Слайд 1КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Научно-практическая конференция
Тема: Инновационные процессы в образовании
Слайд 2Проект: д.п.н. И.В. Демакова
Редактор: к.п.н. Е.М. Свиридова
Разработчики сообщения:
Методист МАОУ
ДО МУК «Эврика»
г. Новый Уренгой Н.В. Шулекина
Слайд 3КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Инвариантные составляющие по С. Френе
– это «истинные, не подлежащие пересмотру, не изменяющиеся, никогда не
подводящие и гарантирующие от ошибок».
Слайд 4В качестве «инвариантов» воспитания рассматриваются:
Ценности, цели, приоритеты;
Функции, содержание;
Психолого-педагогические характеристики;
Критерии эффективности
и показатели успешности деятельности педагога.
Слайд 5
КОНЦЕПЦИИ
Коммунистическая
идеология
(концепция)
Личностно-
ориентированная
концепция
Слайд 7В современной сфере образования с позиций принятия ребёнка как ценности,
педагог принимает на себя ответственность за то, чтобы:
человек состоялся;
не был сломан, унижен;
«я знал себе цену»;
оценивал свои возможности;
имел самодостаточную «я - концепцию» (могу, хочу, делаю, нравлюсь, думаю…)
Слайд 9Личность выявляет себя, вступая в отношения с другими личностями.
Индивидуальность выявляет
себя, обособляясь от других индивидуальностей.
Это две ипостаси одного и
того же человека, с которыми педагог имеет дело.
Слайд 10 «В процессе управления развитием и социализацией личности (ребенка, подростка,
студента) на основе анализа практики сделан парадоксальный вывод: педагогу легче
принять, что «человек таков», смириться «с этим», выбрать глубокую тактику. Гораздо труднее принять то, что «человек есть», ибо это принятие означает признание его равноправия и субъектности».
Слайд 11 Современная психология даёт педагогам ориентиры «личностного роста», которые возникают
на пересечении двух линий развития, каждая из некоторых символизирует «фонды
развития ребенка» - фонд «Хочу» и фонд «Могу».
Слайд 12В качестве точки личностного развития можно рассматривать точку пересечения таких
показателей, как компетентность и активность.
Обеспечение педагогом гармонии развития компетентности и
активности свидетельствует о «гармонии процесса развития личности».
Деятельность педагога, ориентированная на гуманизацию пространства детства и юношества, включает задачу «создания условий», обеспечивающих благополучный процесс развития личности (ребенка, подростка, студента ) и устраняющих препятствия на его пути.
Слайд 13
Факторы риска,
тормозящие
развитие
Человека
(ребенка, студента,
взрослого)
страх, рождающий
неуверенность в
себе
комплекс
неполноценности, следствием
которого
является проявления агрессии
пережитые
несправедливые обвинения,
являющиеся тормозом развития
(в «прегрешениях», которых
не совершали)
чувство вины и стыда, которые
глубоко ранят душу на годы,
убивают ощущение счастья
Слайд 14Приоритетные задачи педагога:
- гуманизировать образовательное пространство;
- способствовать преодолению стрессов;
-
всеми возможными способами поддерживать веру в себя;
- озвучивать достоинство (подростков,
детей, юношества), ситуации проявления их человеческих поступков, несущих ценностное осмысление ориентаций (позиционных);
- стимулировать факторы развития личности (ребенка, подростка, студента).
Слайд 15 Временной период «детства», «юношества» - непреходящая ценность. Не
факт, что оно всегда – счастливое время, задача педагога -
компенсировать «потери этих ощущений» в пору становления личности.
Слайд 16 «Детство» и «юношество» - не подготовка к жизни, а
сама жизнь.
Д.Н. Узнадзе определил «трагедию воспитания»: воспитатель руководствуется в
своей работе «ориентирами на будущее», «требованиями государства», «будущими ролями в обществе», а растущий человек «во имя будущего» теряет «свое сегодня».
Слайд 17 «Добрые намерения» педагогов, наставников, мастеров не совпадают с актуальными
потребностями подрастающих личностей (ребенка, юноши, подростка), т.к. они не могут
прогнозировать будущее так, как это может взрослый. Это приводит к конфликтам, которые являются факторами дегуманизации пространства «детства», «юношества».
Слайд 18 В современных условиях воспитание является управлением:
«процессом развития
личности»,
«процессом социализации личности».
Такое понимание процесса воспитания вносит
новые акценты в ценности педагогической деятельности:
важно понимание «бытийности», «времени жизни детей, студентов, учителей в пространстве образовательного учреждения» (совместное бытие подрастающих и взрослых).
Слайд 19 Цели управления социализацией и развитием личности в парадигме личностно-ориентированного
образования появляются из «ценностей» (вытекают), совокупность которых и есть «концепция
воспитания в современных условиях», это:
создание комплекса условий, способствующих инициации проявления активности и самостоятельности личности (ребенка, подростка, студента).
Слайд 20ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭТОГО ПРОЦЕССА:
уважение личности (ребенка, подростка, студента) и его
внутреннего мира;
признание прав человека «подрастающей страны», в условиях своего становления;
Гармонизация:
«управления развитием и социализацией» и самовоспитание (ребенка, подростка, студента);
обеспечение условий реализации:
а) многообразных видов деятельности;
б) принципов гласности, открытости;
в) взаимосвязей на разных уровнях общения в микро- и макросоциуме
Слайд 21ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭТОГО ПРОЦЕССА:
обеспечение эмоциональной стабильности в образовательной среде как
фактора развития (ребенка, подростка, студента);
создание и развитие социокультурной среды, способствующей
гармонизации управления процессом развития социализации личности на стадии ее становления;
создание развивающей образовательной среды, способствующей активности, саморазвитию, на основе позитивной мотивации к самосовершенствованию в процессе участия в разнообразных видах деятельности, сохранению и развитию соматического, психического и экологического здоровья;
организация самоуправления на основе принципов демократии (выборность, отчетность, толерантность, гласность, открытость, согласованность позиций);
Слайд 22ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭТОГО ПРОЦЕССА:
создание условий стремления к потребности проявления самостоятельности
и соблюдению нормативной этики;
обеспечение условий динамичного развития целей, возможности их
коррекции, адекватности содержанию деятельности;
обеспечение единства целей содержания и ценностей в процессе реализуемой деятельности;
педагог поддерживает: познавательный интерес, атмосферу творчества, сопереживание успеха, коллективную ответственность, разделение успеха;
личность важнее любой педагогической проблемы (ценность!);
настоящее жизни – важнее прошлого и будущего;
Слайд 23ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭТОГО ПРОЦЕССА:
чувства «живые и настоящие» - важнее мыслей
и знаний;
понимание – важнее, чем объяснения (в любой ситуации);
принятие –
важнее исправления;
направленность на развитие (ценности, выбор, приоритеты) -важнее деклараций и инструкций.
Слайд 24ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ:
оптимистичный взгляд (на ребенка, подростка, студента);
позитив – в поиске
«опоры на лучшее» в человеке;
человек - это то, что он
есть – а не то, чем он может стать;
ресурс – в самом человеке;
педагог обеспечивает «трудную работу роста».
Слайд 25ПРИОРИТЕТЫ ПЕДАГОГА (ФАСИЛИТАТОРА):
он открыт к общению, диалогу;
оказывает доверие (к ребенку,
подростку, студенту);
способен видеть мир из глаз (ребенка, подростка, студента);
понимает и
тепло относится к своим питомцам;
относится к себе как «целостной системе»;
личностные контакты важнее «прогибания под нормы»;
индивидуальность личности педагога влияет больше, чем вербальное (словесное) воздействие;
педагог реализует «самовыращивание»;
учитель – «фасилитатор» - ключевая фигура гуманизации образования;
Слайд 26ЦЕННОСТИ ПЕДАГОГА – ФАСИЛИТАТОРА
конкурентоспособность;
самоценность технической подготовленности;
толерантность (отношение к религиям);
оснащенность новыми
ИТ;
адаптивность к современному миру;
способность к саморазвитию;
непрерывное достраивание себя в изменяющихся
условиях;
духовное самоукрепление на пути преодоления трудностей;
Слайд 27ЦЕННОСТИ ПЕДАГОГА – ФАСИЛИТАТОРА
глубинный, личностный, гуманистический, позитивный в мировосприятии самоценности
человека;
гуманист;
не принимающий насилие и жестокость ко всему живому;
ему присуще тонкое
осознание неповторимости каждого человека;
конструктивен во взаимодействии;
способен на полноту принятия ответственности за свою деятельность;
Слайд 28ЦЕННОСТИ ПЕДАГОГА – ФАСИЛИТАТОРА
открыт к сопереживанию, способен на самовыражение чувств;
в
состоянии непрерывного «роста» и «развития»;
инициативен, творец, богат интегративным опытом, родом
«из детства»;
отрицает жертвенность в настоящем во имя «прошлого и будущего»;
сочетание 5 искусств:
а) уважения;
б) понимания;
в) помощи и поддержки;
г) договора;
д) быть собой.
Слайд 29
ЭТО НОВАЯ ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 30Педагог реализует функции:
идеологии, стратегии, тактики;
качественного изменения в «росте» человека;
служитель саморазвития;
вместо
запретов – помощь;
вместо борьбы – духовная поддержка;
организатор «внутренней стороны жизни»;
побудитель
коллективной рефлексии;
рождения внутреннего философского пространства, как основы жизнедеятельности;
лидер с «харизмой»;
адвокат пространства «детства, студенчества».
Слайд 31 Изучение личности
(ребенка, подростка,
студента) –
ведущее условие
гуманизации.
ОУ – «Воспитательная клиника»
Слайд 33 Гуманизация социализации – процесс поддержки оптимального состояния развития
среды
Слайд 34Критерии эффективности управления процесса развития и социализации
А. Эллир (его критерии
успешности):
оптимизм;
активность;
самодисциплина;
плюрализм;
достоинство;
самосовершенствование.
Слайд 35Критерии эффективности управления процесса развития и социализации
Уил Бегли (его критерии
жизнедеятельности ОУ):
сотрудничество;
бодрость;
верность долгу;
мужество;
стойкость перед разочарованием;
настойчивость в преодолении трудностей;
лояльность по отношению
к другим;
готовность принять факты.
Слайд 36Критерии эффективности управления процесса развития и социализации
А.С. Макаренко (его критерии):
умение
любить;
умение трудиться;
умение дружить;
умение чувствовать;
умение разделить радость.