Слайд 1Концепция
развития информационно-библиотечных центров (ИБЦ) Ленинградской области
Самыловская Н.С.- заведующий МО по работе с библиотеками и издательствами
Слайд 2Распоряжение Комитета общего и профессионального образования
от 31 октября
2017 года №2732-р
Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных
центров (ИБЦ) в Ленинградской области до 2023 года.
Слайд 3Цель Концепции — определение основных направлений развития и модернизации школьных
библиотек/ИБЦ Ленинградской области
на 2017 - 2023 годы.
Слайд 4Концепция коррелируется:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ от
29.12.2012 №273-ФЗ)
- Закон РФ «О библиотечном деле» (последняя ред. 3
июля 2016 г. ) (ФЗ от 29.12.1994 № 78-ФЗ)
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», которая направлена, в том числе, на развитие комфортной и инновационной школьной среды, где важное место должна занять современная школьная библиотека;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295)
- «О внесении изменений в план реализации в 2016 году и в плановый период 2017 и 2018 годов государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» (в части мероприятий по развитию школьных библиотек). (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2014 № 1420-р)
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 29.05 2015 №996-р);
Слайд 5Концепция коррелируется:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ
МОиН РФ №1897 от 17.12.2010);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
(полного) общего образования (Приказ МОиН РФ №413 от 17.05.2012).
- Концепция развития школьных информационно—библиотечных центров (Приказ МОиН РФ №715 от 15.06.2016);
- Областной Закон «Об образовании в Ленинградской области» (с изменениями на 11 июля 2017 года);
- Государственная программа «Современное образование Ленинградской области» (Постановление Правительства Ленинградской области от №398 14.11.2013);
- Программа развития воспитания в Ленинградской области до 2020 года и региональный план мероприятий по реализации в 2017-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 25 января 2017 г. №167-р)
Слайд 6Значение школьных библиотек в современном образовательном пространстве
Школьная библиотека — это
социальное пространство, открытое для культурной, профессиональной и образовательной деятельности всех
участников образовательных отношений, место коллективного мышления и творчества; ключевой элемент инфраструктуры чтения, центр грамотности по формированию читательских навыков.
Слайд 7Значение школьных библиотек в современном образовательном пространстве
В Ленинградской области, как
и в Российской Федерации, школьные библиотеки и ИБЦ образовательных организаций
становятся значимым фактором развития человеческого капитала, возрастает их влияние в образовательной деятельности, в расширении социокультурных практик и в общественной жизни.
Слайд 8Анализ современной проблемной ситуации в деятельности школьных библиотек
Ленинградской области
В
Ленинградской области 346 школьных библиотек. По итогам мониторинга в Ленинградской
области в школьных библиотеках работают 386 библиотечных работников (заведующих школьной библиотекой (ИБЦ) – 41,4% библиотекарей – 37,2% , педагогов-библиотекарей – 87 человек, что составляет 25,8% ).
Слайд 9 Численный состав
сотрудников библиотек
Слайд 10Социальная роль школьных библиотек определяется следующими направлениями их деятельности:
концентрацией документальных
источников образования на традиционных и электронных носителях, в том числе
на сетевых, предоставление доступа к внутрибиблиотечным и удаленным ресурсам образования;
совершенствованием читательской и речевой культуры приобщением школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности, средству духовно-нравственного воспитания и форме проведения досуга, содействием в получении навыков самообразования школьников;
формированием информационной культуры личности, участием в адаптации школьников к условиям жизни в современном высокотехнологичном информационном обществе;
развитием и совершенствованием коммуникативной культуры за счет расширения социокультурных практик в разных формах образовательной деятельности.
Слайд 11Основные проблемы и противоречия:
Несовершенство современной нормативно-правовой базы деятельности библиотек/ИБЦ общеобразовательных
организаций Ленинградской области.
Недооценка школьной библиотеки как обязательного компонента образовательного процесса
и составной части школы как образовательной системы.
Низкое качество книжных фондов школьных библиотек, противоречащее образовательному и социальному заказу.
Несоответствие технического оснащения и уровня информатизации школьных библиотек все возрастающим требованиям современного образования.
Проблемы кадрового обеспечения школьных библиотек.
Слабое взаимодействие с бизнес-сообществом, основанном на принципах государственно-частного партнерства, не позволяющее использовать дополнительные возможности расширения библиотечно-информационных фондов.
Слайд 12
Обоснование необходимости обновления нормативно-правовой базы деятельности библиотек общеобразовательных учреждений
Не
разработаны следующие акты:
нормативы обеспечения учащихся учебной, программной и дополнительной литературой
и электронными учебниками в соответствии с учебно-воспитательным процессом школы в условиях ФГОС;
нормативы обеспечения педагогического коллектива школы методическими и иными необходимыми документами на всех видах носителей информации;
нормативы материально-технического обеспечения библиотек и ИБЦ общеобразовательных организаций области в соответствии с современными требованиями образовательного процесса и новым ФГОС;
нормативы размеров площадей школьных библиотек и ИБЦ общеобразовательных организаций в соответствии с современными требованиями СанПиН;
Слайд 13В условиях кризиса, в целях экономии средств, директора школ стали
массово переводить библиотечного работника на 0,5 ставки. По итогам мониторинга
2017 года в 65,8% процентах школ библиотечные работники, специалисты с высшим образованием, работая в школе полный рабочий день, числятся на 0,5 ставки.
Слайд 15Обоснование необходимости совершенствования материально-технического обеспечения библиотек общеобразовательных организаций
Существует заметный разрыв
между все возрастающей ролью школьных библиотек в условиях модернизации российского
образования и введения новых ФГОС и имеющейся в них материально-технической базой;
наблюдается заметное отставание темпов информатизации школьных библиотек области;
в практике работы школьных библиотек недостаточно используются достижения и преимущества новых информационно-коммуникационных технологий.
Слайд 16Большинство (78%) школьных библиотек Ленинградской области испытывают острый дефицит площадей,
157 библиотек требуют ремонта, что составляет 46,7%, слабо оснащены необходимым
оборудованием, современной мебелью для школьных библиотек, мультимедийной и компьютерной техникой, программными продуктами, в том числе автоматизированной информационно-библиотечной системой (далее АИБС).
Слайд 18По итогам мониторинга 2017 года выявлено, что в Ленинградской области
имеются:
- библиотеки без читального зала в 58 образовательных организациях, что
составляет18% опрошенных;
- библиотеки с читальным залом менее 25 посадочных мест – 197 образовательных организаций, что составляет 60%;
- библиотеки с читальным залом 25 посадочных мест – в 48 образовательных организациях, что составляет 14% от общего количества библиотек,
-информационно-библиотечные центры (ИБЦ) созданы в 14 образовательных организациях, что составляет 4% ,
- в 14 образовательных организациях, есть библиотеки, но нет библиотекаря, что составляет 4% опрошенных.
- 157 библиотек требуют ремонта, что составляет 46,7%.
Слайд 20Несмотря на то, что к информационно-телекоммуникационной сети Интернет подключено 98,5%
образовательных организаций Ленинградской области, отмечается ограниченность доступа к электронным (цифровым)
библиотекам, обеспечивающим доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.
Слайд 21И хотя в Ленинградской области владеют АИБС 155 библиотечных работников,
что составляет 42,8%. от общего количества (присутствуют программы MAPK-SOL ,MAPK-CLOUD,
1С библиотека, ИРБИС), отсутствует единая региональная автоматизированная информационно- библиотечная система школьных библиотек
Слайд 22Владение автоматизированной информационно-библиотечной системой АИБС
Слайд 23Владение автоматизированной информационно-библиотечной системой АИБС
Слайд 24
Необходимость формирования качественных книжных фондов библиотек общеобразовательных организаций
В области наблюдается
в 87% школьных библиотеках старение книжного фонда.
Но достижение нового качества
образования в соответствии с ФГОС невозможно без кардинального улучшения состояния книжного фонда школьной библиотеки.
Школьная библиотека нуждается в обновлении и пополнении не только учебных, но и основных книжных фондов.
Существенно снижает качество библиотечно-информационного обслуживания недостаток названий и количества экземпляров художественной и научно-популярной, методической и научно-педагогической, справочной и энциклопедической литературы, наглядных пособий и периодических изданий, мультимедийной продукции.
Слайд 25Расходы на приобретение
художественной, справочной и дополнительной литературы
в 2015-2016
учебном году
Слайд 26Расходы на приобретение
художественной, справочной и дополнительной литературы
в 2016-2017
учебном году
Слайд 27 Приобретение периодической печати
за 2015-16 учебный год.
Слайд 28 Приобретение периодической печати
за 2016-17 учебный год.
Слайд 29Школьные библиотеки Ленинградской области нуждаются в обновлении фонда классической литературы,
произведений современных авторов, детской литературы, а также произведений гражданско-патриотической направленности,
используемые при освоении основных общеобразовательных программах.
Фонды школьных библиотек укомплектованы словарными изданиями ненадлежащего качества, что отражается на результатах ОГЭ и ЕГЭ.
Слайд 30Необходимо возродить традицию гарантированного целевого комплектования школьных библиотек лучшей литературой,
информационными ресурсами на электронных носителях, что обеспечит школьникам равный доступ
к знаниям.
Слайд 31Развитие кооперации и интеграции библиотек общеобразовательных учреждений Ленинградской области, координации
деятельности школьных библиотек и библиотек системы Минкультуры России и других
ведомств
В Ленинградской области наблюдается недостаточно высокий уровень взаимодействия школьных библиотек с библиотеками других типов и ведомств.
Изолированность сети школьных библиотек в составе системы библиотек региона
Слайд 32Возможности ЛОИРО в совершенствовании кадрового обеспечения школьных библиотек, включая развитие
системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации библиотекарей общеобразовательных учреждений, постепенное
введение должности «педагог-библиотекарь».
В Ленинградской области на базе ЛОИРО сложилась система работы по повышению квалификации школьных библиотекарей.
Она включает в себя проведение курсов повышения квалификации и переподготовки,
межкурсовые мероприятия (видеоконференции, вебинары, семинары, круглые столы, творческие встречи с представителями педагогических издательств, стажировок, мастер-классы и другие),
организацию участия школьных библиотекарей в профессиональном конкурсе «Библиотекарь года» разного уровня,
обобщение опыта лучших библиотекарей, издание научно-методических материалов по актуальным вопросам развития школьных библиотек в Ленинградской области во всероссийском журнале « Школьная библиотека».
Слайд 33Цели и задачи Концепции
Цель настоящей Концепции — создание условий для
формирования современной школьной библиотеки, ИБЦ как ключевого инструмента новой инфраструктуры
образовательной организации, обеспечивающей современные условия обучения и воспитания.
Слайд 34 Цели и задачи Концепции
Задачами развития школьных библиотек и
информационно-библиотечных центров в Ленинградской области являются:
Совершенствование нормативно-правого, научно-методического, кадрового, материально-технического,
информационно-ресурсного и программного обеспечения школьных библиотек.
Слайд 35 Цели и задачи Концепции
Организация методического сопровождения деятельности школьных
библиотек;
Расширение функций школьных библиотек для комплексной поддержки образовательной деятельности в
соответствии с требованиями ФГОС
организация взаимодействия с педагогическим коллективом по формированию информационной грамотности, информационного мировоззрения и информационной культуры школьников как обязательного условия обучения в течение всей жизни;
Слайд 36Цели и задачи Концепции
содействие в реализации региональных программ поддержки
и развития чтения, организация в различных формах пропаганды книги и
чтения, в том числе основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий, координация деятельности с широким кругом социальных партнеров, в первую очередь, с детскими библиотеками, приобщение родительской общественности к ценностям семейного чтения.
Создание условий для дополнительного профессионального образования библиотекарей, педагогов- библиотекарей.
развитие кооперации и интеграции библиотек общеобразовательных организаций , координации деятельности школьных библиотек и библиотек системы Минкультуры и других ведомств;
создания условий для преобразования сети ИБЦ в Ленинградской области
Слайд 37Основные направления реализации Концепции
На федеральном уровне предписано определить организацию, на
которую возложены функции федерального информационно-методического центра (координация деятельности региональных информационно-методических
и ресурсных центров, мониторинг и распространение лучших практик, каталогизация ресурсных фондов, организация взаимодействия с федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями и их объединениями, а также государственными организациями и общественными объединениями).
Слайд 38Основные направления реализации Концепции
ФГОУ «Российская академия образования» информационный центр «Библиотека
имени К.Д.Ушинского» является координатором деятельности региональных информационно-методических центров, развития ШИБЦ.
Слайд 39Основные направления реализации Концепции
Для организации единой региональной автоматизированной информационно-библиотечной системы
(АИБС) в Ленинградской области целесообразно на базе ГАОУ ДПО «Ленинградский
областной институт развития образования» создать региональный информационно-библиотечный центр, который будет координировать деятельность ИБЦ районов и объединит все ИБЦ и библиотеки области в единую сеть
Слайд 40Основные направления реализации Концепции
В целях развития кадрового обеспечения:
продолжить создавать инфраструктуру
для дополнительного профессионального образования педагогических работников, участвующих в библиотечной деятельности,
актуализировать систему подготовки педагогических и руководящих работников образовательных организаций, в том числе педагогов дополнительного образования, служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
в программах курсовой подготовки следует учитывать принятый профессиональный стандарт «Педагог-библиотекарь».
Слайд 41Основные направления реализации Концепции
В рамках материально-технического обеспечения в каждой школьной
библиотеке необходимо:
создавать целевые высококачественные разноформатные фонды (печатные, мультимедийные, цифровые), которые
способствуют реализации основных и дополнительных образовательных программ, в том числе выполнению индивидуальных проектов, а также всестороннему развитию обучающихся в целом;
Слайд 42Основные направления реализации Концепции
В рамках материально-технического обеспечения в каждой школьной
библиотеке необходимо:
предусмотреть пространственно-обособленные зоны различных типов:
зону для получения информационных ресурсов
во временное пользование,
зону для самостоятельной работы с ресурсами на различных типах носителей,
зону для коллективной работы с гибкой организацией пространства ,
презентационную зону для организации выставок и экспозиций,
рекреационную зону для разнообразного досуга и проведения мероприятий;
Слайд 43Основные направления реализации Концепции
В рамках материально-технического обеспечения в каждой школьной
библиотеке необходимо:
Создать условия для организации широкого спектра средств организации творческой
и игровой деятельности;
обеспечить свободный доступ для участников образовательных отношений к электронным информационным и электронным образовательным ресурсам с учетом необходимости защиты авторских и смежных прав.
Слайд 44Основные направления реализации Концепции
В рамках информационно-ресурсного обеспечения в каждой школьной
библиотеке/ИБЦ необходимо:
Пополнение фондов как печатными, так электронными изданиями;
Обеспечить централизованную каталогизацию
фондов печатных изданий, электронных информационных и электронных образовательных ресурсов, а также оборудования;
Проработать механизмы привлечения к разработке, актуализации и экспертизе нового контента школьных библиотек участников отношений в сфере образования.
Слайд 45Перспективной формой информационно-ресурсного обеспечения сети школьных библиотек является кооперация с
библиотеками системы Министерства культуры Российской Федерации, что позволит создать единую
систему обслуживания всех категорий населения с работой по общему плану, организовать принятие совместных решений по вопросам информатизации и совершенствования услуг обслуживания населения.
Слайд 46Основные направления реализации Концепции
В части развития программного
обеспечения школьных библиотек необходимо:
обеспечить доступ к современным программным средствам работы
с информацией, в том числе основанным на облачных технологиях
На базе школьных библиотек должны получить широкое распространение электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, поддержанные авторским информационно-образовательным контентом
Слайд 47 Развитие программного обеспечения школьных библиотек
Для поддержки процессов библиотечного обслуживания
должно быть создано:
облачное программное обеспечение, включающее
централизованный электронный каталог;
автоматизированную информационно-библиотечную систему (АИБС) с возможностью планирования, комплектования, резервирования ресурсов и отслеживания их возврата.
Слайд 48Для реализации межпредметной деятельности должна быть создана система смарт-обучения, предоставляющая
поддержку распределенной совместной работы, подготовки облачных электронных изданий, проектно-исследовательской деятельности.
Слайд 49В целях развития инфраструктуры чтения и поддержки сетевого обмена ресурсами
необходимо разработать систему ресурсного обеспечения, поддерживающую :
резервирование ресурсов,
поиск по
внешним системам электронной дистрибуции,
печать по требованию,
мониторинг востребованности информационных ресурсов,
интеграцию с внешними фондами информационных ресурсов ограниченного доступа.
Слайд 50Реализация перечисленных средств поддержки деятельности образовательной организации позволит школьным библиотекам/ИБЦ
обеспечить реализацию ФГОС и организовать продуктивное сотрудничество между педагогическими и
руководящими работниками в рамках образовательной организации.
Слайд 51Механизмы реализации Концепции
Планируемым механизмом реализации настоящей Концепции является включение соответствующих
задач в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ и
программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов, внебюджетных источников.
Слайд 52Региональный и муниципальный уровень реализации Концепции
Обновление нормативной-правовой базы деятельности школьной
библиотеки и ИБЦ в соответствии с современными требованиями к образованию;
Материально-техническое обеспечение деятельности школьной библиотеки и ИБЦ, обеспечивающее возможность активного участия в реализации Всероссийской и региональной Концепции развития ИБЦ;
Разработка региональных подпрограмм, ориентированных на существенное обновление и пополнение основных и учебных фондов школьных библиотек;
Включение школьных библиотек в региональные программы информатизации образовательных организаций региона;
Организация ежегодного мониторинга развития школьных библиотек /ИБЦ региона;
Слайд 53Региональный и муниципальный
уровень реализации Концепции
Разработка проектов развития современной системы повышения
квалификации школьных библиотекарей, педагогов-библиотекарей, ориентированной на использование различных моделей и
форм постдипломного обучения в условиях принятого профессионального стандарта «педагог-библиотекарь»;
Разработка дополнительного регионального социального пакета для школьных библиотекарей, педагогов-библиотекарей;
Усиление методического сопровождения деятельности школьной библиотеки и ИБЦ (расширение функций районных методистов по организации деятельности школьной библиотеки);
Финансирование программ комплектования основных фондов школьных библиотек/ИБЦ;
Слайд 54Региональный и муниципальный
уровень реализации Концепции
Содействие развитию системы повышения квалификации и
дополнительного образования школьных библиотекарей, кадровый менеджмент специалистов школьных библиотек;
Разработка
программ социального партнерства школьных библиотек с библиотеками других типов, учреждениями культуры, общественными организациями;
Содействие объединению школьных библиотекарей в профессиональные общественные организации (Ленинградское региональное представительство РШБА);
Создания регионального попечительского совета школьных библиотек/ИБЦ Ленинградской области;
Выявление и широкое распространение инновационного опыта школьных библиотек и ИБЦ посредством проведения ежегодных конференций, вебинаров, публикаций в СМИ;
Включение школьных библиотек в региональные программы по поддержке и развитию чтения населения территории;
Слайд 55Региональный и муниципальный
уровень реализации Концепции
Разработка мер экономического и информационного поощрения
лучших школьных библиотекарей и библиотек/ИБЦ, увеличение поощрительного фонда областного профессионального
конкурса «Библиотекарь года» и «Создание и развитие школьных информационно-библиотечных центров (ИБЦ) в условиях ФГОС», грантовая поддержка работы лучших школьных библиотек области;
Поэтапное введение должности педагог-библиотекарь в общеобразовательные организации Ленинградской области;
Создание автоматизированной информационно-библиотечной системы (АИБС) в Ленинградской области и регионального информационно- библиотечного центра ЛОИРО.
Слайд 56Уровень общеобразовательной организации
Пересмотр имеющейся документации, регламентирующей деятельность школьной библиотеки в
соответствии с Уставом и Программой развития образовательной организации;
Отражение деятельности школьной
библиотеки в планах и публичных отчетах директора школы;
Создание попечительского совета школьной библиотеки/ИБЦ;
Необходимое и достаточное ресурсное обеспечение деятельности школьной библиотеки:
выделение в статьях сметы школы на учебные расходы отдельных строк на финансирование деятельности школьной библиотеки, прежде всего, на комплектование учебных и основных фондов;
Слайд 57Уровень общеобразовательной организации
в библиотеках и ИБЦ предусматривать пространственно-обособленные зоны различных
типов: зону для получения информационных ресурсов во временное пользование, зону
для самостоятельной работы с ресурсами на различных типах носителей, зону для коллективной работы с гибкой организацией пространства, презентационную зону для организации выставок и экспозиций, рекреационную зону для разнообразного досуга и проведения мероприятий;
Слайд 58Уровень общеобразовательной организации
создание условий для доступа к электронным (цифровым)
библиотекам, обеспечивающим доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и
поисковым системам, а также иным информационным ресурсам, организация доступа к полнотекстовым молодежным и педагогическим электронным библиотекам;
Слайд 59Уровень общеобразовательной организации
Включение в программу информатизации образовательной организации с целью
обеспечения школьных библиотек необходимого оборудования для автоматизированного рабочего места библиотекаря
и рабочих мест пользователей, мультимедийной и компьютерной техникой.
Оснащение школьных библиотек Автоматизированной информационно-библиотечной системой АИБС (рекомендованная система для Ленинградской области MAPK-CLOUD, работающая на облачных технологиях);
Слайд 60Уровень общеобразовательной организации
Включение библиотеки в проекты и образовательные программы,
разрабатываемые школой;
Содействие в переподготовке и повышении квалификации школьных библиотекарей, педагогов-библиотекарей;
Рекомендовать
введение в штатное расписание школы должности педагог-библиотекарь;
Слайд 61Уровень общеобразовательной организации
Разработка и поддержка общешкольных проектов (программ):
«Школьная библиотека
/ИБЦ как центр развития чтения»,
«Школьная библиотека /ИБЦ как центр формирования
информационной культуры всех участников образования»
сетевой проект «Читающая мама – читающая страна».
Слайд 62В целом, как показывает образовательная практика ведущих стран мира, школьная
библиотека в настоящее время должна взять на себя не только
обучающую, но и воспитательную (в том числе гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание), информационно-методическую, культурно-просветительскую, профориентационную и досугообеспечивающую функции, что отражено в представленной Концепции.