт новые культурные нормы.

Консультирование - деятельность

В философии Де определяется как специфика жизни людей, как человеческий способ жизни, заключающийся в целенаправленном и

Слайд 7Психологическая теория Де

(Леонтьев, Рубинштейн)
Де - активность, направленная на преобразование действительности (природы, общества,

сознания). Активность человека становится деятельностной, если осознаётся предмет Де.
Предмет Де определяет её содержание. Это то, на что направлено действие субъекта, что удовлетворяет потребность человека, то, что выделяется из объекта преобразования при выполнении действия. Предмет – «перед метой». Мета- цель, точка в пространстве, куда надо попасть, образ будущего. По предмету Де, т.е. по цели, определяются виды Де.
Психологическая теория Де        (Леонтьев, Рубинштейн)Де - активность, направленная на преобразование

Слайд 8Методологическая схема Де

(Щедровицкий Г.П., Слободчиков

В.И.)


Схема деятельности: S де Об

П Р У П(Ц)

Субъект Де обладая ресурсом, потенциалом способен совершить действие по преобразованию объекта.
Объект Де - то, на что направлено действие субъекта.
Предмет Де - то, что преобразуется в объекте.
Цель Де – прогнозируемый результат деятельности, который измеряем.
Цель реалистична, конкретна, диагностична. Цель ставится, исходя из
потребностей субъекта, общественного и государственного заказа, ориентиров, с учётом возможностей субъекта и условий.
Задачи Де – цель, конкретизированная в определённых условиях, шаги по достижению цели.
Действия – состоят из операций, осуществляются по определённой процедуре, соответствуют цели.
Результат Де – изменение способностей, способов деятельности, сознания человека, либо некоторый материальный продукт.
Критерии оценки деятельностии

Методологическая схема Де

Слайд 9Схема целеполагания
П (хочу)


ориентиры заказ (надо)




Ц




Возм.(могу) Усл.
Схема целеполагания П (хочу)

Слайд 10субъект консультативной деятельности

психолог-консультант

субъект консультативной деятельности – психолог-консультант

Слайд 11проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с

ними. (М. Buber (1961) охарактеризовал этот фактор как интерес к

людям в силу их бытия, а не потому, что некоторые из них шизофреники или психопаты);
чувствительность к установкам и поведению других людей;
эмоциональная стабильность и объективность;
способность вызывать доверие других людей;
уважение прав других людей.
Национальная ассоциация профессиональной ориентации США

консультант

проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними. (М. Buber (1961) охарактеризовал этот фактор

Слайд 12доверие к людям;
уважение ценностей другой личности;
проницательность;
отсутствие предубеждений;


самопонимание;
сознание профессионального долга.
Комитет по надзору и подготовке консультантов

США

консультант

доверие к людям; уважение ценностей другой личности; проницательность; отсутствие предубеждений; самопонимание; сознание профессионального долга. Комитет по надзору

Слайд 13Личная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные

проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе.
Социальная

зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам.
Зрелость консультанта — это процесс, а не состояние. Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде.
Три постулата квалифицированного психологического консультирования (К. Schneider (1992).

консультант

Личная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению

Слайд 14
каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;


каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;
каждая личность

имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

три основных принципа клиент-центрированной терапии (С. Rogers )

каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая; каждая личность в состоянии быть ответственной за

Слайд 15неразрешенные личностные конфликты консультанта;
принятие личной ответственности за свою работу;
монотонность работы,

особенно если ее смысл кажется сомнительным;
вкладывание в работу больших

личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;
работа с "немотивированными" клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;
напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;
нехватка условий для самовыражения личности на работе
работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

«синдром сгорания» (причины)

неразрешенные личностные конфликты консультанта;принятие личной ответственности за свою работу;монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным; вкладывание

Слайд 16культивирование других интересов, не связанных с консультированием;
поддержание своего здоровья,

соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;
стремление к

тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности;
открытость новому опыту;
обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам);
участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой;
умение быть профессионалом только в профессиональной ситуации.


Способы противостояния "синдрому сгорания":

культивирование других интересов, не связанных с консультированием; поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой

Слайд 17Модель
Модель – образец в малом виде (В. Даль).
результат операции сознания

по замене реального объекта искусственным, который отражает сущность реального объекта,

его ненаблюдаемые аспекты;
средство отображения явлений и процессов, замещающее функцию исходного объекта и программу действий с ним;
искусственный объект, совмещающий свойства предмета и способ действия с ним, адекватный свойствам материала, природе объекта, воспроизводящий характеристики реального объекта для его изучения.
Виды моделей: вещественные или знаковые (словесные, графические, в виде формул, символов).

МодельМодель – образец в малом виде (В. Даль).результат операции сознания по замене реального объекта искусственным, который отражает

Слайд 18модель
Нечто, представляющее какой-либо предмет или явление в его существенных характеристиках

модельНечто, представляющее какой-либо предмет или явление в его существенных характеристиках

Слайд 19моделирование
Процесс построения моделей, отражающих существенные характеристики предмета или явления и

его взаимосвязи с другими предметами или явлениями (способ действия);



моделированиеПроцесс построения моделей, отражающих существенные характеристики предмета или явления и его взаимосвязи с другими предметами или явлениями

Слайд 20моделирование
Метод познания, исследования, предполагающий построение некоего образца, модели явления (процесса)

и дальнейшее исследование этого явления (процесса) с помощью его модели

моделированиеМетод познания, исследования, предполагающий построение некоего образца, модели явления (процесса) и дальнейшее исследование этого явления (процесса) с

Слайд 21Этапы моделирования деятельности
Определение субъекта;
Определение объекта;
Определение предмета;
Выделение существенных признаков (предназначения);
Описание модели

(по структуре деятельности);
Конкретизация модели (условия, взаимосвязи, формы и т.д.)

Этапы моделирования деятельностиОпределение субъекта;Определение объекта;Определение предмета;Выделение существенных признаков (предназначения);Описание модели (по структуре деятельности);Конкретизация модели (условия, взаимосвязи, формы

Слайд 22ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕСЕДА-ИНТЕРВЬЮ КАК ТЕХНОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕСЕДА-ИНТЕРВЬЮ КАК ТЕХНОЛОГИЯ

Слайд 23 системная совокупность и порядок функционирования всех личностных (психолого-педагогических установок),

инструментальных (техники) и методологических (деятельностный подход) средств, которые используются для

достижения образовательной цели

Беседа-интервью как технология -

системная совокупность и порядок функционирования всех личностных (психолого-педагогических установок), инструментальных (техники) и методологических (деятельностный подход) средств,

Слайд 24органичность и универсальность беседы нередко порождают иллюзию простоты и доступности

данного метода;
такое представление является источником серьезных ошибок в работе.
Метод

беседы (интервью) — один из тех психологических инструментов, владение которыми относится к числу необходимых навыков практического психолога и может служить критерием его профессиональной подготовленности и квалификации.
органичность и универсальность беседы нередко порождают иллюзию простоты и доступности данного метода;такое представление является источником серьезных ошибок

Слайд 25Умения создать атмосферу безопасности.
Умения задавать вопросы (можно назвать особым искусством

психолога).
Умения подтверждать слушание.
Умения молчать, держать паузу.
Умения следовать собеседнику.
Умения побуждать собственное

решение собеседника (давая совет в неявной форме).
собственные ожидания и установки интервьюера не должны влиять на восприятие сообщаемой ему информации (порождает коммуникативные барьеры)

Беседа требует:

Умения создать атмосферу безопасности.Умения задавать вопросы (можно назвать особым искусством психолога).Умения подтверждать слушание.Умения молчать, держать паузу.Умения следовать

Слайд 26Коммуникативные барьеры

Коммуникативные барьеры

Слайд 27Исходит не из одобрения ведущего беседу, а из безукоризненно последовательного

принятия (гарантия – не будет оценки, интерпретации, личной реакции; следствие

– «я могу быть самим собой, без притворства»).
ЛИЧНОСТЬ консультанта – оценивающая, реагирующая, личность с собственными потребностями – ОТСУТСТВУЕТ. Отношения «не»-личные.
Воспринимается ТОЛЬКО через сенсорный и интуитивный аппарат (не потому что сказали-пообещали).

Атмосфера безопасности

Исходит не из одобрения ведущего беседу, а из безукоризненно последовательного принятия (гарантия – не будет оценки, интерпретации,

Слайд 28Безусловное принятие:
Признание права каждого быть таким, какой он есть;
Выражение

недовольства отдельными действиями , но не человеком в целом;
Осуждение действий,

но не чувств человека;
Позиция «равенства» (партнерства);
Понимание внутреннего состояния собеседника ;
Готовность услышать о нем больше;


Личностные установки

Безусловное принятие: Признание права каждого быть таким, какой он есть;Выражение недовольства отдельными действиями , но не человеком

Слайд 29установка принятия:
Вызывает способность присвоить и испытывать такую же установку

по отношению к себе (тенденция к принятию «Я»).
Стимулирует движение от

переживания себя как недостойного, неприятного («неправильного») к осознанию себя как личности, представляющей собой безусловную ценность и способной справляться с жизненными проблемами.
Порождает склонность воспринимать «Я» и «Я»-в-отношениях с большей объективностью и менее эмоционально.




установка принятия: Вызывает способность присвоить и испытывать такую же установку по отношению к себе (тенденция к принятию

Слайд 30Активное слушание (подтверждение слушания, вопросы на понимание, уточнение;)
Обозначение позиции (что

сейчас хочу : понять, уточнить, выразить свое отношение, другое);
«Ты-слушание» («слышать,

ЧТО говорит собеседник, НО только ТО, что он говорит»);
«Я-высказывание» (Ваши искренние, реальные чувства по поводу ситуаций подобного рода);

Беседа требует: инструментальные средства (техники)

Активное слушание (подтверждение слушания, вопросы на понимание, уточнение;)Обозначение позиции (что сейчас хочу : понять, уточнить, выразить свое

Слайд 31Правила активного слушания:
Контакт «глаза в глаза»;
Ответы в утвердительной форме (фраза-вопрос

не отражает сочувствия);
«Удержание паузы»;
Обозначение чувства собеседника.
Активно слушать

клиента – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Правила активного слушания:Контакт «глаза в глаза»;Ответы в утвердительной форме (фраза-вопрос не отражает сочувствия);«Удержание паузы»; Обозначение чувства собеседника.

Слайд 32«настрой на воспитание»;
сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения;
эмоциональное неприятие
Причины

«настрой на воспитание»;сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения;эмоциональное неприятиеПричины

Слайд 33Предупреждения, предостережения, угрозы: «Смотри, как бы не стало хуже», «Не

придешь вовремя, пеняй на себя».
Мораль, нравоучения, проповеди: «Каждый человек должен

трудиться», «Ты должен уважать взрослых».
Советы, готовые решения : «А ты возьми и скажи...», «Почему бы тебе не попробовать...», «По‑моему, нужно пойти и извиниться», «Я бы на твоем месте…».

Автоматические ответы

Предупреждения, предостережения, угрозы: «Смотри, как бы не стало хуже», «Не придешь вовремя, пеняй на себя».Мораль, нравоучения, проповеди:

Слайд 34Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что..», «Без

конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорила!».
Похвала

(различие между похвалой и поощрением , или похвалой и одобрением; в похвале есть всегда элемент оценки).
Догадки, интерпретации : «Я знаю, это все из‑за того, что ты...».
Выспрашивание, расследование : «Нет, ты все‑таки скажи», «Что же все‑таки случилось?».
Сочувствие на словах, уговоры, увещевания.

Автоматические ответы

Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что..», «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько

Слайд 35Понять;
Уточнить;
Выразить свое отношение;
Другое.
Обозначение позиции – что сейчас хочу…

Понять;Уточнить;Выразить свое отношение;Другое.Обозначение позиции –  что сейчас хочу…

Слайд 36Слышать что
говорит собеседник;

Но

только то,
что он

говорит!

«Ты-слушание»

Слышать что      говорит собеседник;Но только то,      что

Слайд 37Отражает Ваши искренние, реальные чувства по поводу ситуаций подобного рода!

Способ

реагирования на эмоционально волнующую ситуацию;
Позволяет выразить чувства в необидной для

собеседника форме;
Вызывает у собеседника доверие к Вам;
Дает возможность собеседнику самому принять решение;
Стимулирует учет собеседником Вашего желания

«Я-высказывание» -

Отражает Ваши искренние, реальные чувства по поводу ситуаций подобного рода!Способ реагирования на эмоционально волнующую ситуацию;Позволяет выразить чувства

Слайд 38ЧУВСТВО

СИТУАЦИЯ

СЛЕДСТВИЕ (ПРИЧИНА)
«Я-высказывание»

ЧУВСТВО – СИТУАЦИЯ – СЛЕДСТВИЕ (ПРИЧИНА)«Я-высказывание»

Слайд 39СУБЪЕКТ;
ОБЪЕКТ (сознание)
ПРЕДМЕТ;
ЦЕЛЬ (на языке конкретного результата);
ЗАДАЧИ (поэтапные действия для достижения

цели);
способы, методы ДЕЙСТВИЯ, техники и условия;
критерии оценки РЕЗУЛЬТАТА.
Беседа - деятельность

СУБЪЕКТ;ОБЪЕКТ (сознание)ПРЕДМЕТ;ЦЕЛЬ (на языке конкретного результата);ЗАДАЧИ (поэтапные действия для достижения цели);способы, методы ДЕЙСТВИЯ, техники и условия;критерии оценки

Слайд 40мотивирующая;
поддерживающая;
информативная;
консультативная;
психологическая;
диагностическая;
другая…

Беседа – деятельность по цели

мотивирующая;поддерживающая;информативная;консультативная;психологическая;диагностическая;другая…Беседа – деятельность по цели

Слайд 42ЭТАПЫ БЕСЕДЫ-ИНТЕРВЬЮ (порядок средств)

ЭТАПЫ БЕСЕДЫ-ИНТЕРВЬЮ  (порядок средств)

Слайд 43характеристика используемых в беседе вопросов, связанных со спецификой содержания беседы;
установка

на удержание цели беседы;
обсуждение одной темы за одну беседу.
Структурированность беседы

– это:
характеристика используемых в беседе вопросов, связанных со спецификой содержания беседы;установка на удержание цели беседы;обсуждение одной темы за

Слайд 440 этап «подготовка к беседе»
(структурирование)

Образ собеседника-субъекта

(какой он?)
Определение ТЕМЫ (про ЧТО?)
Постановка ЦЕЛИ (чего хочу достичь?)
Определение (подбор)

инструмента (как буду вести беседу, какого характера вопросы буду задавать, чтобы достичь результата)
Определение формы приглашения к беседе

Этапы беседы (порядок средств)

0 этап «подготовка к беседе»   (структурирование)Образ собеседника-субъекта (какой он?)Определение ТЕМЫ (про ЧТО?)Постановка ЦЕЛИ (чего хочу

Слайд 451 этап «Приветствие, контакт»
установление контакта, доверительных

отношений («ДО-ВЕРЫ», т.е. «верю тебе»);

Здравствуйте, присаживайтесь…мы обеспокоены не тобой, а

тем, что у тебя есть трудности и хотим тебе помочь…
Обозначить тему в связи с чем пригласили, назвать причину, обозначить ситуацию…
Можете ли Вы пояснить…
Приведите примеры, пожалуйста…





Этапы беседы (порядок средств)

1 этап «Приветствие, контакт»   установление контакта, доверительных отношений («ДО-ВЕРЫ», т.е. «верю тебе»);Здравствуйте, присаживайтесь…мы обеспокоены не

Слайд 462 этап «Прояснение-подтверждение»
Описание, уточнение проблемной ситуации и выделение проблемы.
(я слушаю,

понимаю, что происходит)
Задавать уточняющие вопросы, которые расширять наши представления об

этой ситуации…
Вывод после сказанного: правильно ли понимаю, что…
Пассивное слушание (кивание головой, соглашение…)

Этапы беседы (порядок средств)

2 этап «Прояснение-подтверждение»Описание, уточнение проблемной ситуации и выделение проблемы.(я слушаю, понимаю, что происходит)Задавать уточняющие вопросы, которые расширять

Слайд 473 этап «Обсуждение»
Продолжение разговора, поощрение клиента
(Поиск путей разрешения проблемной

ситуации).
Информирование о последствиях, что же получится, если не изменить данную

ситуацию…
Высказать какие-то предположения и предложить подростку оценить себя в этой ситуации…
Набор вариантов решения проблемы
(что можно еще делать?)

Этапы беседы (порядок средств)

3 этап «Обсуждение»Продолжение разговора, поощрение клиента (Поиск путей разрешения проблемной ситуации).Информирование о последствиях, что же получится, если

Слайд 484 этап «Альтернатива»
Обсуждение путей решения
(помочь посмотреть на проблему с другой

стороны).
4 этап – эмоционально кульминационный
показать понимание чувств клиента
Обсудить

ресурсы, все время спрашивая «А Вы можете? Или что можете из этого варианта делать?

Этапы беседы (порядок средств)

4 этап «Альтернатива»Обсуждение путей решения(помочь посмотреть на проблему с другой стороны).4 этап – эмоционально кульминационный показать понимание

Слайд 495 этап «ВЫБОР»
Принятие решения, подведение итога.
Важно: «вернуть» проблему клиенту
проводится

уточнение, кто будет и какие будет выполнять действия для изменения

данной ситуации…
выстраивается программа дальнейших действий в преодолении проблемы…

Этапы беседы (порядок средств)

5 этап «ВЫБОР»Принятие решения, подведение итога.Важно: «вернуть» проблему клиенту проводится уточнение, кто будет и какие будет выполнять

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика