Слайд 1Культура ХХ века Массовая культура
Слайд 2ХХ век характеризуется стремительным течением времени и большой насыщенностью событиями.
Достаточно сказать, что в это время произошло две научно-технические революции,
превратившие мировое сообщества сначала в индустриальное, а затем и в информационное общество.
Слайд 3Поток научных открытий в самых различных отраслях знаний становится почти
беспрерывным и что самое важное большинство из этих открытий было
поставлено на службу всему человечеству.
Это способствует нивелировки различий между развитыми и отсталыми странами, более равномерному развитию человечества.
Слайд 4Это происходит благодаря изобретению таких важных способов передачи информации, трансляции
культуры как радио, телефон, телевидение, звуко и видеозапись, компьютерные технологии
и т.д.
Слайд 5Культура ХХ века обладает и еще одной существенной отличительной особенностью.
В отличие от культур прошлых эпох носивших камерный, региональный или
национальный характер, она распространяется на весьма большие территории, транслируется на огромные массы людей. Новые средства тиражирования информации, новые формы организации общественной жизни делают культуру массовой.
Слайд 6То обстоятельство, что культура теперь предназначена для широких масс людей
самого различного уровня развития, образования, возраста выдвигает определенные требования к
культуре. Она должна быть понятной.
Слайд 7Это лишает культуру оригинальности, индивидуальности и превращает ее иногда в
совершенно безликую и постоянно повторяющуюся сумму представлений и сюжетов. Эта
культура не несет практически ничего нового, да и к традициям апеллирует весьма редко, она является самодостаточной.
Слайд 8Проблема кризиса культуры в результате отчуждения человека от результатов его
деятельности разрабатывалась рядом философов ХХ века. Философы школы экзистенционализма (Альбер
Камю, Карл Ясперс, Мартин Хайдегер) писали о тотальной отчужденности, изолированности человека от общества, о неспособности отдельного человека как-то повлиять на общество, обреченности его плыть по течению, жить по законам общества.
Альбер Камю (1913-1960)
Карл Ясперс (1883-1969)
Мартин Хайдегер (1889-1976)
Слайд 9Философами «школы психоанализа» было рассмотрено, выявлено сдерживающее и даже подавляющее
влияние культуры на человека. Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг и
Эрих Фром подавали культуру как средство общества нивелировать отдельную личность, привести ее в такие рамки, в которых она была бы полезна обществу (или как минимум безвредна для общества).
Зигмунд Фрейд (1856-1939)
Эрих Фромм (1900-1980)
Карл Густав Юнг (1875-1961)
Слайд 10При этом собственные индивидуальные стремления личности, расходящиеся с интересами общества
даже не рассматриваются.
Культуру они видят как средство подавлять, нивелировать
особенности и потребности конкретного индивида.
Слайд 11Философы Мартин Бубер и Хосе Ортега-и-Гассет рассматривали взаимоотношение культуры гения
и культуры среднего человека и нашли эти взаимоотношения весьма сложными
и неоднозначными.
Мартин Бубер (1878-1965)
Хосе Ортега-и- Гассет (1883-1955)
Слайд 12Вместо того, чтобы с восторгом следовать новым гениальным идеям общество
людей среднего развития, «масса», заурядность склонна не воспринимать эти идеи
и даже подавлять, уничтожать эти ростки нового, а то и уничтожать их носителей. Современную ему эпоху Хосе Ортега-и-Гассет назвал эпохой господства масс, а не индивидуальностей.
Слайд 13Совершенные открытия вновь раздвинули горизонты человеческих представлений как о макромире
(совершен полет в космос), так и о микромире (открыто строение
ядра).
Кроме того, существенный прорыв был сделан и в изучение человека как существа биологического (анатомия, медицина, клиническая психология, генетика, антропология и т.д.) и как существа общественного (философия, психология, этнография, культурология, лингвистика, филология, семиотика и т.д.).
Слайд 14Таким образом, впервые появилась возможность не только объяснять, но и
в какой-то мере прогнозировать, корректировать поступки людей и даже манипулировать
отдельными индивидами и человеческими коллективами и на научной основе. Тем не менее, в человеке и как биологическом существе и как общественном существе остается очень много загадок.
Многое из того, что раньше являлось загадкой в человеческом поведении и реакциях нашло вполне обоснованные научные объяснения.
Слайд 15Эти без сомнения высокие достижения человечества в познании и усовершенствовании
мира породили небывалый энтузиазм и веру в могущество человека, жажду
познания, позволили мечтать об освоении не только всей территории земли, но и о покорении других планет.
Это вызвало появление, возникновение в литературе новых жанров – фантастики, научно-популярной литературы.
Слайд 16Однако не все изобретения человеческого разума были использованы на благо
людям. ХХ век не случайно называют «кровавым веком» две глобальные,
грандиозные как по количеству втянутых в военные действия государств и людей, так и по масштабам бедствий и разрушений войны было пережито человечеством.
Жертвы газовой атаки при Ипре
Слайд 17Масса мелких военных конфликтов, угроза ядерной войны создавали и создают
удручающий, тревожный психологический фон. Что стало одной из главных причин
массового разочарования в прогрессе и результатах индустриального освоения планеты.
Американские войска во Вьетнаме
Слайд 18В ХХ век процессы индустриального развития шли настолько динамично, что
опережали уровень развития общественного сознания и вызывали экологические катастрофы. Это
породило кризис культуры.
Слайд 19Одной из центральных проблем, центральных противоречий стало противоречие между человеком
и машиной. Машина, порожденная самим человеком, распространяется на значительных территориях
и в различных сферах, вытесняя из них человека, становится значительной частью культуры.
Слайд 20Причем появляется машина не только в сферах, связанных с производством
материальных благ, но и в сфере образования, бытового обслуживания, в
сфере досуга и т.д. Это приводит к тому, что межчеловеческие контакты значительно сужаются, происходит отчуждение людей друг от друга.
Слайд 21В искусстве ХХ века активно обсуждается такие сюжеты как возможность
полной замены человека машиной, роботом и моделирования не только производственных
навыков, но и человеческих чувств (например, робот-нянька, робот-друг, и т.д.), проблема взаимодействия человека и робота, и проблема превращения человека лишенного общения с людьми в робота. Особенно часто подобные сюжеты затрагивались в философской и фантастической литературе.
Кадр из фильма «Приключения электроника»
Кадр из мультфильма «Стальной гигант»
Слайд 22Другой многоплановой темой техногенного общества становится проблема взаимоотношения человека с
природой, экологическая проблематика. Радужные мечты о полном покорении природы сменяются
весьма пессимистическими прогнозами на будущее человеческого общества при сохранении такого варварского отношения к природе.
Слайд 23В литературе был поднят целый спектр экологических проблем.
Основным лейтмотивом
стало мнение, представление о том, что человек не может жить
вне природной среды, что в случае полного уничтожения природы будет уничтожено и человечество.
Слайд 24В ХХ веке произошло разделение понятий культура и цивилизация. Оказалось,
что цивилизация, прогресс всегда направлены прямолинейно вперед, а траектория развития
культуры не является прямолинейной, а имеет более сложную траекторию. Более того, культуру и цивилизацию даже стали противопоставлять.
Слайд 25Распространение европейских культурных ценностей привело к упадку, а то и
к полному исчезновению многих национальных культур. Например, в нашей стране
приобщение малочисленных бесписьменных народов к достижениям науки, образованию, литературе на русском языке, не смотря на создание национальных алфавитов, привело к деградации национальных культур, утрате языка и забвению традиционных промыслов, костюма и т.д.
Чабан. Республика Дагестан
Слайд 26С другой стороны эти процессы позволили осознать важность, уникальность культуры
даже самого малочисленного народа. Утвердилось представление о самоценности и самодостаточности
культуры.
