Разделы презентаций


Культура Руси XIII – XV вв

Содержание

1. Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго оказали отрицательное воздействие на темпы и ход культурного развития древнерусской народности.• Гибель многих тысяч людей и пленение лучших ремесленников привели не только к падению мастерства,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Культура Руси XIII – XVвв.

Культура Руси XIII – XVвв.

Слайд 21. Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго оказали отрицательное воздействие на

темпы и ход культурного развития древнерусской народности.
• Гибель многих тысяч

людей и пленение лучших ремесленников привели не только к падению мастерства, но и к полному исчезновению некоторых сложных видов ремесленной техники. Были утрачены навыки изготовления шиферных пряслиц, сердоликовых бус, стеклянных браслетов, амфор-корчаг, полихромной (многоцветной) керамики, эмали, мозаики.
• Массовые разрушения почти на полвека задержали развитие каменного строительства.
• Разрушение основных культурных центров привело к ослаблению исторически сложившихся связей между землями Северо-Восточ­ной Руси.
• В ходе завоевания было уничтожено множество архитектурных и литературных памятников, произведений изобразительного и прикладного искусства.
• Общее ухудшение социально-экономического положения русских земель существенно замедлило темпы культурного развития.

1.ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

1. Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго оказали отрицательное воздействие на темпы и ход культурного развития древнерусской народности.•

Слайд 32. Возрождение русской культуры с конца XIV в.
• Высокий уровень

русской культуры способствовал сохранению ее самостоятельности и самобытности. Она не

только выстояла под давлением чужеродной тюркской культуры, но и вобрала в себя ее достижения.
• Куликовская битва 1380 г. и более поздние победы над татаро-монголами способствовали подъему национального самосознания. Всенародная борьба с иноземными завоевателями обусловила доминирующую роль патриотической тематики в культурной традиции Руси этого периода.
• Возвышение Москвы и собирание вокруг нее русских земель способствовали восстановлению разрушенных связей между землями. К концу XV в., когда Москва превратилась в важнейший экономический, военно-политический и духовный центр, активизировался процесс складывания русской народности и усилились тенденции формирования единой общенациональной культуры.
• После завоевания в 1453 г. турками Константинополя Русь стала оплотом мирового православия. Это способствовало росту международного авторитета Руси и дало новый импульс культурному развитию.

2. Возрождение русской культуры с конца XIV в.• Высокий уровень русской культуры способствовал сохранению ее самостоятельности и

Слайд 41. Борьба с иноземными завоевателями вызвала новый подъем устного народного

творчества. Одно из самых известных произведений этого периода — «Сказание

о невидимом граде Китеже» — легендарное повествование о городе, ушедшем на дно озера, но не сдавшемся врагу.
2. Летописание не утратило в этот период своего значения, несмот­ря на разрушение почти всех его центров, за исключением Новгорода, где оно не прерывалось. Уже в конце XIII — начале XIV в. возникли но­вые летописные центры (Тверь, Москва), начался подъем летописного жанра.
• В этот период летописание имело свои особенности.
Обострение политической борьбы обусловило существенные отличия в политических концепциях местных летописных сводов. Но при всем различии политических тенденций и стиля изложения во всех летописях XIV—XV вв. отчетливо проявляется их общерусский характер. Патриотизм и идея единства русских земель являются отличительной чертой всего русского летописания.
• Возвышение Москвы предопределило и особую роль московского летописания. После Куликовской битвы его содержание определяется идеей единства русских земель под главенством Москвы. Эта идея лежит в основе как Троицкой летописи начала XV в. — общерусского летописного свода московского происхождения, так и Московского летописного свода конца XV в., призванного обосновать историческую роль Москвы.

2. ЛИТЕРАТУРА И УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

1. Борьба с иноземными завоевателями вызвала новый подъем устного народного творчества. Одно из самых известных произведений этого

Слайд 53. Наиболее распространенным литературным жанром этого периода были исторические повести.

В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических

фактах и событиях. Борьбе с иноземными завоевателями до Куликовской битвы посвящены повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», повести об Александре Невском, «Повесть о Щелкане», рассказывающая о восстании в Твери в 1327 г. Победе 1380 г. посвящен целый цикл исторических повестей: «О побоище на Дону», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина».
4. Расцвет житийной литературы того времени также в значительной степени связан с процессом объединения русских земель и с необходимостью обосновать богоизбранность Москвы. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву; Сергия Радонежского, поддержавшего московского князя в борьбе за престол и в борьбе с монголо-татарами.
5. Дальнейшее развитие получила литература о путешествиях — «хождения». В последней четверти XV в. появилась новая разновидность этого жанра — светские хождения — записки тверского купца Афанасия Никитина, описывающие его путешествие в Индию («Хождение за три моря»).
6. Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов — своеобразной всемирной истории того времени. В середине XV в. был составлен первый русский хронограф, в котором история Руси представлена в связи с Всемирной историей.

3. Наиболее распространенным литературным жанром этого периода были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических

Слайд 6Развитие градостроительства на Руси было приостановлено монголо-татарским завоеванием. Разрушенные в

ходе сражений города долгое время невозможно было восстановить вследствие тяжелого

экономического положения и отсутствия опытных мастеров. Но древние традиции в области зодчества не прервались. Новый подъем русской архитектуры начался в конце XIV — начале XV в.
1. Первым городом Северо-Восточной Руси, возобновившим ка­менное строительство, стала Тверь, где уже в 1285—1290 гг. был возведен храм Спаса-Преображения. Тверские мастера опирались на архитектурные традиции, установившиеся во владимиро-суздальском зодчестве.
2. Новгород и Псков меньше других русских земель пострадали от монголо-татарского нашествия и ранее других восстановили каменное строительство в широком масштабе.
Культовое строительство. Используя архитектурные традиции домонгольского периода, новгородские и псковские мастера возводили на средства бояр и купцов десятки небольших храмов. Наиболее известных храмовых постройках второй половины XIV в: церкви Федора Стратилата и церкви Спаса на Ильине в Новгороде. В Пскове новые декоративные решения не получили большого распрост­ранения. Большинство псковских храмов, ранним из которых была церковь Василия на Горке (начало XV в.), выдержаны в суровом и лаконичном стиле, почти лишены украшений.
• Одновременно с культовым в Новгороде и Пскове велось и крупное гражданское строительство. В 1302 г. в Новгороде был заложен каменный Кремль, который впоследствии неоднократно перестраивался. В XV в. каменный Кремль был построен в Пскове.

3. АРХИТЕКТУРА

Развитие градостроительства на Руси было приостановлено монголо-татарским завоеванием. Разрушенные в ходе сражений города долгое время невозможно было

Слайд 7

Церковь Фёдора Стратилата на Ручью

Церковь Спаса на Ильине улице

(вторая половина XIV в)
Церковь Фёдора Стратилата на Ручью      Церковь Спаса на Ильине улице

Слайд 8церковь Василия на Горке Псков (начало XV в.)

церковь Василия на Горке Псков (начало XV в.)

Слайд 9Фрагмент Михайловской иконы "Знамения Божией Матери", (Новгород), конца XVII века.


Новгородский детинец

Фрагмент Михайловской иконы

Слайд 10Новгородский торг. Худ. А.М. Васнецов

Новгородский торг. Худ. А.М. Васнецов

Слайд 113. Начало каменного строительства в Москве относится ко второй четверти

XIV в. Московская архитектурная школа складывалась на основе традиций владимиро-суздальского

зодчества, но впоследствии проявилось влияние и других архитектурных школ: псковской, черниговской, новгородской.
Древнейшими сохранившимися памятниками московского зодчества первой половины XV в. являются: Успенский собор в Звенигороде, Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода, Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры, Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве.

3. Начало каменного строительства в Москве относится ко второй четверти XIV в. Московская архитектурная школа складывалась на

Слайд 12Успенский собор в Звенигороде ( на рубеже XIV - XV

веков. Внутри собора сохранились росписи начала XV в., приписываемые Андрею

Рублеву и Данилу Черному

Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры
( 1422 – 1423 гг. XVв.)

Успенский собор в Звенигороде ( на рубеже XIV - XV веков. Внутри собора сохранились росписи начала XV

Слайд 13Спасский собор
Спасо-Андроникова монастыря
(1420 – 1425 гг.)
Рождественский собор, Саввино-Сторожевский

монастырь, Звенигород (ок. 1405 г. )

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря (1420 – 1425 гг.)Рождественский собор, Саввино-Сторожевский монастырь, Звенигород (ок. 1405 г. )

Слайд 14 Крупнейшей работой этого времени стало строительство Московского Кремля, история которого

начинается еще в XII в., когда на Боровицком холме были

построены деревянные стены, разрушенные монголо-татарами в 1237 г. При Иване Калите территория Кремля была расширена, построены новые дубовые стены, создан первоначальный архитектурный ансамбль Соборной площади с каменными храмами (не сохр.). Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены в 1367 г. Создание ансамбля Московского Кремля, в основном со­хранившегося до наших дней, завершилось в конце XV — начале XVI в. и стало символом могущества и величия столицы Российского централизованного государства.
Объединение русских земель вокруг Москвы способствовало взаимопроникновению и взаимообогащению их архитектурных традиций. Начался процесс слияния местных архитектурно-художественных школ в единую общерусскую архитектурную школу.

Крупнейшей работой этого времени стало строительство Московского Кремля, история которого начинается еще в XII в., когда на

Слайд 15Московский Кремль при Иване Калите. Худ. А.М. Васнецов

Московский Кремль при Иване Калите. Худ. А.М. Васнецов

Слайд 16Московский Кремль при Дмитрии Донском. Худ. А.М. Васнецов

Московский Кремль при Дмитрии Донском. Худ. А.М. Васнецов

Слайд 17Оборона Москвы от хана Тохтамыша. XIV век Худ. А.М. Васнецов


Оборона Москвы от хана Тохтамыша. XIV век Худ. А.М. Васнецов

Слайд 184. ЖИВОПИСЬ
Развитие русской живописи в этот период также характеризуется тремя

основными тенденциями:
— развитие местных школ на основе традиций, сложившихся в

домонгольский период;
— начало процесса слияния местных художественных школ в еди­ную общерусскую живописную школу.
1. Как и в предшествующий период, определяющее влияние на развитие живописи оказывала церковь.
2. Основным направлением в развитии живописи по-прежнему была иконопись, что в значительной степени объясняется широким рас­пространением на Руси деревянных храмов, не приспособленных для стенной росписи.
• Новгородская иконописная школа характеризуется лаконичны­ми композициями (на иконах, как правило, изображался один святой), четкостью рисунка, чистотой красок, высокой техникой.
• Псковская иконопись отличалась от новгородской смелостью композиции, типами ликов, более тяжелыми фигурами.
• Ведущее положение с XIV в. занимала Московская школа, сложившаяся на основе Ростово-Суздальской и вобравшая в себя лучшие достижения всех русских школ.
3. Наряду с иконами широкое распространение получила фреска. Начиная с XIV в. усложнялся ее сюжет, появился пространственный характер, пейзаж, усиливался психологизм изображения.
4. Большое значение в живописи приобретала личность художни­ка. Авторский стиль наиболее талантливых живописцев преодолевал влияние местных традиций. Творчество таких художников-иконописцев, как Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий вышло за рамки отдельных живописных школ.

