Слайд 1
Культурно-просветительский центр
Казанского кафедрального собора
ЛЕКТОРИЙ
Епархиальное общество православных психологов
Любовь или созависимость ?...
Ведущая:
                                                            
                                    
ВАСИЛЕНКО Мария Евгеньевна – 
семейный психолог-консультант, член Совета ЕОПП СПб,
                                    бизнес-тренер
                                
                            							
							
							
						 
											
											
											
                            Слайд 4МИФЫ о ЛЮБВИ:
1. Если я позволю себе близкие отношения с
                                                            
                                    
тобой, я потеряю тебя
2. Если ты узнаешь мои недостатки, ты
                                    оставишь меня
3.Мы- одно целое
4.Быть уязвимым человеком- всегда плохо
5.Мы никогда не будем ссорится или критиковать друг друга
6.Если что-то произойдет, то это моя вина, я плохой человек
7.Чтобы быть любимой, мне нужно всегда выглядеть веселой/счастливой…
8.Ты будешь инстинктивно улавливать все мои желания
9.Если мы любим, мы всегда будем неразлучны.
10.Если я не буду контролировать себя полностью, жизнь превратится в хаос и счастье развалится.
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 6ОСНОВНЫЕ  ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЗАВИСИМОСТИ
Созависимость (в христианстве) – страстное состояние, которое
                                                            
                                    
подлежит преодолению. 
«Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков»
                                    (1Кор.7:23)
Психолог Ирвин Ялом: «БЕРЕГИТЕСЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ и БЕЗРАССУДНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ к ДРУГОМУ; она вовсе не является, как это часто кажется, примером абсолютной любви. Такая замкнутая на себе и питающаяся собою любовь, не нуждающаяся в других и ничего им не дающая, обречена на саморазрушение»...
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7ЗАДАНИЕ: Какова основная идея фильма? 
                            							
														
						 
											
											
											
                            Слайд 10Невротическая любовь ( по К. Хорни) 
Навязчивый характер переживания отсутствия
                                                            
                                    
любви. 
Неспособность быть одному, страх одиночества.
Манипулятивные способы получения внимания и
                                    любви:
демонстрация беспомощности («Ты не можешь лишить меня своего внимания, ведь я без тебя просто погибну!»);
 призыв к справедливости («Я бы на твоем месте проявил больше внимания к человеку, который столько для тебя делает!»);
шантаж («Если ты покинешь меня, я убью себя»).
Ненасыщаемость.
Требования абсолютной любви. 
Постоянная ревность к партнеру.
Болезненное восприятие отказа и возражений.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11
Подмена понятия «христианская жертва» в созависимых отношениях 
Жертва христианская
Жертва созависимая
Осознанная
Свободная,
                                                            
                                    истекающая из свободной воли -
Христос оставил свободу каждому  принять
                                    Его жертву или нет.
Проистекает из любви
Не разрушает личность того, кто ее совершает
Бескорыстная
Спонтанная реакция, «стимул-реакция»
Навязчивое состояние, компульсивные действия
«Жертва» всегда лучше других знает, как для них будет лучше 
Ее принцип: «Догнать и причинить добро, навязать счастье»
Сопряжена с негативными чувствами и корыстью (Я тебе жизнь отдала, а ты…)
Борьба за власть
Разрушает психику Жертвы 
                                
 
                            							
														
						 
											
											
											
											
                            Слайд 15Список использованной литературы:
Москаленко В.Д. Когда любви слишком много: Профилактика любовной
                                                            
                                    
зависимости.
Л. Петрановская. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка. 	
Василюк Ф.Е.
                                    От переживания – к молитве// Московский   психотерапевтический журнал. №1, 2002.
Генри Клауд, Джон Таунсенд, «Барьеры».
Емельянова Е. В. Кризис в созависимых отношениях. 
Сатир В. Психотерапия семьи. 
Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь.
Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться.
Шеховцова Л.Ф. Преодоление страсти аскетическими и психологическими методами
Шорохова О. А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Сравнение функциональных и дисфункциональных семей
Функциональные семьи
Дисфункциональные семьи
Правила гуманны и способствуют
                                                            
                                    гармонии, поощряется честность
Границы признаются и уважаются
Коммуникации прямые; чувства открытые, свобода
                                    говорить
Видят и решают конфликты
Поощряется рост и самостоятельность
Правила негуманны, им невозможно следовать
Границы либо отсутствуют, либо ригидны
Коммуникации непрямые и скрытые; чувства не ценятся
Поощряется зависимость и
  покорность; 
Члены семьи не  
  способны разрешать
  конфликты
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Личностные особенности созависимых: 
 
в когнитивной сфере: 
поражение духовной сферы
низкая
                                                            
                                    
самооценка, чувствительность к критике
навязчивые мысли, мифологическое мышление
неопределенность психологических границ
склонность к
                                    резким суждениям 
в эмоциональной сфере: 
преобладание негативных эмоций - вины, стыда, страха, гнева и др.
“затуманивание” чувств, алекситимия
повышение переносимости к эмоциональной и физической боли
в поведенческой сфере: 
повышенный контроль над окружающими, манипуляции
неразборчивость в связях
отрицание своих проблем
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18РОЛЕВАЯ МОДЕЛЬ ВЗОИМОДЕЙСТВИЯ 
В СОЗАВИСИМЫХ ОТНОШЕНИЯХ 
“ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК С. КАРПМАНА”
                                                            
                                    
(Треугольник власти)
Все внимание участников ролевого треугольника сосредоточено на борьбе друг
                                    с другом за власть, которая ведет к сохранению ролевого баланса их отношений, но не изменяет проблемную ситуацию. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Все участники исследования, у которых был зафиксирован высокий уровень созависимого
                                                            
                                    поведения 
(10 человек), отметили в круге номер один не себя,
                                    а своих родственников.
Проективная методика «Круги близости, ответственности, влияния» М. Мюррей.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Программа коррекционной работы с созависимыми состоит из 10-15 индивидуальных психотерапевтических
                                                            
                                    
занятий, совмещает аскетические и психологические методы и направлена на:
Духовное развитие
                                    созависимых, раскрытие внутренних резервов их личности.
Формирование новых моделей поведения и новой системы взаимоотношений в семье и с окружающими. 
Формирование жизненного стиля, отличного от созависимого.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Пример: 
Встреча №1. 
Тема: «Распознавание и отреагирование своих чувств»
Цель встречи:
                                                            
                                    
Научить участников встречи понимать и принимать собственные чувства, а также
                                    отреагировать эти чувства неразрушительным для себя и других образом.
Методы коррекции: 
Рефлексия и интроспекция – методы как святоотеческой, так и секулярной психологии. Они основаны на культуре наблюдения, самонаблюдения и самосознания.
 
Домашнее задание:
Заведите «Дневник чувств и эмоций» и ежедневно его заполняйте. В день рекомендуется заполнить не менее 3-х страниц.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Таблица. Дневник чувств и эмоций.
.
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23В молитве перед Причастием есть такие слова: 
«Ведь причащаясь божественных
                                                            
                                    
и обоготворяющих Даров, я действительно не один, но с Тобою,
                                    Христе мой…». 
Другой человек, каким бы любимым и близким ни был, какими бы доверительными и открытыми ни были связывающие с ним отношения, не сможет стать моей внутренней опорой, так как он – вовне, он всегда остается другим.
Прежде, чем встретиться с другим, человеку необходимо встретиться с самим собой, принять себя, свою жизнь со смирением и благодарностью Богу. 
Заполнение же внутренней пустоты возможно только путем установления связи с Богом. Потому что мой внутренний мир – это место для меня и для Бога.