Слайд 1КУЛЬТУРА
РЕВОЛЮЦИОННОЙ ЭПОХИ 1920-1930-е гг.
Культура – это всё, что создано
разумом и руками человека
Слайд 2Культурная революция
Культу́рная револю́ция — комплекс мероприятий, осуществлённых в Советской России и СССР, направленных
на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества. Целью было
формирование нового типа культуры как часть строительства социалистического общества, в том числе увеличение доли выходцев из пролетарских классов в социальном составе интеллигенции.
Термин «культурная революция» в России появился в «Манифесте анархизма» братьев Гординых в мае 1917 года, а в советский политический язык введён В. И. Лениным в 1923 году в работе «О кооперации»: «Культурная революция — это… целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 372).
Слайд 3Культурная революция в СССР как целенаправленная программа по трансформации национальной
культуры на практике зачастую буксовала и была массированно реализована лишь
в годы первых пятилеток. В результате, в современной историографии существует традиционное, но, по мнению ряда историков, не вполне корректное, а потому зачастую оспариваемое соотнесение культурной революции в СССР лишь с периодом 1928—1931 гг. Культурная революция в 1930-е годы понималась как часть больших преобразований общества и народного хозяйства, наряду с индустриализацией и коллективизацией. Также, в ходе культурной революции значительной перестройке и реорганизации подверглась и организация научной деятельности в Советском Союзе.
Слайд 4ЖИВОПИСЬ
П.ПИКАССО
«ЖЕНЩИНА В КРЕСЛЕ»
К.МАЛЕВИЧ
«СУПРЕМАТИЗМ»
А. МАТИСС «КРАСНЫЕ РЫБКИ»
М.ШАГАЛ. «Автопортрет с семью пальцами»
Слайд 5Культурная революция в первые годы советской власти
В 1920-е годы в
советских общественных и партийных организациях шли дискуссии о методах и
направлении культурной революции. Например, летом 1923 года кампанию по обсуждению «вопросов быта» инициировал Л.Д. Троцкий, выступивший в печати с циклом статей, опубликованных в одноименной брошюре (выдержала три издания).
Идеологическая гегемония в проведении культурно революции всегда осталась за партией. Большую роль в выполнении задач партии по проведению культурной революции играл комсомол. Вместе с тем принимались репрессивные меры по устранению интеллектуальных политических противников: так, более 200 видных представителей российской науки и культуры были высланы из страны на «Философском пароходе». С конца 1920-х годов проводилось «вытеснение» буржуазных специалистов: «Академическое дело», «Шахтинское дело», «Дело Промпартии» и т. п. С 1929 года начали свою деятельность «шарашки» — организованные органами внутренних дел особые технические бюро из заключённых для проведения важных научно-исследовательских и конструкторских работ.
Слайд 6 МОДЕРН – искусство создает прекрасное и привносит его в
жизнь, которая сама по себе не слишком хороша и привлекательна.
Синтез архитектуры, живописи, графики.
МОДЕРНИЗМ – отрицание основ и идеалов реализма, поиск новых художественных средств и форм.
Кубизм
Абстракционизм
Фовизм
Сюрреализм
Портрет Пикассо
САЛЬВАДОР ДАЛИ
Слайд 7Итоги культурной революции в СССР
К успехам культурной революции можно отнести
повышение уровня грамотности до 87,4 % населения (по переписи 1939 года),
создание обширной системы общеобразовательных школ, значительное развитие науки и искусства. Вместе с тем была сформирована официальная культура, основанная на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры и образования, что было необходимо для формирования большого количества производственных кадров и формирования новой «советской интеллигенции» из рабоче-крестьянской среды.
Согласно одной из точек зрения, в этот период средствами большевистской идеологизации был произведён разрыв с традициями многовекового исторического культурного наследия.
Слайд 8С другой стороны, целый ряд авторов оспаривают это положение и
приходят к выводу о том, что традиционные ценности и мировоззрения
российской интеллигенции, мещанства и крестьянства были лишь незначительно трансформированы в ходе культурной революции, а большевистский проект создания более совершенного, гармоничного, коллективистского человека нового типа, то есть «нового человека», следует считать в значительной мере проваленным. На это указывает и капиталистическая реакция, которая началась в начале шестидесятых с
подменой так называемой рентабельностью государственного планирования,
заменой распределения из общественных фондов потребления личным обогащением,
превращением понятия воровства в мещанское «умеет жить»,
карьерный конформизм вступления в комсомол и партию
прививание принципов потребительского общества
и закончилась отказом от коммунистического и возвратом на капиталистическое производство и распределение.
Слайд 9ЛИТЕРАТУРА
АНТИВОЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
ЗА СОЦИАЛЬНОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ
ПРОТИВ НЕРАВЕНСТВА
И НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ
ИДЕОЛОГИЗАЦИЯ И ПОЛИТИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ
Слайд 10МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
АРХИТЕКТУРА: КОНСТРУКТИВИЗМ - правильная
геометрическая форма, «ленточные» окна,
плоская крыша для сада, опорные столбы ( Ш.Э. ЛЕ КОРБЮЗЬЕ)
Слайд 11 КИНЕМАТОГРАФ: ЗВУКОВОЕ КИНО,
ГОЛЛИВУДСКИЕ ФИЛЬМЫ
МУЗЫКА: ОПЕРЫ, СИМФОНИИ, ДЖАЗ,
МЮЗИКЛ