Разделы презентаций


Л-6. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

Содержание

Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоПрием «Задание массивом» Использование: при выполнении Д/З или при проверке Д/З, при подготовке к ЕГЭЗначение: мотивация Ход:Задается большое количество заданий (массив) – тесты из ЕГЭ/ОГЭ в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Л-6. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
В-1. Значение, виды географических

представлений
В-2. Связь понятий и представлений
В-3. Формирование географических представлений и понятий

при изучении начального курса физической географии

Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского

Л-6. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИВ-1. Значение, виды географических представленийВ-2. Связь понятий и представленийВ-3. Формирование географических

Слайд 2Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
Прием «Задание массивом»
Использование: при

выполнении Д/З или при проверке Д/З, при подготовке к ЕГЭ
Значение:

мотивация
Ход:
Задается большое количество заданий (массив) – тесты из ЕГЭ/ОГЭ в рамках большой изучаемой или повторяемой темы
Ученик обязан решить большую часть тестов на выбор
Контрольные работы по теме составляются по тестам – это стимул их решения
Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоПрием «Задание массивом»	Использование: при выполнении Д/З или при проверке Д/З, при

Слайд 3Цель и задачи
(для чего учить?)

Содержание
(чему учить?)

Средства обучения
(с помощью чего

учить?)


Методы и формы обучения
(как учить?)


Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им.

К.Э. Циолковского
Цель и задачи(для чего учить?)Содержание (чему учить?)Средства обучения(с помощью чего учить?)Методы и формы обучения (как учить?)Константинова Т.В.

Слайд 4Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского

Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского

Слайд 5Знания – отражение внешнего мира, идеальное. Воспроизведение в языковой форе

объективной действительности
Знания
Теоретические
Эмпирические
(факты и представления)
Методологические
Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э.

Циолковского
Знания – отражение внешнего мира, идеальное. Воспроизведение в языковой форе объективной действительностиЗнания ТеоретическиеЭмпирические(факты и представления)МетодологическиеКонстантинова Т.В. к.п.н,

Слайд 6Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского

Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского

Слайд 7Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского

Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского

Слайд 9Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
Представления — это образы

тех предметов и явлений, которые воспринимались в прошлом - психология
Представления

— зрительные образы (мысленные картины) различного рода географических объектов – география

В-1. Значение, виды географических представлений

Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоПредставления — это образы тех предметов и явлений, которые воспринимались в

Слайд 10Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
Представления = наглядные образы

По

современным научным представлениям, наглядный образ есть единство чувственных и рациональных

компонентов.

К.Д.Ушинский выступал за такое учение, которое основывается не на отвлеченных представлениях, а на конкретных образах, на наглядности

Представления – единичные и обобщенные
Географические представления, так же как и понятия общие и единичные 1) единичные представления (представления о данном конкретном географическом объекте, например о местной реке, о Волге); эти представления связаны с единичными понятиями;
2) обобщенные представления, в которых на передний план выступают существенные признаки предмета, а несущественные отступают как бы на задний план; обобщенные представления связаны с соответствующими общими понятиями и являются их опорой - река

В-1. Значение, виды географических представлений

Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоПредставления = наглядные образыПо современным научным представлениям, наглядный образ есть единство

Слайд 11Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
В-1. Значение, виды географических

представлений

Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоВ-1. Значение, виды географических представлений

Слайд 12Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
В-1. Значение, виды географических

представлений

Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоВ-1. Значение, виды географических представлений

Слайд 13Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
Источники представлений:
Окружающая среда, местность

вокруг школы => наблюдений в природе и за хозяйственной деятельностью

населения + краеведческий подход в обучении
Личное непосредственное знакомство с территорией особенно важно, ибо «свой глаз — алмаз», а собственный опыт, личные наблюдения, трудно чем-либо заменить. Н. Н. Баранский

2. Наглядные средства обучения т.к. объекты отсутствуют в окружающей местности.
ГЕОфотографии
Виофрагменты
В течение многих десятилетий главным средством формирования образов реальных объектов считались стенные географические картины, которые выпускались целыми сериями еще в дореволюционной России.
Поскольку первое издание «Методики» Н. Н. Баранского вышло давно, в 1960 году, не удивительно, что и он придавал картинам едва ли не первостепенное значение. Немалое внимание этому способу было уделено и в более поздних работах. Тем не менее никто не отрицал того, что постепенно стенные картины стали отходить на второй план

3. Картографические представления возникают с помощью различных карт, в том числе контурных, заполняя которые школьники запоминают относительное расположение одних объектов по сравнению с другими, особенности их очертания, форму.

В-1. Значение, виды географических представлений

Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоИсточники представлений:Окружающая среда, местность вокруг школы => наблюдений в природе и

Слайд 14Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
4. Живое слово учителя.


С помощью яркого, образного рассказа на уроке можно создать представление

о природе далекой Амазонии, суровом нагорье Тибета, добыче железной руды в карьерах открытым способом, процессе обогащения руд цветных металлов и других природных и экономических объектах и явлениях.

В 50 – 60 гг. ХХ века исследователи доказали, что для формирования полных представлений недостаточно только демонстрировать изображения, сопровождая их словесным разъяснением. Необходимо также использовать приемы, содействующие закреплению и уточнению этих представление: словесное описание, рисование или графическое изображение


Формирование представлений = демонстрация изображения + словесное разъяснение + словесное описание + рисование (графическое изображение)

В-1. Значение, виды географических представлений

Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского4. Живое слово учителя. С помощью яркого, образного рассказа на уроке

Слайд 15Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
Этапы работы с наглядными

пособиями для формирования представлений.
В процессе наблюдений и описаний учащиеся сначала

находят различные части, признаки в предметах и явлениях,
затем устанавливают их свойства, особенности, создавая нужный образ.

При этом необходимо учитывать, что географические образы служат чувственной основой усвоения многих общих и единичных понятий, так как характерные особенности образа объекта или явления нередко рассматриваются как существенные признаки соответствующего понятия.

В-1. Значение, виды географических представлений

Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоЭтапы работы с наглядными пособиями для формирования представлений.В процессе наблюдений и

Слайд 16Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
Особенности усвоения представлений: зависят

от содержания представлений и условий обучения.

Задача учителя географии:
1 создать

у школьников необходимый запас как обобщенных, так и единичных географических представлений,
2. обеспечить их полноценный характер,
3. в дальнейшем использовать накопленные представления в формировании других групп знаний, а также умений и навыков.

Усвоение географических образов - это активный, управляемый учителем процесс. Он может быть осуществлен различными методами и приемами.
Перед школьниками нужно поставить цель - научиться рассматривать природные, хозяйственные и другие объекты и явления, выделять в них различные стороны и свойства, связывая их каким-либо образом, а затем воспроизводить учебный материал по представлению, не видя объекта или явления.
Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоОсобенности усвоения представлений: зависят от содержания представлений и условий обучения. Задача

Слайд 17Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
В-2. Связь понятий и

представлений
1. Формирование представлений тесно связано с формированием понятий
Для формирования обобщенных

представлений, а на их основе - понятий использовать несколько наглядных средств.
Представление о саваннах = фото саванн Африки, Австралии и Южной Америки + карта природных зон +…..

2. Формирование представлений и понятий - длительный по времени и сложный по содержанию процесс.
На всем протяжении изучения географии происходит систематическое расширение круга вновь усваиваемых и углубление содержания ранее усвоенных понятий. Усвоенные понятия служат основой для формирования новых понятий, между понятиями устанавливаются правильные соотношения и т. д.

3. Овладеть понятием практически означает усвоить содержание понятия и связанное с понятием представление.

4. Овладеть приемами умственной деятельности, с помощью которых возможно применение, понятия, => уметь самостоятельно применить усвоенное понятие в решении учебных и практических задач

Формирование представлений происходит теме же путями, что и понятий
Какими???
Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоВ-2. Связь понятий и представлений1. Формирование представлений тесно связано с формированием

Слайд 18Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
В-3. Формирование географических представлений

и понятий при изучении начального курса физической географии
1. в

курсе географии 5 (6) класса ведущие общие понятия.
2. Единичные понятия в выполняют преимущественно роль опоры для формирования общих понятий.
3. Формирование представлений и понятий в 5 (6) классе опирается на определенный запас географических знаний, полученный учащимися в начальной школе и в жизненном опыте.
4. Для детей этого возраста характерна органическая слитность понятия с соответствующим образным представлением

В усвоенных учениками понятиях отражаются главным образом внешние, бросающиеся в глаза признаки.
При объяснении различий между зимой и летом в своей местности, учащиеся обычно отвечают: «Летом бывает жарко, потому что солнце теплее и хорошо светит, а зимой бывает холодно, потому что солнце плохо светит и мало греет».
При объяснении причин разрушения гранита учащиеся отмечают только одну причину: «Ночью гранит остывает, а днем, когда солнышко печет, разогревается и потому трескается».
Учащиеся нередко допускают смешение понятий, например в число горных пород, слагающих их местность, они часто зачисляют «землю», «чернозем».
При достаточно хорошем умении пользоваться картой учащиеся обнаруживают очень слабое представление о различиях между рисунком предмета и его плановым изображением.

Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоВ-3. Формирование географических представлений и понятий при изучении начального курса физической

Слайд 19Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
Последовательность формирования общих понятий

на основе представлений:

Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоПоследовательность формирования общих понятий на основе представлений:

Слайд 20Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
Экспериментальными исследованиями психологов доказано,

что формирование представления без одновременного овладения соответствующим понятием (хотя бы

в элементарном виде) не обеспечивает правильного усвоения знаний.
Если шестиклассник не умеет выразить в словах существенные признаки изучаемых предметов, то у него не формируется правильное представление об этих предметах.
Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоЭкспериментальными исследованиями психологов доказано, что формирование представления без одновременного овладения соответствующим

Слайд 21Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
Важно!!! Для успешного формирования

общих понятий - обоснованный отбор единичных понятий, на основе которых

формируются общие понятия.
Требования к отбору общих понятий
1) единичные понятия (в том числе и понятия, отражающие местные объекты и явления) должны быть отобраны так, чтобы на их примере можно было с наибольшей наглядностью показать существенные признаки формируемого общего понятия;
2) единичные понятия должны быть отобраны с таким расчетом, чтобы, по возможности, полнее показать многообразие проявления существенных признаков в различных объектах, входящих в объем формируемого общего понятия.
Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоВажно!!! Для успешного формирования общих понятий - обоснованный отбор единичных понятий,

Слайд 22Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского

Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика