Слайд 1КОНТРОЛЬ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ КАЧЕСТВА НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ
Лекция 2 Физические процессы
изменения качества нефти и нефтепродуктов. Испарение. Загрязнение. Образование смол и
осадков. Коррозия. Обводнение.
Слайд 2Испарение. Общие сведения.
Процессы испарения происходят при перекачке, хранении, сливе, наливе,
транспортировании и применении нефтепродуктов.
Со времени производства до непосредственного применения в
двигателях топлива в среднем перекачивают из емкости в емкость 10 раз.
Общее количество потерь нефтепродуктов от испарения достигает 10 %.
Потери наносят значительный экономический и экологический ущербы.
Слайд 3Испаряемость нефтепродуктов по убыванию
Слайд 4Статическое и динамическое испарение
Конвективные потоки, вызываемые диффузией паров:
а) конвективный
поток направлен вниз
б) конвективный поток направлен вверх
Слайд 5Свойства нефтепродуктов, влияющие на скорость испарения:
давление насыщенных паров,
фракционный состав,
средняя температура кипения,
коэффициент диффузии,
теплоемкость,
теплопроводность,
теплота испарения,
поверхностное
натяжение.
Косвенное влияние оказывают вязкость, плотность и другие свойства нефтепродуктов.
Слайд 6Методы уменьшения потерь нефтепродуктов от испарения
Уменьшение газового пространства резервуаров,
Уменьшение
градиента перепада температур нефтепродукта и газового пространства,
Увеличение давления при
хранении,
Газовая обвязка резервуаров.
Рациональная эксплуатация резервуарного парка,
Уменьшение перекачек,
Сохранение поверхности испарения
Слайд 7Загрязнение. Общие сведения.
Твердые загрязнения в нефтепродуктах при эксплуатации двигателей и
машин засоряют фильтрующие элементы, форсунки;
откладываются в топливорегулирующих агрегатах;
увеличивают
износ трущихся деталей;
увеличивают коррозию металлов топливной и масляной систем;
ускоряют процессы образования твердой фазы за счет коагуляции и окисления;
способствуют электризации топлив.
Таким образом, от чистоты рабочих жидкостей для различных машин и механизмов зависит долговечность и надежность их работы. Поэтому борьба с загрязнением нефтепродуктов является одной из самых актуальных проблем.
Слайд 8Причины и источники загрязнения нефтепродуктов механическими примесями
начальное (фактическое) загрязнение;
попадание
примесей из атмосферы;
образование нерастворимых продуктов в результате коррозии металлов и
разрушения неметаллических материалов;
образование нерастворимых продуктов в результате окисления топлив и масел;
налив нефтепродуктов в плохо зачищенные емкости и перекачка по грязным трубопроводам;
накопление загрязнений в отстойниках и на дне резервуаров.
Слайд 9Фактическое загрязнение
В сызранской нефти содержатся соединения железа, алюминия, ванадия.
В
ставропольской нефти много соединений кальция, ванадия, значительно меньше алюминия, магния,
железа.
В золе девонских прикамских нефтей содержание окислов кремния, алюминия относительно невелико, окислов железа мало в золе среднедевонской нефти и несколько больше — в золе верхнедевонской.
Все девонские нефти сильно обогащены ванадием и никелем, в некоторых нефтях эти два элемента в виде окислов составляют 44—54 % золы.
Слайд 10Попадание примесей из атмосферы
Запыленность воздуха зависит:
от типа почвы,
от типа
растительности,
от температуры, влажности и интенсивности ветров.
Большое влияние на
запыленность воздуха оказывает движение транспорта по грунтовым дорогам.
Особенно велико влияние запыленности воздуха на загрязнение топлив и масел в районе нефтебаз.
Слайд 11Состав пыли и размер частиц
окислы кремния,
окислы железа
окислы алюминия
,
смесь органических веществ с неорганическими.
Количество частиц размером до
50 мкм составляет 20—95 %.
20% - песчаные и супесчаные почвы,
95% - лессовые грунты.
Слайд 12Взаимодействие частиц пыли с воздухом
Сила сопротивления F, оказываемая воздухом падающей
шарообразной частице, диаметром d
η — динамическая вязкость, мПа-с
ω
— скорость движения (м/с), процесса
Сила F’ действующая на частицу при падении,
ρз — плотность золы (пыли), кг/м3;
ρв — плотность воздуха, кг/м3
Слайд 13Количество пыли (кг), поступающей в резервуары при различной запыленности воздуха
Слайд 14Состав золы топлива ТС-1 после запыления
Ленинградская область
Слайд 15Образование нерастворимых продуктов в результате коррозии металлов и разрушения неметаллических
материалов
В процессе хранения в стальных резервуарах в нефтепродуктах увеличивается содержание
железа, алюминия, кремния. При хранении в оцинкованных резервуарах содержание цинка в нефтепродуктах неуклонно увеличивается.
Увеличение содержания железа и цинка происходит в результате коррозии емкостей, а кремния и алюминия — в результате запыления из атмосферы
Слайд 16Накопление Fe, Zn, Si, Al в топливе ТС-1
при хранении
1, 3,
5 – хранение в стальных резервуарах;
2, 4, 6 –
хранение в оцинкованных бочках;
1, 6 – железо;
2 - цинк;
3, 5 – кремний;
4 – алюминий
Слайд 17Дисперсность частиц твердой фазы загрязнений нефтепродуктов из железнодорожных цистерн по
климатическим зонам (средние данные)
Слайд 18Состав загрязнений в нефтепродуктах
из железнодорожных и автоцистерн
Слайд 19Загрязненность автомобильных бензинов (кг/т)
на пути их прохождения от нефтебаз
до топливных баков автомобилей
Слайд 20Характеристика загрязнений нефтепродуктов, хранящихся в вертикальных резервуарах
в Ленинградской области
Слайд 21Схема загрязнения нефтепродуктов
1 - получение;
2 – перекачка;
3, 4,
5, 6 – хранение;
7 – топливные баки;
8 – насос;
9 –
фильтр;
10 – регулятор;
11 – охлаждаемый объект;
12 – камера сгорания
Загрязнение
u - сырье
а – из атмосферы;
к – коррозия;
с – окисление;
m – технические средства;
Слайд 22Баланс загрязненности реактивных топлив
в южной и средней климатических зонах
А:
1 — из железнодорожной цистерны, 0,00189—
0,00323 кг (100 %);
2
— складские, 0,002—0,0076 кг (185 %);
3 — самолетные, 0,00154 — 0,0217 кг (250 %);
4 — задержанные ФГО, 0,00057—0,0045 кг (71 %);
5 — задержанные ФТО I ступени, 0,00046 — 0.00057 кг
(29 %);
б — задержанные ФТО II ступени, 0,0002-0,0006 кг (14 %);
7 — в топливную систему самолета, 0,00042—0,00092 кг (175 %);
8 — задержанные самолетными фильтрами, 0,00182 -0,00208 кг (252 %).
Б:
1 — 0,0012—0,0029 кг (100 %);
2 — 0,00029 — 0,00049 кг (20 %);
3 — 0,00178 — 0,0055 кг (III %);
4 — 0,000009-0,00018 кг (10 %);
5 — 0,00098 — 0,00112 кг (47 %);
6 — 0,00034 — 0,00067 КГ (24 %);
7 — 0,0005 —0,00062 кг (28 %);
8 — 0,002 — 0,028 кг (122 %).
Слайд 23Предотвращение загрязнений нефти/нефтепродуктов
очистка воздуха, попадающего в резервуары;
зачистка емкостей, резервуаров и
трубопроводов;
перемешивание нефти/нефтепродукта в резервуаре;
антикоагулянты;
антикоррозионные присадки;
антиокислители
Слайд 24Образование смол и осадков.
Общие сведения
При хранении, транспортировании и применении нефтепродуктов
под воздействием кислорода воздуха протекают процессы окисления, причем они усиливаются
в присутствии каталитически активных металлов, их окислов, различных инородных примесей.
Следствием процессов окисления является образование высокомолекулярных веществ — смол и осадков, которые после превышения определенных концентраций ухудшают эксплуатационные свойства топлив и масел.
Слайд 25Факторы, определяющие скорость образования смол и осадков
химический состав –
содержание непредельных углеводородов, гетероорганических соединений (ароматические меркаптаны, дисульфиды, сульфиды);
контакт с
водой, воздухом, смолистыми веществами, газовой фазой;
температура;
солнечный свет и радиация.
Слайд 26Мероприятия по уменьшению образования смол и осадков
хранение дегазированных нефти и
нефтепродуктов в инертной среде;
уменьшение отношения паровой и жидкой фаз;
уменьшение
площади контакта нефтепродукта с воздухом;
уменьшение числа перекачек;
хранение в условиях пониженных температур;
добавление антиокислительных присадок.
Слайд 27Коррозия. Общие сведения
Коррозию можно определить как процесс разрушения металлов
внешней средой, т.е. нефтепродуктами и кислородом в присутствии воды.
Продукты коррозии
нерастворимы в нефтепродуктах и загрязняют их, а также катализируют процессы окисления.
Коррозионно-активные вещества в нефтепродуктах — это органические кислоты, меркаптаны, сера и сероводород, перешедшие из нефти и образовавшиеся при переработке.
Слайд 28Виды коррозии
По механизму различают химическую и электрохимическую коррозию.
По условиям
— газовую, грунтовую, структурную, контактную, щелевую, био- и электрокоррозию, а
также коррозию в. неэлектролитах (нефтепродуктах), внешним током, под механическим напряжением, при трении и коррозионную кавитацию.
По характеру разрушения коррозия бывает общая, или сплошная (равномерная, неравномерная, избирательная), и местная (пятнами, язвами, точечная, сквозная, подповерхностная, межкристаллитная и коррозионное растрескивание).
Слайд 29Химическая и электрохимическая коррозия
Химическая коррозия. Это—самопроизвольное разрушение металлов при взаимодействии
с внешней средой. Химическая коррозия подчиняется законам химической кинетики и
не сопровождается электрическим током. Этот тип коррозии наблюдается при контакте сухих топлив, масел и газовой среды.
Электрохимическая коррозия. Если среда является электролитом, то коррозия протекает по электрохимическому механизму, т.е. реакция сопровождается электрическим током.
Практически все процессы коррозии металлов нефтепродуктами протекают по электрохимическому механизму, поскольку в этих процессах участвует вода, при растворении в которой диссоциирующих компонентов образуются слабые электролиты.
Слайд 30Факторы, влияющие на коррозионные процессы
свойства металла;
свойства нефтепродуктов;
температура;
время;
давление;
скорость движения среды;
присутствие
замедлителей коррозии.
В атмосфере воздуха, воды и нефтепродуктов, содержащих коррозионно-активные
компоненты, большинство металлов неустойчиво, в том числе железо ,и медь, являющиеся основными компонентами конструкционных материалов технических средств складов и нефтебаз.
Слайд 31Методы уменьшения коррозионной активности нефтепродуктов
удаление из топлив коррозионно-агрессивных веществ;
щелочная очистка;
сернокислотная
очистка;
каталитическое гидрирование (гидроочистка);
применение присадок (гетероциклические соединения имидазолина);
противокоррозионная защита емкостей,
резервуаров и трубопроводов.
Слайд 32Обводнение нефтепродуктов. Общие сведения
При хранении, транспортировании, перекачке, заправке и применении
нефтепродукты соприкасаются с воздухом, который всегда содержит влагу. Поэтому происходит
обводнение топлив и масел, в результате которого их качество ухудшается.
В топливах и маслах может присутствовать вода в виде эмульсий и в свободном состоянии. Свободная вода обычно находится на дне резервуара и является источником образования эмульсий.
В виде тонкой эмульсии вода в мазутах почти неразличима по внешнему виду. Вода, примешанная к мазуту в количестве 30 %, не выпадает при комнатной температуре в течение нескольких месяцев.
Слайд 33Влияние внешних факторов на обводнение нефтепродуктов
Влажность и температура газовой среды;
Давление водяных паров;
Площадь контакта и толщина слоя;
Интенсивность движения газовой среды.
Изменение
качества нефтепродуктов
при обводнении
повышение вязкости;
ухудшение фильтруемости;
уменьшение грузоподъемности транспортных средств;
снижение КПД двигателей.