Слайд 1Концепции современного естествознания
Лекция № 13
Человек как предмет современного естествознания.
Лектор: доцент кафедры МОБЖ СИЛАКОВА О.В.
Слайд 2Изучением происхождения и эволюции человека, движущих силах и закономерностях антропогенеза,
соотношении биологического и социального в процессе развития человека занимается отрасль
естествознания антропология ( от греч. «антропос» - человек). В настоящее время существует несколько концепций происхождения человека:
1.Концепция креационизма.
2.Концепция эволюции.
3.Трудовая концепция
4.Концепция мутагенеза.
5.Космическая концепция.
Слайд 3Сходство и отличие человека и животных.
В науке накоплено достаточно большое
число фактов, свидетельствующих о поразительном сходстве человека и животных, что
позволяет сделать вывод о единстве происхождения живых существ.
Элементный состав живых организмов на Земле одинаков, т.е. в составе тел живых организмов присутствуют одни и те же химические элементы.
Основу живых систем составляют только шесть элементов, получивших название органогенов: C, H, O, N, P, S, общая весовая доля которых в организме составляет более 97 %. За ними следуют 11 элементов, которые принимают участие в построении многих физиологически важных компонентов биосистем: Na, K, Ca, Mg, Fe, Si, Al, Cl, Cu, Zn, Co. Их весовая доля в организме – 1,6 %.
Слайд 42. Сравнительно-анатомические доказательства базируются на изучении и сравнении строения организмов,
принадлежащих к разным систематическим группам.
Гомологичные органы – органы, имеющие общее
происхождение и план строения, выполняющие как сходные так и различные функции.
Наличие гомологичных органов является подтверждением дивергенции (расхождения признаков) в процессе эволюции.
Аналогичные органы обладают внешним сходством, выполняют сходные функции, но имеют разное происхождение.
Данные органы свидетельствуют о наличии конвергенции в эволюции (формирование сходного фенотипического облика у неродственных групп организмов в ходе их приспособленности к сходным условиям среды)
Слайд 5Рудиментарные органы (рудименты) - органы, утратившие свое основное значение в
процессе эволюции (например, ушные мышцы у человека)
Атавистические органы (атавизмы) –
случаи значительного развития у некоторых особей внутри вида рудиментарных органов; случаи «возврата к предкам» (например, развитие хвоста или густого волосяного покрова у человека, многососковость и т.п.)
3. Эмбриологические доказательства.
Развитие зародышей животных одного типа во многом сходно.
Исследование эмбрионального развития различных животных привело к выводу, что человек в своем эмбриональном развитии проходит все стадии эволюции вида.
Такая особенность была сформулирована немецкими учеными Ф.Мюллером и Э.Геккелем, как биогенетический закон - «в онтогенезе повторяется филогенез», согласно которому индивидуальное развитие особи (онтогенез) представляет собой краткое повторение филогенеза (исторического развития вида).
Слайд 64.Черты поведения человека и животных во многом схожи.
У животных
также как у человека развита система общения с помощью соответствующих
сигналов.
Механизмы поведения человека, как биологического вида, и животных едины.
Выдающиеся русские ученые И.М.Сеченов и И.П.Павлов создали рефлекторную теорию поведения, базирующуюся на сложных и многообразных проявлениях деятельности нервной системы, функциональной единицей которой является рефлекс
Слайд 7Вместе с тем в строении и физиологии человека имеются существенные
отличия от животных.
1. Прямохождение стало возможным вследствии:
- сильного развитая мускулатуры нижних конечностей,
- появления в позвоночнике выраженных изгибов (шейный, грудной, поясничный, крестцово-копчиковый),
- изменения положения таза (под углом 60 градусов к горизонтали),
- формирования сводчатой стопы с хорошо развитым первым пальцем.
В соответствии с вертикальным положением тела изменилось и расположение внутренних органов.
Слайд 82. Следует отметить функциональное разделение верхних и нижних конечностей человека.
Рука человека характеризуется высокой степенью развития - гибкая подвижная кисть
руки, наличие большого количества мелких мышц, большой палец противопоставлен ладони, что позволяет крепко удерживать предметы. Рука человека неспецифична, она может выполнять разнообразные сложные и тонкие движения.
3. Главным отличием в строении человека и животного является развитие головного мозга, материальной основы мышления, сознания, речи.
Полушария головного мозга человека неравноценны, они функционально ассиметричны. Ученые доказали, что левое полушарие связано с логическим мышлением, целенаправленностью действий, а правое – с эмоциональной сферой, с интуицией.
Слайд 94. К морфо-функциональным особенностям тела человека можно также отнести:
- преимущественно
развитый мозговой отдел черепа по сравнению с лицевым,
-большой объем
головного мозга,
- бинокулярное зрение,
-кожу, лишенную волосяного покрова,
малую плодовитость и другие.
Результатом эволюции явились фундаментальные биосоциальные отличия человека, которые появляются в процессе онтогенеза при условии жизни человека среди людей, в социуме. Эти особенности касаются и физиологии, и поведения, и образа жизни человека.
5. Развитие разума. Человек, в отличие от животных, обладает особой формой мышления – понятийным мышлением. Только мышление человека может быть логичным, обобщающим, отвлеченным, логичным. Животные могут совершать очень сложные действия, но в основе них лежат инстинкты - генетические программы, передающиеся по наследству.
Человек же вначале ставит цель, составляет план, который может измениться при необходимости, анализирует результаты, делает выводы.
Слайд 10 6. Речь.
И.П.Павлов, исследуя особенности высшей нервной деятельности человека,
выявляет ее качественные отличия - наличие второй сигнальной системы, т.е.
речи.
Сигналами здесь служат слова, речь, отделенная от самого предмета, абстрактная и обобщенная. Слово заменяет непосредственные раздражители, является «сигналом сигналов».
Многочисленные наблюдения показали, что вторая сигнальная система может быть развита только при общении с людьми, т.е. развитие речи имеет социальный характер.
7. Трудовая деятельность.
Многие животные способны к определенной созидательной деятельности. Но только человек способен изготавливать сложные орудия с труда, планировать трудовую деятельность, корректировать ее, предвидеть результаты и активно изменять окружающий мир.
Слайд 11 8. Использование огня.
Огромное значение для развития человека и
общественных отношений имело освоение огня. Этот факт позволил человеку выделиться
из мира природы, стать свободным, не зависеть от условий стихии. Положительным в развитии человечества стала тепловая обработка пищи и использование огня для изготовления более совершенных орудий труда.
9. Разделение труда.
Уже на начальных этапах развития человеческого общества происходило разделение труда по возрастным и половым признакам. Это привело к развитию общественных отношений, к росту производительности труда, позволило передавать опыт и знания новому поколению.
10. Семейно-брачные отношения.
Регулирование брачных отношений обществом явилось положительным фактором не только для развития социума, но и для биологической эволюции человека. Запрет родственных браков предупреждает накопление негативных мутаций, приводит к обогащению генофонда общества.
Слайд 12Стадии эволюции человека.
В настоящее время палеонтология располагает обширными сведениями
об историческом развитии предков человека.
Самые ранние останки полуобезьян
имеют возраст 70-90млн лет. Человекообразные обезьяны появились 50млн лет назад.
Примерно 20-26млн лет назад выделилась ветвь, явившаяся предком всех современных представителей семейства Гоминиды - дриопитеки.
Примерно 6-8 млн. лет назад в связи с мощными горообразовательными процессами в Южной Африке наступило похолодание, появились обширные открытые пространства.
В таких условиях преимуществом для выживания явились прямохождение, стадный образ жизни и использование освободившихся передних конечностей.
В результате дивергенции произошло формирование двух эволюционных ветвей - одной, ведущей к современным человекообразным обезьянам, и другой - ведущей к человеку.
