Слайд 2Античность – яркая и многогранная страница художественной культуры, оказавшая огромное
влияние на развитие европейской цивилизации
Слайд 3«Античность» (древность) появилось в эпоху Возрождения для определения греко-римской культуры.
Слайд 4Периодизация культуры Античности
III – первая пол.I тыс. до н.э.,
включая период древних цивилизаций (III – II тыс. до н.э.)
Гомеровский
период (XI – IX вв. до н.э.)
Архаический период (VIII – VI вв. до н.э.) доклассический период
Классический период (480 – 323 гг. до н.э.)
Культура эллинизма
Древнеримская культура
Слайд 6 Древнегреческая вазопись
— понятие, применяемое для нанесённой с помощью обжигаемых красок росписи
на древнегреческой керамике. Греческая керамика является наиболее распространённой находкой в археологических исследованиях античной Греции и обнаруживается во всём ареале расселения древних греков. Помимо греческой метрополии, которая в значительной степени совпадала с территорией современной Греции, в него входят: западное побережье Малой Азии, острова Эгейского моря, остров Крит, частично остров Кипр и заселённые греками районы южной Италии. Как экспортный товар греческая керамика, а вместе с ней древнегреческая вазопись, попала в Этрурию, на Ближний Восток, в Египет и Северную Африку. Расписную греческую керамику находят даже в захоронениях кельтской знати.
Слайд 7 Древние греки расписывали любые виды глиняной
посуды, использовавшиеся для хранения, приёма пищи, в обрядах и праздниках.
Особо тщательно оформленные произведения керамики приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг и стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок.
Благодаря надписям на вазах сохранились имена многих гончаров и вазописцев, начиная с архаического периода. Если ваза не подписана, то чтобы различать авторов, стили росписи и их произведения, у искусствоведов принято давать вазописцам «служебные» имена. Они отражают либо тематику росписи, её характерные черты или указывают на место обнаружения или хранения соответствующих археологических объектов.
Слайд 8 Периодизация древнегреческой вазописи
В зависимости от времени создания, исторической
культуры и стиля древнегреческая вазопись подразделяется на несколько периодов. Классификация соответствует исторической периодизации и различается по стилям. Стили и периоды не совпадают.
Периодизация начинается с крито-минойской вазописи, за которой следует вазопись микенского или элладского периода, которые существовали отчасти одновременно.
В узком смысле слова древнегреческая вазопись, появившаяся после падения микенских империй и исчезновения их культуры, начинается приблизительно с 1050 г. до н. э. периодом геометрики. По окончанию ориентализирующего периода в VII в. до н. э. и с началом архаического периода появилась чернофигурная вазопись и последовавшая за ней ещё в архаическом периоде краснофигурная вазопись. Оба стиля главенствуют в вазописи классической Древней Греции в V и IV вв. до нашей эры.
Далее появляются стили, использующие дополнительные цвета, как, например, вазопись по белому фону, а начиная со второй четверти IV в. до н. э. появляются вазы-гнафии, в росписи которых доминирует белый цвет. Начиная со второй половины III в. до н. э. производство украшенной росписью керамики постепенно угасает, керамические сосуды уменьшаются в размерах, их роспись упрощается или выполняется с меньшей тщательностью. Вазопись на керамике сменяется рельефными украшениями.
Слайд 9Ориентализирующий период
Начиная с 725 г. до
н. э. в изготовлении керамики лидирующее положение занимает Коринф. Начальный
период, которому соответствует ориентализирующий, или иначе протокоринфский стиль, характеризуется в вазописи увеличением фигурных фризов и мифологических изображений. Положение, очерёдность, тематика и сами изображения оказались под влиянием восточных образцов, для которых были прежде всего характерны изображения грифонов, сфинксов и львов. Техника исполнения аналогична чернофигурной вазописи. Следовательно, в это время уже применялся необходимый для этого трёхкратный обжиг.
Слайд 12 Со второй половины VII в. до начала
V в. до н. э. чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный
стиль украшения керамики. Всё чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Композиционные схемы также подверглись изменениям. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне. Силуэты фигур прорисовываются с помощью шликера или глянцевой глины на подсушенной необожжёной глине. Мелкие детали прочерчивались штихелем. Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья (т. н. пальметты). После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала чёрный цвет.
Слайд 16 Краснофигурные вазы впервые появились около 530 г. до
н. э. Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид.
В отличие от уже существовавшего распределения цветов основы и изображения в чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашенными. Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений. Разные составы шликера позволяли получать любые оттенки коричневого. С появлением краснофигурной вазописи противопоставление двух цветов стало обыгрываться на вазах-билингвах, на одной стороне которых фигуры были чёрными, а на другой — красными.
Слайд 17Вазопись по белому фону
Для росписи ваз в этом стиле
в качестве основы использовалась белая краска, на которую наносились чёрные,
красные либо многоцветные фигуры. Эта техника вазописи применялась преимущественно в росписи лекифов, арибалов и алабастронов.
Слайд 18Вазы-гнафии
Вазы-гнафии, названные по месту первого их обнаружения
в Гнафии (Апулия), появились в 370—360 гг. до н. э.
Эти вазы родом из нижней Италии получили широкое распространение в греческих метрополиях и за их пределами. В росписи гнафий по чёрному лаковому фону использовались белый, жёлтый, оранжевый, красный, коричневый, зелёный и другие цвета. На вазах встречаются символы счастья, культовые изображения и растительные мотивы. С конца IV в. до н. э. роспись в стиле гнафии стала исполняться исключительно белой краской. Производство гнафий продолжалось до середины III в. до н. э.
Слайд 19Вазы из Чентурипе
Как и в случае с каносскими вазами,
чентурипские вазы получили лишь местное распространение в Сицилии. Керамические сосуды
составлялись воедино из нескольких частей и не использовались по своему прямому предназначению, а лишь вкладывались в захоронения. Для росписи чентурипских ваз использовались пастельные тона по нежно-розовому фону, вазы украшались крупными скульптурными изображениями людей в одеждах разных цветов и великолепными аппликативными рельефами. На чентурипских вазах изображались сцены жертвоприношения, прощания и погребальных обрядов
Слайд 21канфар – чаша для вина.
ойнохоя – кувшин для воды
или вина.
кратер – сосуд для смешивания вина с водой.
гидрия – сосуд для воды.
лекиф – сосуд для масла, благовоний, ритуальный сосуд.
скифос – большая чаша для вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить неразбавленное вино считалось дурным тоном и называлось «пить по-скифски».
киаф –черпак для разбавленного вина.
килик – самая распространённая чаша для вина
пелика – сосуд для хранения.
Слайд 24Греческое искусство в бронзовый век
3200-1015 до н.э.
Голова большой женской
статуи
Киклада (каросский остров)
2700-2300 до н.э.
Мрамор
Высота 27
см
Слайд 25Кувшин с носиком
Герая (Аркадия)
Приблизительно 2200 до н.э.
Золото
Высота 17 см
Слайд 26Микенская триада
XIII в до н.э.
Терракота
Высота 13 см
Слайд 27Минотавр
Конец VIII века до н.э.
Бронза
Высота 18,2 см
Слайд 28Сосуд, составленный из фрагментов
Приблизительно 760-750 до н.э.
Терракота
Высота
58 см
Слайд 29Боетанский "идол-колокол"
Приблизительно 700 до н.э.
Терракота
Высота 39,5 см
Слайд 30Псевдовосточный стиль
VII век до н.э.
Прото-классический лутрофорос
Приблизительно 690 до
н.э.
Терракота
Высота 80 см
Слайд 31Псевдовосточный ионический сосуд
Приблизительно 640-630 до н.э
Терракота
Высота 39,5
см
Слайд 32Украшения, подвешивающиеся на шею
Камирос (Радос)
Приблизительно 630-620 до н.э.
Электрум
Высота 6 см
Слайд 33Греческое искусство
VI век до н.э.
Коринфский кратер с черными фигурами
Приблизительно 600 до н.э.
Терракота
Высота 46 см
Слайд 34Классический динос с чёрными фигурами
Приблизительно 850 до н.э.
Терракота
Высота 93 см
Слайд 35Писарь
Боетания (Центральная Греция)
500-475 годы до н.э.
Терракота
Высота
10,7 см
Слайд 36Греческое искусство
V век до н.э.
Примерно 490-480 до н.э.
Терракота
диаметр 26.8
см
Слайд 37Гидра
V век до н.э.
Бронза
Высота 37.5 см
Слайд 38Афины
Между 445 и 438 годом до н.э.
Мрамор
Высота 96 см
Слайд 39Примерно 410-400 до н.э.
Терракота
Высота 69.5 см