Слайд 1
Культурно-просветительский центр
Казанского кафедрального собора
ЛЕКТОРИЙ
Епархиальное общество православных психологов
Любовь или созависимость ?...
Ведущая:
ВАСИЛЕНКО Мария Евгеньевна –
семейный психолог-консультант, член Совета ЕОПП СПб,
бизнес-тренер
Слайд 4МИФЫ о ЛЮБВИ:
1. Если я позволю себе близкие отношения с
тобой, я потеряю тебя
2. Если ты узнаешь мои недостатки, ты
оставишь меня
3.Мы- одно целое
4.Быть уязвимым человеком- всегда плохо
5.Мы никогда не будем ссорится или критиковать друг друга
6.Если что-то произойдет, то это моя вина, я плохой человек
7.Чтобы быть любимой, мне нужно всегда выглядеть веселой/счастливой…
8.Ты будешь инстинктивно улавливать все мои желания
9.Если мы любим, мы всегда будем неразлучны.
10.Если я не буду контролировать себя полностью, жизнь превратится в хаос и счастье развалится.
Слайд 6ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЗАВИСИМОСТИ
Созависимость (в христианстве) – страстное состояние, которое
подлежит преодолению.
«Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков»
(1Кор.7:23)
Психолог Ирвин Ялом: «БЕРЕГИТЕСЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ и БЕЗРАССУДНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ к ДРУГОМУ; она вовсе не является, как это часто кажется, примером абсолютной любви. Такая замкнутая на себе и питающаяся собою любовь, не нуждающаяся в других и ничего им не дающая, обречена на саморазрушение»...
Слайд 7ЗАДАНИЕ: Какова основная идея фильма?
Слайд 10Невротическая любовь ( по К. Хорни)
Навязчивый характер переживания отсутствия
любви.
Неспособность быть одному, страх одиночества.
Манипулятивные способы получения внимания и
любви:
демонстрация беспомощности («Ты не можешь лишить меня своего внимания, ведь я без тебя просто погибну!»);
призыв к справедливости («Я бы на твоем месте проявил больше внимания к человеку, который столько для тебя делает!»);
шантаж («Если ты покинешь меня, я убью себя»).
Ненасыщаемость.
Требования абсолютной любви.
Постоянная ревность к партнеру.
Болезненное восприятие отказа и возражений.
Слайд 11
Подмена понятия «христианская жертва» в созависимых отношениях
Жертва христианская
Жертва созависимая
Осознанная
Свободная,
истекающая из свободной воли -
Христос оставил свободу каждому принять
Его жертву или нет.
Проистекает из любви
Не разрушает личность того, кто ее совершает
Бескорыстная
Спонтанная реакция, «стимул-реакция»
Навязчивое состояние, компульсивные действия
«Жертва» всегда лучше других знает, как для них будет лучше
Ее принцип: «Догнать и причинить добро, навязать счастье»
Сопряжена с негативными чувствами и корыстью (Я тебе жизнь отдала, а ты…)
Борьба за власть
Разрушает психику Жертвы
Слайд 15Список использованной литературы:
Москаленко В.Д. Когда любви слишком много: Профилактика любовной
зависимости.
Л. Петрановская. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка.
Василюк Ф.Е.
От переживания – к молитве// Московский психотерапевтический журнал. №1, 2002.
Генри Клауд, Джон Таунсенд, «Барьеры».
Емельянова Е. В. Кризис в созависимых отношениях.
Сатир В. Психотерапия семьи.
Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь.
Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться.
Шеховцова Л.Ф. Преодоление страсти аскетическими и психологическими методами
Шорохова О. А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости.
Слайд 16Сравнение функциональных и дисфункциональных семей
Функциональные семьи
Дисфункциональные семьи
Правила гуманны и способствуют
гармонии, поощряется честность
Границы признаются и уважаются
Коммуникации прямые; чувства открытые, свобода
говорить
Видят и решают конфликты
Поощряется рост и самостоятельность
Правила негуманны, им невозможно следовать
Границы либо отсутствуют, либо ригидны
Коммуникации непрямые и скрытые; чувства не ценятся
Поощряется зависимость и
покорность;
Члены семьи не
способны разрешать
конфликты
Слайд 17Личностные особенности созависимых:
в когнитивной сфере:
поражение духовной сферы
низкая
самооценка, чувствительность к критике
навязчивые мысли, мифологическое мышление
неопределенность психологических границ
склонность к
резким суждениям
в эмоциональной сфере:
преобладание негативных эмоций - вины, стыда, страха, гнева и др.
“затуманивание” чувств, алекситимия
повышение переносимости к эмоциональной и физической боли
в поведенческой сфере:
повышенный контроль над окружающими, манипуляции
неразборчивость в связях
отрицание своих проблем
Слайд 18РОЛЕВАЯ МОДЕЛЬ ВЗОИМОДЕЙСТВИЯ
В СОЗАВИСИМЫХ ОТНОШЕНИЯХ
“ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК С. КАРПМАНА”
(Треугольник власти)
Все внимание участников ролевого треугольника сосредоточено на борьбе друг
с другом за власть, которая ведет к сохранению ролевого баланса их отношений, но не изменяет проблемную ситуацию.
Слайд 19Все участники исследования, у которых был зафиксирован высокий уровень созависимого
поведения
(10 человек), отметили в круге номер один не себя,
а своих родственников.
Проективная методика «Круги близости, ответственности, влияния» М. Мюррей.
Слайд 20Программа коррекционной работы с созависимыми состоит из 10-15 индивидуальных психотерапевтических
занятий, совмещает аскетические и психологические методы и направлена на:
Духовное развитие
созависимых, раскрытие внутренних резервов их личности.
Формирование новых моделей поведения и новой системы взаимоотношений в семье и с окружающими.
Формирование жизненного стиля, отличного от созависимого.
Слайд 21Пример:
Встреча №1.
Тема: «Распознавание и отреагирование своих чувств»
Цель встречи:
Научить участников встречи понимать и принимать собственные чувства, а также
отреагировать эти чувства неразрушительным для себя и других образом.
Методы коррекции:
Рефлексия и интроспекция – методы как святоотеческой, так и секулярной психологии. Они основаны на культуре наблюдения, самонаблюдения и самосознания.
Домашнее задание:
Заведите «Дневник чувств и эмоций» и ежедневно его заполняйте. В день рекомендуется заполнить не менее 3-х страниц.
Слайд 22Таблица. Дневник чувств и эмоций.
.
Слайд 23В молитве перед Причастием есть такие слова:
«Ведь причащаясь божественных
и обоготворяющих Даров, я действительно не один, но с Тобою,
Христе мой…».
Другой человек, каким бы любимым и близким ни был, какими бы доверительными и открытыми ни были связывающие с ним отношения, не сможет стать моей внутренней опорой, так как он – вовне, он всегда остается другим.
Прежде, чем встретиться с другим, человеку необходимо встретиться с самим собой, принять себя, свою жизнь со смирением и благодарностью Богу.
Заполнение же внутренней пустоты возможно только путем установления связи с Богом. Потому что мой внутренний мир – это место для меня и для Бога.