Разделы презентаций


Лекция 1

Содержание

Московский методологический кружок Щедровицкий Григорий Петрович

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 1.
Методология научного исследования. Определение и соотношение понятий: метод и

методология. Понятие о парадигме научного исследования. Классификация методов научного исследования.


Лекция 1.Методология научного исследования. Определение и соотношение понятий: метод и методология. Понятие о парадигме научного исследования. Классификация

Слайд 2Московский методологический кружок
Щедровицкий
Григорий Петрович

Московский методологический кружок Щедровицкий Григорий Петрович

Слайд 3Определения методологии
Методология – 1) совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо

науке; 2) учение о методе познания и преобразования мира [философский

словарь 1972 г.].
Понятие «методология» имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии [Основы философии науки, 2005 г.]
Определения методологииМетодология – 1) совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке; 2) учение о методе познания и

Слайд 4Определения методологии
Методоло́гия (от греч. μεθοδολογία — учение о способах; от

др.-греч. μέθοδος из μέθ- + οδος, букв. «путь вслед за

чем-либо» и др.-греч. λόγος — мысль, причина) — учение о системе понятий и их отношений, система базисных принципов, методов, методик, способов и средств их реализации в организации и построении научно-практической деятельности людей
Определения методологииМетодоло́гия (от греч. μεθοδολογία — учение о способах; от др.-греч. μέθοδος из μέθ- + οδος, букв.

Слайд 5Определения методологии
Методология науки — это учение о методах и процедурах

научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности

теории научного познания (эпистемологии) и философии науки.
Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины: физике, химии, биологии, информатики и других разделах науки.
Определения методологииМетодология науки — это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории

Слайд 6Определения методологии

Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре,

логической организации, методах и средствах деятельности
А.М. и Д.А. Новиковы

Определения методологииМетодология (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельностиА.М. и

Слайд 7«Схема структуры методологии»
1. Характеристики деятельности:
особенности,
принципы,
условия,
нормы деятельности;
2. Логическая структура деятельности:
субъект,
объект,
предмет,
формы,
средства,
методы,
результат

деятельности;
3. Временнáя структура деятельности:
· фазы,
· стадии,
· этапы

деятельности.
«Схема структуры методологии» 1. Характеристики деятельности:особенности,принципы,условия,нормы деятельности;2. Логическая структура деятельности: субъект,объект,предмет,формы,средства,методы,результат деятельности;3. Временнáя структура деятельности:·  фазы,·

Слайд 8Методологический подход
«можно определить как принципиальную методологическую ориентацию исследования, как точку

зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), как

понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования» [Э.Г. Юдин].
это, по сути, определенная комплексная исследовательская установка по отношению к объекту исследования, подчиняющая себе логику понимания и оценки изучаемых фактов, явлений или событий, соотнесения их между собой и с окружающей действительностью в пространственных и временных координатах.
Методологический подход«можно определить как принципиальную методологическую ориентацию исследования, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ

Слайд 9Этапы формирования системы методологических подходов
этап методологического самоопределения

– базовые общенаучные

подходы
(системный, структурный, функциональный (структурно-функциональный), исторический, логический (историко-логический), комплексный, модельный,

конкретно-исторический, синергетический и др.)
Этапы формирования системы методологических подходовэтап методологического самоопределения 		– базовые общенаучные подходы 	(системный, структурный, функциональный (структурно-функциональный), исторический, логический

Слайд 10Этапы формирования системы методологических подходов
этап конкретного смысло-содержательного определения объекта исследования



парадигмальные подходы (аксиологический, цивилизационный, антропологический, социально-стратификационный, культурологический, стадиально-формационный и

др.)
Этапы формирования системы методологических подходовэтап конкретного смысло-содержательного определения объекта исследования – 		парадигмальные подходы (аксиологический, цивилизационный, антропологический, социально-стратификационный,

Слайд 11Этапы формирования системы методологических подходов
этап технологического обусловливания исследования объекта –



инструментальные подходы: сравнительно-сопоставительный (компаративистский); герменевтический и различные интерпретационные подходы, применяемые

при работе с текстами; формальный (абстрактный) и проблемно-генетический (диалектический); диверсификационный подход (для выявления и упорядочивания системы факторов и обстоятельств) и др.
Этапы формирования системы методологических подходовэтап технологического обусловливания исследования объекта – 		инструментальные подходы: сравнительно-сопоставительный (компаративистский); герменевтический и различные

Слайд 12Уровни методологического знания (по Э.Г. Юдину)
философская методология
уровень общенаучных

принципов, процедур, методов и форм исследования
конкретно-научная (частнонаучная) методология
методика и

техника исследования
Уровни методологического знания (по Э.Г. Юдину) философская методология уровень общенаучных принципов, процедур, методов и форм исследования конкретно-научная

Слайд 13Категория метода
эмпирические и теоретические методы исследования
эмпирические методы (наблюдение, интервьюирование,

тестирование и др.) направлены на получение непосредственной информации об изучаемых

предметах,
теоретические методы (анализ, синтез, концептуализация, моделирование и др.) позволяют обобщать эту информацию в виде теоретических представлений
Категория метода эмпирические и теоретические методы исследования	эмпирические методы (наблюдение, интервьюирование, тестирование и др.) направлены на получение непосредственной

Слайд 14Категория метода
количественные (номотетические), целью применения которых является установление законов, номосов
качественные

(идеографические), целью использования которых является установление индивидуальных понятий, идей.

Категория методаколичественные (номотетические), целью применения которых является установление законов, номосовкачественные (идеографические), целью использования которых является установление индивидуальных

Слайд 15Особенности количественных методов
• ориентация на получение достоверного объективного знания о реальности;
• усреднение

данных, выявление главных тенденций, закономерностей;
• установка на получение максимально четких и

проверенных причинно-следственных связей, аргументированных заключений;
• преобладание дедуктивной логики в исследовании.
Особенности количественных методов•	ориентация на получение достоверного объективного знания о реальности;•	усреднение данных, выявление главных тенденций, закономерностей;•	установка на получение

Слайд 16Особенности качественных методов
ориентация на реконструкцию субъективной картины реальности;
индивидуализация и специализация данных,

акцент на различиях и несоответствиях в разных картинах исследуемой реальности;
установка

на выявление и понимание феноменов в единстве внутренних и внешних проявлений;
преобладание индуктивной и интуитивной логики в исследовании (от частных случаев и их интерпретаций – к построению систематических обобщений).
Особенности качественных методовориентация на реконструкцию субъективной картины реальности;индивидуализация и специализация данных, акцент на различиях и несоответствиях в

Слайд 17Классификация качественных методов
case-study (предметом интереса является отдельный случай, ситуация, по-английски

- case - случай, ситуация);
документированное описание (предмет - изучение и

описание типичных ситуаций с точки зрения субъекта);
восхождение к теории (от английского - grounded theory, предмет - переход от ситуативных описаний и представлений к более или менее общей теории),
биографический метод (предмет - жизнеописание, т. е. исследование явлений и событий во временной ретроспективе).
Классификация качественных методовcase-study (предметом интереса является отдельный случай, ситуация, по-английски - case - случай, ситуация);документированное описание (предмет

Слайд 18Методы научно-теоретического исследования
Аналитико-синтетический метод:
классификация и классификационный анализ;
анализ отношений;
причинный (каузальный)

анализ;
элементный анализ;
анализ «по единицам».

Методы научно-теоретического исследования 	Аналитико-синтетический метод:классификация и классификационный анализ;анализ отношений;причинный (каузальный) анализ;элементный анализ;анализ «по единицам».

Слайд 19Методы научно-теоретического исследования
Методы абстрагирования и конкретизации
Методы индукции и дедукции


Метод моделирования
Мысленный эксперимент

Методы научно-теоретического исследованияМетоды абстрагирования и конкретизации Методы индукции и дедукции Метод моделирования Мысленный эксперимент

Слайд 20Методы научно-теоретического исследования
идеализация, дедуктивный вывод, метод восхождения от абстрактного к

конкретному;
источниковедческий, сравнительно-аналитический и конструктивно-генетический анализ, метод реконструкции целого по

его частям (синтез) и теоретической интерпретации (контекстуальный анализ);
идеализации, формализации, алгоритмизации, моделирования, вероятностный метод, статистический и др.
системно-аналитический, историко-генетический, историко-логический, понимания и актуализации;
проблемно-генетический анализ;
конструктивно-генетический метод;

Методы научно-теоретического исследованияидеализация, дедуктивный вывод, метод восхождения от абстрактного к конкретному; источниковедческий, сравнительно-аналитический и конструктивно-генетический анализ, метод

Слайд 21Методы научно-теоретического исследования
описание, анализ фактов и явлений, статистический, монографический, сравнительно-сопоставительный

(синхронистический) анализ, обобщение и систематизация результатов исследования;
реконструкция, объяснение, понимание;


историко-структурный, конструктивно-генетический, историко-компаративистский, биографический, монографический и метод культурно-педагогических типов;
сравнительный и синхронный анализы;
категориально-понятийный анализ, анализ продуктов деятельности, проблемологический анализ, тематический анализ, метод источниковедческого анализа, биографический метод.

Методы научно-теоретического исследованияописание, анализ фактов и явлений, статистический, монографический, сравнительно-сопоставительный (синхронистический) анализ, обобщение и систематизация результатов исследования;

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика