Слайд 1Лекция 1.
Методология научного исследования. Определение и соотношение понятий: метод и
методология. Понятие о парадигме научного исследования. Классификация методов научного исследования.
Слайд 2Московский методологический кружок
Щедровицкий
Григорий Петрович
Слайд 3Определения методологии
Методология – 1) совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо
науке; 2) учение о методе познания и преобразования мира [философский
словарь 1972 г.].
Понятие «методология» имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии [Основы философии науки, 2005 г.]
Слайд 4Определения методологии
Методоло́гия (от греч. μεθοδολογία — учение о способах; от
др.-греч. μέθοδος из μέθ- + οδος, букв. «путь вслед за
чем-либо» и др.-греч. λόγος — мысль, причина) — учение о системе понятий и их отношений, система базисных принципов, методов, методик, способов и средств их реализации в организации и построении научно-практической деятельности людей
Слайд 5Определения методологии
Методология науки — это учение о методах и процедурах
научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности
теории научного познания (эпистемологии) и философии науки.
Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины: физике, химии, биологии, информатики и других разделах науки.
Слайд 6Определения методологии
Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре,
логической организации, методах и средствах деятельности
А.М. и Д.А. Новиковы
Слайд 7«Схема структуры методологии»
1. Характеристики деятельности:
особенности,
принципы,
условия,
нормы деятельности;
2. Логическая структура деятельности:
субъект,
объект,
предмет,
формы,
средства,
методы,
результат
деятельности;
3. Временнáя структура деятельности:
· фазы,
· стадии,
· этапы
деятельности.
Слайд 8Методологический подход
«можно определить как принципиальную методологическую ориентацию исследования, как точку
зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), как
понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования» [Э.Г. Юдин].
это, по сути, определенная комплексная исследовательская установка по отношению к объекту исследования, подчиняющая себе логику понимания и оценки изучаемых фактов, явлений или событий, соотнесения их между собой и с окружающей действительностью в пространственных и временных координатах.
Слайд 9Этапы формирования системы методологических подходов
этап методологического самоопределения
– базовые общенаучные
подходы
(системный, структурный, функциональный (структурно-функциональный), исторический, логический (историко-логический), комплексный, модельный,
конкретно-исторический, синергетический и др.)
Слайд 10Этапы формирования системы методологических подходов
этап конкретного смысло-содержательного определения объекта исследования
–
парадигмальные подходы (аксиологический, цивилизационный, антропологический, социально-стратификационный, культурологический, стадиально-формационный и
др.)
Слайд 11Этапы формирования системы методологических подходов
этап технологического обусловливания исследования объекта –
инструментальные подходы: сравнительно-сопоставительный (компаративистский); герменевтический и различные интерпретационные подходы, применяемые
при работе с текстами; формальный (абстрактный) и проблемно-генетический (диалектический); диверсификационный подход (для выявления и упорядочивания системы факторов и обстоятельств) и др.
Слайд 12Уровни методологического знания (по Э.Г. Юдину)
философская методология
уровень общенаучных
принципов, процедур, методов и форм исследования
конкретно-научная (частнонаучная) методология
методика и
техника исследования
Слайд 13Категория метода
эмпирические и теоретические методы исследования
эмпирические методы (наблюдение, интервьюирование,
тестирование и др.) направлены на получение непосредственной информации об изучаемых
предметах,
теоретические методы (анализ, синтез, концептуализация, моделирование и др.) позволяют обобщать эту информацию в виде теоретических представлений
Слайд 14Категория метода
количественные (номотетические), целью применения которых является установление законов, номосов
качественные
(идеографические), целью использования которых является установление индивидуальных понятий, идей.
Слайд 15Особенности количественных методов
• ориентация на получение достоверного объективного знания о реальности;
• усреднение
данных, выявление главных тенденций, закономерностей;
• установка на получение максимально четких и
проверенных причинно-следственных связей, аргументированных заключений;
• преобладание дедуктивной логики в исследовании.
Слайд 16Особенности качественных методов
ориентация на реконструкцию субъективной картины
реальности;
индивидуализация и специализация данных,
акцент на различиях и несоответствиях в разных картинах исследуемой реальности;
установка
на выявление и понимание феноменов в единстве внутренних и внешних проявлений;
преобладание индуктивной и интуитивной логики в исследовании (от частных случаев и их интерпретаций – к построению систематических обобщений).
Слайд 17Классификация качественных методов
case-study (предметом интереса является отдельный случай, ситуация, по-английски
- case - случай, ситуация);
документированное описание (предмет - изучение и
описание типичных ситуаций с точки зрения субъекта);
восхождение к теории (от английского - grounded theory, предмет - переход от ситуативных описаний и представлений к более или менее общей теории),
биографический метод (предмет - жизнеописание,
т. е. исследование явлений и событий во временной ретроспективе).
Слайд 18Методы научно-теоретического исследования
Аналитико-синтетический метод:
классификация и классификационный анализ;
анализ отношений;
причинный (каузальный)
анализ;
элементный анализ;
анализ «по единицам».
Слайд 19Методы научно-теоретического исследования
Методы абстрагирования и конкретизации
Методы индукции и дедукции
Метод моделирования
Мысленный эксперимент
Слайд 20Методы научно-теоретического исследования
идеализация, дедуктивный вывод, метод восхождения от абстрактного к
конкретному;
источниковедческий, сравнительно-аналитический и конструктивно-генетический анализ, метод реконструкции целого по
его частям (синтез) и теоретической интерпретации (контекстуальный анализ);
идеализации, формализации, алгоритмизации, моделирования, вероятностный метод, статистический и др.
системно-аналитический, историко-генетический, историко-логический, понимания и актуализации;
проблемно-генетический анализ;
конструктивно-генетический метод;
Слайд 21Методы научно-теоретического исследования
описание, анализ фактов и явлений, статистический, монографический, сравнительно-сопоставительный
(синхронистический) анализ, обобщение и систематизация результатов исследования;
реконструкция, объяснение, понимание;
историко-структурный, конструктивно-генетический, историко-компаративистский, биографический, монографический и метод культурно-педагогических типов;
сравнительный и синхронный анализы;
категориально-понятийный анализ, анализ продуктов деятельности, проблемологический анализ, тематический анализ, метод источниковедческого анализа, биографический метод.