Слайд 1Концепция психического дизонтогенеза
В.В. Лебединского (1985)
Магистранты группы 412-ИОз
Попова Е.А,
Данилова Е.А.
Слайд 2
Лебединский Виктор Васильевич (19.06.1927-25.08.2008, Москва) - доцент кафедры нейро- и
патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, кандидат психологических наук, лауреат
Ломоносовской премии, заслуженный деятель науки, ветеран труда. Основоположник нового направления психологической науки - психологии аномального развития и создатель оригинальной классификации нарушений психического развития
Слайд 3Психический дизонтогенез – это нарушение развития психики в целом или
отдельных психических функций в детском возрасте.
В.В. Лебединский рассмотрел основные
параметры оценки, характеризующие нарушения психического развития в детском возрасте. К ним он отнес:
1) функциональную локализацию нарушения
2) роль времени в возникновении дизонтогенеза
3) сложные взаимоотношения между первичным и вторичным дефектами
4) асинхронный характер аномальных явлений
Слайд 4Типы психического дизонтогенеза
Регрессия - возврат функций на более ранний
возрастной уровень
Распад - грубая дезорганизация функции либо выпадение
Ретардация -
запаздывание или приостановка психического развития
Асинхрония психического развития - как искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие, характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств.
Слайд 5В.В. Лебединский выделил шесть вариантов психического дизонтогенеза:
общее психическое недоразвитие
задержанное развитие
поврежденное развитие
дефицитарное развитие
искаженное развитие
дисгармоническое развитие
Слайд 6Общее психическое недоразвитие
общая стойкая задержка психического развития при наиболее
ранних поражениях мозга (генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных), что обуславливает
первичность и тотальность недоразвития мозговых систем. Более нарушены высшие психические функции (особенно интеллект, речь), чем элементарные (непроизвольное восприятие, память, моторика, элементарные эмоции).
Для недоразвития характерно раннее время поражения, когда имеет место незрелость мозга. Главный критерий недоразвития – непреодолимость, то есть переход на качественно иной уровень невозможен.
Слайд 7Олигофрения (от греч. «olygos» - малый, «phren» - ум) -
особая форма психического недоразвития. Она выражается в стойком снижении познавательной
деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды.
По образному выражению французского психиатра Жанна Э.-Д. Эскироля, олигофрен - бедняк от рождения, в то время как дементный - это разорившийся богач.
В зависимости от степени интеллектуальной недостаточности у детей -олигофренов различают три группы состояний:
- наиболее тяжелая - идиотия
- менее тяжелая - имбецильность
- относительно легкая - дебильность
Слайд 8Классификация олигофрений по М. С. Певзнер, предложенная в 1959-м году
и доработанная к 1979-му году. Автор (М. С. Певзнер, 1979)
выделяет пять основных форм состояния:
неосложненная форма олигофрении;
олигофрения, осложненная нарушениями нейродинамики;
олигофрении с нарушением различных анализаторов;
олигофрении с психопатоподобными формами поведения;
олигофрении с выраженной лобной недостаточностью.
Слайд 9Задержанное психическое развитие
- замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной
сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах. Может быть
вызвано генетическими факторами, хроническими заболеваниями, инфекцией, интоксикацией, травмами мозга, психогенными факторами (неблагоприятными условиями воспитания) в период до 3-х летнего возраста.
Характерны парциальность, мозаичность поражения с недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем. Это отличает задержанное развитие от недоразвития по типу олигофрении и определяет лучший прогноз динамики развития и коррекции
Слайд 10Различают ЗПР конституционного происхождения (гармоничный инфантилизм);
ЗПР на основе психического
и психофизического инфантилизма, связанного с вредными воздействиями на ЦНС в
период беременности и на ранних этапах жизни ребенка;
ЗПР соматогенного происхождения;
ЗПР психогенного происхождения.
Слайд 11Поврежденное психическое развитие
Связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы,
наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств. Для
дифференциальной диагностики с олигофренией имеют принципиальное значение указание на первоначально правильное и своевременное развитие ребенка до периода перенесенной инфекции, интоксикации или травмы мозга и хронологическая связь психического снижения с перенесенной вредностью. В неврологическом статусе чаще отмечаются локальные знаки (парезы, параличи, судорожные припадки).
Слайд 12Для поврежденного развития характерно более позднее (после 2-3 лет) патологическое
воздействие на мозг, когда большая часть мозговых систем уже сформирована.
Структура нарушения характеризуется качественным своеобразием: при распаде сочетаются функции сильно поврежденные и неповрежденные.
Примером поврежденного развития является органическая деменция, для которой характерны расстройства эмоциональной сферы и личности, нарушения целенаправленной деятельности, грубый регресс интеллекта.
Слайд 13Дефицитарное психическое развитие
Первичная недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной
(слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с детскими церебральными
параличами), а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний (сердечно-сосудистой системы, например при тяжелых пороках сердца, дыхательной - при бронхиальной астме, ряде эндокринных заболеваний и т. д.). Первичный дефект анализатора либо определенной соматической системы ведет к недоразвитию функций, связанных с ними наиболее тесно, а также к замедлению ряда других, связанных с пострадавшей опосредованно.
Компенсация при дефицитарном развитии осуществляется в условиях адекватного воспитания и обучения.
Слайд 14Искаженное психическое развитие
Сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного
развития отдельных психических функций, приводящие в ряду качественно новых патологических
образований, не присущих каждому из входящих в клиническую картину виду нарушенного развития. Искаженное развитие наблюдается при процессуальных расстройствах, раннем детском аутизме (РДА, или синдром Л. Каннера)
В данном случае в процессе формирования психических функций наблюдается другая их последовательность по сравнению с нормальным развитием: у таких детей речь опережает формирование двигательных функций, словесно-логическое мышление формируется раньше предметных навыков. При этом функции, развивающиеся ускоренно, не “подтягивают” развитие других.
Слайд 15Дисгармоническое психическое развитие
По своей структуре оно напоминает искаженное развитие. Однако,
основой в данном случае является не текущий болезненный процесс, создающий
на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий и отчасти так называемые патологические формирования личности.
Примером такого развития психики является психопатия, для которой свойственны неадекватные реакции на внешние раздражители, вследствие чего ребенку трудно приспособиться к условиям жизни в обществе. Степень выраженности психопатии и ее самоформирование зависят от условий воспитания и от окружения ребенка.
Слайд 16Классификация видов психического дизонтогенеза (по В.В.Лебединскому)
I группа включает отклонения
по типу ретардации задержанное развитие и дисфункцию созревания: общее стойкое
недоразвитие (УО)задержанное развитие (ЗПР)
II группа включает отклонения по типу повреждения Поврежденное развитие (органическая деменция) Дифицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных систем: слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях хронических соматических заболеваний)
III группа включает отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых расстройств: искаженное развитие (РДА)дисгармоническое развитие (психопатия)