Слайд 2Контроллер(адаптер) — устройство, которое связывает внутренние и внешние устройства компьютера
с центральным процессором, освобождая процессор от непосредственного управления функционированием данного
оборудования. Контроллеры существуют для всех устройств, не расположенных на материнской плате.
Слайд 3Видеокарта(видеоадаптер, видеоконтроллер) — это электронная плата, которая обрабатывает видеоданные (текст
и графику) и управляет работой дисплея: Посылает в дисплей сигналы
управления яркостью лучей и сигналы развертки изображения.
Слайд 4Видеока́рта (известна также как графи́ческий ускори́тель, графи́ческая пла́та, графи́ческая ка́рта,
видеоада́птер, графический ада́птер) — устройство, преобразующее графический образ, хранящийся, как
содержимое памяти компьютера или самого адаптера, в иную форму, предназначенную для дальнейшего вывода на экран монитора.
Слайд 5Существуют видеоконтроллеры следующих типов:
· Hercules – монохромный графический адаптер;
· MDA
– монохромный дисплейный адаптер (Monochrome Display Adapter);
· MGA – монохромный
графический адаптер (Monochrome Graphics Adapter);
· CGA – цветной графический адаптер (Color Graphics Adapter);
· EGA – улучшенный графический адаптер (Enhanced Graphics Adapter);
· VGA – видеографический адаптер (Video Graphics Adapter), иногда его называют видеографической матрицей (Video Graphics Array);
· SVGA – улучшенный видеографический адаптер (Super VGA);
· PGA – профессиональный графический адаптер (Professional GA).
Слайд 6Обычно видеокарта является платой расширения и вставляется в разъём расширения,
универсальный (PCI-Express, PCI, ISA) или специализированный (AGP), но бывает и
встроенной (интегрированной) в системную плату (как в виде отдельного чипа, так и в качестве составляющей части северного моста чипсета или ЦПУ). В этом случае устройство, строго говоря, не может быть названо видеокартой.
Современные видеокарты не ограничиваются простым выводом изображения, они имеют встроенный графический процессор, который может производить дополнительную обработку, снимая эту задачу с центрального процессора компьютера. Например, все современные видеокарты Nvidia и AMD (ATi) осуществляют рендеринг графического конвейера OpenGL и DirectX на аппаратном уровне.
Слайд 7Цифровые данные в виде двоичного кода (0 и 1) обрабатываются
центральным процессором компьютера, после чего они через шину данных направляются
в видеокарту, где еще раз обрабатываются, преобразуются в аналоговый сигнал, который направляется на монитор.
Поподробней - сначала данные из шины данных попадают в графический процессор, где они обрабатываются. После чего эти обработанные цифровые данные через видеоконтроллер поступают в видеопамять видеокарты, где создается некий образ изображения, которое должно выводиться на мониторе. Следующим этапом - будет передача этих данных в RAMDAC (цифро-аналоговый преобразователь), где они преобразуются в аналоговый вид и уже в таком виде поступают на монитор
Слайд 9Графический процессор (GPU) - является главным элементом видеокарты. На него
возложены такие задачи как расчёт трёхмерной графики.
Видеопамять - Второй важный
элемент , служит для хранения текстур, шейдеров и прочих данных связанных с графикой. Тесно связан с графическим процессором.
Интерфейс - разъём ( протокол ) для подключения к материнской плате.
SLI - технология для совместной работы двух видеокарт.
Разъёмы вывода на мониторы - интерфейсы для подключения ЖК-мониторов.
Система охлаждения .
Если видеокарта мощная, на ней присутствуют дополнительные разьёмы для подкючения к блоку питания
Слайд 11Современная видеокарта состоит из следующих частей:
графический процессор (Graphics processing unit —
графическое процессорное устройство) — занимается расчётами выводимого изображения, освобождая от этой
обязанности центральный процессор, производит расчёты для обработки команд трёхмерной графики. Является основой графической платы, именно от него зависят быстродействие и возможности всего устройства. Современные графические процессоры по сложности мало чем уступают центральному процессору компьютера, и зачастую превосходят его как по числу транзисторов, так и по вычислительной мощности, благодаря большому числу универсальных вычислительных блоков. Однако, архитектура GPU прошлого поколения обычно предполагает наличие нескольких блоков обработки информации, а именно: блок обработки 2D-графики, блок обработки 3D-графики, в свою очередь, обычно разделяющийся на геометрическое ядро (плюс кэш вершин) и блок растеризации (плюс кэш текстур) и др.
Слайд 12видеоконтроллер — отвечает за формирование изображения в видеопамяти, даёт команды RAMDAC
на формирование сигналов развёртки для монитора и осуществляет обработку запросов
центрального процессора. Кроме этого, обычно присутствуют контроллер внешней шины данных (например, PCI или AGP), контроллер внутренней шины данных и контроллер видеопамяти. Ширина внутренней шины и шины видеопамяти обычно больше, чем внешней (64, 128 или 256 разрядов против 16 или 32), во многие видеоконтроллеры встраивается ещё и RAMDAC. Современные графические адаптеры (ATI, nVidia) обычно имеют не менее двух видеоконтроллеров, работающих независимо друг от друга и управляющих одновременно одним или несколькими дисплеями каждый.
Слайд 13видеопамять — выполняет роль кадрового буфера, в котором хранится изображение, генерируемое
и постоянно изменяемое графическим процессором и выводимое на экран монитора
(или нескольких мониторов). В видеопамяти хранятся также промежуточные невидимые на экране элементы изображения и другие данные. Видеопамять бывает нескольких типов, различающихся по скорости доступа и рабочей частоте. Современные видеокарты комплектуются памятью типа DDR, GDDR2, GDDR3, GDDR4 и GDDR5. Следует также иметь в виду, что помимо видеопамяти, находящейся на видеокарте, современные графические процессоры обычно используют в своей работе часть общей системной памяти компьютера, прямой доступ к которой организуется драйвером видеоадаптера через шину AGP или PCI-E.
Слайд 14цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП, RAMDAC — Random Access Memory Digital-to-Analog Converter) — служит
для преобразования изображения, формируемого видеоконтроллером, в уровни интенсивности цвета, подаваемые
на аналоговый монитор. Возможный диапазон цветности изображения определяется только параметрами RAMDAC. Чаще всего RAMDAC имеет четыре основных блока: три цифроаналоговых преобразователя, по одному на каждый цветовой канал (красный, зелёный, синий - RGB), и SRAM для хранения данных о гамма-коррекции. Большинство ЦАП имеют разрядность 8 бит на канал — получается по 256 уровней яркости на каждый основной цвет, что в сумме дает 16,7 млн цветов (а за счёт гамма-коррекции есть возможность отображать исходные 16,7 млн цветов в гораздо большее цветовое пространство). Некоторые RAMDAC имеют разрядность по каждому каналу 10 бит (1024 уровня яркости), что позволяет сразу отображать более 1 млрд цветов, но эта возможность практически не используется. Для поддержки второго монитора часто устанавливают второй ЦАП. Стоит отметить, что мониторы и видеопроекторы, подключаемые к цифровому DVI выходу видеокарты, для преобразования потока цифровых данных используют собственные цифроаналоговые преобразователи и от характеристик ЦАП видеокарты не зависят.
Слайд 15видео-ПЗУ (Video ROM) — постоянное запоминающее устройство, в которое записаны видео-BIOS,
экранные шрифты, служебные таблицы и т. п. ПЗУ не используется видеоконтроллером
напрямую — к нему обращается только центральный процессор. Хранящийся в ПЗУ видео-BIOS обеспечивает инициализацию и работу видеокарты до загрузки основной операционной системы, а также содержит системные данные, которые могут читаться и интерпретироваться видеодрайвером в процессе работы (в зависимости от применяемого метода разделения ответственности между драйвером и BIOS). На многих современных картах устанавливаются электрически перепрограммируемые ПЗУ (EEPROM, Flash ROM), допускающие перезапись видео-BIOS самим пользователем при помощи специальной программы.
Слайд 16система охлаждения — предназначена для сохранения температурного режима видеопроцессора и видеопамяти
в допустимых пределах.
Правильная и полнофункциональная работа современного графического адаптера обеспечивается
с помощью видеодрайвера — специального программного обеспечения, поставляемого производителем видеокарты и загружаемого в процессе запуска операционной системы. Видеодрайвер выполняет функции интерфейса между системой с запущенными в ней приложениями и видеоадаптером. Так же как и видео-BIOS, видеодрайвер организует и программно контролирует работу всех частей видеоадаптера через специальные регистры управления, доступ к которым происходит через соответствующую шину.
Слайд 17Так выглядит коннектор системы охлаждения видеокарты, при условии, что она
представлена в виде вентилятора (активная система охлаждения).
Слайд 18Обратная сторона видеокарты.
Отверстия под винты крепления системы охлаждения графического процессора
Слайд 19Весь существующий на сегодня рынок видеокарт можно примерно разделить на
несколько категорий:
1) Бюджетные видеокарты.( офисные ).
Эта категория определёна главным
образом для Пк , в задачи которого входит просмотр стандартного видео,
работа с текстом, интернет, офисная работа и прочие не требующие сложных графических вычислений приложений.
Как правило такие видеокарты интегрированы в материнскую плату ( видеопрцессор расположен на "материнке" ).
2) Игровые ( геймерские ) - ориентация главным образом на мощные игровые приложения. Конкретно на игры
в высоких разрешениях и с высокой степенью реалистичности. По конструкции они представляют собой отдельный
блок на котором расположены все необходимые компоненты. Вставляется видеокарта в материнскую плату через
специальный разъём.
3) Профессиональные - предназначены для специалистов в области анимации, графики, видеопроизводства...
Компьютер на базе такой видеокарты представляет собой уже графическую станцию
Слайд 20Характеристики видеокарты
ширина шины памяти, измеряется в битах — количество бит информации,
передаваемой за такт. Важный параметр в производительности карты.
объём видеопамяти,
измеряется в мегабайтах — объём собственной оперативной памяти видеокарты. Больший объём далеко не всегда означает большую производительность.
Видеокарты, интегрированные в набор системной логики материнской платы или являющиеся частью ЦПУ, обычно не имеют собственной видеопамяти и используют для своих нужд часть оперативной памяти компьютера (UMA — Unified Memory Access).
частоты ядра и памяти — измеряются в мегагерцах, чем больше, тем быстрее видеокарта будет обрабатывать информацию.
текстурная и пиксельная скорость заполнения, измеряется в млн. пикселов в секунду, показывает количество выводимой информации в единицу времени.
Слайд 21Выходы (разъемы) видеокарты
Разъём, предназначенный для вывода аналогового сигнала, называют VGA или D-Sub 15.
причём качество такого сигнала может отличаться от одной видеокарты к
другой. Дорогие видеокарты используют качественные компоненты, поэтому дают ясную и чёткую картинку даже на высоких разрешениях.
Разъём для подключения аналогового дисплея имеет 15 ножек и чаще всего выкрашен в голубой цвет.
Слайд 22Выходы (разъемы) видеокарты
DVI - стандартный цифровой интерфейс для вывода видео
на плоские ЖК-дисплеи (за исключением самых дешёвых моделей.
Все современные видеокарты
дают два DVI-выхода, которые позволяют подключить два дисплея и расширить возможности рабочего стола Windows. Впрочем, два дисплея поддерживает любая комбинация выводов DVI и D-Sub/VGA.
DVI расшифровывается как Digital Video/Visual Interface
Слайд 23Выходы (разъемы) видеокарты
«Тюльпан» - традиционный видео-выход, повсеместно встречающийся у телевизоров
и других видеоустройств, например, видеомагнитофонов. Видеосигнал проходит через единственный коаксиальный
кабель, что получает аналоговый сигнал низкого разрешения, который обычно хорош только для презентаций или игр.
Композитный видео-выход "тюльпан", также известный как разъём RCA (Radio Corporation of America).
Слайд 24Выходы (разъемы) видеокарты
S-Video - ещё один аналоговый интерфейс видео, распространённый
в телевизионной индустрии. На телевизор он даёт такой же сигнал
низкого разрешения, как и "тюльпан", но цветовая информация разнесена по трём каналам, соответствующим базовым цветам. В итоге мы получаем более качественный сигнал, чем композитный по одному кабелю, но по-прежнему низкое динамическое разрешение. Хотя S-Video превосходит по качеству "тюльпан", стандарт сильно уступает компонентному выходу (Y, Pb, Pr).
Слайд 25Выходы (разъемы) видеокарты
Компонентный выход - данный стандарт предусматривает три раздельных
разъёма типа "тюльпан": "Y", "Pb" и "Pr". Они обеспечивают раздельную
цветовую информацию для HDTV (телевидение высокого разрешения). Подобный тип соединения также присутствует на многих цифровых проекторах. Хотя сигнал передаётся в аналоговой форме, его качество вполне можно сравнить с интерфейсом высокого разрешения VGA. Через компонентный интерфейс можно передавать видео высокого разрешения (HD).
Компонентные выходы слишком велики,
чтобы располагать их на видеокарте,
поэтому практически всегда
используется переходник
Слайд 26Выходы (разъемы) видеокарты
В последнее время широкое распространение получил новый бытовой
интерфейс — High Definition Multimedia Interface. Этот стандарт обеспечивает одновременную
передачу визуальной и звуковой информации по одному кабелю, он разработан для телевидения и кино, но и пользователи ПК могут использовать его для вывода видеоданных при помощи HDMI разъема.
Слайд 27Выходы (разъемы) видеокарты
DisplayPort — это новый цифровой видеоинтерфейс, который имеет открытый
и расширяемый стандарт; поддержку форматов RGB и YCbCr; поддержку глубины
цвета: большую пропускную способность по сравнению с Dual-Link DVI и HDMI; передачу нескольких потоков по одному соединению совместимость с DVI, HDMI и VGA при помощи переходников.
Слайд 281.TV-выход
2.Разъем DVI (можно преобразовать в аналоговый сигнал)
3.Выход VGA
4.Разъем питания вентилятора
охлаждения
5.Графический процессор RADEON с интегрированной DAC и теплоотводом/вентилятором
6.Разъем AGP 8х
7.Модули
памяти DDR (128 Мбайт)
8. Микросхема регулировки напряжения
Для работы видеокарты необходимы следующие основные компоненты:
-BIOS (Basic Input/Output System — базовая система ввода-вывода);
-графический процессор, иногда называемый набором микросхем системной логики видеокарты;
-видеопамять;
-цифроаналоговый преобразователь, он же DAC (Digital to Analog Converter)