Слайд 1КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ
Мусаханова Н.А.
Лекция 1
Финансы корпораций: основы организации и содержание
их финансовой среды
Слайд 2Содержание
I Сущность финансов корпораций
II Финансовая политика корпорации
III Функции финансовой
системы
IV Корпоративное управление и агентская проблема
Слайд 3Понятие корпорации
Корпорация (от новолат. corporatio — объединение) — юридическое лицо, которое является объединением физических лиц но при
этом функционирует независимо от них (то есть самоуправляемо).
Корпорация - всякое объединение
с экономическими целями деятельности.
Слайд 4Признаки корпорации и модели корпоративного управления
Юридическое лицо
Ограниченная ответственность
Свободная продажа акций
Централизованное управление советом
директоров
Англо – американская- большое количество мелких инвесторов, управление находится в
руках менеджмента корпорации ;
Немецкая (инсайдерская) - все стороны, заинтересованные в деятельности корпорации, имеют право участвовать в процессе принятия решений (акционеры, менеджеры, персонал, банки, общественные организации);
Японская модель - полностью закрытая и основанная на банковском контроле, это позволяет снизить проблему контроля менеджеров;
Семейная - управление корпорациями осуществляется членами близкими родственниками (семьей).
Слайд 5Отличия корпорации от других форм организации бизнеса, ее цели
Существует независимо
от собственников;
Ограниченная ответственность;
Наличие общего капитала;
Принципы разделения ответственности корпорации и ее
собственников.
Цели:
- недопущение банкротства и больших финансовых потерь;
- лидерство в конкурентной борьбе;
- максимизация «цены фирмы» через рост курсовой стоимости акций;
- рост объема производства и продаж;
- максимизация прибыли и минимизация расходов;
- обеспечение достаточного уровня доходности активов и продаж.
Слайд 6Содержание
I Сущность финансов корпораций
II Финансовая политика корпорации
III Функции финансовой
системы
IV Корпоративное управление и агентская проблема
Слайд 7Финансовая политика корпорации
- разработка оптимальной концепции управления финансовыми потоками корпорации;
-
выявление основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий - период
и перспективу, при этом учитываются возможности развития;
- осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
Слайд 8Задачи финансовой политики
максимизация прибыли;
оптимизация структуры и стоимости капитала;
достижение финансовой открытости
корпорации для собственников, инвесторов и кредиторов;
использование рыночных механизмов привлечения капитала
с помощью эмиссии корпоративных ЦБ, финансового лизинга, проектного финансирования;
разработка эффективного механизма управления финансами (ФМ) на основе диагностики финансового состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности корпорации.
Слайд 9Финансовая стратегия
анализ и оценка финансово-экономического состояния;
разработка учетной и налоговой политики;
выработка
кредитной политики;
управление основным капиталом и принятие амортизационной политики;
управление оборотным капиталом
и кредиторской задолженностью;
управление заемными средствами;
управление текущими издержками, сбытом и прибылью;
ценовая политика;
выбор дивидендной и инвестиционной политики;
оценка достижений корпорации и ее рыночной стоимости.
Слайд 10Содержание
I Сущность финансов корпораций
II Финансовая политика корпорации
III Функции финансовой
системы
IV Корпоративное управление и агентская проблема
Слайд 11Финансовая среда корпорации, ее функции
Перемещение ресурсов во времени и пространстве;
Управление
риском;
Расчетно-платежная система ;
Информационная поддержка;
Решение психологических проблем стимулирования.
Слайд 12Содержание
I Сущность финансов корпораций
II Финансовая политика корпорации
III Функции финансовой
системы
IV Корпоративное управление и агентская проблема
Слайд 13Корпоративное управление
Корпоративное управление – это система взаимоотношений между менеджерами компании
и их владельцами (акционерами), связанным с обеспечением эффективности деятельности компании
и обеспечением интересов владельцев и других заинтересованных сторон.
Корпоративное управление – это процесс, в соответствии с которым устанавливается баланс между экономическими и социальными целями, между индивидуальными и общественными интересами.
Корпоративное управление – вид хозяйственного управления корпоративными объединениями, основными функциями которого является стратегическое планирование развития хозяйственных единиц и корпорации, ее обновлению, развитию видов производства и технологии, использования и реконструкции оборудования, достижения конкурентных преимуществ на рынках и др.
Слайд 14Особенности корпоративного управления
Лица, владеющие бизнесом (акционеры), обычно отделены от ежедневного
контроля над ним.
Акционеры нанимают профессиональных менеджеров для управления предприятием
от своего лица.
Акционеры – принципалы.
Менеджеры – агенты акционеров.
Слайд 15Концепция агентских отношений
В сложных организационно-правовых формах присутствует разрыв между функцией
владения и функцией управления, то есть владельцы компаний удалены от
управления, которым занимаются менеджеры.
Конфликт между интересами акционеров и интересами менеджеров называется агентской проблемой.
Слайд 16Агентские конфликты
Менеджеры:
Раскрытие - эффективность менеджмента;
Подотчетность- роль и полномочия директоров компаний;
Справедливость
и честность.
Акционеры:
Для нивелирования противоречий между акционерами и менеджерами необходимы
агентские издержки:
расходы на осуществление контроля за деятельностью менеджеров ( затраты на проведение аудиторских проверок);
расходы на создание организационной структуры, ограничивающей возможность нежелательного поведения менеджеров ( введение в состав правления внешних инвесторов);
альтернативные затраты, возникающие в тех случаях, когда условия, установленные акционерами, ограничивают действия менеджеров, противоречащих интересам владельцев. ( голосование по определенным вопросам на общем собрании).
Слайд 17Задание
Дайте сравнительную характеристику Англо-американской, Немецкой, Японской и Семейной моделей
корпоративного управления по следующим характеристикам:
Каким странам присуща;
Система
социальных ценностей;
Роль трудовых коллективов;
Основной способ финансирования;
Временной горизонт инвестирования;
Стоимость капитала;
Рынок капитала;
Основная экономическая единица;
Тип инвестиций;
Оплата менеджмента;
Структура акционерного капитала.