Первыми в ряду предков современного человека стоят австралопитеки ( от лат. «австралис» - южный), которые появились в Африке около 4 млн. лет назад. Австралопитеки имели массу 20-50кг, рост 120-150см, головной мозг достигал объема 550 см3.
Слайд 13Около 2-1,5 млн. лет назад в Восточной и Южной Африке,
в Юго-Восточной Азии жили существа, более близкие к человеку, чем
австралопитеки.
Homo habilis («человек умелый») умел обрабатывать гальку для изготовления орудий, строил примитивные укрытия и хижины, начал применять огонь.
Ростом "человек умелый" был около 1,5 м. Его лицо имело еще архаичную форму с надглазничными валиками, плоским носом и выступающими вперед челюстями. Но мозг стал крупнее (около 700г).
Использование орудий, стадный образ жизни способствовали дальнейшему развитию мозга и возникновению речи.
Признаком, отличающим человекообразных обезьян от людей, считается масса головного мозга, равная 750г.
В процессе становления человека условно выделяют три этапа:
1- древнейшие люди,
2- древние люди,
3- современные люди.
Слайд 14Древнейшие люди.
Известно несколько форм древнейших людей: питекантроп, синантроп, гейдельбергский
человек и другие. Более крупные, обладающие большим мозгом и более
высокоразвитым интеллектом, с более совершенной техникой изготовления орудий, эти люди освоили новые места обитания, заселив небольшими группами Африку, Европу и Азию.
По строению тела во многих отношениях они походили на современного человека ( рост 1,6 - 1,8 м, а вес - 50 - 70 кг). Масса головного мозга достигала 800 – 1000г. Жили они в основном в пещерах. Внутри жилья устраивался примитивный очаг. Огонь уже систематически использовался для обогрева и приготовления пищи, сохранялся и поддерживался.
Слайд 15Древние люди (неандертальцы).
В период ледниковой эпохи на Земле существовал
Homo sapiens neanderthalensis - Неандерталец.
Неандертальцы представляли собой неоднородную группу,
в которой можно выделить две ветви.
Первая характеризовалась мощным физическим развитием - был низкорослые и коренастые (рост - до 1,7 м, вес - до 75 кг) с сильно выраженной мускулатурой. Череп массивный, с толстыми надглазничными валиками, покатым лбом, слаборазвитым подбородочным выступом и крупными зубами.
Объем головного мозга достигал 1500 см3.
Другая группа неандертальцев имела более тонкие черты – меньшие надбровные валики, высокий лоб, менее массивные челюсти. В физическом развитии они заметно уступали первой группе. В то же время они имели больший объем лобных долей головного мозга.
Ученые считают, что эволюция этой группы неандертальцев в направлении совершенствования внутригрупповых связей привела к появлению 40-50 тыс. лет назад вида Человек разумный (Homo sapiens).
Слайд 16Сравнение костей скелета и черепа неандертальца и современного человека
Слайд 17 Современные люди.
В 1868 г. на юго-западе Франции
в гроте Кро-Маньон были найдены останки вполне современного человека, относящегося
к подвиду Homo sapiens,
Впоследствии многочисленные останки кроманьонцев были обнаружены в различных районах Европы, Африки, Азии, Америки и Австралии. Кроманьонцы были выше ростом (до 1,8 м) с высоким лбом, с хорошо развитым подбородочным выступом. Средний объем головного мозга составлял 1500 см3. Имелись и другие новые характерные особенности - голова посажена прямо, лицевая часть прямая и не выступает вперед, надглазные валики отсутствуют или развиты слабо, нос и челюсти сравнительно невелики. По сравнению с неандертальцами кроманьонцы производили значительно более тщательно изготовленные каменные орудия. Около половины всех инструментов было сделано из кости. Для изготовления изделий из рога, дерева и кости применялись каменные резцы. Новые орудия способствовали освоению человеком окружающего мира, уменьшению зависимости человека от внешней среды. В этот период начинается одомашнивание животных и окультуривание растений человеком.
Слайд 19Соотношение биологического и социального в человеке.
Все современное человечество принадлежит к одному биологическому виду Человек разумный
(Homo sapiens), представляющем собой уникальную жизненную форму, соединяющую биологическую и социальную сущности.
Жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических механизмах, закономерностях обмена веществ и энергии, обусловленных морфофункциональными особенностями организма, которые обеспечивают адаптацию к окружающей среде.
В то же время биологическая сущность проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи.
В процессе антропогенеза формировалась социальная сущность человека как система материальных и духовных факторов, межчеловеческих и психоэмоциональных отношений, возникающих в совместной трудовой деятельности.
Социальный фактор оказывает существенное влияние на жизнедеятельность человека, на его здоровье.
Слайд 20Движущие силы антропогенеза
Биологические факторы – естественный отбор, борьба за существование,
мутационный процесс и др.
Эти факторы оказали особо существенное влияние
на первых этапах эволюции человека.
Социальные факторы - труд, общественный образ жизни, речь и сознание.
Слайд 21Существуют два противоположных представления о закономерностях становления личности.
Сторонники панбиологизма
объясняют все особенности человека его биологической сущностью, наследственными генетическими программами.
Пансоциологизм считает, что наследственные факторы у всех людей одинаковы, а индивидуальные особенности личности развиваются под влиянием общественных отношений, обучения и воспитания.
Особенность биологической сущности человека заключается в том, что она проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи.
Из социальной сущности людей вытекают закономерности и направления исторического развития человечества.
Биологические процессы с необходимостью происходят в организме человека и им принадлежит фундаментальная роль в обеспечении важнейших сторон жизнеспособности и развития.
Слайд 22Процесс индивидуального развития человека базируется на информации двух видов.
Первый
вид представляет собой биологически целесообразную информацию, которая отбиралась и сохранялась
в процессе эволюции предковых форм и зафиксирована в виде генетической информации в ДНК (универсальный для всех живых организмов механизм кодирования, хранения, реализации и передачи из поколения в поколение информации). Благодаря этому, в индивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих его от других живых организмов.
Второй вид информации представлен суммой знаний, умений, которые создаются, сохраняются и используются поколениями людей в ходе развития человеческого общества.
Освоение этой информации индивидуумом происходит в процессе его воспитания, обучения и общения в социуме.
Данная особенность человека определяется понятием "социальной наследственности", присущей исключительно человеческому обществу. Происхождение человека, как существа биосоциального, явилось естественным и закономерным результатом развития одной из ветвей эволюции животного царства.
Слайд 23Современное человечество представляет собой один вид - Homo sapiens, в
пределах которого традиционно выделяют пять больших рас и несколько десятков
более мельких рас.
Большие (основные) расы:
- европеоиды
- негроиды
- монголоиды
- австролоиды
- америнды
Расы - это исторически сложившиеся группы людей, характеризующиеся общностью наследственных физических особенностей (цвет кожи, глаз и волос, разрез глаз, очертания головы и т. п.), являющихся второстепенными.
По основным же признакам, характерным для человека (объем и строение головного мозга, строение кисти и стопы, форма позвоночного ствола, строение голосовых связок, способности к творческой и трудовой деятельности), расы не различаются.
Слайд 24Образование рас - сложный процесс, многие расовые признаки возникали путем
мутаций, но они могли возникать и в результате таких эволюционных
факторов, как дрейф генов и изоляции.
С развитием цивилизации роль естественного отбора и изоляции начинает снижаться.
В результате усиления взаимодействия между народами начинает проявляться метисация (смешение рас), особенно ускоряющаяся в наши дни, благодаря возрастающим масштабам миграции людей, разрушению социально-расовых барьеров и т. п.
По-видимому, эти процессы приведут к исчезновению расовых различий, хотя на это и уйдут тысячи и тысячи лет.
Слайд 25Существуют две различные точки зрения на происхождение человеческих рас:
Моноцентризм –
человек современного типа и его расы произошли от одной формы
древнего человека.
Полицентризм – происхождение современного человека относится к его появлению сразу в нескольких областях земного шара, в каждой из которых в результате самостоятельной эволюции древнейших и древних людей современный человек возникал в виде конкретной большой расы.
Слайд 26Здоровье человека. Демографические проблемы.
Численность постоянного населения России
на 1 января 2008г. составила 142,0 млн. чел. и за 2007
год уменьшилась на 237,8 тыс. чел. или на 0,17%. В 2007 г. родились 1602,4 тыс. человек, умерли - 2080,1 тыс. человек, естественная убыль - 477,7 тыс. человек.
Замещение естественной убыли населения в основном осуществлялась за счет увеличившегося миграционного прироста.
За последний 20-летний период смертность возросла в 1,6–2,4 раза.
Средняя продолжительность жизни населения в России на 12 лет меньше чем в США, на 11,5 лет, чем странах Евросоюза и на 5 лет – чем в Китае. В мировой статистике Россия занимает по продолжительности жизни среди мужчин – 136 место, а женщин – 91-е место.
Высок уровень смертности и заболеваемости среди людей трудоспособного возраста. Более 30 % смертности в России приходится на трудоспособный возраст. Численность инвалидов трудоспособного возраста продолжает увеличиваться и составляет около 600 тыс. человек.
Слайд 27На демографическую ситуацию в России значительное влияние оказывает экологическая и
санитарно-эпидемиологическая обстановка.
Под воздействием вредных веществ в атмосфере, превышающих гигиенические
нормативы в 5 и более раз проживает около 50 млн. чел. Ежегодно увеличивается количество населения, подверженного высоким уровням загрязнения.
Около 30% водоемов страны не соответствуют санитарно-химическим показателям и более 20% - микробиологическим показателям. В целом по России не соответствует санитарным правилам и нормам 40 % поверхностных источников питьевого водоснабжения и 16 % подземных источников.
Сверхнормативному воздействию шума в России подвергаются примерно 10 млн. чел. Продолжает возрастать электромагнитное загрязнение населенных мест.
Слайд 28Причиной многих аварий, катастроф, пожаров, дорожно-транспортных происшествий, загрязнения окружающей среды
является человеческий фактор, который во многих случаях является превалирующим.
Ежегодно в
России возникает около 2500 чрезвычайных ситуаций, причем 80-90% из них имеют техногенный характер. В результате чрезвычайных ситуаций гибнет более 5000 человек, а получают ранения и травмы более 20 тыс. чел.
Происходит около 200 тыс. пожаров, жертвами которых становится около 15 тыс. чел.
Ежегодно в России из-за дорожно-транспортных происшествий гибнет около 30 тыс. человек, получают ранении и травмы около 300 тыс. чел.
Слайд 30Особую тревогу вызывает состояние здоровья молодежи, детей и подростков. Совершенно
здоровых, гармонично развитых детей - не более 2-3%. Еще 14-15%
детей - практически здоровы, а у 35-40% имеются различные хронические заболевания. Не менее половины детей имеют те или иные функциональные отклонения. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в школе состояние здоровья детей ухудшается в 4-5 раз.
Так, к моменту окончания средней школы каждый 4 выпускник имеет патологию сердечно-сосудистой системы, а каждый 3-близорукость, нарушение осанки.
Особое место среди школьной патологии занимает детский травматизм. При этом наиболее часто среди учащихся встречаются черепно-мозговые травмы, переломы костей конечностей, раны, вывихи, растяжения связок, ушибы. Большинство подобных травм (до 60%) возникают во внеурочное время - на переменах в школе и во время игр - во дворе, на спортплощадке, на улице.
Серьезную угрозу здоровью детей представляет дорожно-транспортный травматизм, частота которого нарастает год от года. Особенно большое число травм приходится на средний школьный возраст.
Слайд 31здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, не
сводящееся к отсутствию болезни или такое состояние организма человека, когда
функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения.
Различают индивидуальное здоровье (человека) и коллективное здоровье (семьи, профессиональной группы, социального слоя, населения).
Здоровье человека давно стало не только его личной проблемой, но и критерием жизни в различных странах мира.
Основными показателями удобства и достатка человеческой жизни являются:
- состояние системы здравоохранения,
-санитарные условия и окружающая среда,
-процент истощенных малолетних детей,
-отношение к женщинам в обществе,
-уровень грамотности населения,
- организация родовспоможения.
Слайд 32Здоровье населения определяется и социальными факторами:
- защищенность населения ( политическая,
правовая, юридическая;
- реализация права на труд, образование, здравоохранение, отдых, информацию
и др.;
- характер питания (его достаточность и полноценность);
- реальная заработная плата и условия труда;
- жилищные условия и т. д.
Человек – качественно новая высшая ступень живых существ на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.
Человек одарен понятийным мышлением, разумом, свободной волей и словесной речью.
Человек - живая система, в основе которой в неразрывной связи лежат: физическое и духовное, природное и социальное, наследственное и приобретенное начала.
Слайд 33индивидуальное здоровье можно определить, как способность взаимодействующих функциональных систем организма
обеспечивать реализацию генетических программ, репродуктивных функций, умственных процессов и созидательной
деятельности, направленных на достижение высокого уровня жизни.
Полноценное здоровье – состояние организма, характеризующееся состоянием динамического равновесия между функциями его систем и органов и факторами внешней среды.
Понятие здоровья включает биологические и социальные характеристики человека и оценку его функциональных резервов, позволяющие организму адаптироваться к различным условиям окружающей среды.
Слайд 34Важнейшим показателем здоровья является не только физические показатели, но и
способность комфортно существовать в обществе, умение контактировать (социализация), способность воспринимать
и усваивать информацию.
Изучение функционального состояния организма, уровня его адаптации позволяют контролировать здоровье в динамике развития, определяя степень риска болезни и выявляя тревожные симптомы онтогенеза.
Различают четыре варианта функционального состояния организма человека:
- удовлетворительная адаптация к условиям среды;
- напряжение механизмов адаптации;
- недостаточная неудовлетворительная адаптация;
- срыв адаптации.
Слайд 35Современное общество заинтересовано в повышении уровня здоровья как каждого индивида,
так и коллективного здоровья.
Все большее значение приобретает валеология
- учение о здоровье, которое противопоставлено медицине болезней, но, по сути, основано на принципах профилактической медицины.
Главной задачей валеологии становится повышение потенциала здоровья популяции за счет предупреждения заболеваемости и инвалидизации.
Учение о здоровье, или валеология ориентируется на вероятный риск заболеваний, на ранние признаки пограничных состояний, на их устойчивость или ограниченность во времени проявления.
Важной задачей валеологии является конструирование положительных ориентиров, закладка установок на ценность здоровья и человеческой жизни, формирование доступной и доходчивой мотивации здорового образа жизни.
Слайд 36Состояние здоровья зависит более чем на 50% от индивидуального образа
жизни, от влияния факторов окружающей среды – на 25%.
Это
свидетельствует о том, что резерв в сохранении здоровья человека заложен в организации его образа жизни, который зависит от валеологической культуры.
Понятие валеологическая культура включает в себя:
- знание индивидом генетических, физиологических, психологических возможностей своего организма,
-знание методов и средств контроля и сохранения своего психофизиологического статуса и укрепления здоровья,
-умения распространять валеологические знания на свое окружение и в целом на социальную среду.
Образ жизни также зависит от наследственных и приобретенных состояний, нарушений работы адаптивных и защитных механизмов, экологии, валеологического воспитания.
Слайд 37В настоящее время причиной многих заболеваний все чаще становятся гиподинамия,
психоэмоциональный стесс, информационное перенасыщение.
Сохранение здоровья во многом является результатом безопасной жизнедеятельности. Каждый человек обязан знать и соблюдать принципы обеспечения безопасности, последствия воздействия травмирующих и вредных факторов, должен уметь предвидеть опасность и уметь избежать ее или ослабить негативное действие.
Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на сохранение и укрепление здоровья, способствующее полноценной, содержательной, успешной жизни, в которой человек в полной мере мог бы раскрыть и реализовать свои способности и возможности.
«Здоровье не все, но все без здоровья – ничто» - говорил Сократ. Только здоровому человеку свойственно ощущение полноты жизни.
Здоровый образ жизни – это образ жизни, воспитывающий гармонически развитую личность, помогающий стойко переносить жизненные невзгоды, психические и физические нагрузки, включая природные, социальные и личностные.
Слайд 38Работоспособность и творчество.
Трудовая деятельность, являясь одной из
главных социальных особенностей человека, на протяжении многих веков изменяла не
только окружающий мир, но и самого человека.
Важнейшим свойством мышечной ткани является работоспособность, т.е. способность выполнять работу в течение определенного времени
В динамике работоспособности при выполнении работы можно выделить четыре стадии:
- врабатывание – постепенное увеличение работоспособности до оптимальной, при этом человек восстанавливает навыки, знакомится с новым видом деятельности;
- оптимальная работоспособность – высокий уровень работоспособности сопровождается четкой ритмической работой с высокой производительностью и минимальным количеством ошибок;
- снижение уровня работоспособности, неточность в работе, увеличение числа ошибок.
- усталость – обессиленность, раздражительность, упадок сил.
Слайд 39Работоспособность человека зависит от внешних и внутренних условий.
Внешние условия –
это средства и орудия труда, условия труда, окружающая обстановка.
Внутренние
условия – это знания и умения человека, его профессионализм, мотивационная направленность и заинтересованность в результатах.
Необходимым условием высокой работоспособности человека является его состояние здоровья, как физического, так и нравственного.
Трудовая деятельность человека существенно отличается от трудовой деятельности животных возможностью внесения в деятельность нового, оригинального, творческого.
Благодаря творчеству мир человека становится разнообразным, комфортным, безопасным, менее зависимым от условий природы.
Слайд 40Творчество это эффективное применение имеющегося опыта для создания качественно новых
предметов материальной или духовной культуры.
Для творчества необходимы воображение, интуиция,
способность к рефлексивной оценке собственной деятельности, высокая умственная активность.
Творчество обычно определяется как «деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов».
Выделяют четыре стадии творческого процесса.
1.Сознательная переработка информации. В этот период человек вычленяет и уточняет интересующую его проблему, преобразовывая имеющуюся информацию. Активный логический поиск решения проблемы приводит к возникновению в сознании множества неадекватных вариантов, путей достижения цели, появление новых нерешенных задач.
Слайд 412. Созревание идеи в подсознании. Активная умственная деятельность, взаимодействие сознательного
и бессознательного могут сопровождаться негативными реакциями – чувством неудовлетворенности, дискомфорта,
отрицательными эмоциями. В это время человеку лучше оставить решение проблемы, переключиться на другую деятельность или отдохнуть.
3. Озарение. Третий этап в развитии творческого процесса происходит внезапно, часто во сне, когда сознание не контролируется личностью. Появляется вариант решения проблемы, который мгновенно воспринимается сознанием как единственно правильным, оптимальным. Человек испытывает мощные положительные эмоции - чувство восторга, блаженства.
4. Сознательное развитие идеи. Далее полученное решение, идея переводится сознанием в речевое выражение, анализируется, проверяется истинность результата. Четвертый этап нередко бывает достаточно длительным и трудоемким. Человек, используя свой опыт, эрудицию, ищет оъяснение полученного результата, его подтверждение, экспериментально проверяет его истинность.
Слайд 42Вопросы для самопроверки
1. Какие концепции антропогенеза Вы знаете?
2. Назовите факты,
подтверждающие сходство человека и животных?
3. Назовите биосоциальные отличия человека от
животных?
4. Какие морфо-функциональные особенности отличают человека от животных?
5. Что такое здоровье?
6. Какие факторы определяют состояние здоровья населения?
7. Назовите причины заболеваний, характерные для жителей мегаполиса?
8. Каковы демографические проблемы современной России?