Слайд 4Просвещение
40е гг – Ф.М.Ртищев пригласил из Киева ученых –монахов в
Андреевский монастырь
Открываются специальные школы Печатного двора, Аптекарского приказа
1665г. – открыли
школу при Спасском монастыре во главе с Симеоном Полоцким
1687г. – открыта Славяно-греко-латинская академия братьями Иоанникием и Сафронием Лихудами
Слайд 5Архитектура
Продолжает развиваться деревянное зодчество
Дворец в Коломенском (1667-1668гг.), разобран при ЕII
(восьмое чудо света –сказочность, богатство резных узоров, разнообразие форм,
яркие
краски, позолота, напоминал драгоценную игрушку)
Деревянные церкви сохранились в Карелии, Архангельской, Вологодской, Костромской, Тверской областях
Слайд 6Успенская (Дивная )
церковь в Угличе
Слайд 7Церковь
Ильи Пророка
в Ярославле
Слайд 9Церковь Рождества Богородицы в Путинках
Слайд 11Тайная вечеряв
Икона «Древо государства Российского»
или Похвала Владимирской
иконе Божьей
матери
Архангел Михаил
попирающий дьявола
Троица
Спас нерукотворный.Для ТСЛ
Слайд 18Продолжается строительство шатровых церквей и соборов
( стремление к нарядности и
декоративности, камерности и интимности)
Архангельский собор Нижегородского кремля
Церковь Покрова в Медведкове
(Пожарский)
Успенская (Дивная ) церковь в Угличе
Церковь Рождества Богородицы в Путинках
1628г. – шатер над Спасской башней Московского Кремля
Слайд 19Трехэтажные терема Московского Кремля
(Антип Константинов, Бажен Огурцов, Третьяк Шатурин,
Ларион Ушаков
«Русское узорочье»:
Церковь Ильи Пророка и Иоанна Предтечи в Ярославле
Церковь
Троицы в Никитниках
Церковь Рождества в Путинках
Вознесенская церковь в Устюге Великом
Митрополия в Ростове
Церковь Николы в Пыжах и Хамовниках
Дворяне и купцы строят «узорочные» палаты:
Дом думного дьяка Аверкия Кириллова в Москве
Дома бояр Голицына и Троекурова в Москве
Печатный и Монетный дворы
Теремной дворец Ал.Михайловича
К концу столетия складывается стиль
нарышкинского или московского барокко(пышный ,величавый, парадный ,
нарядный, изящный разнообразие декоративного убранства,
башенный тип постройки, красный кирпич и белый камень):
Палаты на Петровке ,Церковь в Троице-Лыкове
Церковь Покрова в Филях( усадебный храм Л.К.Нарышкина)
Церковь в Уборах под Москвой ,Успенский собор в Рязани
Слайд 20Церковь Троицы в Никитниках
Построена в 1631-1634 годах купцом Григорий Никитников
на территории своей усадьбы. Он торговал пушниной.
В Церкви есть
фреска с изображением его семьи.
Храм освящен в честь иконы Грузинской Божьей Матери. Говорят, что церковь хотели снести, но Сталин, узнав, про икону Грузинской Богоматери, не разрешил.
Икона написана в 1654 году в связи с избавлением Москвы от моровой язвы.
В храме есть икона Владимирской Божьей Матери работы Ушакова. Помимо Богоматери с младенцем, на иконе изображена Кремлевская стена и Успенский собор, и древо с медальонами наиболее значимых деятелей древней Руси. На Кремлевской стене стоит царь Алексей Михайлович с царицей Марией Ильиничной.
Слайд 21Вознесенская церковь в Устюге Великом
Церкви Николы в Пыжах и Хамовниках
Слайд 22Дом думного дьяка Аверкия Кириллова в Москве
Дом боярина Троекурова в
Москве
Слайд 25Живопись
«Строгановская школа» – Прокопий Чирин, Никифор Савин,
Емельян Москвитин
Симон Федорович Ушаков (1626-1686) и ученики Иван Максимов, Михаил Милютин. В работах намечается стремление к реализму
Оружейная палата
Икона «Троица»(Рус.м.)
Тихон Филатьев (кон.17в.) на иконах появляются реалистические пейзажи, изображения зданий
Слайд 26Фрески церквей Троицы в Никитниках (Владимиров и Ушаков)
церкви Ильи Пророка
в Ярославле (Гурий Никитин, Сила Савин) –реалистические тенденции , красочность,
богатство композиции, оптимизм, народный дух, обилие бытовых деталей
Слайд 27Портретный жанр
Парсуны царя Федора Ивановича (1600),
М.В.Скопина –Шуйского (1610)
Портрет Алексея
Михайловича (С.Лопуцкий)
Портрет Федора Алексеевича (Салтанов, Елин, Смолянинов.Оружейная п.)
Портрет Патриарха Никона
(Детерсон и Вухтерс)
Слайд 29Театр
1672-1676гг. -организация тетра Алексеем Михайловичем по
инициативе боярина А.С.Матвеева, Иоганном
Готфридом Грегори,
пастером лютеранской церкви из Немецкой слободы
Слайд 30Выводы
Переходный период от Средневековья к Новому времени,
«старина и новизна
перемешались»
Неравномерность развития
Бурный процесс обмирщения
Возрастает внимание к человеку, его месту и
роли в окружающем мире
Проявляется личностное начало , распространились авторские произведения
Расширились культурные связи со странами Западной Европы, возросло число культурных заимствований
Накопление знаний, начало их теоретического осмысления