Слайд 1«Культурная
революция»
в России
в начале XVIII в.
Слайд 2«Наш народ, яко дети, неучения ради, которые никогда за азбуку
не примутся, когда от мастера, не приневолены бывают».
Пётр I
1672–1725
Слайд 5Вопросы занятия
Быт.
1
2
3
4
5
Образование и просвещение.
Наука.
Общественная мысль.
Художественная культура.
Слайд 7Преобразования быта русских людей начались с бритья бород.
Слайд 8Д. Белюкин.
Пётр I стрижёт бороды боярам.
1985
Слайд 10Пётр ввёл европейскую одежду: камзолы, галстуки, шляпы, короткие штаны.
В. Худояров.
Пётр
I за работой.
1860-е
Слайд 11Реформа быта
Все новшества касались в основном
дворянского сословия
В случае несоблюдения
указов о внешнем виде налагались денежные штрафы, а иногда даже
грозила ссылка в Сибирь
Слайд 12Крестьян и горожан реформа практически
не коснулась.
Слайд 13Был введён бородовой знак – жетон, который был своеобразной квитанцией
об уплате налога на ношение бороды.
Слайд 14Крестьяне, въезжавшие в город, должны были заплатить одну копейку «с
бороды».
Слайд 15В 1713 г. вышел указ, запрещавший не только носить бороду
и национальную одежду, но и продавать русскую одежду и сапоги.
Слайд 16Реформа быта
В 1700 г. изменилось летоисчисление
Теперь счёт лет вёлся по
европейскому образцу
от Рождества Христова
Слайд 17Появились и новые формы общения. Образцом служили петербургские ассамблеи, созданные
в 1718 г.
С. Хлебовский.
Ассамблея
при Петре I.
1858
Слайд 18Задачей ассамблей было приобщение
к европейскому
образу жизни.
Слайд 20Образование и просвещение
Реформы Петра в сфере образования носили сугубо прагматический
характер
Были необходимы специалисты, способные развивать промышленность, возводить новые города
От обученных
людей зависели военные победы
Слайд 21В первую очередь Пётр стал отправлять детей дворян
на обучение
в Европу.
Коллеж
Сорбонна
Слайд 22Профессиональные школы России
Навигацкая.
1
Пушкарская.
2
3
Медицинская.
4
Инженерная.
Слайд 23Обучение
в школах
Учителя-иностранцы плохо знали русский язык.
1
2
3
Учебники были наполнены сложными
речевыми оборотами.
В качестве педагогического воздействия нередко использовались телесные наказания.
Слайд 24На первом этапе в профессиональные школы принимали представителей разных сословий.
Школа
математических
и навигацких наук
Слайд 25Со временем приём «недворян» был прекращён. Исключением являлась только Медицинская
школа.
Слайд 26Всеобщее образование в России
С 1714 г. в губернии направлялись выпускники
Навигацкой школы
Они занимались организацией цифирных школ, в которых можно было
получить начальное образование
Однако школы эти были доступны только для детей мелких чиновников
Слайд 27Дети служилых людей получали образование в гарнизонных школах. Будущих священников
готовили в духовных школах.
Слайд 29В 1703 г. была издана «Арифметика» Леонтия Магницкого, ставшая первой
книгой
на русском языке
с арабскими цифрами.
Слайд 30В 1708–1710 гг. проводилась реформа шрифта, в ходе которой упростили
кириллицу.
Слайд 31Из алфавита были исключены буквы «Ѯ» (кси) и «Ѱ» (пси).
Слайд 32Образование и просвещение
Для Петра I печатные издания служили пропагандой его
реформ
Эту задачу он реализовывал через указы, манифесты
и публицистические издания
С
1703 г. стала выходить первая печатная газета «Ведомости»
Слайд 34В 1714 г. в Петербурге была открыта первая библиотека.
Императорская публичная
библиотека
Слайд 35К 1714 г. относится упоминание первого русского музея – Кунсткамеры.
Здание
Кунсткамеры
Слайд 36Кунсткамера
Хранились зоологические коллекции.
1
2
3
Хранились собрания различных минералов.
Один из отделов Кунсткамеры был
посвящён анатомии.
Слайд 37Для науки периода реформ было характерно составление различных коллекций, это
способствовало накоплению знаний об окружающем мире.
Слайд 38Снаряжались экспедиции
для исследования природных богатств государства.
Слайд 39В 1724 г. указом Петра была основана Академия наук.
Здание
Академии
наук
Слайд 40Академия наук
Получала финансирование
от государства.
1
В Академии были сконцентрированы научные силы
страны.
2
3
Академия оказывала поддержку различным научным начинаниям.
Слайд 41При Академии наук создали лаборатории, обсерваторию и ботанический сад.
В
типографии печаталась научная литература.
Слайд 42С целью подготовки кадров при Академии были учреждены университет
и
гимназия.
Слайд 44Указы Петра I носили
не только законодательный,
но и публицистический
характер.
Слайд 45Основные идеи указов Петра I
Всемогущество государства, которое должно вмешиваться во
все сферы жизни.
1
2
Необходимость вмешательства сверху, которое делается только ради блага.
Слайд 46Сподвижником Петра стал Феофан Прокопович. Он считается одним
из главных
идеологов абсолютизма в России.
Слайд 47Феофан Прокопович
Высказывал идеи о величии России и стремлении правителя к
достижению блага.
1
В своих сочинениях обосновал право монарха на неограниченную власть.
2
Слайд 48Отдельное внимание необходимо уделить «Книге о скудости
и богатстве» Ивана
Тихоновича Посошкова.
Титульная страница первого издания
Слайд 49«Книга
о скудости
и богатстве»
Автор излагал свои мысли
о
состоянии дел в хозяйственной жизни России.
1
2
3
Посошков рассматривал самодержавие как идеальный
государственный строй.
Автор ссылался и на конкретные действия Петра.
Слайд 50Посошков считал, что скудное положение крестьян подрывает благосостояние государства.
Слайд 51Критике со стороны Посошкова подверглись помещики, которые решали свои финансовые
проблемы усилением эксплуатации крестьян.
Н. Неврев.
Торг.
1879
Слайд 52Реформы
Петра I
Реформы вызывали неприятие населения
Немало недовольных было в высших
слоях общества
Однако до открытого противостояния дело
не дошло
На них надеялся
Алексей, считавший политику отца бессмысленной
Слайд 53Алексея предали суду и казнили в 1718 г.
Н. Ге.
Пётр
I допрашивает царевича Алексея Петровича
в Петергофе.
1871
Слайд 54Появились слухи
о том, что во время поездки в Европу
царя подменили и на престоле теперь самозванец.
Слайд 56В художественной культуре также проявилась тенденция к европеизации.
Слайд 57Архитектура
Революционный характер носили зодчество
и градостроительство
Пётр создавал новую столицу, которая
должны была стать образцовой
Царь старался сделать Петербург не похожим
на
остальные города
Слайд 59Для Петербурга заранее разработали архитектурный план.
Слайд 60С 1714 г. по всей России
был введён запрет
на
строительство каменных сооружений.
Слайд 61Подзорный
дворец
(архитектор
Михаил Земцов)
Слайд 62Здание 12 коллегий
(архитектор
Доменико Трезини)
Слайд 63Петропавловский собор
(архитектор
Доменико Трезини)
Слайд 64Выдающимися
мастерами живописи стали портретисты Иван Никитин и Андрей Матвеев.
Слайд 65И. Никитин.
Царевна Прасковья Ивановна.
1714
Слайд 66И. Никитин.
Пётр I
на смертном одре.
1725
Слайд 67И. Никитин.
Портрет напольного гетмана.
1720-е
Слайд 68А. Матвеев.
Автопортрет
с женой.
1729
Слайд 69Литература
В литературе господствовал жанр повести
Появился новый герой, соответствующий эпохе
Это был
инициативный, смелый, достигающий своих целей человек
Слайд 70Характерной для эпохи петровских реформ является «Гистория о российском матросе
Василии Кариотском».
Слайд 71Иллюстрации
к «Гистории о российском матросе Василии Кариотском»
Слайд 72Иллюстрация
к «Гистории о российском матросе Василии Кариотском»
Слайд 73Реформы Петра
в сфере культуры были настолько масштабны, что их
можно смело назвать «культурной революцией».
Слайд 75Однако преобразования коснулись только привилегированных слоёв населения.
Слайд 76Реформы в быту коснулись изменения внешнего облика русских людей.
1
2
3
4
5
Стали открываться
профессиональные учебные заведения и цифирные школы.
С 1703 г. стала выходить
первая печатная газета «Ведомости».
В 1724 г. была основана Академия наук.
Указы Петра I содержали идеи всемогущества государства и необходимости вмешательства сверху.
6
По европейскому образцу строилась новая столица России – Петербург.
«Культурная
революция»
в России
в начале
XVIII в.