Слайд 1Контент-анализ как метод количественно-качественного анализа текстов
Слайд 2 КОНТЕНТ-АНАЛИЗ (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания
документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций,
отраженных в этих документах.
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке.
Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается, а также в квантификации полученных данных.
Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты); параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (например, в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации); вспомогательный или контрольный (например, при классификации ответов на открытые вопросы анкет).
Слайд 3 Контент-анализ начал использоваться в социальных науках начиная с 30-х гг
XX в. в США. Впервые этот метод был применен в
журналистике и литературоведении. Основные процедуры контент-анализа были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берелсоном.
В настоящее время активно применяется в социальной психологии, социологии, психодиагностике, политологии, психологии рекламы и пропаганды.
Слайд 4Объекты исследования контент-анализа:
сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы,
распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые
вопросы анкет.
Основные направления применения контент-анализа:
выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта — окружающей действительности, автора или адресата);
определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы — язык, структура, жанр сообщения, ритм и тон речи);
выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).
Слайд 5 Контент-анализ включает в себя:
- выделение системы опорных понятий (категорий анализа);
-
отыскание их индикаторов - слов, словосочетаний, суждений и т. п.
- (единиц анализа);
- статистическую обработку данных.
По сути, контент-анализ предполагает перевод качественно представленной информации на язык счета. Для этого необходимо, во-первых, иметь достаточно объемный и содержательно богатый текст, а во-вторых, обладать определенным уровнем исследовательской подготовленности, позволяющим эффективно реализовать потенциал данного метода.
Слайд 6 К числу его несомненных достоинств относятся:
возможность точной регистрации внешне
неразличимых показателей в объемных массивах эмпирических данных;
способность к выявлению скрытых
тенденций и закономерностей; допустимость осуществления отсроченного по времени анализа событий и ситуаций;
относительная объективность процедур и надёжность результатов;
отсутствие проявлений эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых.
Контент-анализу присущи и некоторые ограничения:
Характер информации во многом определяется замыслами ее автора и спецификой форм предъявления. Поэтому вполне возможно принятие исследователем вымысла за документальность или упущение каких-либо существенных данных вследствие недостаточной выраженности их в обрабатываемом материале.
Искажения информации могут возникать и по вине исследователя, неспособного, к примеру, адекватно выделить категории анализа или учесть все имеющиеся варианты их словесного выражения. Кроме того, далеко не всякий материал поддается необходимой формализации.
Предельно трудно было бы применить данный метод, скажем, к описанию поведения лирического героя поэтического произведения.
Слайд 7ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА
1 этап. Подготовительный.
Определение задач, теоретической основы и объекта
исследования, разработка категориального аппарата, выбор соответствующих качественных и количественных единиц
контент-анализа.
Выбор объекта исследования.
При контент-анализе документов, специально составленных для целей исследования (например, тексты ответов на открытые вопросы анкеты, тексты интервью и т.д.), анализируются обычно все данные документы. Если же речь идет о документах, не зависимых от исследователя (например, тексты газет, журналов и т.д.), то возникает необходимость в выборке. Построение выборки осуществляется здесь также, как и в других социально-психологических исследованиях. При контент-анализе текстов массовой коммуникации вначале, как правило, выбирается орган массовой коммуникации, затем номера за определенные периоды времени и типы сообщений (например, рубрики, типы публикаций и т.п.).
Категории анализа - это ключевые элементы исследовательской концепции, смысловые единицы, выраженность которых подлежит регистрации в соответствии с поставленной целью. В качестве категорий анализа исследователь заранее выдвигает определенные проблемы, идеи или темы. Например, анализируя характер человека по итогам интервью или анкетирования, мы можем выделить следующие категории: отношение его к самому себе, другим людям, деятельности, вещам (предметам), природе. Поскольку в процессе контент-анализа происходит соотнесение определенных элементов текста именно с этими категориями, то очень важно, чтобы они были следующими:
a) Четко и однозначно сформулированными (у разных исследователей должна быть относительно них высокая степень согласия).
b) Исчерпывающими, т.е. охватывающими все части содержания документа, определяемые задачами данного исследования.
c) Взаимоисключающими, т.е. одни и те же части содержания документов не должны относиться к различным категориям.
Категории могут подразделяться на более мелкие качественные единицы – подкатегории.
Слайд 8Единицы анализа или индикаторы, признаки выраженности смысловых единиц, представляют собой
части текста, характеризующиеся принадлежностью к определенной категории. Это могут быть
символы, слова, термины, сочетания слов различной протяженности, ситуации, суждения, реплики, интонации и т. д. Это тот материал, который позволяет судить о значении в тексте каждой категории.
Единицы контент-анализа можно разделить на две большие группы: качественные и количественные. Качественные единицы контент-анализа отвечают на вопрос, что надо считать в тексте. Количественные единицы контент-анализа отвечают на вопрос, как надо считать.
К качественным (смысловым) единицам можно отнести категории и их референты в тексте или индикаторы (те элементы текста, те единицы содержания, которые служат референтами, качественными признаками соответствующих категорий и подкатегорий).
Количественными единицами контент-анализа являются единицы контекста и единицы счета:
Единицы контекста используются для обозначения того сегмента текста, в пределах которого определяется частота упоминания соответствующих категорий и подкатегорий.
Единицы счета (измерения и регистрации) необходимы для осуществления статистических процедур. Они могут и совпадать и не совпадать с качественными единицами анализа или их показателями.
Слайд 9 Таким образом, в качестве единицы анализа текста может выступать:
-
слово;
- предложение;
-
тема;
- идея;
- автор;
- персонаж;
- социальная ситуация;
- часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа.
Таким образом, единицами счета могут быть:
- число определенных слов или их сочетаний;
- количество строк;
- количество печатных знаков;
- количество страниц;
- количество абзацев;
- количество авторских листов;
- площадь текста.
Слайд 10II. Составление кодировочной инструкции.
Составление кодировочной инструкции имеет очень большое значение,
так как по существу в ней находят свое конкретное выражение
основные положения методики исследования. Кроме соответствующего определения категорий и подкатегорий и других единиц анализа в кодировочную инструкцию включаются правила кодирования, оговариваются спорные случаи и т.д.
Инструкции содержат предельно четкие указания на то, каковы все выделенные категории, какой набор признаков в тексте соответствует каждой из них, какого типа единицы счета при этом используются. Объективность результатов контент-анализа будет более полной, если исследователь письменно сформулирует инструкции даже в том случае, когда он сам является кодировщиком.
Кодировочная матрица представляет собой таблицу, удобную для регистрации первичных результатов исследования. Обычно по вертикали в ней даны категории анализа, а по горизонтали - перечень источников информации (отдельные документы, сообщения, персоналии испытуемых и т.п.). Тогда середина таблицы заполняется цифрами, свидетельствующими о частотах присутствия данной категории в том или ином материале.
Слайд 11III. Пилотажная кодировка текста.
На данном этапе осуществляется кодировка части исследуемого
массива текстов с целью апробации методики, изложенной в кодировочной инструкции.
Кодировка текста представляет собой процедуру непосредственного перевода качественных, смысловых единиц (категорий, подкатегорий) через нахождение их индикаторов в тексте в количественные единицы, т.е. перевод текстов в условные обозначения – коды (цифры или буквы, которыми обозначены в кодировочной инструкции те или иные категории и подкатегории).
Подобная пилотажная кодировка дает возможность проверить надежность методики, т.е. испытать ее на обоснованность (соответствие задачам и теоретическим понятиям исследования) и устойчивость (воспроизводимость результатов).
1) Обоснование полноты объема выделяемых смысловых единиц доказывается следующим образом. Выделяются все смысловые единицы из первого анализируемого текста, затем из второго текста – те же единицы плюс заранее не встречавшиеся, из третьего документа – те же, что уже встречались в двух предыдущих, плюс дополнительные и т.д. После изучения 3 – 5 очередных текстов, в которых не попадается ни одной новой единицы, ранее не фиксируемой в предыдущих документах, можно полагать, что «поле» смысловых единиц из изучаемого материала исчерпано.
2) Контроль на обоснованность содержания смысловых единиц проводится с помощью экспертов – специалистов по проблематике данного исследования.
3) Обоснованность по независимому критерию выявляется посредством получения аналогичных данных другими методами (опрос, наблюдение, тестирование).
Помехами для получения надежных результатов могут служить различные причины: недостатки кодировочной инструкции, низкая квалификация кодировщика и др. Следует отметить, что контент-аналитическое исследование требует от кодировщика особенно большого внимания, терпения, упорства и добросовестности. После проведения пилотажного исследования в кодировочную инструкцию обычно вносятся соответствующие изменения для устранения выявленных помех.