Слайд 2Проект создан на основе интервью, взятого у Хомякова Игоря Николаевича
- основателя и руководителя ООО "Центр медиации и антикризисного управления"
г. Калуга.
Игорь Николаевич работал с 2000 года арбитражным управляющим. "Процедура банкротства появляется на основе неразрешённого конфликта. Проводя её как арбитражный управляющий, я стал задумываться: как вообще работать в условиях конфликта и есть ли какие-то помогающие техники. И познакомился с медиацией."
Благодаря желанию развивать навыки работы в агрессивной среде многостороннего конфликта, желанию разбираться по существу конфликта, неформально проводить эту деятельность, Игорь в 2015 году решил освоить профессию медиатора. Он прошёл специальный курс в Санкт-Петербурге и получил сертификат.
Слайд 3Медиатор – это независимый посредник между сторонами спора, обеспечивающий их
коммуникацию. [1]
Кто такой медиатор?
В чем состоит задача медиатора? Чем он
занимается?
Цель медиатора – примирить конфликтующие стороны. Когда у двух и более сторон расходятся интересы, между ними возникает конфликт. И зачастую разрешить его не так просто. Тогда на помощь приходит независимый эксперт – медиатор. Медиатор выслушивает стороны, создаёт между ними коммуникацию. Он оценивает ситуацию, ищет корень конфликта, а потом пытается в неформальной обстановке найти наилучшее из возможных решений.
Слайд 4Медиатор – это судья?
Нет. Медиатор – посредник. А сама услуга
медиации очень далеко отстоит от судебного процесса. Она отличается, например,
мягкостью процесса, неформальностью обстановки, ценой и качеством (причём в пользу конфликтующих сторон). Медиатор обходится дешевле адвокатов и судов, он подбирает реально эффективное решение, потому что воздействует именно на корень проблемы. По статистике выигранные решения суда исполняются лишь на 7-10%, а медиативное соглашение (по крайней мере, в бизнесе) исполняется на 96-98%, причём добровольно, так как отсутствует элемент принуждения, ведь стороны по большей части сами качественно договариваются о том, что им наиболее выгодно.
Слайд 5Сколько разрешается один конфликт?
Одна медиация требует, как правило, двух-трёх сессий.
Это может занять неделю. За это время можно разобрать почти
любой коммерческий спор. Иногда, конечно, на медиацию уходит и месяц и даже больше. Но во время сессий становится ясно, медиабельный ли случай. Если ситуация затягивается, то с таким же успехом можно пойти в суд. Вообще же это означает, что стороны пришли к медиатору не с целью разрешить конфликт, а с какой-то другой.
Слайд 6Сложно быть медиатором?
Профессия медиатора достаточно сложна, но увлекает своей многоаспектностью.
В ней человек может реализовать себя. Если профессия по душе,
то она становится увлекательной практикой самопознания.
Нужен личный интерес к профессии?
Конечно, без доли интереса работать не получится. Но никто не начинает заниматься медиациями в состоянии потока. Поначалу медиация, как и любой другой новый навык, требует усилий в освоении. В этой деятельности можно найти элементы практики самопознания, что, по сути, является призванием человека. Если медиатор нашёл себя в профессии, то он сможет работать с удовольствием и без насилия над собой. Он должен работать не за счёт внутренней энергии, а благодаря ей, тогда он не будет выгорать, в то же время чувствуя лёгкость.
Слайд 7Какими качествами должен
обладать медиатор?
Медиатор должен любить людей. Ему должно
нравиться общаться с ними, должны нравиться зрелые, здоровые коммуникации. Кроме
того, медиатор должен обладать развитой эмпатией. Он должен уметь поставить себя на место другого человека, чувствовать информацию, которая скрывается между словами, делами. Здесь даже не от ума какая-то деятельность. Нам (медиаторам) на самом первом блоке коммуникации в учебной программе рассказывали, что с помощью вербальных и невербальных способов обмена информации мы обмениваемся лишь 30% информации, которая является для нас основанием для принятия того или иного решения. Нужно научиться расширять эту пропускную способность, чтобы лучше чувствовать, что происходит внутри конфликта. Медиатор с такими способностями может на основе поступков и общения между партнёрами или их отношения к клиентам с высокой долей вероятности спрогнозировать, что будет с этим бизнесом.
Слайд 8Нужно ли быть очень умным и начитанным?
Знания – это хорошо,
конечно. Но если отдавать предпочтение знаниям в чистом виде, они
очень быстро теряют свою ценность без навыков живого, неформального, целенаправленного общения. Основной навык – не знание в чистом виде, которое медиатор может вычитать из книг, а тот эмоциональный чувственный опыт, который он приобретает в результате многократного повторения принятия решений и быстрого перехода к действиям. Нужно принимать решения не на основе концепций из книг, а исходя из конкретных ситуаций.
Слайд 9Как устроен рабочий день медиатора?
На сегодняшний момент нет как таковых
вакансий медиатора. В будущем, я думаю, будут формироваться именно рабочие
места для медиаторов. В нынешних условиях рабочее время состоит из продвижения своих услуг (маркетинга), формирования образа бренда, практики тех навыков, которые медиатор приобрёл во время обучения, даже если он пока не проводит медиации (для этого есть переговорные игры). Очень важен маркетинг. Ведь для начала должен сформироваться круг доверия. Нужна клиентская база. Продвижение помогает поулязировать и медиацию в принципе, потому что она ещё малоизвестна. Пока ещё в неё не подключилось государство.
Для медиатора самое серьёзное – отсутствие практики. Нужны клиенты. Для этого нужно уметь преподнести себя. Продвигать свои услуги можно в соцсетях, потому что там очень большая аудитория.
Слайд 10Можно ли добиться стабильности в клиентах?
Это зависит от результатов. Если
ценность от услуг превышает в несколько раз стоимость медиации, если
человек заплатил небольшие деньги и за несколько дней, за несколько медиативных сессий получил качественный результат, то он останется довольным и когда кто-то из его друзей окажется в подобной ситуации, он посоветует вас, ведь судебные тяжбы куда более длительны и могут затянуться на годы, а конфликт не решается, а переходит на новый уровень. Есть два пути: можно сидеть и ждать клиентов, а можно упаковать и предоставить потребителям.
Слайд 11Больше работы в онлайн или офлайн?
Обычно медиации проходят в непосредственном
общении, в одном кабинете. Так легче договариваться, легче понимать друг
друга, можно читать дополнительную информацию между слов сторон. В связи с коронавирусом, стали задумываться о медиациях формата онлайн. Возможно, это также будет развиваться. Это, кстати, расширяет сферу практики медиаторов. Таким образом можно проводить медиации между людьми, находящихся в разных точках земного шара.
Слайд 12Есть ли загруженность?
У медиатора, когда он медиацию выбрал как любимое
дело, найдётся время и на себя, и на семью. Такого,
во-первых, сейчас спроса нет на медиацию, а в случае, когда он сам себе формирует поток клиентов, когда он выбирает, брать медиацию или нет, он всегда может регулировать свою занятость. Сейчас основная задача – качественно выстроить маркетинг. Но всё равно нельзя сказать, что имеется завал заказов.
Слайд 13Есть ли конкуренция?
Я могу судить только о применении медиации к
бизнес-вопросам, здесь пока нет ажиотажа, конкуренция происходит скорее между судом/адвокатом
и медиатором. Поэтому, можно сказать, конкуренции между медиаторами нет. Если медиаторы будут популязировать медиацию, создавая определённую ценность, то, скорее, для них всех это будет вроде содействия, а не соперничества, так как данный метод будет становиться более распространённым. Вообще, я считаю, будут появляться отделы для медиаторов в страховых и других организациях, потому что медиация более выгодна, чем судебный процесс. Думаю, будут появляться вакансии и места, где медиатор сможет работать не как частный практикующий специалист, а как сотрудник солидной компании, урегулировая конфликты, в частности и трудовые разногласия.
Слайд 14Какая зарплата, если есть клиенты?
Медиация обязательно должна содержать деньги как
энергию. Деньги как самоцель мешают работе. Конечно, если медиатор отдаёт
большую часть своего времени, заработок будет достойным. Урегулировав, например, размер спора стоимостью миллион рублей, он может получить десятую часть в качестве гонорара. Начинающему медиатору поначалу придётся поработать, наверное, за 30-40 тыс. в месяц, а в перспективе можно рассчитывать на 100-150 тыс. рублей, проводя 3-4 медиации в месяц. Но важно, чтобы сформировалась своя база, как у любого эксперта, который занимается частной практикой, важно, чтобы был круг доверия тех клиентов, которые будут поставлять ему конкретные кейсы для разбора.
Но стоит отметить, что это касается только бизнес-медиаторов, тех, кто разруливает конфликты предпринимателей. Есть ещё и медиаторы для медработников, школьные медиаторы. Их зарплаты куда меньше. [2]
Слайд 15Какие подводные камни в обучении и работе?
Подводные камни – когда
подменяется функция, когда медиацию рассматривают как способ быстро отбить деньги,
которые потратили на обучение. Либо когда медиатор ради желания заработать пренебрегает принципами самой медиации (конфиденциальность, нейтральность). Ещё один подводный камень - когда он приносит себя в жертву конфликту, а конфликт решает за счёт своей внутренней энергии. В таком случае медиатор очень быстро начнёт выгорать. Выход – ставить целью самопознание и саморазвитие, поиск самих себя в клиентах.
Слайд 16Трудна ли профессия в эмоциональном плане?
Главное - сохранять нейтральность. Если
я присоединюсь к какой-то стороне, то начнётся эмоциональное напряжение. То
есть я начну чувствовать, что я отдаю какой-то стороне большее предпочтение, и это звонок о том, что я начинаю гасить медиацию, потому что её сторонам будет трудно. Надо научиться не сочувствовать какой-то стороне, чтобы не жертвовать своим здоровьем. Если оставаться нейтральным, то можно жить без эмоционального напряжения.
Слайд 17Медиация востребована только в столице?
Медиация в небольшом городе сложнее,
там меньше клиентов, потому что меньше процессов, да, вдобавок, все
друг друга знают. А вот в областном центре или в городе миллионнике сформировать качественную клиентскую базу гораздо проще. Кроме того, можно популязировать медиацию онлайн-формата, тогда можно работать и в малых городах.
Слайд 18Медиатор работает на себя?
Я думаю, что уже начинают появляться вакансии
в гос. компаниях. Компании не готовы создавать отдел медиаторов, разве
какие-то страховые компании. Это будет происходить, когда люди поймут, что медиации проще и дешевле. Россия в этом плане несколько отстаёт от Западных соседей.
Сложен ли процесс обучения?
Я проходил курс, и лично для меня процесс обучения был крайне увлекательным, поэтому учиться было несложно.
Слайд 19Перспективна ли профессия?
На мой взгляд, профессия медиатора очень перспективна. Потому
что процесс медиации более мягкий, простой, эффективный и дешёвый, по
сравнению с судебными разбирательствами. Кроме того, медиатора никогда не сможет заменить ИИ. Современная тенденция – подчинять роботам всё, что только можно. Но конфликт между людьми робот разрешить не сможет.
Слайд 20Сложно ли поступить в вуз, чтобы учиться на медиатора?
Медиация –
раздел конфликтологии. Можно отучиться на конфликтолога, а работать медиатором. Но
на самом деле, стать популярным медиатором и зарабатывать неплохие деньги очень сложно. В моём вузе – СПбГУП - 170 – 200 бюджетных мест, что уникально в современном российском образовании, поэтому поступить было несложно. Лично я не собираюсь работать медиатором. Вообще же им может стать практически любой человек с 25 лет (по современному законодательству), достаточно только заплатить и пройти курс в конторе с лицензией.
А выбрал я конфликтологию потому, что это максимально человеческая наука, которая совмещает в себе социальное, философское, психологическое поле изучения, что составляет сферу моих интересов.
Обучение, на мой взгляд, достаточно скучное, потому что мало хороших преподавателей, и много тех, кто лишь делает вид, что обучает. Но это, скорее, проблема всей системы образования.
Мнение студента-конфликтолога [2]
Слайд 21Спасибо за прочтение!
Теперь, я думаю, у Вас сформировалось представление о
профессии медиатора, Вы познакомились с его функциями, узнали больше о
медиации; о навыках, которые нужны конфликтологу. Если Вы - выпускник, надеюсь, этот проект поможет определиться с выбором вуза или профессией. Всего хорошего!
Слайд 22[1] - https://edunews.ru/professii/obzor/pedagogical/mediator.html
[2] – примечания студента-конфликтолога
Источники: