Слайд 11 сентября — День знаний и старт нового учебного года. 1
сентября — это праздничный день не только для всех школьников
и студентов, но и для их родителей.
Управление опеки и попечительства администрации Сургутского района поздравляет вас с этим замечательным днем. Пускай День знаний станет новой ступенью в жизни каждого ученика! У кого-то она первая, у кого-то — нет, но самое главное — это начать обучение с хорошим настроением и двигаться только вверх! Пускай этот учебный год принесет много новых знаний, интересных открытий и всяческих достижений!
Слайд 2День знаний — это первые звонки и волнения,
море цветов и белых
бантов, и, конечно,
традиционные уроки мира. Это самый
долгожданный день
для тех, кто впервые
переступит школьный порог.
Слайд 3Для кого-то этот день — возвращение
памяти в прошлое, а
для кого-то — шаг в
будущее.
В этот день традиционно отмечают праздник
страны постсоветского пространства —
Россия, Армения, Беларусь, Казахстан,
Молдова, Туркменистан, Украина.
Слайд 4В России День Знаний по традиции отмечается 1 сентября.
Одним
из создателей праздника считается заслуженный учитель школы РСФСР Брюховецкий Фёдор Фёдорович.
Официально
этот праздник был учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 июня 1984 года «Об объявлении 1 сентября всенародным праздником — Днем знаний».
С этого времени он отмечается как
государственный праздник.
До этого времени этот день считался самым
обыкновенным учебным днём.
Историческая
справка
Слайд 5Исторически в России не все учебные заведения начинали учебный год 1
сентября. Например, во времена Петра I в некоторых школах и гимназиях обучение
начиналось в конце августа, середине сентября или октября, сельские школы грамоты начинали работать с 1 декабря.
Даже в СССР до середины 1930-х годов не было точной даты начала учебного года.
Согласно постановлению Совета Народных
Комиссаров СССР от 14 августа 1930 года,
констатировалось лишь, что «все дети в возрасте
8 - 10 лет должны были быть приняты в школу осенью».
В 1935 году Совнарком СССР и ЦК ВКП (б) определяют
1 сентября единой датой начала учебного года во всех
школах Советского Союза.
Историческая
справка
Слайд 63 сентября 1935 года постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) было введено
единое начало учебных занятий во всех школах Советского Союза с
1 сентября, а окончание дифференцировано: в первых трёх классах - 1 июня, в 4 - 7 классах - 10 июня и 8 - 10 классах - 20 июня.
Ныне регламентирована продолжительность учебного года: в 1 классе - 33 недели, в 9 и 11 - 34 недели
(не считая ГИА и ЕГЭ), в остальных - от 34 до 37
(в большинстве образовательных учреждений - 35).
Регламентирована также и продолжительность
каникул: не менее 30 дней в течение учебного года
и не менее 8 недель в летний период.
Историческая
справка
Слайд 7школьные
атрибуты – колокольчик
Старая советская школа ушла далеко в прошлое.
Кто-то по ней до сих пор ностальгирует, кто-то уже и
не знает, что это была за система. Но абсолютно любому человеку, не зависимо от возраста, знакомы эти школьные атрибуты, хотя их давно уже нет, но школа все равно ассоциируется с ними.
Первый атрибут – это, конечно, колокольчик. Уже несколько десятилетий никто не пользуется колокольчиком для того, чтобы давать звонки на уроки и перемены. Есть звонки электрические или даже музыкальные. И все же на любой открытке изображают именно колокольчик как символ школы. Никуда не делся он и с торжественных линеек в начале и в конце учебного года. В каждой школе обязательно хранится колокольчик, который достают два раза в год, чтобы маленькая первоклассница с бантиками пробежала по кругу и огласила линейку его звуком. Миниатюрные аналоги школьного звонка красуются и на груди у выпускников, когда они проходят свой круг почета на «Последнем звонке». Так что этот атрибут не просто не вышел из употребления – он в тренде.
Слайд 8школьные
атрибуты – школьная форма
Второй атрибут – школьная форма, коричневое платье
и фартук. На каждый день фартук был черный, а в
праздничные дни надевали девочки белый фартук. А воротнички! Их нужно было отпарывать, стирать, гладить и пришивать обратно. А у некоторых девочек были такие же белые манжеты! Но нынешние старшеклассницы обожают советскую девчачью школьную форму. Нет, они не ходят в ней на уроки, но на «Первый звонок» и «Последний звонок» обязательно надевают. Теперь раритетная форма – самый востребованный «лук» на школьных торжественных линейках.
