Слайд 1
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2010 год
Слайд 2Домашнее задание
Выберите три любых принципа поликультурного образования и предложите варианты
их реализации в дошкольной образовательной организации (1-2 страницы).
Слайд 3Основные принципы поликультурного образования
Принцип полилингвальности.
Принцип преемственности .
Принцип дифференциации и
разнообразия.
Принцип креативности.
Принцип культурной целостности.
Принцип объемной (стереоскопической) картины
мира.
Принцип вариативности.
Принцип этической актуальности.
Слайд 4Принцип полилингвальности
Лингвосоциокультурной основой российской идентичности является языковая компетенция, обеспечивающая формирование
поликультурно-ориентированной личности, владеющей несколькими языками. Методически обоснованное соотношение языков обучения
и изучения является важнейшей составляющей поликультурного обучения, расширяет индивидуальное восприятие картины мира, вооружая человека набором социокультурных кодов, соответствующим сложной конструкции идентичности. В гуманистической парадигме образования возрастает и роль иностранного языка, используемого как способ постижения мира, приобщения к культуре многих стран и народов, осознания принадлежности к планетарному культурному сообществу.
Слайд 5Принцип преемственности
Одной из необходимых основ формирования российской гражданской идентичности является
такая система образования, которая способна транслировать от поколения к поколению
национальную культуру, обеспечивая открытость для взаимодействия с другими культурами и современное цивилизационное развитие нации. Естественной функцией национальной культуры (а значит и образования) является постоянное обновление, предполагающее интенсивную модификацию этнокультурного комплекса, выработку и освоение инноваций в ходе активного межкультурного сотрудничества и цивилизационного развития.
Слайд 6Принцип дифференциации и разнообразия
Потенциал выживания системы тем выше, чем разнообразнее
и дифференцированнее ее реакции, соответствующие многообразию внешних воздействий. Чем сложнее
внутренняя структура общества, чем разнороднее его этнический состав, чем более многомерна и ассиметрична его культура, - тем больше у него шансов выжить, тем более оно устойчиво и жизнеспособно. Культурное взаимодействие (и в условиях межкультурного диалога, и в стремлении к единству национальной культуры) не должно приводить к усреднению, унификации, разрушению специфической картины мира. Поэтому в содержании поликультурного образования закладываются условия комплиментарности культур и языков - в противовес унификации и ассимиляции.
Слайд 7Принцип креативности
Основным жизнеобеспечивающим ресурсом в современном обществе становится сам человек
с его способностью к саморазвитию и творческому преобразованию информации. Интеллектуальный,
творческий труд делает самого человека не только основным жизнеобеспечивающим ресурсом, но одновременно и целью общественного и культурного развития. Поэтому одним из важнейших инструментов модернизации, формирующим российскую гражданскую идентичность, является поликультурное образование, способное подготовить человека к самореализации в условиях информационной культуры.
Слайд 8Принцип культурной целостности
Понимание культуры как сущностной основы образования требует формирования
и развития универсальных умений и компетенций, в том числе освоения
обучающимися актуальных культурных норм и принятие общезначимых образцов деятельности и поведения. Только культурные практики, совмещающие результаты всех видов образовательной (предметно-урочной, внеурочной самостоятельной, дополнительной) деятельности, включающие опыт общения и группового взаимодействия со сверстниками и взрослыми, могут стать надежным фундаментом гражданской идентичности.
Слайд 9Принцип объемной (стереоскопической) картины мира
Формирование российской гражданской идентичности предполагает отказ
от разделения содержания образования на несколько компонентов и включение необходимого
этнокультурного и регионального содержания образования в федеральный государственный образовательный стандарт. Образовательное описание мира с необходимостью требует точного выбора дидактической позиции, адекватного психологической, культурно-исторической и географической локализации сообщества, к которому принадлежат дети. Движение от семьи и родного дома - к стране и миру, от субъекта федерации - к России и земному шару представляется вполне естественным.
Слайд 10Принцип вариативности
Стратегии и технологии поликультурного образования должны соответствовать региональным обстоятельствам
и целям формирования российской гражданской идентичности. Эффективной содержательной структуры федерального
государственного образовательного стандарта следует добиваться хотя и единым способом, но различными средствами в различных субъектах федерации. Диапазон содержательной вариативности поликультурного обучения задается самим присутствием региональной и этнокультурной частей в составе федерального государственного образовательного стандарта.
Слайд 11Принцип этической актуальности
Поликультурное образование имеет значительный морально-этический потенциал, поскольку создает
универсальную основу для воспитания и культивирования личностного, культурного, национального достоинства
каждого гражданина Российской Федерации. Духовно-нравственные ценности и достижения всех культур, всех этнических и этноконфессиональных групп, всех национально-территориальных сообществ России только в поликультурном контексте приобретают образовательную актуальность, то есть получают общественную санкцию и государственное признание. Кроме того, морально-этическое единство и духовно- нравственная целостность поликультурной основы образования позволяет избежать риска раздвоения личности, исключить опасность противопоставления этнокультурной и гражданской идентичности человека.