Хантыйская женщина готовит щуку
Слайд 27Из осознания самоценности и самодостаточности любой культуры логично проистекли представления
о необходимости диалога культур, создания больших культурных зон и налаживание
связей между ними.
Слайд 28В литературе произошло окончательное оформление женской литературы и детской литературы.
Возникновению этих литератур мы обязаны двум обстоятельствам, во-первых всеобщему распространению
грамотности и существованию значительных отличий между восприятием, интересами детей и взрослых, женщин и мужчин.
Слайд 29Если вспомнить всемирно известных детских писателей Астрит Линдгрен (Швеция), Льюис
Кэррол, Ален Милн (Англия), Марк Твен (США), Джани Родари (Италия)
и др., то станет ясно, что детская литература сложилась в первую очередь в странах с высоким уровнем развития и социального благополучия.
Слайд 30Одним из положительных результатов советской эпохи можно отнести и расцвет
детской литературы в нашей стране.
Слайд 31Что касается женской литературы, то здесь складывается жанр любовного или
женского романа, не обязательно написанного женщинами, но ориентированного на женщин.
Славным телевизионным продолжением или телеверсией этого жанра стали так называемые «мыльные оперы», телесериалы с неимоверным количеством серий, подробно, а иногда и слишком подробно рассказывающие нам о судьбе одной героини или одной семьи. В этих сериалах нет никакой идеи кроме стремления героев к счастью, любви и благополучию.
Слайд 32Появилось и развлекательное чтиво для мужчин, детективы, фантастика, остросюжетные и
приключенческие романы. Они также охотно экранизировались. В последствии на их
базе сложились определенные виды кинематографической продукции (боевики, комедии, триллеры и т.д.)
Слайд 33Сюжеты этой кинопродукции, как правило, незатейливы, завершение фильма почти всегда
предсказуемо, а новизна достигается приглашением новых актеров, сменой сюжета и
декораций, употреблением спецэффектов.
Слайд 34Существовала в ХХ веке и серьезная литература, в которой поднимались
насущные вопросы общественной жизни.
Слайд 35Особенно много такого рода произведений было написано в кризисные для
общества моменты. Огромный пласт литературы во всех странах связан с
Первой и Второй мировыми войнами.
Слайд 36Авторы мемуаров и художественных произведений пытались донести до потомков трагедию
войны, показать судьбу на войне конкретного человека, показать как война
обостряет все человеческие качества, как хорошие, так и плохие.
Слайд 37Особенно болезненно и долго переживались события войн в наиболее пострадавших
от войны странах. В Германии, Франции, Польше, Англии, в нашей
стране. Всемирно известными стали произведения таких авторов как Ярослава Гашека, Юлиуса Фучека, Бертольда Брехта, Барбары Такман, Эрнеста Хемингуэйя и т.д.
Слайд 38В литературе сложились и новые модернистские течения. Основателем модернистской прозы
принято считать Франца Кафку.
В его произведениях «Процесс», «Америка», «Замок»
мир показан несовершенным, агрессивным и враждебным человеку. Человек же не в силах ни понять законов развития и устройства мира, ни противостоять жизненным обстоятельствам, обречен на страдания.
Слайд 39Этим настроениям исторического пессимизма созвучны и представления экзестенцианалистов, которые отрицали
перспективу «прекрасного будущего», они учили своего читателя смотреть на мир
открытыми глазами, видеть его пороки и пытаться сопротивляться несовершенству мира, что по их представлениям являлось высшим достоинством.
Слайд 40Американским писателем Генри Джеймсом было положено начало социально-психологическому роману.
Этот
жанр отличался тонким, можно сказать изощренным психологизмом, он передает сумбурные
мысли, мимолетные впечатления героя, отличается запланированной не выстроенностью, хаотичностью текста.
Слайд 41Его самые известные произведения: « Золотая чаша», « Письма Асперна»,
«Смерть льва»
Слайд 42Такой литературный прием был назван «поток сознания» и широко использовался
и используется сейчас многими литераторами. https://vk.com/video214573605_166618159
Слайд 43Возникли новые направления и в поэзии. Еще в начале ХХ
в. зародилось течение символистов, которые для выражения настроений и мыслей
своих героев использовали древние мифологические образы и символы.
Поэзия символистов была утонченной, требовала знакомства с мировой культурой, широкой эрудиции.
Слайд 44В России бурно развиваясь до революции после революции символизм оказался
чуждым и невостребованным в новой политической ситуации. Представителями символистов в
России были А. Блок, Вячеслав Иванов, Вельямир Хлебников, Андрей Белый.
Александр Блок (1880-1921)
Слайд 45Из зарубежных авторов широко известны француз Поль Валери, английский поэт
Томас Элиот, ирландец Уильям Батлер Йетс.
Уильям Батлер Йетс (1865-1939)
Поль Валери
(1871-1945)
Слайд 46Модернистским течением был и футуризм (от латинского футурум – будущее).
Футуристы предлагали оставить в прошлом человеческие слабости, к которым относили
и любовь, стремление к счастью, сентиментальность. Достойными прославления на их взгляд были такие качества как «энергия», «сила», «уверенность».
Слайд 47Наибольшего расцвета футуризм достиг в Италии, России и во Франции.
В России наиболее известными футуристами были Игорь Северянин и молодой
Владимир Маяковский.
Владимир Маяковский
Игорь Северянин
Слайд 48На Западе к этому направлению можно отнести таких поэтов как
, Гарсиа Лорка, Луис Арагон, Поль Элюар и др.
Гарсия
Лорка
Поль Элюар
Слайд 49Не менее интересными были в поэзии и направления акмеистов, имажинистов
(«имаже» фр. образ), экспрессионистов.
Анна Ахматова
Николай Гумилёв
Слайд 50Таким же стремлением к самовыражению проникнуто в ХХ веке и
творчество художников. В живописи возникает целый фейерверк направлений. Причем художники
не стремятся сделать свои работы эстетичными, прекрасными, понравиться зрителю, не стремятся прорисовать детали, достигнуть портретного сходства и быть понятными.
Василий Кандинский Автопортрет
Слайд 51Наоборот они выражали свои самые смутные и неконкретные видения, образы,
стремясь как я уже сказала выразить себя и оставляя широкий
простор догадкам и воображению зрителей. различные стили экспериментальной, модернистской живописи получили общее название «авангард».
Н. Гончарова . Ангелы, мечущие камни на город
Казимир Малевич. Супрематическая композиция
Слайд 52Направлением авангардной живописи является абстракционизм. Художники стремились в своих неоднозначных,
загадочных картинах будоражить душу зрителя, призывали его искать и видеть
новое, творить, изобретать.
Аристарх Лентулов Небосвод
Слайд 53Абстрактными образами своих картин они стремились прорваться сквозь внешнее –
к внутреннему. Наиболее известными представителями этого направления являются Василий Кандинский
и Казимир Малевич, Пьер Суллаж, Дэвид Смит.
Серия чёрных фигур. Казимир Малевич. Экспозиция Третьяковской галереи.
Слайд 54Одним из мощных направлений стал кубизм – течение в живописи
отличительной чертой которого стало новое понятие красоты.
Фигуры, изображаемые художниками
не схожи с реальными им могут быть приданы самые причудливые, в том числе и геометрические очертания, могут нарушаться пропорции предметов, искажаться цвета и т.д.
Все это делалось с целью усилить впечатление от произведения, обратить внимание на отдельные детали предмета.
Пабло Пикассо. Натюрморт
Слайд 55Кубисты испытывали большой интерес к первобытному и древнему искусству, африканским
маскам, грубо очерченным чертам каменных идолов, деревянных и глиняных фигурок.
Самым известным кубистом является Пабло Пикассо французский художник испанского происхождения.
Слайд 56Крупнейшим модернистским течением в живописи ХХ в. стал сюрреализм («сверх
реализм»). Своей задачей художники-сюрреалисты видели бесконтрольное, «автоматическое» воспроизведение картин сознания,
а особенно подсознания.
Это был тот же «поток сознания», только выраженный живописными средствами, в виде причудливо-искаженных сочетаний реальных и нереальных предметов.
Сальвадор Дали. Постоянство памяти
Слайд 57Сюрреализм был распространен во многих европейских странах. В этом стиле
творили Андре Массой, Морис Дюшан, Сальвадор Дали.
Андре Массой
Андре Массой.
Спящий
Слайд 58Испанский живописец Сальвадор Дали, был разносторонне одаренным человеком, он творил
в жанрах живописи, графики, скульптуры и коллажа. Его картины называли
«рисованными фотографиями снов». Они причудливы и непонятны, но они интересны.
Сальвадор Дали. Сон
Слайд 59Широкое распространение получило зародившееся в США в конце 1950-х гг.
направление поп-арт (общедоступное искусство). Для своих композиций художники использовали самые
обычные бытовые предметы покрышки, баночки из под пива. этикетки и т.д. В дальнейшем это направление нашло широкое применение в рекламе.
Слайд 60Отдельными направлениями изобразительного искусства стали фотография и кинематограф, как бы
соединивший в себе литературу и живопись. Зрительный ряд в кино
является также очень важным. Достаточно вспомнить нашего соотечественника Сергея Параджанова, про творчество которого говорили, что любой кадр из фильмов Параджанова – есть законченная картина. Кроме того Параджанов являлся мастером коллажа.
Сергей Параджанов
Софико Чиаурели. Кадр из фильма Цветок граната
Слайд 61Проникли идеи модернизма и в театр, который уже в 19
в. становится массовым искусством. Идея трагедийного театра принадлежит английскому режиссеру
Гордону Крэгу.
Он впервые заявил, что режиссер не должен строго следовать литературному произведению, а должен показать в одной постановке свое видение всего творчества данного драматурга.
Гордон Крэг (1872-1966)
Слайд 62Приверженцы этой идеи трагедийного театра вплетали в сюжет спектаклей множество
не запланированных в пьесе картин и сюжетов, проявляя тем самым
свое понимание пьесы, свои впечатления от нее. Это прочтение пьесы выставлялось на суд публики, которая должна была поддержать или опровергнуть идеи режиссера.
Спектакль»Ревизор» в театре Олега Табакова
Слайд 63Основателем эпической школы в театре стал немецкий драматург и режиссер
Бертольд Брехт. Он тоже смело использует новые образы и приемы,
свободно обращается с образом.
Но цель его другая – показать реальные события из жизни и извлечь из них жизненный опыт. Поэтому пьесы более приближены к повседневной жизни.
Бертольд Брехт (1898-1956)
Слайд 64В театре ХХ века используются самые различные приемы: маски, пантомима,
акробатические трюки, куклы и т.д.
Слайд 65Сохраняются и развиваются такие жанры как балет, мюзикл
Слайд 68Появляется кукольный театр. Особенно знаменит был Московский театр кукол Сергея
Образцова, который ставил спектакли не только для детей, но и
для взрослых и объездил с гастролями весь мир.
Слайд 69Проявляется модернизм и в музыке. Наиболее ярким выразителем музыкального модерна
в середина ХХ в. стал немецкий композитор Теодор Адорно.
Он
считал правдивой, настоящей музыкой только ту, которая отгораживает человека от социальных проблем побуждает его обратить к глубинам своей души.
Слайд 70Складывается направление конкретной музыки. Композиторы этого направления стремились вернуть человеку
взаимопонимание с природой, чувство гармонии.
Записывая на магнитофон различные звуки
природы они монтировали затем целые мелодические картины природных звуков. Изобретателем такого способа создания музыки явился французский композитор и инженер, акустик Пьер Шеффер.
Слайд 71Широчайшим образом распространилась эстрадная музыка, начинавшаяся в послевоенные годы созданием
вокально-инструментальных ансамблей. Эта музыка была предназначена для самой широкой аудитории.
Сюжеты эстрадных песен, как правило, просты и понятны всем от детей до взрослых.
ВИА «Дружба». Солистка Эдита Пьеха
Слайд 72Некоторые песни с наиболее удачной, ходовой мелодией становятся шлягерами, получают
всемирную известность, их напевают в самых различных странах часто даже
не понимая слов. Большинство шлягеров исчезает со сцены так же быстро, как и появляется, но некоторые остаются надолго.
Слайд 73Кроме популярной эстрадной, музыки возникают такие направления как джаз, кантри,
рок, авторская песня. Эта музыка также предназначена для широкой аудитории,
но имеет свои особенности. Одной из первых стала рок-группа «Битлз», которая считается одной из лучших групп 20 века. Их музыка до сих пор имеет много поклонников , а некоторые песни стали мировыми шлягерами.
Слайд 74Джаз, зародившийся в США на рубеже 19 и 20 вв.
образовался в результате слияния европейской традиции и африканской национальной музыки.
Для него характерны основополагающая роль ритма и широчайшие возможности для импровизации.
Луи Армстронг со своим джаз-ансамблем
Слайд 75Данное направление возникло в среде сельских жителей США, продолживших традиции
сельской народной музыки выходцев из Европы. В её основе англо-кельтские
традиции и музыкальные инструменты. В 1960-1970- годы музыка вышла на большую эстраду. Сейчас к кантри часто относят и музыкантов из других стран, работающих на основе традиционной народной музыки.
Слайд 76 Интерес к собственно народной музыке, фольклору в 20 веке
был также весьма велик. На сцене разных стран появилось много
исполнителей исполняющих народные песни в первозданном виде, или превращающих их в эстрадные композиции.
Жанна Бичевская
Николай Сличенко
Пелагея
Слайд 77Для бардовской самодеятельной песни, получившей большое распространение в нашей стране,
наоборот характерно усиленное внимание к тексту песни. Бардовские песни, как
правило, имеют глубокий смысл и весьма незатейливую мелодию, поскольку большинство бардов не имели системного музыкального образования. Естественно, что развивается и классическая музыка.
Булат Окуджава
Александр Галич
Юрий Визбор
Слайд 78В архитектуре также прослеживаются новые идеи. уплотнение городского населения приводит
к необходимости многоэтажного строительства. Вырастают небоскребы, возведение которых в одно
время было воспринято как достижение, признак бурного и поступательного развития страны, ее технической мощи. Затем выяснилось, что каменные джунгли городов не так уж и симпатичны, да еще и отрицательно влияют на человеческую психику.
Слайд 79Еще в 1920-е гг. в Англии одной из стран особо
преуспевшей в промышленном развитии и поэтому одной из первых ощутившей
все негативные моменты прогресса, возникла идея города-сада. Смысл этой идеи был в том, что необходимо как-то облагородить городскую среду, среду обитания человека, где обязательно должны присутствовать природные объекты.
Эбенезер Говард (1850-1929). Автор идеи.
Слайд 80Над проблемой совмещения в современном городе высокого уровня благоустройства и
удобств с высокой плотностью населения и сохранением во-первых исторического облика
города, особенно исторического города, а во-вторых экологического благополучия напряженно работает архитектурная мысль всего мира.
Канны (Франция)
Сочи (Россия)
Соренто (Италия)
Слайд 81Литература:
Актуальные проблемы культуры ХХ в./ Под ред. В.И. Добрынина М.,
1993.
Борьба тенденций в современном западном искусстве. М., 1986.
Кантор А.И. Изобразительное
искусство ХХ в. М., 1988.
Конен В.Д. Третий пласт: Массовые жанры в истории музыкальной культуры. М., 1991.
Кудинова Т. От водевиля до мюзикла. М., 1982.
Музыка ХХ века: очерки. В 2-х частях. М., 1976-1987 гг.