Слайд 9школьные
атрибуты
Третий атрибут – это пионерский галстук. С ним было немало хлопот.
Каждый день стирай, гладь, завязывай определенным узлом (а это целая
наука). Не дай бог забудешь надеть – получишь в школе от классного руководителя. Потом пионеров отменили, и галстуки пропали. Теперь же красный пионерский галстук – непременный атрибут различных лагерных смен. Используют его и в школах как отличительный знак на разных мероприятиях и во время выступлений.
Слайд 10школьные
атрибуты
Какие еще школьные атрибуты скоро могут выйти из употребления? Бумажный
журнал (его уже вытесняет электронный), ученический дневник, деревянная указка, бумажные
наглядные пособия (плакаты и таблицы), парты в три ряда. Бумажным учебникам на пятки наступают электронные. Может через пару десятков лет в школах перестанут использоваться тетради и ручки.
А колокольчик все равно останется
символом на века!
Слайд 11история школьных
атрибутов– школьная парта
Были в старину специальные приспособления для
письма, сегодня их назвали бы эргономичными – это поставец, секретер
и конторка.
Именно они послужили
прототипами для позднее
появившихся парт.
Слайд 12история школьных
атрибутов– школьная парта
По мере увеличения грамотных людей в
XIX веке стало расти и количество пациентов у окулистов. В
конце концов на это обратили внимание, и молодой врач-гигиенист Фёдор Фёдорович Эрисман в 1870 году не только доказал, что учение портит зрение, но и предложил выход – конструкцию новой ученической парты. Ее так и стали называть «парта Эрисмана». От обычного стола она отличалась наклоном столешницы (так чтение происходило под прямым углом)
и тем, что была сразу соединена со
скамейкой. Исходный вариант этой
парты был одноместным. Изготавливали
эту мебель из массива дуба – для
прочности, так что первые образцы были просто неподъемными.
Слайд 13история школьных
атрибутов – школьная парта
Чуть позднее другой энтузиаст своего
дела, ссыльный студент Пётр Феоктистович Коротков усовершенствовал парту Эрисмана. Он
сделал ее двухместной, что позволило существенно сэкономить рабочее место в классах и придумал знаменитую откидную крышку, чтобы детям было удобнее из-за парты вставать. Так как в деревенских
школах не было шкафчиков, он
предложил накрутить на парты сбоку
крючки для сумок, а под столешницей
сделать удобные полочки для книг и
тетрадок. Ну, еще углубления для
чернильниц, два желобка для перьев и
карандашей, – и вот перед нами та самая
парта, которую мы помним по старым
фильмам. Школа в Российской империи. 1900 г.
Слайд 14история школьных
атрибутов – школьная сумка
Школьная сумка, как отдельный аксессуар, тоже
появилась в XIX веке. До того дети носили учебники стопками,
перевязав их ремнем. В деревенских школах использовали холщовые котомки-мешки.
Слайд 15история школьных
атрибутов – ранец
Портфели в те времена еще не имели
ручек и использовались в основном конторскими служащими и чиновниками. В
конце века наконец-то ручки у портфелей появились, и они активно стали эксплуатироваться школотой. Для детей их стали шить из более толстой и прочной кожи, а чуть позднее снабдили и лямками-«помочами». Идею и название взяли у военных: армейские ранцы (от немецкого Ranzen - сумка) были распространены еще с XVIII века.
Слайд 16история школьных
атрибутов – ранец
В советские времена менялся в основном материал,
из которого изготавливались школьные портфели
и ранцы. После революции их стали
делать из
коленкора. Этот дешевый вариант был, собственно,
картоном, обклеенным тканью. Конечно, драк и
катания на горках такие модели не выдерживали.
Позднее для портфелей использовали дерматин и
украшали их напечатанными рисунками.
Школьники 1970-х гг.
Особого внимания заслуживают «дипломаты», которые яркой звездой пронеслись по небу школьной моды в конце 80-х. Эта статусная вещь была особенно важна для мальчиков.
Школьники с дипломатами - характерная примета 80-х гг.
Слайд 17история школьных
атрибутов – школьная доска
За последние 200 лет именно этот
школьный символ сумел сделать скачок от маленькой аспидной доски до
новейшего
электронного чуда техники. Но давайте по
порядку. Еще в середине XIX века самым
современным «гаджетом», помогающим
ребенку в учебе, была небольшая
грифельная доска, на которой каждый
ученик выполнял задания учителя, а затем
стирал написанное. Их еще называли
аспидными. Изготовлены такие доски
были из тонкого черного сланца и
заключены в деревянную рамку – чем не современный планшет? Писали на них грифелем (из грифельного сланца) или, позднее, алюминиевыми палочками. В 1814 году директор одной из шотландских школ Джеймс Пилланс, рисуя для детей географическую карту, решил сделать это на нескольких досках сразу – для масштабности. И так придумал идею большой классной доски, которую можно вешать на стену класса.
Слайд 18История школьных
атрибутов
За последние 200 лет одни учебные принадлежности приходили
на смену другим. Менялись тетрадки и ручки. Исчезли навсегда проблемы
с кляксами, так донимавшие учеников еще каких-то 100 лет назад. Предметы, которые были совершенно необходимы для учебы нашим дедушкам или
прабабушкам. О назначении многих из них современные
школьники теперь даже не догадываются.
Чернильницы-непроливайки благодаря особой форме не протекали при опрокидывании
Набор перьев для письма
Слайд 19школьные
атрибуты
Логарифмическая линейка – аналоговый калькулятор
Промокашка, которая обязательно вкладывалась во все
тетрадки, выпускаемые в Советском Союзе
Слайд 20Шагай по ступенькам к знаниям смело!
Помни, ученье – это
серьезное дело!
«Знание – это сила» -
Юлий Цезарь.
Слайд 21И вот опять зовет сентябрь за парты –
Случайных баллов
и побед не жди,
И помни: школа будет только стартом
Дальнейшего тернистого пути.
Слайд 22пословицы
о знании и учении
Доподлинно неизвестно, когда
именно впервые на Руси
появились пословицы. Пословицы и поговорки— можно назвать
даже
одним из способов передачи накопленного опыта потомкам
в устной форме. Они есть не только у нас, но и у множества
других стран! И это потрясающий способ передавать мудрость
младшему поколению из уст в уста. Сотни поговорок, сотни
смыслов и трактовок. На любой случай жизни.
В пословицах закладывался смысл тех или иных событий,
смысл всего, что происходило с людьми. И все
это спустя века дошло до нас, подкрепленное
мудростью и временем.
Не обошли стороной пословицы и школьную тему.
Вот некоторые пословицы о знании и учении.
Слайд 23пословицы
о знании и учении
▪ Школу прославляют ученики.
▪ Повторенье –
мать ученья.
▪ Незнайка лежит, а знайка долго бежит.
▪ Не стыдно
не знать, стыдно не учиться.
▪ Что твёрдо выучишь, долго помнится.
▪ Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Слайд 24пословицы
о знании и учении
▪ Мир освещается солнцем, а голова
— знанием.
▪ Умный не тот, кто много говорит,
а тот, кто много знает.
▪ Учение свет, а неучение тьма.
▪ Учиться никогда не поздно.
▪ Учитель, что родитель – к свету ведёт.
▪ Век живи, век учись.
Слайд 25школьные частушки
Лето – раз, лето – два,
Лето улыбается,
Вот и в
школу нам пора,
Так уж получается.
Начался учебный год,
Часики затикали,
А меня вопрос
гнетет:
Скоро ли каникулы?
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.
Не обошли стороной школьную тему и частушки, которые появились в нашей повседневной жизни в середине XIX века в мужской среде и наибольшее развитие получила после становления советской власти.
Слайд 26школьные частушки
Сидит Вася на уроке
И играет в телефон.
Все прослушает на
свете
и получит «двойку» он.
Вова в школу опозданья
Объясняет просто:
- А учиться,
Мариванна,
Никогда не поздно!
Если ты - моя подруга,
Из несчастья вызволи.
Подними скорее руку,
Чтоб меня не вызвали!
Слайд 27загадки
А сейчас предлагаю Вам небольшое упражнение для ума. Как вы
уже догадались это упражнение называется загадка.
То я в клетку, то
в линейку.
Написать по ним сумей-ка! Стоит дом: Кто в него войдёт,
Тот ум приобретёт.
Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке,
А живут в доме том
Книжки, ручки и альбом.
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой,
Нам показывая страны,
Реки, горы, океаны.