Слайд 1Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
является
методологической
основой
разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Слайд 2Концепция представляет собой
ценностно-нормативную основу взаимодействия
общеобразовательных учреждений
с другими
субъектами социализации —
семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного
образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.
Слайд 3Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития
и воспитания обучающихся.
Слайд 5Современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный,
творческий,
компетентный
гражданин России,
укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации
Слайд 6ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ
социально-педагогическая
поддержка
становления и развития
высоконравственного,
ответственного,творческого,
инициативного, компетентного
гражданина России.
Слайд 7СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ
БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ
ПРИРОДА
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
СЕМЬЯ
ТРУД
НАУКА
ИСКУССТВО
ПАТРИОТИЗМ
СОЦИАЛЬНАЯ
СОЛИДАРНОСТЬ
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ
РЕЛИГИЯ
РЕЛИГИЯ
Слайд 8ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
нравственного примера педагога
социально-педагогического партнёрства
индивидуально-личностного
развития
интегративности программ
духовно-нравственного воспитания
Социальной востребованности
воспитания
Слайд 9Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
является также
основой
для
разработки и реализации
образовательным учреждением
собственной программы
духовно-нравственного
развития и
воспитания
с учётом
культурно-исторических, этнических,
социально-экономических,
особенностей региона,
запросов семей
и других субъектов
образовательного процесса.
Слайд 10В этой программе
должны быть конкретизированы
ценности,
задачи,
содержание,
планируемые
результаты,
формы воспитания
младших школьников,
способы взаимодействия
с семьёй, учреждениями
дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями,
развития ученического самоуправления,
участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.
Слайд 11Основные направления
воспитания и социализации
— воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека;
— воспитание нравственных чувств и этического сознания;
—
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
— формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
— воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
— воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Слайд 12Примерная программа…указывает на опасность и полную бесперспективность продолжения образовательными учреждениями
воспитательной работы посредством мероприятий.
Слайд 13Согласно Программе, деятельность школы как института воспитания должна быть направлена
на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни.
Уклад возникает тогда, когда все виды и уровни деятельности ребёнка в школе пронизаны общими для детско-взрослого сообщества ценностями, нормами, установками.
Слайд 14объявлены три подхода,
составляющие её основу:
аксиологический,
системно-деятельностный, развивающий.
Слайд 15В Программе подчёркивается
особое значение
центрации деятельности педагога и школы
на достижении воспитательного результата.
Такая центрация развивает педагогическую культуру воспитания,
повышает общественный вес и эффективность школы.
Слайд 16Выделены и обоснованы три уровня воспитательных результатов:
первый — приобретение
школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о
социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
второй — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
третий — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Слайд 18Беседа с первоклассниками «Мы теперь ученики»
(формирование знаний-представлений детей о
роли ученика, его обязанностях);
Экскурсия по школе (Проводится в виде игры
«Школьная кругосветка» в сотрудничестве со старшеклассниками)
Формирование учебной деятельности в процессе обучения
Содержание и формы воспитания
(продолжение)
Слайд 19Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.
Слайд 20В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации
выделены
не
виды, а основные направления
внеучебной деятельности:
спортивно-оздоровительное,
художественно-эстетическое,
научно-познавательное,
военно-патриотическое,
общественно полезная
проектная деятельность.
Возникает вопрос:
как соотносятся между собой виды и направления внеучебной деятельности школьников?
Слайд 21
При организации внеучебной деятельности школьников крайне важно понимать различие между
воспитательными результатами
и эффектами
этой деятельности.
Слайд 22
Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника
в деятельности.
Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился
в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).
Эффект — это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Слайд 23Методический конструктор
«Преимущественные образовательные формы достижения воспитательных результатов во внеучебной деятельности».
Слайд 25Познавательная деятельность
1 уровень: -
Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады
2 уровень:
-
Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»
3
уровень: -
Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т. п.), школьный музей-клуб
Слайд 26Досугово-развлекательная деятельность
(досуговое общение)
1уровень:
Культпоходы в театры, музеи, концертные залы,
выставки
2 уровень
Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы
3
уровень
Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и т. п.)
Слайд 27Список литературы
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор — М.:
Просвещение, 2010.
Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Воспитательная система школы: от А
до Я. — М.: Просвещение, 2006.
Поляков С.Д. Технологии воспитания: Учебно-методическое пособие. — М.: Владос, 2002.
Школа воспитания: 825-й маршрут / Под ред. В.А. Караковского, Д.В. Григорьева, Е.И. Соколовой. — М.: Педагогическое общество России, 2004.