Слайд 1Родильная обрядность крымских татар.
Подготовила: Ахметжанова Николь
Группа: И/б-18-1-о
Слайд 2У крымских татар рождение ребенка связано с большим количеством обрядов,
которые рассматриваются как необходимые для обеспечения защиты матери и ребенка
от влияния злых сил.
Слайд 3Если в семье не было детей, то виноватой в этом
всегда считала женщина.
Многодетные семьи в татарском обществе всегда одобрялись.
Рождение ребёнка
было важным событием.
Хорошим знаком было если первым ребёнком был мальчик или близнецы.
Слайд 4Цикл родовой обрядности включает:
принятие родов,
праздник по случаю рождения (бђби
туе),
имянаречение,
первая стрижка волос,
праздник первого зуба,
обрезание,
обряды
от сглаза.
Слайд 5Роды у крымских татар были домашними. Принимали их бабки-повитухи, они
же перерезали пуповину и клали на неё серебряную монету, чтобы
здоровье ребёнка было крепким как металл и чтобы жил он в достатке.
Слайд 6Считалось, что с момента родов матери и ребенку особенно активно
угрожают злые духи. Поэтому никому не сообщали, что у женщины
начинаются родовые схватки, иначе роды будут очень трудными и долгими. По этой причине иногда даже повивальную бабку звали в самый последний момент. Кроме повивальной бабки, при родах присутствовали мать роженицы и две-три близкие родственницы.
Для облегчения родов открывали двери, замки в доме, а при тяжелых, затянувшихся родах неожиданно разбивали рядом с роженицей чайник, надеясь, что, испугавшись, она быстрее родит.
Новорожденного повитуха купала и заворачивала в рубашку отца. Делалось это с пожеланием, чтобы ребенок был близким отцу, любимым им.
На следующий после родов, обязательно топили баню, которая называлась баней новорожденного — «бђби мунчасы». В баню приглашали родственниц, соседок, готовили для них чай или просто мылись своей семьей.
Самой главной, почетной гостьей в этот день была мать роженицы. Для первенца она приносила детское приданое, состоящее из одеяла, подушки, пеленок, и угощение.
Слайд 8В первые дни после родов женщину навещали соседки, родственницы, которые
приносили с собой угощение. Обычай этот назывался — «бђби ашы
кертњ». Угощение могло быть из печеных изделий, яиц, масла и т.д. Считалось, что чем больше женщин придет с угощением, тем больше молока будет у матери.
Первую рубашку новорожденному шили из старого, так как придерживались поверья, что в таком случае ребенок одежду будет носить бережно, не снашивая. Рубашку надевали лишь в первые дни. Дольше нельзя было, иначе новорожденный мог быть плаксивым, болезненным. Затем рубашку стирали, гладили и сохраняли для следующего ребенка, «чтоб дети были дружными меж собой»
На 5-7-й день после рождения, когда у ребенка отпадала пуповина, его купали во второй раз, впервые надевали на него одежду и устраивали праздник — «бишек-туй» — «колыбельная свадьба», на котором ребенка укладывали в колыбель.
Слайд 9Татары давали имя ребенку через несколько дней после рождения. Оставлять
его без имени дольше считалось опасным, так как он мог
заболеть.
Приглашенный еще до «бишек-туя» мулла произносил на ухо ребенку призыв на молитву — азан и называл его имя.
Слайд 10Ребенка тщательно берегли от сглаза, поэтому не носили туда, где
людно, не показывали его. Кроме того, применяли «предохранительные меры»: зыбку
вешали на рябиновую жердь. Веточку рябины, черемухи привязывали к зыбке, пришивали к шапочке ребенка, им приписывалось свойство оберега от сглаза. С этой же целью к шапочке пришивали ракушку, яркую пуговицу.
После рождения ребенка принимались всевозможные меры, чтобы уберечь его от сглаза: перевязывали красными нитками запястье ребенка, красной краской или сажей мазали лоб или раздавливали на нем ягоду рябины и т. д.
Слайд 11Праздник по случаю первой стрижки волос ребенка совершался в разные
сроки, когда ребенку исполнялось от года до трех лет. Волосы
сына отдавали матери, она их сохраняла и передавала будущей невестке.
После первой стрижки волосы ребенка продолжали время от времени срезать сами родители. Девочке стригли волосы лет до 5-6, затем прекращали.
Когда ребенок начинал ходить, его родители устраивали праздник аяк-той (праздник ноги), на котором ребенка одевает уже его мать. На аяк-той приглашали обычно только соседей и родственников, угощали пловом и шурвой».
Слайд 12Список используемой литературы:
Татарские обряды, связанные с рождением ребенка. Римма Садыкова,
Кадыр Сайфутдинов.
Крымские татары: Хрестоматия по этнической истории и традиционной
культуре. – Симферополь: Доля, 2005.
Общее и особенное в современной обрядности поволжских и крымских татар. Рауфа Уразманова.