4. ЖИВОПИСЬ Развитие русской живописи в этот период также характеризуется тремя основными тенденциями:— развитие местных школ на

Слайд 19• Огромный вклад в развитие русской живописи внес гениальный художник

Феофан Грек (ок. 1340 — после 1405 г.), приехавший из

Византии. Его произведения (фрески, иконы) отличаются монументаль­ностью, выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой. В творчестве Феофана Грека выделяются два периода: бунтарский новгородский и более спокойный московский. В Новгороде сохранились фрагменты его росписи церкви Спаса на Ильине. В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождества Богородицы, Архангельский собор в Кремле и вместе с Андреем Рублевым и старцем Прохором — Благовещенский собор в Кремле (сохранилась часть иконостаса Благовещенского собора работы Феофана Грека).

Феофан Грек

• Огромный вклад в развитие русской живописи внес гениальный художник Феофан Грек (ок. 1340 — после 1405

Слайд 20
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице
Благовещенский собор Московского

Кремля

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице  Благовещенский собор Московского Кремля

Слайд 21

Спас Вседержитель (Пантократор)





Столпник
Феофан Грек

фрагменты росписи церкви Спаса на Ильине 1378 г.

Спас Вседержитель (Пантократор)      СтолпникФеофан Грек фрагменты росписи церкви Спаса на Ильине 1378

Слайд 22Макарий Египетский
(Макарий Великий)
Троица
Феофан Грек фрагменты росписи церкви Спаса на

Ильине 1378 г.

Макарий Египетский (Макарий Великий)ТроицаФеофан Грек фрагменты росписи церкви Спаса на Ильине 1378 г.

Слайд 23Донская икона Божией Матери (ок. 1392г.) Лицевая сторона
Успение (1392)
Оборотная

сторона

Донская икона Божией Матери (ок. 1392г.) Лицевая сторонаУспение (1392) Оборотная сторона

Слайд 24Наивысший расцвет Московской школы связывают с именем со­временника Феофана Грека,

великого русского художника Андрея Рублева, канонизированного Русской православной церковью. Произ­ведения

Андрея Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов в сочетании с мягкостью и лиризмом. Самое известное его произведение, ставшее одной из вершин мирового искусства, — икона «Троица», написанная для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры (хранится в Третьяковской галерее). Кисти Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина, Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря в Загорске, Благовещенского собора Московского Кремля и погибшие в XVIII в. фрески Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря.

Андрей Рублев

Наивысший расцвет Московской школы связывают с именем со­временника Феофана Грека, великого русского художника Андрея Рублева, канонизированного Русской

Слайд 25Святая Троица, 1410-е г.
Спас, 1410-е

Святая Троица, 1410-е г.Спас, 1410-е

Слайд 26Спас в силах, 1408
Богоматерь, 1408
Иоанн Предтеча, 1408

Спас в силах, 1408Богоматерь, 1408Иоанн Предтеча, 1408

Слайд 27








Апостол Павел, 1410







Архангел Михаил из деисусного чина, 1414

Апостол Павел, 1410Архангел Михаил из деисусного чина, 1414

Слайд 28
1. Завоевание Руси монголо-татарами существенно замедлило темпы культурно-исторического процесса, но

не прервало его, не нарушило преемственность в развитии русской культуры

так называемого домонгольского периода и периода ее восстановления и нового расцвета.
2. Русская культура сохранила национальный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыг­рали земли, не подвергшиеся разгрому, такие как Новгород и Псков. Насильственное вмешательство чужеродной культуры не уничтожило национальную самобытность и самостоятельность русской культуры.
3. Конец XIV—XV в. характеризовался началом длительного процесса слияния местных литературных, архитектурных, художе­ственных школ в единую национальную общерусскую школу. Продолжался процесс складывания русской народности.

5. ВЫВОДЫ

1. Завоевание Руси монголо-татарами существенно замедлило темпы культурно-исторического процесса, но не прервало его, не нарушило преемственность в

Слайд 29Утро на Куликовом поле. 1943-1947 Худ. Бубнов А.П.

Утро на Куликовом поле. 1943-1947 Худ. Бубнов А.П.

Слайд 30 «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» Худ. Авилов

М.И (1943)

«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» Худ. Авилов М.И (1943)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика