Разделы презентаций


Лексика и ф разеология 900igr.net

Содержание

Цель занятия:Повторить материал по лексике и фразеологии. Повторить тропы и фигуры речи

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Лексика и фразеология
900igr.net

Лексика и фразеология 900igr.net

Слайд 2Цель занятия:
Повторить материал по лексике и фразеологии. Повторить тропы и

фигуры речи

Цель занятия:Повторить материал по лексике и фразеологии. Повторить тропы и фигуры речи

Слайд 4Основные разделы лексических единиц

Основные разделы  лексических единиц

Слайд 5Омонимы
слова близкие по звучанию, но различные по лексическому значению.

Омонимыслова близкие по звучанию, но различные по лексическому значению.

Слайд 6Омоформы
слова, которые одинаково звучат лишь в некоторых грамматических формах

и при этом чаще всего принадлежат к разным частям речи.


Пример:
Лечу самолетом и лечу горло

Омоформы слова, которые одинаково звучат лишь в некоторых грамматических формах и при этом чаще всего принадлежат к

Слайд 7Омофоны
слова, которые звучат одинаково, но пишутся по- разному.
Пример:
плод[плот] — плот

[плот]
Бал [бал] — балл [бал]
умолять [умал’ат’]— умалять
[умал’ат’]



Омофоныслова, которые звучат одинаково, но пишутся по- разному.Пример:плод[плот] — плот [плот]Бал [бал] — балл [бал] умолять [умал’ат’]—

Слайд 8Омографы
слова, которые пишутся одинаково, но различаются ударением.
Пример:
бе́рег — берёг
бе́регу

— берегу́
бо́льшая — больша́я
бо́ры — боры́

Омографыслова, которые пишутся одинаково, но различаются ударением.Пример:бе́рег — берёг бе́регу — берегу́ бо́льшая — больша́я бо́ры —

Слайд 9Синонимы
слова одной части речи, обозначающие одно и то же, но

отличающиеся оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Пример:
бродить —

блуждать
пригласить — позвать
шёл — влачился
Синонимыслова одной части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лексического значения и употреблением в

Слайд 10Антонимы
слова одной части речи, противоположные по значению.
Пример:
говорить — молчать
правда —

ложь
добрый — злой

Антонимыслова одной части речи, противоположные по значению.	Пример:говорить — молчатьправда — ложь добрый — злой

Слайд 11Паронимы
однокорневые слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях:
Пример:
отборный — отборочный


компания — кампания
нетерпимый — нестерпимый

Паронимыоднокорневые слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях:Пример:отборный — отборочный компания — кампаниянетерпимый — нестерпимый

Слайд 12Лексика общеупотребительная и необщеупотребительная

Общеупотребительная лексика.
Наиболее важной частью словаря русского языка

во всём его многообразии является общеупотребительная лексика. Она представляет

собой то лексическое ядро, без которого немыслим язык, невозможно общение, ее составляют слова, являющиеся выражениями наиболее необходимых жизненно важных понятий.
Необщеупотребительная лексика. Выявляют 3 группы: диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы.
Лексика общеупотребительная и необщеупотребительнаяОбщеупотребительная лексика.Наиболее важной частью словаря русского языка во всём его многообразии является общеупотребительная лексика.

Слайд 13Диалектизмы
слова или обороты речи, употребляемые людьми той или иной местности.
Пример:
хутор

— поребрик
гутарить — говорить

Диалектизмыслова или обороты речи, употребляемые людьми той или иной местности.Пример:хутор — поребрикгутарить — говорить

Слайд 14Профессионализмы
это слова и сочетания слов, употребляемые преимущественно людьми определённой профессии,

специальности.


Пример:
Подлежащее, вакуоль, гипотенуза

Профессионализмыэто слова и сочетания слов, употребляемые преимущественно людьми определённой профессии, специальности. Пример:Подлежащее, вакуоль, гипотенуза

Слайд 15Жаргонизмы.
Разряд «пассивной» лексики, к которому относятся слова, используемые обособленной

группой людей, объединённых по социальному признаку. Объединяющим признаком может служить

возрастная категория, профессия, общественный класс. Слова этого разряда, обычно немногочисленные, составляют особый «язык» социальной группы, по использованию которого её члены опознают равных себе (напр., такую роль исполняет молодёжный сленг). Иногда эти слова могут сосуществовать в специфическом «языке» группы наряду с терминами (так, определённое соотношение жаргонизмов и терминов характерно для профессионализмов) или составлять «тайный язык», используемый для общения в условиях конспирации (таковы арготизмы, разновидностью которых является «феня» – язык воровского сообщества и деклассированных элементов). В литературе жаргонизмы ограниченно применяются при изображении речи представителей подобных социальных групп.
Например, клёво, ништяк, стибрить, пришить (убить)
Жаргонизмы. Разряд «пассивной» лексики, к которому относятся слова, используемые обособленной группой людей, объединённых по социальному признаку. Объединяющим

Слайд 16Историзмы, архаизмы, неологизмы
Историзм - слово, вышедшее из живого употребления, поскольку

обозначает предмет или явление, которые из современной действительности исчезли.
Архаизм -

это устаревшее слово, которое в современной речи заменено синонимом.
Неологизм - слово, недавно появившееся в языке.

Пример:
Очи — архаизм
Кольчуга — историзм
демпинг— неологизм
Историзмы, архаизмы, неологизмыИсторизм - слово, вышедшее из живого употребления, поскольку обозначает предмет или явление, которые из современной

Слайд 17Стилистические разряды русской лексики
1) Нейтральные – называют предмет,

признак, действие. Например, лошадь.
2) Стилистически-окрашенные – не просто называют

предмет, признак, действие, но и оценивают их. Например, кляча (плохая лошадь), крохотулька (совсем маленький), очи, водрузить.



Стилистические разряды  русской лексики  1) Нейтральные – называют предмет, признак, действие. Например, лошадь. 2) Стилистически-окрашенные

Слайд 18Фразеология.
Фразеология (от греч. phrásis, родительный падеж phráseos – выражение и

...Логия) - раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка в его

современном состоянии и историческом развитии.
Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, обороты речи типа: «бить баклуши», «повесить нос», «задать головомойку»... Оборот речи, который называют фразеологизмом, неделим по смыслу, то есть его значение не складывается из значений составляющих его слов. Он работает только как единое целое, лексическая единица.
Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие автора.

Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл.

Признаки фразеологизмов

Фразеологизмы обычно не терпят замену слов и их перестановки, за что ещё зовутся устойчивыми словосочетаниями.
Во что бы то ни стало нельзя произнести во что бы мне не стало или во что ни стало бы то, а беречь как зрачок глаза вместо беречь как зеницу ока.
Есть, конечно, и исключения: ломать голову или голову ломать, врасплох застать и застать врасплох, но такие случаи редки.
Многие фразеологизмы легко заменяются одним словом:
сломя голову – быстро,
рукой подать – близко.
Cамая главная черта фразеологизмов – их образно-переносный смысл.
Часто прямое выражение превращается в переносное, расширяя оттенки своего смысла.

Трещит по швам – из речи портного приобрело более широкое значение – приходить в упадок.
Поставить в тупик – из речи железнодорожников перешло в общее употребление в значении привести в замешательство.

Фразеология.Фразеология (от греч. phrásis, родительный падеж phráseos – выражение и ...Логия) - раздел языкознания, изучающий фразеологический состав

Слайд 19Примеры фразеологизмов и их значения
Баклуши бить - бездельничать
Белены объесться

- взбеситься (применяется к людям, которые делают глупости)
После дождичка

в четверг - никогда
Аника-воин - хвастун, храбрый лишь на словах, вдали от опасности
Задать головомойку(баню) - намылить шею, голову - сильно отругать
Белая ворона - человек, резко выделяющийся из окружающей среды теми или иными качествами
Бирюком жить - быть угрюмым, ни с кем не общаться
Бросить перчатку - вызвать кого-нибудь на спор, соревнование (хотя никто перчаток не кидает)
Волк в овечьей шкуре - злые люди, прикидывающиеся добрыми, которые прячутся под маской кротости
Витать в облаках - блаженно грезить, фантазировать невесть о чем
Душа в пятки ушла - человек перетрусивший, испугавшийся
Живота не пожалеть - пожертвовать жизнью
Зарубить на носу - запомнить крепко-накрепко
Из мухи делать слона - превращать мелкий факт в целое событие
На блюдечке с золотой каемочкой - получить желаемое с почетом, без особых усилий
На краю земли - где-то очень далеко
На седьмом небе - быть в полном восторге, в состоянии наивысшего блаженства
Ни зги не видно - так темно, что не видно тропинки, дорожки
Кинуться очертя голову - действовать безрассудно, с отчаянной решимостью
Съесть пуд соли - хорошо узнать друг друга
Скатертью дорога - уходи, без тебя обойдемся
Работать засучив рукава - работать горячо, со старанием
Примеры фразеологизмов и их значения Баклуши бить - бездельничать Белены объесться - взбеситься (применяется к людям, которые

Слайд 20 ТРОПЫ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.

Тропы речи -
(греч. tropos — поворот, оборот речи)

- слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении (связаны с лексикой)
Тропы - важный элемент художественного мышления.
Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др

Стилистические фигуры -

обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания (связаны с синтаксисом): анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия, хиазм и др.

ТРОПЫ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.         Тропы речи -

Слайд 21 Тропы речи:

Тропы речи:

Слайд 23Стилистические фигуры.

Стилистические фигуры.

Слайд 24Домашнее задание.
1. Найдите в тексте атонимическую пару, выпишите её.
(44)Но

хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в

ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы.

2. Найдите в предложениях 25—31 синонимы (синонимическую пару). Выпишите их.
(25)Мы с капитаном уселись у печки.
—(26)Ну как? — спросил капитан, чтобы с чего-нибудь начать.
—(27)Да ничего, — Конаков улыбнулся, как обычно, одними уголками губ. —(28)Воюем помаленьку. (29)С людьми вот только сложно...
—(30)Ну с людьми везде туго, — привычной для того времени фразой ответил капитан. —(31)Вместо количества нужно качеством брать.

3. Найдите в предложениях 2-3 слово в переносном значении. Выпишите его
(2)К невысокой деревянной двери вели каменные ступеньки, а над черепичной крышей возвышались две большие кирпичные трубы. (3)На стенах, оконных решётках, дверях и крыше - всюду были заметны сероватые следы времени.

4. Найдите в предложениях 20-21 фразеологизм, который имеет значение «заблуждаться». Выпишите его
(20)Став взрослым, ты должен ставить перед собой реальные цели и задачи и выполнять их..(21) Не будь в плену иллюзий, иначе жизнь жестоко обманет тебя, будет больно и обидно разочаровываться в ней.

5. Найдите в предложениях 1 – 4 синоним к слову «воздействие». Выпишите его
1) В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. (2) Его значение в нашей жизни велико. (3) Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь и оказывают на неё огромное влияние. (4) Но особенно сильно воздействует на человека художественная литература.

Домашнее задание.1. Найдите в тексте атонимическую пару, выпишите её. (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика