Слайд 1Каримов А.Р.
Казанский федеральный университет
Критическое мышление
и цели образования
Слайд 2О понятии «критическое мышление».
Исторические предпосылки.
Зачем нужно критическое мышление?
План:
Слайд 3В мире возрастает интерес к обсуждению интеллектуальных проблем
19 апреля 2019
в Торонто прошли дебаты философа Славоя Жижека и клинического психолога
Джордана Питерсона. Темой стало "Счастье: капитализм против марксизма"
https://www.youtube.com/watch?v=pT1vutd4Gnk
Слайд 4Джон Дьюи (1859-1952) американский философ и педагог.
«В действительности не существует
никакой цели роста, кроме дальнейшего роста, нет и ничего, чему
должно бы подчиняться образование, кроме дальнейшего образования» («Демократия и образование»).
Слайд 5Сам термин «критическое мышление» восходит к американскому философу Дж. Дьюи,
который чаще использовал термин «рефлективное мышление»:
«активное, последовательное и осторожное рассмотрение
любого убеждения или предполагаемой формы знания в свете оснований, которые поддерживают его и следствий, к которым оно приводит» (Дьюи, 2010)
Критическое мышление: история термина
Слайд 6Представим себе, что ребёнку-дошкольнику дают восемь кукол и просят его
пойти в соседнюю комнату и принести оттуда тарелки, ложки и
вилки для сервировки стола.
Если ребёнок ещё не умеет считать, то есть не владеет математическими правилами оперирования со знаками (числовым рядом, пересчётом и отсчетом) или, согласно базовой гипотезе, «мышлением», то он отправляется в соседнюю комнату и приносит какое-то количество тарелок. Их, например, оказывается меньше, чем кукол, он идёт ещё раз, приносит лишние. И так много раз, пока методом проб и ошибок за достаточно длительное время он не приведёт предметные совокупности по четырём позициям в соответствие друг с другом.
Пример из педагогики
(Г.П. Щедровицкий)
Слайд 7А что делает ребенок, который умеет считать?
Ребенок действует существенно иначе
и при этом делает вещи совершенно бессмысленные с точки зрения
непосредственного решения практической задачи. Ему говорят: «Принеси из соседней комнаты или из кухни тарелки, ложки и вилки», а он вместо этого начинает считать кукол....
То есть он осуществляет совершенно другое действие: имея исходную совокупность Х, он применяет процедуру «пересчёта» и получает число, характеризующее как количество исходных предметов (кукол), так и то число других предметов Y, которые теперь надо «отсчитать» в нужном количестве.
Слайд 8Примеры Дж. Дьюи:
Человек идет на прогулку и замечает, что внезапно
стало прохладно, думает, что возможно, пойдет дождь, смотрит на небо
и видит темную тучу, которая закрывает солнце и ускоряет шаг.
Человек возвращается домой и находит, что в доме беспорядок, все вверх дном, вещи разбросаны и т.д., сначала думает, что произошло ограбление, потому думает, что альтернативным объяснением могло бы быть, что беспорядок устроили дети. Смотрит, не пропали ли ценности, и убеждается, что ценности украдены.
Слайд 9Современный исследователь Р. Эннис в качестве основных диспозиций (установок) идеального
критического мыслителя приводит следующие:
ясно выражаться,
искать основания,
стараться быть
хорошо информированным,
искать альтернативы,
обладать открытостью ума,
воздерживаться от суждения при недостаточности оснований и т.п.
Слайд 10Два основных компонента критического мышления
Слайд 11Существующие подходы к исследованию критического мышления можно разделить на две
группы:
те, которые исследуют интеллектуально «правильные» и «неправильные» доксастические установки (эпистемология
и философия образования);
те, которые исследуют интеллектуальные умения и навыки, характерные для критически мыслящего человека (логика, теория аргументация, психология).
Таким образом, критическое мышление – это междисциплинарное направление исследований на стыке философии, логики, педагогики и психологии.
Слайд 12С философской точки зрения, критическое мышление рассматривается как некоторая норма
мышления. Вопрос: что значит для субъекта быть критически мыслящим?
С точки
зрения логики и теории аргументации, критическое мышление рассматривается как совокупность навыков анализа конкретной позиции на предмет ее обоснованности (напр. прививки вредны). Вопрос: каковы правильные и неправильные способы аргументации?
С точки зрения психологии, критическое мышление – это знание о том, как наш мозг может обманывать нас. Вопрос: какие бывают когнитивные искажения?
С точки зрения педагогики, критическое мышление – это некоторая доктрина о конечных целях образования. Вопросы: Что значит быть «образованным»? Как обучить критическому мышлению (в школе, в вузе)?
Междисциплинарность
Слайд 13Исторические предпосылки
«Если ты считаешь, что за пять тысяч лет существования
письменности ты открыл что-то новое, то ты либо еще не
прочитал об этом, либо уже забыл о том, где ты это прочитал». (Шипилов, 2012).
Слайд 14Сам Дж. Дьюи обильно цитировал классических философов, поскольку именно в
истории философии мы находим как 1) образцы критического мышления, так
и 2) специальные трактаты, посвященные усовершенствованию нашего мышления.
Дело в том, что история философия представляет собой не что иное, как смену «исследовательских программ».
Бессмысленно задавать вопрос «что такое мышление?» вне контекста различных исследовательских программ, которые в разное время предлагались теми или иными мыслителями.
Исторические предпосылки
Слайд 15И́мре Лакáтос
1922-1974
Обосновал понятие «исследовательской программы».
Слайд 16Исторически первой разработанной исследовательской программой является «сократический метод», или т.н.
«майевтика», который заключался в том, чтобы с помощью наводящих вопросов
привести оппонента к осознанию необоснованности своего убеждения.
Исследовательские программы античности
Сократ (470г. до н. э.
— 399 г. до н. э.)
Слайд 17Платон, автор аллегории о пещере и понятия «симулякр»
Слайд 18Современная формальная логика - методологическая традиция достижения «истины», которая восходит
к «Органону» (греч. «орудие») Аристотеля.
Исследовательские программы античности
Аристотель (384 год до
н. э. — 322 год до н. э.)
Слайд 19У каждой исследовательской программы есть своя этика (система ценностей).
Аристотель
говорит о том, что это знание должно быть универсальным, а
не индивидуальным. Оно должно быть основано на утвердительных посылках, а не на отрицательных. Прямая аргументация лучше, чем аргументация от противного. Силлогизмы должны состоять из необходимых посылок. Первая фигура является наиболее подходящей для науки, потому что только через эту фигуру можно добиться знания о сути вещи.
Этика исследовательских программ
Слайд 20Считается, что схоластика – это некоторая бессмысленная болтовня, вроде рассуждения
о том, сколько ангелов умещается на кончике иглы.
Реально схоластика вырабатывала
высочайшую культуру мышления, для которой характерна четкость определений, логическая стройность, способность анализировать аргументы, умение доводить мысль до логического завершения. Схоластика была настоящей «школой» мысли.
Ср. современного человека, который верит одновременно в православие и в магию.
Схоластика как исследовательская программа средневековья
Фома Аквинский,
автор «Суммы теологии», 13 в.
Слайд 21Где-то к 16-17 вв. возникло общее осознание недостаточности формальной логики
Аристотеля и стали искать более лучшие, альтернативные исследовательские программы.
Названия произведений
авторов говорят сами за себя: «Новый Органон» (Бэкон), «О пользовании разумом» (Локк), «Правила для руководства ума», «Рассуждение о методе» (Декарт).
Пример: метод картезианского сомнения – опыт радикального отрицания того, что кажется очевидным и само собой разумеющимся.
Исследовательские программы Нового времени
Слайд 22Джон Локк (1632 — 1704)
«В высшей степени важно весьма тщательно
заботиться о разуме, заботиться о том, чтобы правильно вести его
в поисках знания и в его актах суждения»
Рене́ Дека́рт (1596 – 1650)
«Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы он мог выносить твердые и истинные суждения обо всех тех вещах, которые ему встречаются»
Слайд 23Кант написал совершенно «скучный» и «схоластический» трактат об априорном познании,
но этот трактат создал парадигму трансцендентализма, в которой работала последующая
немецкая классическая философия и которая оказалась востребована в начале ХХI века в современном конструктивизме.
Иммануил Кант, автор «Критики чистого разума», 19 в.
Слайд 24«Социально-культурная революция в нейронауке разворачивается в контексте «жесткого ядра» кантианской
исследовательской программы изучения форм сознания и выражения их активности в
языке». C.4.
Слайд 25Лекция гендиректора концерна Haier 28 августа 2019 г., КФУ
Слайд 26Марксизм – одна из программ исследования общества, которая востребована и
сегодня: понятия «деньги», «труд», «капитал», «эксплуатация» и т.д.
Пример: современный феминизм
во-многом использует концептуальный аппарат марксизма.
Исследовательские программы 19 в.
Карл Маркс
(1818-1883)
Слайд 27Программы исследования мышления в ХХ веке
В Париже Гýссерль прочёл первую
лекцию из своего курса, который лёг в основу «Картезианских размышлений».
В
Москве родился Георгий Щедровицкий
Феноменология Э. Гýссерля и «мыследеятельностный подход» советского философа Г.П. Щедровицкого
23 февраля 1929 г.
Слайд 28Исследовательские программы ХХ в.
Мишель Фуко
1926-1984
Слова и вещи (1966), Археология знания
(1969), дискурс-анализ
Людвиг Витгенштейн,
(1889-1951)
Логико-философский трактат (1919),
Философские исследования (1958)
логическая критика языка
Слайд 29Параллельно в теории аргументации
Стивен Тулмин (1922 — 2009)
«Использование аргументов» (1958)
Неформальная логика
Дуглас Уолтон
«Схемы аргументации»
(2008) Анализ
аргументативных ошибок
Слайд 30Если формальная логика занималась исследование формальных правил рассуждения, то неформальная
логика впервые обращает внимание на неформальные правила и аргументативные ошибки.
Примеры:
Карл Маркс был неудачником, не мог даже содержать свою собственную семью, поэтому его экономическая теория ложна.
Списывать на экзаменах не может быть чем-то плохим, ведь все так делают.
Неформальная логика
Слайд 31Джейсон Бейр «Воспитание хорошего ума» (2015)
Эпистемология добродетелей как исследовательская программа
в современной аналитической философии
Линда Зазебски «Добродетели ума» (1996)
Слайд 32В конце ХХ – начале ХХI формируется новое направление «эпистемология
добродетелей», которая ставит в центр субъекта, его познавательные способности и
качества его интеллектуального характера.
С точки зрения эпистемологии добродетелей, вопрос заключается не в том, какие суждения являются истинными или обоснованными, а в том, каким я должен быть для того, чтобы снова и снова оказываться способным с высокой степенью вероятности продуцировать истинные убеждения?
Иными словами, какими интеллектуальными добродетелями я должен обладать?
В конце ХХ - начале ХХI в…
Слайд 33Современная психология изучает психологические особенности нашего восприятия и мышления, которые
мешают нам познавать эффективно, например, различные «когнитивные искажения».
Пример: ошибка подтверждения,
«черри-пикинг».
Мы склонны доверять свидетельству, которое поддерживает наши убеждения и не доверять свидетельствам в пользу противоположного убеждения (так, в частности, работает вера в гороскопы: люди замечают, когда они совпадают и не замечают, когда они не исполняются).
Параллельно в психологии…
Слайд 34В последние годы все больше знаний о том, как устроен
наш мозг, как работает наша память и т.д.
Пример: эксперименты с
имплантированием ложной памяти.
Когнитивная психология и нейронаука как
новая программа исследования
наших когнитивных привычек
Слайд 35Зачем нужно критическое мышление?
Слайд 36Климент Александрийский и Диоген Лаэртий сообщают следующий факт: «Когда как-то
раз Анаксагора спросили, зачем он родился, он ответил: для созерцания
солнца, луны и неба».
Другое сообщение содержится в одной Антологии, автор которой почерпнул его из Эвдемовой этики. «На многочисленные возражения одного человека, и, в частности, на вопрос, лучше ли родиться, чем не родиться, Анаксагор ответил: Да, лучше родиться, чтобы созерцать небо и порядок, который правит вселенной».
Слайд 37Аристотель:
«Философия – самая бесполезная наука, но лучше нее нет ни
одной» («Метафизика»).
«Вот почему Анаксагора и Фалеса и им подобных признают
мудрыми, а рассудительными нет, так как видно, что своя собственная польза им неведома, и признают, что знают они [предметы] совершенные,
достойные удивления, сложные и божественные, однако бесполезные» («Никомахова Этика»).
Слайд 38Калликл у Платона («Горгий»):
«Да, разумеется, есть своя прелесть и у
философии, если заниматься ею умеренно и в молодом возрасте; но
стоит задержаться на ней дольше, чем следует, и она погибель для человека!...
Знакомство с философией прекрасно в той мере, в какой с ней знакомятся ради образования, и нет ничего постыдного, если философией занимается юноша. Но если он продолжает свои занятия и возмужав, это уже смешно, Сократ, и, глядя на таких философов, я испытываю то же чувство, что при виде взрослых людей, которые по-детски лепечут или резвятся».
Слайд 39Что-либо вообще является нужным или не нужным всегда в определенном
контексте и для определенных условий!
Важность контекста
Слайд 40Смерть Сократа, Жак Луи Давид, 1787
Слайд 41Илья Репин «Бурлаки на Волге», 1872
Слайд 42Для востребованности критически мыслящего человека нужны:
Политические условия (за критическое мышление
как минимум не казнят, не сжигают на костре, не сажают
в тюрьму, психушку и т.д.).
Экономические условия (у вас есть развитая диверсифицированная конкурентная рыночная экономика, при которой возрастает ценность человеческого капитала).
Слайд 43Где появились первые мануфактуры?
Почему они не появились в России?
Первые мануфактуры
в Европе, XVI в.
Слайд 44Трансформация рынка труда
Эволюция всегда технологий приводит
к трансформации рынка труда
Луддиты
Слайд 46Через 10 лет исчезнут профессии: водитель, продавец, переводчик, турагент, библиотекарь,
нотариус, секретарь, банковский операционист, системный администратор, таксист и т.д. Постепенно
станут не нужны в таком объеме программисты и даже врачи (уже сейчас некоторые операции выполняют роботы).
Слайд 4785% людей в 2030 году будут заняты на тех профессиях,
которые сейчас еще даже не изобретены.
(Источник: Institute for the Future,
2017)
Множество студентов готовят для профессий, которые уже сегодня устаревают.
В будущем у работодателей возрастут требования к наличию soft skills.
(Источник: Harvard Business Review, 2019)
Слайд 48Комплексное многоуровневое решение проблем.
Критическое мышление.
Креативность в широком смысле.
Умение управлять людьми.
Координация
с другими.
Эмоциональный интеллект.
Формирование собственного мнения и принятие решений.
Клиентоориентированность.
Умение вести
переговоры.
Гибкость ума.
10 навыков 2020
(по данным Всемирного
экономического форума в Давосе)
Слайд 49Мышление: критическое, проблемно-ориентированное, системное, кооперативно-творческое;
Понимание глобальных проблем, понимание принципов работы
общества;
Гибкость и адаптивность;
Способность учиться, разучиваться и переучиваться; и т.д.
«Новая грамотность»
Павел
Лукша, Московская
школа управления
«Сколково»
Слайд 50Для того, чтобы оценить кандидатов, их политические программы, лозунги, мы
должны быть «информированными гражданами», способными критически оценить аргументы, «за и
против», отличать ложь и пропаганду от достоверной информации.
Иными словами, чтобы быть не просто «населением», а «гражданами», люди должны проявить интеллектуальную ответственность в вопросе о том, за кого они голосуют.
Критическое мышление ставит под сомнение status quo и поэтому является врагом для любого авторитарного режима.
Критическое мышление и демократия
Слайд 51Вопросы для дискуссии:
В каком смысле знание истории философии может иметь
ценность сегодня?
Нужно ли знание в современное мире? Для чего? Какое?
Насколько
актуально для России устаревание некоторых профессий?
Устареет ли когда-нибудь профессия «философ»? Можно ли будет когда-нибудь философов заменить роботами и компьютерными программами?
Текст для дискуссии:
«Российские студенты глазами иностранных профессоров» https://sas.utmn.ru/ru/russian-students/
Задание: С какими интеллектуальными вызовами сталкиваются современные студенты, поступившие в вуз?
Слайд 52А. В. Шипилов. Неистория. Москва: Прогресс-Традиция, 2012.
Hitchcock, David, "Critical Thinking",
The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Fall 2018 Edition), Edward N.
Zalta (ed.), URL =
.
Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М. Никольской. - М.: Совершенство, 1997.— 208 с. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/mysl/index.php
Дьюи Дж. Демократия и образование. https://alterozoom.com/en/documents/32221.html
http://www.sncmedia.ru/career/rabota-budushchego-10-navykov/
https://www.vneshtorg.biz/index.php?option=com_k2&view=item&id=1875:pavel-
http://www.fondgp.ru/old/lib/gp.html
Презентации П.Г. Щедровицкого http://www.fondgp.ru/old/index.html
Литература