Слайд 1Креативная функция маркетинга
Разработка политики маркетинга:
Целеполагание
Разработка стратегического плана по достижению поставленных
рыночных целей
Разработка тактического плана по достижению поставленных рыночных целей
Слайд 2Таким образом,
политика = Постановка цели
Разработка стратегии
Разработка тактики
Цель
маркетинга – это будущее желаемое состояние рыночного положения фирмы
Стратегия маркетинга
– система решений, определяющих генеральное направление развития фирмы и основные принципы ее взаимодействия с потребителями и конкурентами
Тактика маркетинга – система конкретных мероприятий в рамках принятой стратегии (ответы на вопросы: Что делать? Как? Когда? Где?).
Слайд 4Тема. Ценовая политика
- маркетинговая деятельность по планированию и осуществлению
совокупности стратегий и мероприятий по формированию конкурентных ценовых преимуществ и
предложению товара по такой цене, которая удовлетворяет потребителя, обеспечивая фирме достижение поставленных рыночных целей
Слайд 6Разработка стратегического плана
Слайд 7Разработка ценовой политики в контексте маркетинговой деятельности фирмы
Слайд 8Постановка целей ценообразования
Слайд 9Цели, связанные с прибылью
основанные на абсолютной величине прибыли, то
есть сумме, которую получает продавец от реализации всех товаров за
вычетом расходов:
максимизация прибыли в долгосрочном периоде;
максимизация прибыли в краткосрочном периоде
основанные на относительной величине прибыльности, то есть показателях эффективности:
максимизация рентабельности продаж, то есть доли прибыли (в %) в общей величине выручки от продаж;
максимизация рентабельности чистого собственного капитала фирмы, то есть получение наибольшей величины прибыли в расчете на каждую денежную единицу той части активов фирмы, которые являются собственностью ее владельцев;
максимизация рентабельности всех активов фирмы, включая как собственные, так и заемные.
Слайд 10Цели, связанные с объемом продаж
основанные на абсолютных показателях:
максимизация объема продаж
в натуральных единицах измерения товара – например, штуках, литрах, тоннах,
метрах и т.п.;
максимизация объема продаж в стоимостном выражении (с учетом цены на товар), то есть максимизация выручки
основанные на относительных показателях:
увеличение темпов роста продаж;
увеличение доли рынка фирмы.
Слайд 11Цели, связанные с конкуренцией
стабилизация существующего положения (и, следовательно, цен);
позиционирование относительно конкурентов.
Слайд 12Анализ затрат
Сущность затратного подхода
Затратный подход к ценообразованию – метод, принимающий
в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и
организацию сбыта товара.
Продукт→Технология→Затраты→Цена→
Ценность→Покупатели
Ценность – субъективно воспринимаемая полезность товара для покупателя
Слайд 13Ограниченность подхода
во многих случаях величину удельных затрат на единицу продукции
(которая вообще-то и должна быть основой цены при таком подходе)
невозможно определить до того, как цена будет установлена.
Причина:
при рыночной организации сбыта продукции уровень цены определяет возможный объем продаж и, следовательно, возможный объем производства. А от объема производства прямо зависит размер удельных затрат на единицу продукции (сумма условно-постоянных затрат в расчете на одно изделие меняется).
Следовательно, совершенно не ясно – будут ли покупать наш товар по такой цене, которую «приблизительно» установили бухгалтера.
Слайд 14Классификация затрат
Традиционно:
по экономическому содержанию
сырье и материалы
заработная плата
отчисления на социальные
нужды
амортизация
прочие расходы.
по калькуляционным статьям
затраты, связанные с производством продукции;
затраты внепроизводственного
характера.
К производственным затратам относятся :
а) цеховые затраты
б) накладные расходы
К внепроизводственным затратам относятся связанные с упаковкой, транспортировкой уже готового товара и т.п.
Слайд 15Классификация затрат
по принципу отнесения затрат на определенный вид продукции
прямые
затраты – непосредственно связанные с производством данной единицы товара,
косвенные затраты
– относящиеся к изготовленной партии (партиям, в случае нескольких ассортиментных групп) в целом
в зависимости от объема производства
переменные (прямо пропорциональные объемам производства) – затраты на реальное осуществление целевой деятельности, ради которой была создана фирма;
постоянные (не зависящие от объема производства) – затраты на создание условий для осуществления целевой деятельности.
Слайд 16Классификация затрат
Прогрессивная классификация:
в связи с изменениями цен и объемов
продаж
приростные – те виды затрат, которые изменяются при изменениях цен
и объемов продаж;
неприростные – остаются неизменными при изменениях цен и объемов продаж.
Весьма близко к классификации на постоянные и переменные, но не вполне совпадает с ней по существу.
в связи с возможностью предотвращения затрат
невозвратные – затраты, которые фирма вынуждена будет осуществить при любом варианте выбранной коммерческой политики.
предотвратимые – затраты, которые еще не были осуществлены или которые могут быть аннулированы без потерь.
Слайд 17Анализ спроса
Сущность ценностного подхода
Ценностной подход к ценообразованию – метод, принимающий
в качестве отправной точки понимание того, какой цены заслуживает товар.
Покупатели→Ценность→Цена→
Затраты→Технология→Продукт
Ценность
– субъективно воспринимаемая полезность товара для покупателя
Слайд 18Соотношение ценности товара и его цены
Слайд 19«Экономическая ценность товара» - сумма цены лучшего из доступных покупателю
альтернативных товаров (цены безразличия) и ценности для него тех свойств
нашего товара, которые отличают его от этой лучшей альтернативы (ценности отличий).
Слайд 20Факторы ценочувствительности индивидуального потребителя
Слайд 21Эффект представлений о наличии заменяющих товаров (осведомленности) — покупатель тем
более чувствителен к цене товара, чем более он осведомлен о
наличии товаров, воспринимаемых им как аналоги.
Эффект уникальности — чем более уникален товар по своим свойствам, тем менее покупатели будут чувствительны к уровню его цены, когда будут сравнивать его с альтернативными товарами.
Эффект затрат на переключение — чем существеннее затраты, связанные с организацией использования специфической марки (типа) данного товара, тем менее покупатели будут чувствительны к ценам при выборе из альтернативных марок.
Слайд 22Эффект оценки качества через цену — чем в большей мере
покупатель воспринимает цену как сигнал об уровне качества, тем менее
он чувствителен к ее абсолютному уровню.
3 группы таких товаров:
1) имиджевые товары;
2) эксклюзивные товары;
3) товары без иных характеристик качества
Эффект оценки товара через конечный результат — чем покупатель более чувствителен к общей величине затрат на достижение некоего конечного результата и чем большую долю в ней составляет какой-то промежуточный товар, который ему надо приобрести для достижения этого результата, тем он более чувствителен к цене такого промежуточного товара.
Слайд 23Эффект справедливости цены — покупатель тем более чувствителен к цене,
чем существеннее ее величина выходит за пределы диапазона, в котором
покупатель считает цены «справедливыми» или «обоснованными».
Эффект создания запасов — чем более товар пригоден для хранения в составе запасов, тем покупатели чувствительнее к временным отклонениям его цены от того уровня, который соответствует их долгосрочным ожиданиям.
Эффект разделения затрат — чем большую часть затрат на покупку несут третьи лица, тем меньше чувствительность покупателя к цене.
Слайд 24Эффект дороговизны товара — чувствительность покупателя к уровню цены тем
больше, чем выше затраты на приобретение товара по абсолютной величине
или в процентах от общей суммы имеющихся у покупателя средств.
Эффект затрудненности сравнений — покупатели менее чувствительны к уровням цен широко известных товаров или товаров известных фирм, если сравнение товаров по свойствам и ценам затруднено.
Слайд 25Стратегическая ценовая сегментация
Слайд 26Стратегическая ценовая сегментация
— основана на анализе факторов ценочувствительности потребителей
На основе
разделения факторов ценочувствительности:
влияющих на дифференцированную ценность (известные товары-заменители, уникальная ценность,
затрудненность сравнения, эффект «цена-качество», значимость конечного результата)
влияющих на причиненный «ущерб» (дороговизна, разделение затрат, справедливость цен, затраты на переключение)
Слайд 27Наиболее часто встречающиеся сегменты:
левый верхний квадрант — сегмент «ориентирующихся на
цену» (покупатели стремятся приобретать товар по наиболее низкой цене в
соответствии с минимальным уровнем приемлемого качества из всех возможных предложений). Эту категорию покупателей невозможно убедить приобрести товар по несколько повышенной цене даже при придании товару дополнительных атрибутов, обслуживания или репутации продавца. Следовательно, остается предлагать узкий ассортимент по относительно низким ценам. Например, «Пятерочка», «Копейка», «Эконом» и проч.
Слайд 28Наиболее часто встречающиеся сегменты:
правый нижний квадрант — сегмент «приверженных»
(покупатели предпочитают определенную марку на основе ее репутации, уникальности или
своего опыта). При попадании этих цен в «справедливый интервал» они не ищут иные возможные варианты, а приобретают товар. Следовательно, стратегия повышения воспринимаемой ценности потребителем, обоснования «справедливости» цены, подкрепленная стратегией высокого качества. Например, фирма Катерпиллер, многие марки сигарет, марки алкогольных напитков.
Слайд 29Наиболее часто встречающиеся сегменты:
правый верхний квадрант — сегмент «ориентирующихся
на выгоды» (покупатели иногда приобретают дорогие престижные марки, но лишь
после тщательного изучения цен и свойств альтернативных товаров и вывода, что добавленная ценность соизмерима с дополнительными расходами). Следовательно, предложение временных ценовых скидок на действительно известные, зарекомендовавшие себя марки. Например, многие марки бытовой техники, косметические товары по каталогам
Слайд 30Наиболее часто встречающиеся сегменты:
левый нижний квадрант — сегмент «ориентирующихся
на удобство» (покупатели не всегда интересуются различиями между марками —
годится любая, — и не очень обеспокоены расходами). Покупают доступное, сводя к минимуму анализ «цена-качество». Следовательно, предложение максимума удобств даже при относительно высоких ценах (следование наряду со стратегией высоких цен стратегии селективного распространения)
Слайд 31Анализ конкуренции
Обычно анализ проводится по сравнению с самым опасным конкурентом
(который занимает наилучшую позицию на рынке товара или в сегменте
рынка).
Превосходство может проявляться в двух ракурсах:
внешнее – если оно основано на отличительных качествах товара, которые создают ценность для покупателя либо за счет более низких затрат на его приобретение (использование), либо за счет повышения эффективности;
внутреннее – если оно основано на превосходстве фирмы в отношении издержек производства или управления фирмой.
Слайд 33Возможная реакция конкурентов
Функция реакции конкурента (ов):
Mr, t = f (Mi,
t)
М – некоторая переменная маркетинга (в частности, цена);
t – время;
r
– реагирующий конкурент;
i - наша фирма.
Эластичность реакции:
ε r , t = % изменения Мr / % изменения Мi
интерпретация значений эластичности реакции:
Близко к 0 – реакция конкурента отсутствует, линии поведения независимы;
В пределах от 0,20 до 0,80 – частичная реакция;
В пределах от 0,80 до 1,00 – почти полная реакция (настройка);
Более 1,00 – отпор конкурента (ов).
Слайд 34Матрица эластичностей реакции конкурента (ов):
При использовании значения вероятностей разных вариантов
конкурентной реакции:
Слайд 35Анализ возможной реакции конкурентов
Слайд 36Классификация возможных ценовых стратегий -
В зависимости от стабильности цен
Стратегия неизменных цен – фирма стремится к установлению и сохранению
на протяжении длительного времени неизменных цен на свои товары. В случае роста издержек производства фирма вместо увеличения цен уменьшает массу упаковки, изменяет состав товара, несколько упрощает оформление товара, несколько снижает уровень качества……При этом полагает, что потребитель предпочитает такие изменения росту цен;
Стратегия изменяющихся цен – фирма изменяет цену сразу с изменением издержек производства и спроса.
Слайд 37Классификация возможных ценовых стратегий –
В зависимости от отражения в
цене достигнутой репутации фирмы
Стратегия поддержания репутации производителя дорогих высококачественных
товаров – в таком случае концентрация усилий на высоком качестве товаров, установление высоких цен, при рекламировании – избегание акцента на цене;
Стратегия сохранения анонимного присутствия на рынке – в таком случае фирма не стремится создавать себе репутацию ведущей марки среди товаров данного типа, работает под маркой оптового или розничного продавца – акцентируют внимание в рекламных кампаниях на цене (такое, однако, возможно только при низком уровне производственных затрат и широкой сбытовой сети)
Слайд 38Классификация возможных ценовых стратегий -
В зависимости от психологического восприятия
ценников потребителями
Стратегия «неокругленных» («ломаных») цен – установление цен
ниже круглых сумм. Например, 6,89 руб. или 13,68 руб. за ед. товара; популярна по нескольким причинам: покупателям нравится получать сдачу, покупателям кажется, что фирма очень щепетильна и честна по отношению к ним;
Стратегия «приятных глазу цифр» – использование цифр 2,3,6,8,9 но не 1,4,7.
Слайд 39Классификация возможных ценовых стратегий -
В зависимости от учитывания в
цене географического фактора
Стратегия установления цены в месте происхождения товара
– все расходы по доставке товара возложены на покупателя;
Стратегия единой цены с включенными в нее расходами по доставке – единая цена для любых покупателей, независимо от их удаленности (в нее уже заложена средняя сумма транспортных расходов);
Стратегия установления зональных цен – выделение нескольких зон и назначение для покупателей в пределах этой зоны своей цены;
Слайд 40Классификация возможных ценовых стратегий –
Стратегия установления цены базисного
пункта – выбирается какой-либо базисный пункт отгрузки, и с покупателей
взимается цена, включающая расходы по доставке до этого пункта;
Стратегия установления цены с принятием на себя (полностью или частично) расходов по доставке – в некотором смысле «в убыток» себе; при этом кратковременность и преследование целей проникновения на новые рынки, удержание своего положения на рынке с острой конкуренцией, поддержание деловых отношений с интересующими фирму конкретными покупателями.
Слайд 41Классификация возможных ценовых стратегий –
В зависимости от характера дискриминации
Стратегия дискриминации по группам покупателей – установление разных цен
для разных групп покупателей. Например, более низкая цена для разных категорий населения на ряд коммунальных услуг, при посещении музеев и кинотеатров, при пассажирских авиа- и железнодорожных перевозках;
Стратегия дискриминации по времени – разные цены в зависимости от сезона (причем не обязательно под «сезоном» понимается календарное время, это могут быть и более короткие периоды – дни недели и даже время суток) – например, тарифы на междугородние переговоры в выходные дни и ночное время ниже, чем в рабочие дни и дневное время;
Слайд 42Классификация возможных ценовых стратегий –
В зависимости от характера дискриминации
Стратегия дискриминации по местонахождению – в разных местах предложение товара
по разным ценам, хотя расходы, связанные с его предложением, одинаковы – например, различная цена театральных и кинобилетов в различных частях зрительного зала;
Стратегия дискриминации по вариантам представления товара – разные варианты товара продаются по различным ценам, которые не соответствуют издержкам – например, продажа одной и той же минеральной воды компанией Evian в качестве питьевой и в качестве косметического средства с почти стократной разницей в цене.
Слайд 43Условия эффективной ценовой дискриминации:
Во-первых, рынок должен поддаваться сегментированию, и
сегменты должны отличаться друг от друга интенсивностью спроса.
Во-вторых, представители
сегмента, в котором товар предлагается по низкой цене, не должны иметь возможности перепродать его представителям сегмента, где товар реализуется по более высокой цене.
В-третьих, доступ конкурентов с таким же товаром по низкой цене в высоко платежеспособный сегмент должен быть «закрыт».
В-четвертых, издержки по сегментированию и отслеживанию рынка не должны превышать суммы дополнительных поступлений от дискриминационного предложения.
В-пятых, конкретная форма ценовой дискриминации не должна противоречить действующему законодательству, в частности, Закону о защите прав потребителей
Слайд 44Классификация возможных ценовых стратегий –
В зависимости от характера взаимосвязанности
товаров в рамках товарной номенклатуры
Стратегия установления цен на товары,
взаимосвязанные с точки зрения издержек производства – на товары, по которым изменение объема производства одного вызовет изменение затрат на производство другого.
Это побочные продукты производства. Например, мясоперерабатывающие, металлургические, нефтехимические производства.
Слайд 45Классификация возможных ценовых стратегий –
В зависимости от характера взаимосвязанности
товаров в рамках товарной номенклатуры
Стратегия установления цен на товары,
взаимосвязанные с точки зрения спроса – на взаимодополняющие и взаимозаменяемые, т.е. такие, для которых цена одного влияет на спрос по другому.
Взаимодополняющие товары. Например, отечественный автомобиль и чехлы, шипованная резина, стеклоочистители для фар, автомагнитолы (радикальный вариант взаимодополнения – вспомогательные товары).
Взаимозаменяемые товары. Например, зимние сапоги и полусапожки.
Слайд 46Классификация возможных ценовых стратегий –
В зависимости от фазы жизненного
цикла
На этапе выведения товара – стратегия «снятия сливок», «ценового прорыва»,
«нейтральной цены».
На этапе роста спроса – ступенчатое снижение цен для привлечения ценочувствительных сегментов.
Возможное снижение уровня цены и острая ценовая конкуренция переходит иногда в ценовые войны.
На этапе зрелости-насыщения – стабилизация цен, уход из ценовой войны, дифференциация цен в самых разнообразных формах.
На этапе спада спроса - снижение цен, ускоренная распродажа товаров и выход из отрасли (или сегмента); иногда – повышение цен при умелом позиционировании и продвижении старого товара.
Слайд 47Классификация возможных ценовых стратегий
на этапе выведения товара на рынок
(в зависимости от субъективной оценки покупателем экономической ценности товара и
соотнесения ее с ценой)
Слайд 48Стратегия «снятия сливок» — установление цен на уровне более высоком,
чем, по мнению большинства покупателей, должен стоить товар с данной
экономической ценностью, и получение выгоды от высокой прибыльности продаж в узком сегменте рынка.
Стратегия ценового прорыва — установление цен на уровне более низком, чем (по мнению большинства покупателей), заслуживает товар с данной экономической ценностью, и получение большой массы прибыли за счет увеличения объема продаж и захваченной доли рынка.
Нейтральная стратегия ценообразования — установление цен, исходя из соотношения «цена/ценность», которое соответствует большинству других продаваемых на рынке аналогичных товаров.
Слайд 50Классификация возможных ценовых стратегий –
В зависимости от отражения в
цене уровня качества товара
Слайд 51Классификация возможных ценовых стратегий –
В зависимости от планируемых расходов
на стимулирование сбыта
Слайд 53Тактическое ценообразование
(ценообразование со скидками)
Скидка – условие сделки, определяющее размер уменьшения
базовой цены товара, указанной в сделке.
СКИДКИ:
Завуалированная (например, производитель организует
рекламу своей продукции (за свой счет) с опубликованием перечня торговых посредников, через которых эту продукцию можно приобрести)
Тактическая (все прочие скидки)
Слайд 55Тактическое ценообразование
(ценообразование со скидками)
Скидка за больший объем приобретаемого товара (некумулятивная,
кумулятивная и ступенчатая) - сумма снижения стандартной продажной цены, которая
гарантируется покупателю, если он единовременно приобретет партию товара с объемом, большим некоторой установленной величины.
Скидка за внесезонную покупку – мера снижения стандартной исходной цены, которая гарантируется покупателю при приобретении товаров сезонного спроса вне периода года, для которого они предназначены.
Слайд 56Тактическое ценообразование
(ценообразование со скидками)
Скидка за ускорение оплаты – мера снижения
стандартной продажной цены, которая гарантируется покупателю при оплате приобретенной партии
товара ранее установленного контрактом срока.
Скидка для поощрения продаж нового товара – мера снижения стандартной продажной цены, которая гарантируется торговым посредникам при реализации новых товаров, продвижение которых на рынок требует повышенных расходов на рекламу и услуги торговых агентов.
Слайд 57Тактическое ценообразование
(ценообразование со скидками)
Скидка за ускорение оплаты – мера снижения
стандартной продажной цены, которая гарантируется покупателю при оплате приобретенной партии
товара ранее установленного контрактом срока.
Скидка для поощрения продаж нового товара – мера снижения стандартной продажной цены, которая гарантируется торговым посредникам при реализации новых товаров, продвижение которых на рынок требует повышенных расходов на рекламу и услуги торговых агентов.
Слайд 58Тактическое ценообразование
(ценообразование со скидками)
Скидка на пробные партии и заказы –
мера снижения стандартной продажной цены, которая гарантируется производителем с целью
заинтересовать покупателя в новом для него товаре.
Скидка при комплексной закупке товаров – мера снижения стандартной продажной цены, которая гарантируется покупателю при приобретении данного товара вместе с другими дополняющими товарами этой фирмы. Например, копировальная техника и бумага, компьютерная техника и программного обеспечение, напитки и посуда для питья и т.п.
Слайд 59Тактическое ценообразование
(ценообразование со скидками)
Скидка для «верных» или престижных покупателей –
мера снижения стандартной продажной цены, которая гарантируется либо постоянной клиентуре,
либо покупателям, относящимся к категории «престижных».
Скидка при комплексной закупке товаров – Скидка за наличные – мера снижения стандартной продажной цены, которая гарантируется клиенту при немедленной оплате товара наличными средствами.
могут одновременно несколько видов скидок.
Сложная скидка – суммарная скидка со стандартной исходной цены, состоящая из нескольких скидок.